О христианских таинствах

О  ХРИСТИАНСКИХ  ТАИНСТВАХ*

В работе \8\ структурно-триадологический метод был применен для ана-лиза текстов и чинопоследования богослужений (Божественной литургии, Таинства Крещения, Символа веры, Пятикнижия Моисея).  Поскольку ука-занная книга вышла небольшим тиражем, мы позволим себе привести крат-кую «выжимку» полученных там результатов.
Выявляя структуру религиозных обрядов и ритуалов в различных рели-гиях и подвергнув их сравнительному анализу, убеждаемся, что они выделя-ют из всей совокупности внутригрупповых отношений наиболее важные, социально-значимые, необходимые для ежегодного сохранения, воспроиз-водства и преображения рода, и закрепляют их в системе священных (табу \привилегий\ церемониалов).  Мы имеем дело с системой социальных устано-вок\отношений между субъектами действия. Ещё Леви-Стросс в своей «Структурной антропологии» обратил внимание на то, что именно такая сис-тема установок формирует динамику, последовательность в системе поня-тий\наименований. Т.е. если фонологический, лексический, категориальный анализ даёт, в основном, статическую картину взаимосвязей между различ-ными элементами структуры, то в ритуале мы имеем дело с динамической версией, с его развертыванием в актуальном пространстве-времени.
Ниже обнаруживается, что структура у православных ритуалов такая же, что и полученная в работе \8\ структура основного Догмата. Из этого можно сделать заключение о тесной взаимосвязи чина, последовательности дейст-вий в ритуале (обряде) с его текстом, с фонологической актуализацией. Более того, нам представляется, что изменение одной из этих составляющих ритуа-ла (обряда) приводит к изменению и второй, текстовой. С этой точки зрения, интересно было бы проследить корреляции между изменениями языка бого-служений (например, при реформе старославянского языка во времена мос-ковского «раскола» в середине ХVII века)  и самого чина этих ритуалов.
Таинство – образ приятия Св. Духа (благодати) в христианстве. В нём происходит соединение видимого и невидимого, формы ри¬туала и его со-держания. По самой сути Церкви её природа – есть невидимое в видимом. Именно для раскрытия этой природы, её ак¬туализации в чин, в последова-тельность совершения ритуалов вносится опреде¬ленный кодовый, архетипи-ческий порядок, строй для обуздания чувственного экстаза, возни¬кающего во время свершения таинства, и для наделения этих элементов таинства опреде-ленным, согласованным с Догматом, смыслом.  С другой стороны, общая структура каждого таинства  согласуется со структурой основного Догмата и раскрывает её новое содержание.
Семь существующих в настоящее время основных христианских та-инств, имея своё происхождение ещё в первохристианской тради¬ции, также могут быть объединены в одной триадологической фор¬муле, согласованной с предыдущим общим подходом, использован¬ным при получении структуры Божественной Литургии. Согласно Православному катехизису, все Св. Таин-ства связаны с передачей верующему определенной благодати Св. Духа. Так, Крещение  св. водой и Рукоположение связаны с благода¬тью рождения в Св.Духе (таинство Крещения Св. Огнем теперь не совершается). Таинство очищения и исцеления Св. Елеем (Елеосвящение, Со¬борование), Миропо-мазание (Таинство печати Св. Духа), Брака и Св. Исповеди связаны с благо-датью телесного и духов¬ного очищения от греха, восстановления и укрепле-ния в Св. Духе. Таинство Св. Евхаристии (Причастия к Христу) связано с полу¬чением благодати Св. Даров (Тела и Крови Христовой), увеличе¬нием благодати и духовным преображением  через  Богоусыновле¬ние.
Общая структура категории христианского Таинства в форма¬лизме ориентированных триад приводится ниже на Рис. III.3 A.  этой статьи.















Рис. III.3 A.  Реконструкция структуры категории «Таинство».

В той или иной форме эта структура дублируется и на уровне отдельного таинства. Для иллюстрации этого удивительного факта мы рассмотрим под-робно чин обряда Крещения, воспользовавшись текстами классического учебника по новоправославной литургике Шиманского \47\.
Нужно отметить, что согласно Православному учению в любом из этих семи основных таинств обязательно подаётся благодать Св. Духа.  Другой вопрос: способен ли, готов ли участвующий в обряде принять эту благодать?


