Национальные танцы

Рассказывает Борисова Ю.Б.

1964г. В Братске проводились "Дни немецкой культуры". В рамках этого мероприятия к нам приехал ансамбль немецкого танца из ГДР. Приехал большим составом, - наша сцена позволяла проводить такие выступления. Я была у них на одной из репетиций. Они репетировали всего лишь уход, конец своего выступления.

- Вы знаете, я всегда думала, и сейчас так считаю, что на сцене любая импровизация должна быть подготовлена. Хотя она и называется "импровизация", но надо ее репетировать. Именно этим они тогда и занимались. Руководитель был мужчина, немолодой, - режиссер постановщик, хореограф - все в одном лице. И была дисциплина в этом ансамбле. Железная! Он только скажет - "нох айн маль!" (еще раз!) - и я смотрю, - они немедленно, без разговоров, выходят и снова повторяют уход. "Noch einmal!" - и снова уход, и снова уход - они наверно целый час репетировали одно это действие. А я удивлялась - все не так, как у нас. Много разгильдяйства в наших актерах, а у них были только танцы. На сцене - только танцы, ничего больше.

Потом приезжал ансамбль Флуераш из Молдавии. У них, в общем-то, тоже была хорошая дисциплина. А танцы молдавские - гуцульские, которые они исполняли - они в очень быстром темпе исполняются. Я подружилась там - просто больше всего поговорила именно с ним - с Пескаревым - был такой мальчик. Я спрашиваю - сколько тебе лет? - Он говорит - мне уже через два года надо заканчивать свои выступления.

Они возвращались за кулисы все совершенно мокрые и сразу переодевались. Потому что были у них такие жгучие, такие острые, быстрые танцы. И он мне говорит - ты знаешь, я наверно не доберу свой срок. Был такой порядок - 20 лет танца и потом ты можешь идти на пенсию. Ему было тогда 34 года - с 16 лет танцует. И вот, говорит - я, скорее всего, не дотанцую свои 20 лет. Уже тяжело, и сердечко начинает сдавать. Ну, все время, вся жизнь - в таком быстром движении, особенно большие нагрузки на ноги в гуцульских танцах.

Флуераш, конечно очень сильный коллектив был, очень сильный. И очень большой - мужчины, женщины. Но от них никакого шума не было. Они так привыкли, они - профессионалы. Я же самодеятельностью занималась, - так там вообще было - "черт те что и сбоку бантик!", как говорят. А здесь была дисциплина. Может быть, не как у немцев, но тоже хорошая.

Флуераш меня поразил. У них были выходы с масками, - такими огромными! - когда они уже заканчивали свое выступление. - Мокрые все, уставшие, со сбитым дыханием. Мне этот ансамбль очень понравился. У них, в Молдавии было два профессиональных ансамбля. Один назывался Жок и второй - Флуераш.

Такие вот, у меня были встречи, познавательные. Я с тех пор полюбила гуцульские танцы - до того они необычные, жгучие, до того задористые, с таким большим напряжением они танцуют это все! И коллектив мне понравился - ребята хорошие. Особенно понравились мужские партии в этих танцах, основная нагрузка в них падает на мужчин. Запомнился танец "плотоводы". - Гуцулы пускают плоты по рекам своим, а реки там бурные...

Сейчас, когда все развалилось, когда нет у нас хорошего контакта с Молдавией, - я сейчас не знаю, может быть, уже и нет того Флуераша, может такой ансамбль уже не существует. Вообще, ансамбли очень зависимы от своего руководителя, а 50 лет - это очень большой срок...

Записал О.А.Ханов.
17.02.2011


Рецензии