Два таких разных меня

                «Кто сподобится увидеть самого себя,
                тот лучше сподобившегося видеть ангела»
                (Преподобный Исаак Сириянин)

Не так давно я обнаружила, что во мне живут два совершенно разных человека.
Первый человек – это моя личность. Назовём его условно "внешний". Каков его портрет? Он обращен вовне: много думает о своём имидже, машинально-подсознательно-всегда задаётся вопросом «Как я выгляжу?», «Что обо мне подумают?»,  «Как меня примут и во сколько оценят?» и т.д. И от этого он подозрителен.
Он всегда чем-то озабочен. Много переживает о том, чтобы его личная внешняя среда была удобной, красивой и комфортной, причем желательно всегда. И чтобы у него было не меньше культовых благ, чем у других - "Как, неужели у Вас нет ни одного кольца с бриллиантом? Это просто неприлично, в вашем положении..."
Он постоянно себя сравнивает с кем-нибудь, а их много – образцов и баз для сопоставления, их ни много ни мало шесть миллиардов…А если учесть, что сравнивать можно и с умершими - королями, актрисами, поэтессами?

Из-за всех этих  сравнительно-оценочных мыслей он постоянно суетится, волнуется, раздражается и обижается. Он полагает, что его всё время недооценивают. И впадает в тоску и хандру – потому что всё равно всего не хватает и мнения о нём разные – от «негодяя и подонка» до «прекрасного человека и даже ангела». Второе, правда, он слышит всё реже и реже…

Чтобы  развеять эту хандру и уныние, внешний человек ищет развлечения – в тусовочной толпе, в общепите, в турне по Турции, в некой публичной деятельности в присутствии себе подобных. Он бежит (его тянет и властно влечёт, так как он раб по сути своей) куда-нибудь, лишь бы не быть одному, со своими беспокойными, изнуряющими мыслями-воспоминаниями о чьих-то неприятных словах и реакциях, своих запоздалых и нелепых поступков, новых возможных опасностей и повторов, вчерашних и завтрашних оплошностей и обид.

Что еще можно сказать о внешнем человеке?

Он любит своё имя и подчёркивает где надо и не надо свой статус. Прихвастнуть тоже не упускает случая...

Он всё время ждёт осязаемых и скорых результатов и от этого не чувствует  процессов. Почти никаких... 

Он часто глядится в зеркало, не пропуская ни одного, но ничего толком в них не видит.

Он чрезвычайно любопытен и не может жить без слухов, телевизора и новостей. Он ахает по поводу пожаров в другом городе или стране, не замечая пожароопасного огонька в своем дому, внутри самого себя. Меж тем этот огонёк уже бежит по тюлевой шторке, он дымит вовсю, и окна-глаза внешнего человека уже не видят реальности – только мнимость собственных, надуманных  представлений о мире… А главное – о себе.

Он крайне противоречив – то он хочет дружить со всеми, всех любить и облагодетельствовать и ему жизненно важно мнение окружающих о его персоне, о его способностях и успехах, а то вдруг ему всё и все «по фигу и по барабану»… Ибо что они, эти жалкие людишки могут понять, разве у них были столь высокие переживания и глубокие страдания! Они даже не замечают моих благих порывов, неблагодарные!

С одной стороны, он хочет независимости и покоя, люди «достают» его до невыносимости, они напрягают и грузят, толкаются, царапают и норовят ещё насыпать соли на эти царапины. С другой стороны – он жить не может без публики и средств связи с людьми: факса,  Инета, и особенно сотового. ОН без этого неполноценен. Он ощущает крайний дискомфорт, обнаруживая при этом все признаки нервного расстройства и даже бешенства. "Что это сегодня никто не позвонил? Я уже никому не нужен!?"