ТАИНСТВО   КРЕЩЕНИЯ  (СВЯТОЙ ВОДОЙ) *

Чин обряда этого таинства наиболее сложный, и в том или ином качестве он повторяется в чине других таинств. К тому же он пер¬вый в их иерархии, самый древний (с него начался крестный путь Исуса как Христа), и без него невозможно благодатное воздействие всех остальных таинств. Это таинство (как и таинство Причащения) относится к евангелическим таинствам, о кото-рых напрямую гово¬рится в Евангелии и которые совершал сам Христос. На Рис. III.3 A. положение этого обряда указано стрелками.
С первохристианских времен Крещение принималось трояко: крещение водой (крещение Иоанном Крестителем Исуса ) для приня¬тия в общину вер-ных; крещение Рукоположением  (от рукоположе¬ния Христом  апостолов ); крещение огнем (от крещения Св. Духом в день Пятидесятницы) – это выс-шая форма крещения в христиан¬стве. Рукоположение воспринимается как второе рождение во Хри¬сте, связанное с приобретением способности переда-вать благодать и права совершать Таинства.
Согласно смыслу обряда Крещения, мы крестимся «во смерть и воскре-сение Христово», т.е. мы сначала умираем как  человеки вет¬хие, погружаясь в воду, а затем воскресаем в новом человеке, во Христе,  символически по-вторяя его земной путь. Чин обряда Кре¬щения включает три основных эле-мента: очищение от грехов через усвоение основ веры (оглашение – раская-ние и покаяние, клятву и сочетание); освящение воды и елея; смерть и воз-рождение в новой вере (погружение в освященную воду, облачение в новые одежды, перепоясывание, крест).
Современный православный чин Крещения также состоит из трех стадий \47\: приуготовительной (оглашение) и очищения, и собственно Крещения, которое включает  два основ¬ных этапа: освящение елея,  воды и преображе-ние, которое вклю¬чает помазание елеем воды и тела,  погружение в воду и отпуст  с облачением, препоясыванием и благодарственной молитвой с воз¬жиганием свечи.  Нужно отметить, что структура всего чина этого таинства удивительно повторяет структуру чина Божественной Ли¬тургии, реконст-руированную нами выше.
 Так, очищение (катарсис, он – как и в Литургии оглашенных - свер¬шается в притворе храма) начинается с назнаменования, т.е. наречения име-нем новообращенного, которое начинается с молитвы, крестного зна¬мения и произнесения имени, и заканчивается отпустом с произнесением имени свя-того, в честь которого было имянаречение. Это приуготовитель¬ная триада, с которой начинается весь ритуал таинства Крещения.
После провозглашения имени идет оглашение, которое включает три (!) оглашения: 1) оглашение раскаяния (с исповедью о заблуж¬дениях, отречения от грехов, просьба о принятии; 2) оглашение с наставлением в догмате веры, которое  включает  клятвенное обе¬щание о принятии догмата веры  и отре-чении от всех заблуждений, исповедание догмата веры,  и завершается вто-рое оглашение предо¬гласительной молитвой; 3) оглашение отречения от диавола  и со¬четания Христу, которое начинается благословением священни-ка,  тройным отречением от диавола (на запад) и заканчивается трой¬ным сочетанием со Христом (поклонами на восток).
Третьей частью стадии очищения является молитва о крещае¬мом, кото-рой и завершается обряд очищения крещаемого. Всё это совершается в при-творе храма, как и часть этого же обряда в чине Божественной Литургии, когда идет Литургия оглашенных.
После духовного очищения и благословения к крещению все входят в храм и в зале собрания проходит обряд освящения купель¬ской воды и елея помазания. Этот обряд имеет то же значение, что и евхаристия, в которой освящаются св. дары через призывание и схождение Св. Духа. В таинстве Крещения освящаются крещальская вода в купели и елей, который применя-ется для помазания воды и тела крещаемого (очище¬ния и укрепления в силе благодати).  Как и Евхаристия в Литургии верных, эта стадия (литургия ос-вящения) обряда Крещения также состоит из трех частей:
1) Вынос в храм купели, свечей, кадильницы и мирницы, креста, Еван¬гелия, воды и елея. Эта часть приуготовления для Крещения в храме начи¬нается с переоблачения священника в белую фелонь и каждения окрест мес-та крещения (в точности повторяется ритуал Литургии); выноса и каж¬дения купели; возжигания вокруг неё свечей и свечей для восприемников.
2) С возгласа «Благословенно Царство…» начинается вторая часть ос¬вящения, великая ектиния (молитвенное прошение) на освящение воды. Во-да освящается при чтении ектинии через трехкратное знамение креста над водой, погружение руки (перстов) в воду и дуновение на неё (триада освяще-ния: крест \рука в воде \дуновение).
 3) После освящения воды идет освящение елея для помазания через трехкратную молитву, дуновение на него и знаменование креста над ним (север\юг, восток\запад). На этом  стадия освящения воды и елея заверша¬ется.
Освящение – это отдельная, самостоятельная часть обряда Кре¬щения, так как святой елей может быть приуготовлен заранее и хра¬ниться в ковчежке, вместе с миро. Также и вода может быть ос¬вящена прежде для Крещения предыдущих крещаемых.  Нужно отметить, что, как и в Литургии, все три стадии обряда Крещения носят довольно самостоятельные функции и имеют особое смысловое и символическое значение. Как и в Божественной Литур-гии, в этой части обрядового действа при совершении таинства предпо¬лагается обретение водой и елеем благотворных для совершения таинства свойств, т.е. они обретают качественно новые свойства и становятся св. во-дой и св. елеем.























