Заметки о триадологии оригена и лосского

Рассмотрим методологию представителей двух различных и по времени, и по направлению  христианских философских школ: первохристианского философа III века Оригена \55\ и современного религиозного философа Владимира  Лосского \11,12\. Во многом – это разные по силе и глубине анализа рассматриваемых проблем исследователи. Но, несмотря на огромное различие во времени (почти два тысячелетия), различное понимание одного источника (Священное Писание), различные исторические контексты (христианизация \дехристианизация), их объединяет единая методология анализа.
Ориген  (223 г.н.э.) – один из основателей христианского богословия, – философии, раскрывающей мировоззренческие и космогонические основы Священного Писания и Священного Предания. Основная работа «О Нача-лах» посвящена именно этой проблематике новой религии. Нас интересует его триадологическая методология, которую он переносит из античной философии в новозаветную традицию. Безусловно, в его работах есть много недосказанности, незавершенности, прямых заимствований, что всегда наблюдается у родоначальников новых философий в первых, основополагаю-щих трудах, в начале пути. Потом приходят ученики, систематизаторы, которые доводят идеи  до совершенства, и уже в этом, отшлифованном  виде она известна потомкам. Оригену в этом смысле повезло: он, с одной стороны, остался известен как один из первых именно христианских философов, но с другой стороны – многие находят у него ереси. Но это и характерно для первопроходцев. Мы остановимся на анализе одной из глав его основного труда  \55,  кн.4. гл.4. О троякой премудрости \. 
«…плод же Духа есть ( любовь \радость \мир)» (Гал. 5, 22).
Образ Троицы в ветхом завете (по Оригену) – ковчег (Отец: скрижали с Законом) и два шестикрылых Серафима на ковчеге (Сын и Св. Дух), вещаю-щих и познающих Отца  (стр. 70).
Отец и Сын  воздействуют как на неживое, так и на живое и разумное, т. е. на все видимое и невидимое (Отец) или только видимое (Сын). Св. Дух же действует только на уже посвященных, благодатных (святых), обновленных. От недостойных  Св. Дух отнимается.
Отец действует на всё сущее через Сына (разумность от Слова, знание), через  Св. Духа (который освящает и дает премудрость достойным, святым), таким образом реализуются три основных воздействия Троицы в Мире:  (премудрости \знания \освящения).
Церковь (как община святых)  – это и есть область действия Св. Духа, где он очищает и утверждает в праведности.

По Оригену, все чины невидимых (и видимых) сущностей  классифицируются по трем основным признакам  (мера \род \достоинство) их заслуг и каждая разумная тварь способна как к добру, так и ко злу \55, стр. 100\. Он не утверждает, как представители новоисторического западноевропейского  дуалистического, потенциально заряженного противоборстом и расизмом Просвещения,  что люди рождаются либо добрыми, либо злыми. Первохристианский философ утверждал, что каждому существу дается право и шанс  на  произвольный, свободный  выбор определенного жизненного пути.

Апостол Павел в послании коринфянам говорил: «премудрость же гла-голем совершенных: премудрость не века сего, ни князей века сего престаю-щих, но глаголем мудрость Божию». Т.е.,  Ап. Павел утверждал существова-ние трех типов мудрости: мудрость мира\ мудрость князей века сего\ Премудрость Божья. По Оригену, мудрость мира сего отлична от мудрости кня-зей  века сего. Мудрость мира сего занимается познанием мира без участия Бога, без познания высших предметов, сущностей и доброты мира (поэзия \грамматика \риторика \геометрия \музыка \медицина). К мудрости князей века сего Ориген относит: тайную египетскую философию \восточную астрологию \греческую теологию. Князь века сего есть у каждого народа – это незримый покровитель, духовная сила, устанавливающая законы данного социума, обычаи, нравы  и  догматы. Т.о.  князь мира сего – ангел-покровитель данного социума, народа.

По Оригену, каждому роду деятельности человека соответствуют опре-деленная духовная энергия и сила (князь), утверждающая её.  Ум порождает науку;  исступление ума (insania) – искусство.
Т.е., человек состоит из (души \тела \жизненного духа) \55, стр.242\. Античные греки  представляли душу трехчастной: они выделяли как разумную составляющую души, так и неразумную составляющую, состоящую из двух страстей – похоти и гнева. В целом, общая структура античной души представляется триадой (разум \похоть \гнев) \55, стр.243\. В понимании философом структуры  человека есть и много противоречий, не-досказанности. Так, используя греческую триадологию, он отрицает такую трехчастную структуру души. Он отрицает также и её двухчастность, т.е. наличие низшей души (земная похоть тела) и высшей души  (небесная доброта), но, с другой стороны,  предполагает существование трех воль в чело-веке (воля духа \воля души \ воля плоти). У Оригена душа – субстанция вто-рая, промежуточная между духом и плотью (телом). Ориген выстраивает аналогию:  (горячее, дух \теплое, душа \холодное, плоть). Раздвоение типа (земная душа \небесная душа) возникает из представления, что душа может прилепляться либо к телу (душа плоти), либо к духу (духовная душа), но оставаться в нераздробленном состоянии (животное состояние)  она не может. Такое двухчастное дробление души – заблуждение (по Оригену).