Он так устроен, что любит подражать, но так, чтобы об этом никто не знал; подстраиваться  же не любит, злится, но обыкновенно вынужден. Поэтому кричит, что хочет свободы, хотя на самом деле боится её как воды без берегов. Он вообще много кричит… Даже когда сжимает губы. Тогда кричит письменно. Но спазм в горле всё равно не проходит...

Моего внешнего человека мёдом не корми - дай ему покрасоваться; любит, ой как любит  поучать и давать советы другим, но принимать их сам обычно не готов, так же, как и вообще слышать кого-либо. Путает цели со средствами и грешное с праведным, но рад «поговорить с умным человеком», под которым понимается тот, кто бы всё время соглашался и кивал.  Любое возражение, чужое противоположное мнение или не нравящуюся ему теорию почти всегда принимает за личное оскорбление.

«Как, однако, он многогранен!» - скажете вы. И мой внешний человек сразу надувается от гордости и чрезвычайная сладость разливается по его удовлетворённому организму... Но это ненадолго. Требуется ещё и ещё. Таков внешний человек – жадён, ох жадён на удовольствия, падок на лесть!

Он всё время делает "вид" и от этого сильно устаёт. От всего этого, от внешней суеты и "не тех" людей он стремится скрыться в своём жилье, внутри его и называет это "внутренним миром". И опять ошибается...  Как бы не так!  Даже тут, в уютном гнёздышке за толстыми стенами ещё одно свойство внешнего человека не даёт ему желанного счастья и душевного равновесия Называется это свойство инерционность. И означает оно, что внешний человек тянет за собой все свои внешние мысли, настроения, сравнения, все свои дневные диалоги, чьи-то замечания и реплики и всю гамму негатива от них. Он продолжает вариться в этой прокисшей каше и её испарениях и какой уж тут покой! Кроме того, он сравнивает (привычка!) с другими свою прихожую, ванную, жену, меню ужина, своих детей с соседскими отличниками и т.д. и т.п. Выясняется, что и тут всё не так, как он себе видел в мечтах, когда создавал семью и бежал еще час назад домой в надежде, что сегодня всё изменится.
И, чтобы не сравнивать, он включает телевизор - окно в мир… Опять внешний.
 
Словом, внешний человек – это бездна с острыми краями, в которую можно падать всю жизнь. Учитывая всё вышеизложенное, он не может быть счастлив в принципе.

Но если, отложить страх перед этой бездной, присмотреться к ней,  то можно заметить ГЛАВНОЕ: внешний человек всегда ищет причины своих несчастий ВО ВНЕ. То есть, где-то помимо себя: в родне, в политике, в экономике, в друзьях и врагах, в евреях и англичанах, в тёще и снохе, в начальнике и конкурентах и пр. и др. Только не внутри себя... Он же, как правило, не виноват.

И ещё. Внешний человек очень хочет быть большим и значительным. Для этого он применяет много средств – берёт большую собаку, покупает огромный автомобиль, строит трёхэтажный дом на четыреста квадратов, если есть хоть малейшая возможность для этого, если же нет – то можно хотя бы напустить на себя таинственный вид, прослыть странным. Ну и другие способы имеются. Чисто русские…

И всё равно мой внешний человечек остаётся ущербным, неуверенным в себе и маленьким, точнее, мелким. И недавно я поняла, почему.

Да потому что, как известно, внешнее есть отражение внутреннего. А вот мой "внутренний" человек – он совсем микроскопический. Его практически нет… Не родился. Или умер в раннем возрасте?

И всё же постараюсь описать и его. Каков он? Или каковым он может и мог бы быть, если давать ему хотя бы немного пищи, выводить на свет и воздух,  а значит, выращивать…    Только пища у него совсем иная. И не видим он, этот внутренний человек обычному глазу.

Хотя… с виду он такой же, как все - тоже ходит на работу, отдыхает на берегу реки или моря, едет на транспорте, общается и т.д. Но у него ВСЁ ИНОЕ! Ну, например, помимо обычного внешнего слуха и зрения, у него есть внутренний слух и внутреннее око, и удивительные вещи открываются ему там! Там видно невидимое. Там есть божественно-космический мир, где живёт благой, непостижимый и вечно новый Творец и те, кто может хоть немного лицезреть Его дивные творения и чудесные явления - ангелы, святые, пророки и дети.
 