Рис.В. Структура чинопоследования элементов обряда Крещения
Стрелками задаётся начало обряда Крещения. Цепочка обрядо¬вых действий идёт  по часовой стрелке вокруг каждой оси.

Можно сразу, по освящении воды и елея, осуществлять погружение без помазания воды елеем. Од¬нако, с течением времени свойства св.воды могут ослабевать, её сила упасть, поэтому для усиления её свойств применяют об-ряд по¬мазания св. воды перед погружением. Но это реализуется уже на сле-дующей стадии обряда.
Если вернуться к календарно-обрядовой символике данного об¬ряда, то момент завершения освящения воды и елея приходится на конец условного календарного года, т.е. на святки, или 2/3 от цер¬ковного года (если считать от Пятидесятницы). Таким образом символически подготавливаются условия для самого таинства Кре¬щения, наиболее благоприятным временем которого является дву¬надесятый праздник Крещения Господня (Богоявление, 19 янва-ря). Приводимая ниже реконструкция структуры обряда Крещения (в рамках метода ориентирован¬ных триад) удовлетворяет этому усло¬вию.
Начало следующей, третьей, заключительной стадии обряда Крещения (помазание, погружение и отпуст), непосредственно свя¬занное с самим таин-ством новообращения, воцерковления, бого¬усыновления через Крещение как раз приходится на начало ка¬лендарного года.
Если на первой стадии обряда Крещения (очищения) происхо¬дит духов-ное освобождение крещаемого от грехов ветхого человека и его духовное обновление, то на третьей стадии новокрещаемый после укрепления через помазание елеем умирает (как человек вет¬хий) при погружении в св. воду и обновляется, воскресает во Хри¬сте через облачение в светлые одежды. Мы определяем эту стадию как богоусыновление (воскресение, преображение). Обряд богоусы¬новления при  Крещении во Христа  включает три части:
1) помазание (укрепление) св. елеем воды, помазание св. елеем  тела \чело, грудь, спина, руки, ноги, уши и др.\;
2) погружение в св. воду (трехразовое, на восток, крещальная форму-ла);
3) отпуст, через облачение в белую ризу, с чтением отрывка из Еванге-лия, и перепоясывание пояском; переда¬чу нательного крестика; и свечи при чтении молитвы «Бла¬гословения».
На этом завершается чин обряда  этого таинства.
В следующем сразу за Крещением Миропо¬мазании (ещё называемым Печатью Св. Духа) крещаемому подается благодать участия в  Св. Таинствах. Ему дается право участия в приятии Св. Духа через посредство преемствую-щей  благодать от Христа епископской Православной Церкви. Это «Печать» личной Пятидесятницы для мирянина \48\.
В  статье “Единство церкви” \48\ о. Сергей Булгаков пишет, что богосло-вие должно пытаться раскрыть не структуру Бога (что невозможно!), а струк-туру откровения о нем, т.е. структуру (текстов \обрядов \Литургий). Имен-но в этой структуре и проявляется то невидимое, сокрытое от простого взгляда, что заключено в Слове. Благодаря этой структуре, повторяющейся на всех уровнях Церкви, в каждой её части проявляется эстетический момент богослужения, уравновешенность, соотнесенность отдельных  элементов, то самое “небо на земле”,  которое так привлекает в Православие.
Именно попытка нарушения этой структуры, ломка чина службы приве-ли к появлению “раскола” в XVII веке. Часть православных, чутко и остро почувствовав эту грубость, ушла из канонического подчинения Церкви и даже эмигрировала, пытаясь сохранить благолепие прежнего чина. С другой стороны, уже на стадии выхода этой книги нам попалось любопытное иссле-дование, проведенное в конце 60-х годов прошлого века и посвященное вы-членению элементов обряда посвящения (инициации) молодых воинов в варну (касту)  “кшатриев” в «Махабхарате» и в «Ригведах».  Приводя убеди-тельные аргументы в пользу такой трактовки части мифов об Арджуне (третьем из братьев-пандавов, посланным к Вишну, Шиве и Индре обучаться воинскому искусству и за волшебным оружием), автор указанного исследо-вания приводит согласованную в деталях последовательность основных эле-ментов этого ритуала посвящения, зафиксированного письменной традицией ещё в середине I – го тыс. до н.э.
Согласно предлагаемой им  реконструкции, весь ритуал посвящения Арджуны, растянутый на один год, состоит из следующих основных частей:

1. Очищения, которое включает уединение, пост, самоистязание-исповедь;
2. Приобщения, включающего: (а) - испытание ( на мосту с помощью ряженых, о роли которых мы уже говорили\, унижения и мучения, побои, ритуальная смерть); (б) – откровение, включающее воскрешение, имянаре-чение \второе имя, кличка\, посвящение в тайные, священные мифы и сказа-ния, в священные тексты, ритуальные предметы; (в) - жизнь в лесном доме (подбор и включение в “дружину”, изоляция в доме тотема, тренировка-обучение).
3. Обряда реинтеграции (воскрешение, рождение “дваждырожденно-го”, возвращение из “иномирья” в селение, наложение различных табу, за-претов).
Из приведенного текста мы видим, что этот обряд имеет то же, что и в рассмотренных выше главах, трехчленное деление на всех трех выявленных в цитируемой работе уровнях этого ритуала.





       

















Структура ритуала посвящения «дваждырожденного» у индоарийцев  пост-ведического периода. Мы вынуждены были переставить в триаде второго уровня  функции «откровение» и «лесная жизнь» \пункт (б) и пункт (в)\, т.к. считаем, что по-священие в священные тексты происходит уже на какой-то заключительной  стадии обучения в доме родового тотема (а не перед приходом туда). Это следует из устрой-ства самого святилища тотема (см. Приложение-1). Весьма вероятно, что не все из инициируемых выдерживали само обучение. Тогда они вряд ли получали второе имя. И уж точно не посвящались в тайные предания \секреты родового тотема.

Из сравнения с православным таинством Крещения видно, что обряд по-священия в воины-кшатрии имеет ту же, только несколько усеченную структуру главных и второстепенных функциональных частей. Из этого можно заключить, что сам ритуал Крещения, последовательность элементов таинства, их смысловое и символическое наполнение создавались по типу ритуала такого посвящения у индоариев (малоазийских \Каппадокия\ или собственно индийских). Конечно, всё это было переосмыслено в духе Ветхо-го и Нового заветов и привязано к ежедневному и годовому христианскому циклу. То, что формально такие структуры ни ведическими жрецами, ни Святыми Отцами церкви Христовой специально не рассматривались и не выделялись, ещё ни о чем не говорит. Такое выстраивание обряда происхо-дило на подсознательном уровне, и делали это, как видим, весьма талантли-вые  люди, поэты, способные почувствовать значение отдельного Слова (ка-тегории) в каждом месте текста.  С другой стороны, приятно убедиться, что вера, которая  впиталась с молоком матери, имеет более чем пятитысячелет-нюю историю, что в ней заложены те же принципы и структуры, что и в са-мом  языке, в самой культуре.  Может быть, ради подтверждения этой нераз-рывности, которая вдруг выявилась и осозналась уже на конечном этапе ред-подготовки, и была написана настоящая книга?..

Нужно отметить, что триадный подход используется в православной ли-тургике для  упорядочения не только крупных частей православных обрядов, но и  более мелких их деталей. Ниже мы рассмотрим трехчастную структуру православного Канона и структуру текста Господней Молитвы. Это  резуль-таты новых структурно-триадологических исследований, которые были по-лучены в течение последних двух лет после опубликования  книги \8\ .