Человеку свойственны  (страх Божий \вера \размышление) при выборе какого-то решения, в борьбе различных мыслей при обнаружении  чего-то нового, неизвестного (стр. 246).
Ориген оригинально представляет акт сотворения видимого мира как низведение вниз невидимых высших существ, отклонившихся  от некоего среднего состояния ума в крайность, как извержение Слова (семени) в плоть. Тварный мир сотворен для того, чтобы эти низведенные, низвергнутые в него, дошедшие до крайностей ума души преобразились, очистились, поднялись к высшему состоянию \55, стр. 252\, а структура тварного мира должна восстановить нарушенную структуру  высших существ.  Т.о.,  Ориген предполагал и обратное воздействие инертного тварного на высшее, особенно для его восстановления, спасения от грехопадения;.  Для каждой такой низведен-ной души требуется свой (наставник-управитель \сотоварищ-сослужитель \слуга-помощник). Нарушение такой структуры приводит к накоплению не-разрешимых противоречий, к катастрофе. И, как результат, к необходимости вмешательства Бога, Творца для восстановления установленного порядка в мире сем (явление Христа). Христос (Сын Божий) явился в обличии раба (управляемого) для восстановления порядка и равновесия между  управляемыми и управителями (как слово Отца \его закон \и его пример). Он пришел показать пример, как за нарушение порядка в мире сем даже он, Сын Божий,  должен  понести наказание. Нарушитель должен со смирением принять это наказание, но управитель обязан исполнить это наказание. По Оригену, это урок, образец и для нарушителя, и для того, кто должен следить за порядком. Бог (Сын) готов  и должен принять наказание, если он сам нарушил установ-ленный им же порядок в мире. Сам прежде исполняй то, что ты установил  и требуешь исполнять от других.

Отец (как Господь - устроитель, как Демиург)  установил для каждого из избранных им народов отдельный Закон бытия. И никто, даже он сам, не смел его нарушить, даже несмотря на то, что это привело к страданиям этих народов.  Однажды Бог (как Сын – сострадание) пожалел один из народов  и явился в образе простого (раба) изменить ситуацию (исполнить Дух Закона), т.к. было Законом установлено, что только сами люди, без внешнего (божьего) вмешательства, смогут  изменить свою судьбу. Этот народ изнемогал под властью захватчиков. И у него было три выхода: следовать Слову Сына и выбрать любовь; отречься от себя и раствориться, покориться чужакам; восстать против врага.  Гордость и самомнение выбрали  последний путь, для чего они выдали  Сына врагу, сохранив Варраву (призывавшего к открытой борьбе).

По Оригену, благо – это восстановление и установление иерархии, структуры, порядка, за которые отвечает Бог-Сын. Люди покоряются не друг другу, но Сыну, который установил определенный порядок в народе. Как Сын, нарушивший порядок, им же установленный, покорился Отцу, так и один человек, если он нарушает Закон, обязан подчиниться другому. Подчинение может быть как внешним, по принуждению, так и внутренним, по убеждению, по уму, знанию. Высшая форма подчинения – богоуподобление:  «чада, мы ещё не знаем, чем мы будем, но если нам будет открыто о Спа-сителе, то без сомнения, вы скажете: мы будем подобны Ему» (Иоанн, 3..2.).  Само желание быть подобным  Сыну и есть ходатайство Сына перед Отцом  за  человека. Но богоуподобление (по Оригену: очищение и одухотворение) превращается в единство с Сыном. У человека два пути: быть свободным от Бога (vacuum Deo) или  богоподобным (в конечном итоге знать и помнить только о Боге, вернуться к Началу, когда не было различения добра и зла). Святые и кроткие (нищие духом!) прежде всех наследуют это начало (Перво-небо и Перво-землю, между которыми витал  Дух Святой).

Постепенное индивидуальное очищение и одухотворение рассматривается Оригеном как исправление, восстановление связи с Богом. Совершенствование (преображение) заключается, по Оригену, в переходе от тела душевного через очищение и одухотворение к телу духовному. От душевного человека к человеку духовному (стр. 262). Здесь реализуется идея о том, что богочеловечество (управляемое Христом) – это преображение и развитие триады (помощники \правители \святые). Христос (Сын) берет в свое царство  святых, которых начинает через ангелов  учить и просвящать, чтобы те также, через (любовь к ближнему \надежду в страдании \веру в спасение), достигли  Отца. Ангелы и сыны воскресения  (святые и Церковь Небесная как община святых!) составляют многообразие высшего мира.
В основе таких построений лежит представление о том, что в Боге, по-мимо сверхсущностной личности (Отец \Сын \Св. Дух) Бога, существуют ещё две природы, которые сотворила эта сверхличность, – видимая природа и бестелесная, невидимая, которые вместе с Богом и составляют исходную триаду Сущего:  (Бог-сверхличность \невидимое \видимая природа).
Из сказанного может вытекать одно соображение. Если Сын связан с ви-димой ипостасью Единого, а Св. Дух – с его невидимой стороной, то установление всеобщего Царства Сына указывает на тенденцию делать невиди-мое видимым, постижимым в терминах и образах видимого.