Про внутреннего человека можно сказать метафорически: у него «истлел внешний человек» (2-е Кор 4, 16  ) – тот самый  источник несчастья и проблем. Что значит истлел? А он не командует больше, он перестал кричать и требовать. Требовать внимания к себе, чьего-то времени, тварных благ и душевных развлечений. Он уже не думает постоянно о том, как обезопасить свою жизнь, как создать запас ресурсов, как веселее и роскошнее устроить свою жизнь? Он чуток и зорок внутренне – как будто ежеминутно он  ждёт Небесного Гостя, своего Главного Друга. Этот Гость, этот Друг понимает всё и всегда - можно объяснять, можно нет, он всегда подскажет нужное слово внутреннему человеку и улыбнётся светло и внимательно и озарит дом лучиками  зари, даже в темную грозовую ночь…
 
Так постепенно вместо внешнего мира у внутреннего человека строится  прочная и надёжная крепость внутреннего мира – с незаходимым внутренним солнцем и благодатным дождём, с ни от чего не зависящей радостью и неколебимым покоем, с всегда горящим светильником тёплой молитвы. Это мир его сердца. Это тот островок, который внутри тебя и ты уже доплыл наконец до него, ты уже чувствуешь твёрдое дно под ногами, и он никуда и никогда от тебя не денется. В этот мир к внутреннему человеку обязательно придут и приходят небесные гости – истинно мудрые и верные,

Что значит «истлел внешний человек»? Это значит, что глаза внутреннего человека  закрыты на недостатки и пороки других – ему бы себя успеть рассмотреть, в каждый миг своего движения. Он очень хорошо понимает, что случится, если начать рассматривать соседние авто на трассе и бросить собственный руль.

Итак, внутренний человек видит совсем не то, что внешний. Он видит то, что его не расстраивает, а наоборот, делает радостно-живым. И чувствует он гораздо, не сравнимо больше. Потому что никого ни с кем не сравнивает. Так, он чувствует, что все вокруг - такие же как он: все проходили смертную муку, рождаясь и рожая, ранили розовые пяточки о камни, трогали тонкими пальчиками клейкие листья и опасные розетки, хворали и наделялись, влюблялись и хотели кого-то разорвать в клочья, теряли самое дорогое, хоронили или уходили навек... Они - такие же. Они - это он. И он проживает с ними тысячи жизней, неповторимых моментов и ощущений, историй и приключений... А они готовы с радость раскрыться для внутреннего человека. Ибо он искренен и не обманчив.

Может, поэтому он очень силён и бессрочно богат. Ему всего хватает! Наверное, он владеет золотым ключиком и благодаря  которому ему в любой момент доступны высшие радости, озарения и сокровища: вот же они - книги Священного Писания, откровения 38-ми великих психологов "Добротолюбия", человека-ангела Владимира Соловьёва и пророка Лескова, вот голоса сонма торжествующей Церкви - Жития святых!... И родные души находятся, хотя не всегда они рядом, на расстоянии вытянутой руки...
   
Вместо бессмысленно-назойливых вопросов "Кто лучше - я или она (он)?" и "Что думает обо мне общество" (которому, кстати, чаще всего наплевать на тебя) у внутреннего масса вопросов другого плана: «Какие страсти преимущественно владеют мной?», "Чем я грешу чаще всего?» «Что сейчас на самом деле важно для меня?» "Для чего я это делаю НА САМОМ ДЕЛЕ, например, говорю эту речь, несу этот словесный понос?" «В чем состоит мой крест, который мне определил Создатель?» «Как стать ближе к своему ангелу и лучше слышать его?» «Как войти в то Царство Небесное, которое внутрь нас есть?»
 