О  ЧИНЕ СЛУЖБЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ *

Как отдельная самостоятельная область исследований, православная ли-тургика начала формироваться в конце ХIХ века и замечательно изложена в монографии Гермогена Шиманского \47\. Однако наука должна не только установить, как совершается обряд, источники его происхождения и его ис-торию, но и ответить на вопрос о причинах этого, а также, обнаружив внут-реннюю структуру процесса, действия, ритуала, найти его смысл, расшифро-вать код, заложенный в нем. Нам кажется, что предлагаемый ниже подход позволяет в какой-то степени подойти к вопросу о расшифровке внутреннего кода основных богослужений и прийти к предварительному заключению, что общая их структура универсальна и в её основе заложена структура ос-новного Догмата.  Можно сказать, что они – развертывание этого Догмата во времени через действие, ежедневная актуализация жизни Христовой в мире сем.
Основное, ежедневно совершаемое таинство в Церкви – таинство св. Ев-харистии – происходит на Литургии, а в двунадесятые праздники – на Боже-ственной Литургии, свершаемых по полному чину службы. Именно на них возможно и освящение миро и елея, и воды, и  Св. Даров. На них же совер-шается посвящение в иерархи. Поэтому, естественно, первое, что мы попы-тались сделать – найти структуру чина Божественной Литургии.       

Основной триадой для формирования структуры Божественной Литургии может выступать триада (грех; праведность; Божье Царство). Нужно отметить, что, с точки зрения Православия, незнание Библии или невоцерквлённость тоже считаются грехом.
Другой основной триадой может быть использована христианская триада Апостола Павла (дух; душа; тело).
Упрощенно, в текстах Божественной Литургии можно наблю¬дать сле-дующую структуру:

  ОСВЯЩЕНИЕ (ЕВХАРИСТИЯ)                БОГОУСЫНОВЛЕНИЕ































ОЧИЩЕНИЕ (Катарсис)

Рис.III.2.8. Структура обряда Божественной Литургии.