***
Из «Очерков мистического богословия Восточной Церкви» \11\  Владимира Лосского и его «Догматического богословия» можно заключить о  по-нимании  им тринитарности  структур взаимосвязей  различных категорий в Православии.

Так, согласно Лосскому, божественные имена, передающие в тварный мир общую жизнь Троицы, исходят от Отца через Сына и в Духе Святом. Отец рассматривается как источник любого события\явления, Сын – само событие\явление, тогда  как Дух – это (сила \энергия \мощность) самого яв-ления, его субстанция. Так, Отец – источник, творец света, Дух – волна, энергия, субстанция света, а сын – свечение, воздействие, отражение этого света. Таким образом триада, связанная со светом (источник света \волна (свет распространяющийся) \свечение-поглощение), формируется из основ-ной триады, отражая её различные свойства\качества, проявляющиеся в тварном мире и через понятия этого мира \11, стр.220\.














Триадологическая  версия Божественной Троицы \по Лосскому\

Другие версии: Отец – источник Премудрости (любви, жизни), Дух – си-ла, усвояющая, дающая нам Премудрость (любовь, жизнь); Сын – сама Пре-мудрость (любовь, жизнь).
Другая цепочка связанных основной триадой категорий  (слово \животворящий дух \жизнь) выявляет иные качества (Отца \Св. Духа \Сына).

Лосский говорит о бесчисленных именах Силы (Славы – Св.Духа): Муд-рость, Любовь, Справедливость и т.д., которые источает Отец и реализует Сын. И в этом проявляется троичность тварного мира. Причем сотворение \источение \рождение происходит непрерывно, одновременно. Именно этим и отличается Троица.

Там же он пишет, что различаются действия по природе ( у Василия Ве-ликого: Сын – рождается, Дух – исходит) и действия по воле (у Иоанна Дамаскина: Отец – творит мир). Этим же и фиксируется определенная причинная связь, в которой началом служит Отец: Отец; Сын; Дух. В выбранной нами формуле основной триады  это фиксирует направление движения про-тив солнца (против часовой стрелки).

Согласно Григорию Богослову, сам по себе Отец творит скудный и бедный мир (субстанцию), но благодаря Божественным (Сын: Слово-Порядок-Структура-…) качествам и Благости (Св. Дух животворящий, возрождаю-щий) – стремлению к высшему, порыву к Троице, любви – мир достигает совершенства. 

С другой стороны утверждение, что Дух через Сына приводит нас (тварные существа) к Отцу, говорит не только об автономности действий Духа в тварном мире, но и об ином направлении действия: Дух;Сын;Отец (по часовой стрелке).  Это реализуется в Церкви земной (обитель, источник и хранительница  Св. Духа), приводящей тварное и греховное человечество к Богочеловечеству.

Одна ипостась троицы (Отец) творит субстанцию, другая её структурирует, актуализирует заложенные в ней потенции и возможности (Сын), а  третья (Св. Дух) вдувает в неё жизнь, стремление к восстановлению, порыв к преображению. Отец рождает Сына, который дает людям Слова (Закон, Порядок, Структуру). Сын, уходя (воскресая), говорит: «Я пришлю вам друго-го Утешителя (Заступника перед Отцом вашим)». Это Христос о Св. Духе. И Дух нисходит в мир для восстановления нарушенного людьми порядка, для очищения от греха смерти и разрушения.

Владимир Лосский утверждает \11,12, стр.216\, что отношения между ипостасями в Троице не есть отношения противоположностей (что характерно только для языческого дуализма). В триаде нет антагонизма, различия не развиты до абсолютных противопоставлений. Наличие «третьего» всегда сглаживает антагонизм. Именно в этом сущностное отличие христианства (православия) от язычества (и католицизма!), отличие Востока от Запада. Столкновение антиподов приводит не к взаимному уничтожению, а к появлению третьего (нейтрального в отношении данного качества), который потенциально, изначально присутствует в процессе: (да \нет \или).


Рецензии
Спасибо! Очень интересно и познавательно!

Максим Дримлинг   15.03.2011 11:40     Заявить о нарушении
С полным вариантом книги можно ознакомиться, пройдя по ссылке:
http://www.scribd.com/doc/75867453

Дмитрий Михайлович Николаев   23.01.2012 12:35   Заявить о нарушении