И помощью Божьей (она лишь того и ждёт!) внутренний человек получает ответы на эти вопросы!!! И пронизывает его Свет нетленный и изменяет всё его тело и душу... И вот так, мало-помалу обуздывая и смиряя свои внешние помыслы, он познаёт себя и Творца, а значит вступает на ступени внутренней духовной Лестницы  - неизреченной и бесконечной Радости Сердечной, невыразимой никакими словами Благодати Господней.

Мой внешний человек сейчас начнёт мне аргументированно и упрямо возражать… А что он ещё умеет?
Или всё-таки нет, хотя бы промолчит и задумается?


Рецензии
Прочитал. ...Задумался... Почему-то вспомнился роман Дэвида Вейса «Нагим пришел я...» (о великом скульпторе Огюсте Родене).

...Тогда я был ещё молод, как говорится, на заре моей молодости... Безоглядно и максималистски верил в чистоту и помыслы людей... После прочтения романа не на шутку задумался: как может в человеке сочетаться и великое, и низкое... Разве это верно, разве так должно быть?

...Потом в течение жизни, сталкиваясь с подобными явлениями, пришёл к выводу, что так устроен МИР, в том числе и мир Человека – в нём и Бог, и Сатана вместе правят бал... Рука об руку – т.е. неразрывно и извечно!.. И вполне ладят меж собой... Это мы по своей наивности, либо по «прихоти» своей, либо для удобства своего, чтобы ублажить свои амбиции или тщеславие, разделяем их, полагая или представляя, что они по разные стороны Света... Поэтому мы и своего «внешнего», и «внутреннего» человека (а, следовательно, Душу и Сознание) разделяем, отдавая предпочтение только одному...

Но мир Человека огромен и потому бесконечно ИНТЕРЕСЕН, и он (этот мир) заслуживает того, чтобы его НЕ ПРЕДАВАЛИ фатальной любовью к чему-нибудь одному!.. Думаю, что это справедливо и по отношению любви к Богу?..

...Ваш «внешний человек», всё равно, вызывает уважение: он самокритичен, потому человечный (а не мистический и иллюзорный, как «внутренний») – он знает и свои недостатки, и свои достоинства – значит, он Мудр!.. Прекрасная самокритичность, которая одухотворяет, осветляет и душу, и сознание, и все иные добродетели человеческие, если мы их искусственно не разделяем...
С уважением и почтением, -

Рафаил Габдулин   31.03.2011 12:09     Заявить о нарушении
Большое спасибо за подробную рецензию-размышление.
Роман этот тоже запомнился.

Наверное, мысль Вашу поняла и принимаю её в принципе. Нужен баланс или золотое сечение, так? Перекосы и фанатизм не выход - ни в коем случае.
Путь мудреца - срединный путь...
И видимо в унисон этим мыслям у меня получилась неожиданно последняя миниатюра о нейтральной полосе...
Совпадение!

Еще раз благодарю.

Екатерина Щетинина   31.03.2011 22:33   Заявить о нарушении
 “Стань тем, кто ты есть” (Ф. Ницше)

- Хорошо объяснился по этому поводу Армен Джигарханян: “…На первый взгляд, нет ничего глупее: как можно стать тем, кто ты уже есть? ...Ан нет, самое трудное в этом процессе – это возвращение к себе”.

- Чудесно сказано, не правда ли! Конечно же, я думаю, он имел в виду сохранение в себе человеческих добродетелей, человеческих достоинств, от природы, с рождения присущих человеку.
********.

- ...О «совпадении»... Миниатюра вызвала у меня неоднозначные ассоциации, видимо, я не до конца её понял... возможно, я далёк от мира «внутреннего человека»?..
Не знаю, почему, но Ваши рассуждения в любом случае не оставляют меня равнодушным – может, я чрезмерно любопытен?..

Рафаил Габдулин   31.03.2011 23:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.