Отметим, что христианский Догмат в краткой, ёмкой форме выражает всю Библию (Старый и Новый Завет), что мы и наблюдаем в полученной структуре основного Догмата. Мы уже отмечали ранее, что в истоках, на-пример,  Евангелия от Иоанна, лежит учение Филона Александрийского, который предпринял пер¬вую попытку осмысления Ветхого Завета в поняти-ях стоической философии Платона.  Стоит подчеркнуть, что подобный ана-лиз (с выделением триадных сверхструктур) наиболее легко проводить с тек-стами на греческом, латинском, германском и славянских языках с развитым средним родом. В культурах с иной языковой традицией выявление и сохра¬нение таких текстовых сверхструктур без привлечения дополни¬тельных, внетекстовых факторов остается проблематичным.
Общая структура Богослужения включает молитвы, свершение та-инств, жертвоприношение (евхаристию).
Смысл Литургии – через очищение от греха (литургия оглашенных) и внешнего, совместным порывом и призывом к горнему и схождением благодати на Св. Дары (освящение – литургия верных), создание через богоусыновление в “причастии” (общая трапеза) Собрания во Христе. Совместное воспоминание о светлом чуде Христова Воскресения в евхаристии, участие в богосхождении Христа в Храм  и ожидание момента схождения Св. Духа вызывает в участниках Литургии чувство радостного возбуждения и веры, которое и рассматривается некоторыми как результат схождения благодати (укрепление в вере).
В отличие от Православного чина, в части очищения в католиче¬ской мессе нет проскомидии, приуготовления Св. Даров во время службы (там есть преждеосвященные дары), и нет также молитвен¬ных поминовений свя-тых, живых и умерших (с изъятием особых частей из просфор).
На стадии освящения  происходит непрерывное освящение Св. Даров, вплоть до момента провозглашения епископом – “Сие есть тело Моё…Сие есть кровь Моя”, – и заканчивается освящение призыванием Св. Духа. В католичестве, как известно, утверждается, что освящение происходит только в момент провозглашения. Общая структура Евхаристии еще с апостольских времен практически неизменна и включает: чтение св. Писания; молитвенных прошений (ектиний) и молитв; священных песнопений (стихиры, каноны). Упор делается на смысловое наполнение (на Слово) богослужений, а не на их чувственное восприятие (музыку). Кстати, именно в католической мессе Слово урезано, и выделяется музыкальный, чувственно-эмоциональный, иррациональный  элемент восприятия.  В православии упор делается больше на хоровое пение, на “умное искусство”, на видение\созерцание\понимание. Отсюда и постоянное стремление вести службу на понятном участникам языке. И ещё важное отличие Православия от католичества, где освящается только человек и человеческое. В Православии освящение затрагивает весь Космос (и человеческий, и природный, и внеземной). Христос явился преобразить весь Мир, а не только падшего человека.
Литургия – в отличие от новоевропейской литературы, театра и кино – сакрализованная общая молитва,  в которой важны не только привязка к то-пографии места и временным циклам (суточным, го¬довым), но и чин самой службы, и талант её участников. Вера – это дар, быть может, более редкий, чем иные. Не случайно так мало Святых. Укрепление в вере – это ведь тоже схождение благодати Св. Духа. Понимание невозможно без знания, которое возможно только у верующего человека, т.к. вера позволяет из потоков ин¬формации выловить крупицы полезного в деле веры знания. И, главное, ве-рующий человек не устает в накоплении этого знания. 
Как утверждают авторы работы \50\: «через откровение тайны Бога нам открывается и тайна человеческого бытия».
Использование Божественной Литургии для систематического (в идеале – ежедневного) производства благодати связано с особен¬ностью её структу-ры – она отражает структуру годового евангели¬ческого цикла и особенности православного учения о Церкви Хри¬стовой. Эта же структура заложена и в православном Символе Веры. Отметим, что годовой бо¬гослужебный цикл разбивается на три четырёхмесяч¬ных периода: весенне-летний (Бог Отец, пророки, апостолы, Преоб¬ражение); Богородический период (сентябрь-декабрь), связанный с нисхождением Св. Духа и вочеловечиванием Христа в Деве Ма¬рии; и основной, Богоявленческий период (от Рождества Христова до Пятидесятницы).
Если обратиться к терминологии позднеэллинского неоплато¬низма III векa, в борьбе с которым и формировались литургиче¬ские обряды и тексты, то необходимо упомянуть о Св. Дарах как о Логосе, в котором после нисхо-ждения на них благо¬дати  (образа, эйдоса Божия), в заключительной части  Освящения, этот эйдос Бога заключен, как в семени, и передается в момент Причастия  и приятия Св. Даров верующему. С этого момента  на¬чинается очередной суточный цикл зарождения Сына Божия в теле верного (что фик-сируется Благовещеньем  в тексте службы).  После отпуста и целования кре-ста (момент распятия Исуса) возможно на¬чало следующего литургического цикла. Св. Дары в этом случае рассматриваются как логос, как способ пере-дачи идеи (эйдоса), оду¬шевленного образа (сущности) Бога из высшего, гор-него мира в этот тварный мир.
Если обратиться к приведенной выше формуле Божественой Литургии, то можно отметить неслучайное совпадение са¬крального момента времени, связанного с Причастием и Днем Благо¬вещения (конец марта), если рассмат-ривать эту формулу  как годо¬вой круг.
С рассматриваемой точки зрения сакрализации времени и места в Храме очень важным становится соблюдение  всей изначальной полноты (в том числе и чина, и длительности, и места) суточного круга службы.   
Напомним, что Божественная Литургия связывает священство с прихо-жанами в общем деле воспоминания о Христе. В ней участ¬вуют священник (источник благодати), диакон (посредник-распоря¬дитель) и хор (символизи-рует ангелов).  С одной стороны, Литургия связывает в об¬щем деле трёхчин-ную иерахию духовенства с народом, а с другой – с главой Церкви Христо-вой – Исусом Христом (а  также с апосто¬лами и св. отцами). И с этой точки зрения Литургия – связующий элемент единого Тела Церкви, ежегодно раз-вёртывающегося в ос¬вященном времени и освященном пространстве.
Полученная выше структура текстов отражает главную особен¬ность та-ких текстов:  каждое понятие, на которое разлагается поня¬тие более сложно-го уровня, в свою очередь также разложимо на бо¬лее частные понятия, т.е. в данном случае любое понятие, как ми¬нимум, – трехсложно. О таком нисхо-ждении понятий от общих к более частным (от Единицы к Троице) говорил ещё св. Григорий Богослов \51\.  Возможен и обратный процесс: от частных, разли¬тых в тварном мире определений и понятий, отражающих его свой¬ства (и свойства Бога), восхождение на более высокие уровни по¬нимания, и в ко-нечном итоге  (как предел бесконечной рефлексии, через отрицание более частных определений) приближение к по¬знанию его сущности (отрицатель-ное, апофатическое восточное бо¬гословие  Дионисия  Ареопагита \18\ ).

Невозможно не согласиться с мнением современного православ¬ного проповед-ника и богослова протоиерея Александра Шмемана \46\: «Знание  структуры тек-ста Догматов необходимо, т.к. более по¬ловины Литургических текстов – библей-ские, а структура служб, обрядов и образов, весь дух служб тесно связаны со Свя-щенным Писанием…». И далее этот автор утверждает: «Литургия Церкви состоит из молитв, чтения, обрядов, пения. В ней существует по¬рядок, структура, в которой различные элементы связаны друг с другом, и только в этом соотношении раскрыва-ется их истинное значение. Только видя целое, можно понять смысл и цель Литур¬гии.»

Предлагаемый подход учитывает сакральный характер литургических текстов и позволяет вскрыть их функциональную структуру, взаимосвязь, смысл и необходимость отдельных частей.  Он указывает на фактическую привязку полного чина литургии к годовому кругу христианских праздников, который символически описывает жизненный цикл Христа на Земле (от зарождения, воплощения Св. Духа в Богоматери, вочеловечивания Христа через рождество, его крестный путь, воскресение и вознесение, и схождение его в Пятидесятнице). Он позволяет получать тексты, удовлетворяющие принципу триадичности на всех уровнях: от структуры отдельного слова, предложения – до текста в целом. Обнаруженная структура  литургических и евангелических текстов составляют основную формулу Православия (Христос\ Любовь\ Божие спасение), которая раскрывает главную тайну, ведущую к спасению человека: (Молитва \ Милосердие \ Пост).
Как утверждал известный православный богослов Владимир Лосский \11,12\: “Вся история христианского Догмата развивается вокруг одного и того же мистического ядра, которое в течение следовавших одна за другой эпох оборонялось различным видом оружия (богословские системы) против множества различных противников”. Именно это ядро, по его мнению, порождает всю духовную жизнь верующего. Именно различия в этих мистических ядрах приводят к различию в духовной направленности, к разделению в Церкви. Но именно это ядро и является генератором, источником благодати. И вся задача Церкви – в производстве этой благодати через систематическое воспроизведение в литургической службе,  в своей ежедневной деятельности этого ядра.
С другой стороны, по мнению другого русского богослова, отца Павла Флоренского \13\, троичность (а не языческий дуализм противоположностей! ) христианского сознания является основой мышления современого (православного) человека, и это нужно принимать как факт бытия. И обретение устойчивого православного мышления связано с освоением в формальной логике трихотомии (в отличие от североевропейских бинарных антиномий).
Созерцая раскрытые выше формулы основного Догмата, Божественной Литургии, аналогичные конструкции для Учения о Церкви,  Библии,   можно вспомнить слова пророка Иова, после покаяния вдруг представшего пред Богом: ”Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе.” \Иов 42,5-6\
Существенное отличие новообрядового православия от старообрядческого в том, что в то время, когда старый обряд требует последовательного исполнения всех элементов литургической службы последовательно, один за другим, в новообрядчестве допустимо одновременное исполнение двух, а то и более частей литургического действия.  Это сокращает время службы, но затемняет сам смысл литургии, её сакральный характер, её связь с годовым  циклом, с её трехчастным последовательным делением на всех уровнях обрядового действия.
Как писал Сергей Булгаков \48\: ”Богослужение – второе становление евангельских событий на Земле, … их периодическая актуализация, … их свершение…”.  Это не просто воспоминание о когда-то явившемся к людям, ими распятом, но воскресшем и вознесшемся на Небо Христе. На каждом богослужении присутствующие снова становятся свидетелями этого собы-тия, соучастниками всей его земной жизни, соучастниками богожития Хри-ста в Храме.  В Литургии воспроизводится весь жизненный (годовой) цикл Христа.
Ежегодное, весенне-пасхальное переживание воскресения Христова, как настоящего, также содержат сакральный аспект, поскольку чин всей службы привязан к суточному сакральному кругу. Рассмотрим, например, основные элементы, общую схему, порядок чинопоследования различных элементов такой Литургии в Русской православной церкви (РПЦ);. Пасхальное бого-служение (заутреня) начинается с Крестного хода в 23 часа (против часовой стрелки) новокрещенных, клира и Патриарха (предстоятеля).  Здесь важно, что после крестного хода все ждут открытия Врат Храма, и только после троекратного восклицания Патриарха «Христос  воскресе!» всех впускают в Храм.  Служба в зале Собраний начинается с медленной Мирной (Великой ) ектинии. Затем поется пасхальный канон (5-я песнь \ирмосы, тропари), кондак, катавасия (схождение хора)).
Каждение престола, 6-я песнь Канона (о сошествии Спасителя в ад и в чрево кита), Малая ектиния (малые ектинии поются после 4, 6 и 9 песен).  Кондак (икос). Песнопение о Воскресении. 7 –я  песнь  - о пасх. Радости. 8 –я   -  о нареченном дне Пасхе. Катавасия 8-й песни. Каждение престола. Песнь Богоматери о воскресении. Пасхальный тропарь. Малая ектинья.  Тропарь (посвятило). Пасхальный стихир (завершение заутрени). Пасхальное привет-ствие Патрирха. Тропарь Иоанну Златоусту. Просительная Ектинья (по-дай, Господи!). Отпуст. Пасх. Приветствия.
По сути, пасхальная заутреня и есть первый чин Литургии – литургия ог-лашенных (катарсис – очищение).
Следующая за заутреней Божественная  литургия  (Общее дело) – это литургия верных (крещеных) и включает освящение и причастие, куда вхо-дят следующие основные элементы ритуала: каждение Храма, символ веры (выражение веры), молитва, Ектинья,  освящение (предложение невидимой жертвы Христу в виде даров – хлеба и вина) и призывание, схождение Св. Духа на них\ Господня молитва (выражение надежды), причастие  ко Хри-сту, приятие жертвы Христовой, проповедь и заповеди (выражение любви), отпуст.
Основные элементы Литургии – освящение и богоуподобление. В пер-вом случае освящение сводится к призыванию к Христу принять хлеб и вино как жертву ему от человеков  и возвращение этой жертвы людям освящен-ными Св. Духом (схождение Св. Духа). Богоуподобление – это и есть обрат-ная, вечная  жертва Христа нам, людям, которые, поедая его тело и кровь (освященные дары, ставшие Св. Дарами от Христа), сами ему уподобляются. Т.о. верные воспринимают Св. Дары как  пожертвование им от самого Хри-ста, от Бога. Богоуподобление – как акт вечного самопожертвования Бога перед людьми!  Общая схема получается такой: человек жертвует богу хлеб и вино (дары), но взамен Господь, Спаситель жертвует ему часть самого себя (возвращает их обратно как своё Тело и Кровь, как Св. Дары).
Пасхальная трапеза включает творожную пасху или  кашу-кутью \яйцо \кулич. Последний является исходной первохристианской пасхальной трапе-зой.
В последнее время некоторые священнослужители (и епископы) говорят о необходимости возвращения  богослужения по чину Древней Церкви. От-мечают, что в то время богослужение было одинаковым и для духовенства, и для мирян, тем самым определялось их равное достоинство в предстоянии Господу. Это касалось и чтения вслух священником тайных анафор (тайных молитв). Пел на литургии не один только хор (соучаствуя диакону и священ-нику), но все участники богослужения. Это было общение с Богом живым всей Церкви, что делало Литургию живой иконой Царства небесного на зем-ле, его отражением в Храме живом. Да и само причастие свершалось каждое воскресенье, а не раз в году. Даже нормы подготовки  к причастию были одинаковы и для духовенства, и для мирян, что делало Литургию общим де-лом всех трех групп соучастников богослужения (священников \диаконов \общины мирян).
Нужно отметить, что на чинопоследование богослужений может влиять понимание формы соборности в конкретной церкви. Если это относится только к иерархии, к духовенству и клиру, то богослужение проводится без привлечения мирян, с участием только клира.  В противном случае понима-ние собора как собора иерархии и мирян приводит к привлечению мирян в богослужение (участие в хоре, в пении псалмов и гимнов, тайных молитв…)  С Богом общаются и получают благодать не только предстоящие ему иерар-хи, но и непосредственно миряне, соучаствующие с ними в литургии…
Авторы отдают себе отчет, что  более детальное знакомство с текстами Литургий может изменить определенный порядок следования в некоторых частях Литургии, но убеждены, что общая трехчастная структура всех частей  Литургии практически не изменится.


Рецензии