Это и моя биография

Вспоминаю время начала своей трудовой деятельности. Это были  конец 60-тых, начало 70-х годов - время строительства социализма, время моей молодости и пуска производств химии и нефтехимии. Когда я после окончания технического училища пришла на производство полиэтилена Казанского завода органического синтеза, меня поразили масштабы технологических цехов. Бесконечные трубопроводы, их замысловатые переплетения, сверкающие огнями, будто новогодние гирлянды, колонны, шипение, свист пара, гул двигателей компрессоров и запах. Это был парфюм Оргсинтеза. Своеобразный, неповторимый, запомнившийся мне на всю жизнь. Узел приготовления растворов катализаторов для полимеризации полиэтилена, контрольная лаборатория производства полиэтилена, центральная заводская лаборатория. Таков был путь в научно-исследовательскую лабораторию.

Так что, когда я приехала  с семьей в Нижнекамск, я уже была специалистом широкого профиля. Могла работать как аппаратчиком, так и лаборантом. Меня приняли аппаратчиком в цех ИП-2 ОАО "Нижнекамскнефтехим". Цех строящийся, дети маленькие, работа в день. Меня устраивала до поры до времени. Бог миловал, недолго пришлось мне работать по сменам и травиться газами и катализатором. Появилась острая необходимость дневной работы. Я и пошла, куда глаза глядят. О центральной лаборатории я и мечтать, не смела. Говорили, что в нее берут только по очень большому блату. Решила попытать счастье. И вот я сижу перед Виктором Петровичем - начальником центральной заводской лаборатории и рассказываю о своих выдающихся успехах в работе на Казанском Оргсинтезе, я там в последнее время работала лаборантом 5 разряда, освоила все рабочие места в своей научно-исследовательской лаборатории.  Из-за переезда на новое место жительства, пришлось бросить химический факультет Казанского государственного университета. В общем, перед ним сидел готовый лаборант научно - исследовательской лаборатории ПАВ, в которую как раз набирали сотрудников. К тому же оказалось, что я и комсомолка, и спортсменка и в самодеятельности могу участвовать. Виктор Петрович потом сказал, что не ошибся, приняв меня в цех.

С 1 сентября 1977 года я - работник сначала ЦНИЛ, потом УНИОР и наконец НТЦ в одних стенах. 26 лет, как один день. Много было событий. Все смешалось. Первое, о чем я вспомнила, так это социалистические соревнования. Наверное, нигде так серьезно не относились к ним, как у нас. Здесь работали особые люди. Ответственные и деловые. Любое дело они выполняли, как приказ партии и правительства. Сейчас многое кажется смешным, но это дисциплинировало, давало знания, повышало чувство патриотизма. Были политинформации, политучеба. И  мы хорошо знали, что происходило в стране и в мире, новости культуры. Проводились различные конкурсы: и профмастерства, и рукоделия, и урожая. И спортивные соревнования. Надо было выступать за лабораторию и выступали. Помню соревнования по спортивному ориентированию. Об этмо надо рассказать отдельно.

Золотая осень, тихо падали листья в лесу, накрапывал мелкий дождичек. Я и еще несколько сотрудников лаборатории поехали поболеть за наших участников - спортсменок. Мы приготовили плакаты в их поддержку. "ПАВщик - не ошибись в выборе того, за кем будешь бежать. Он должен кое-что понимать в этом деле". И еще что-то в этом роде. Стоим, ждем на Красном ключе. Наших нет. Кто-то сказал, что из-за дождя соревнований не будет. Большинство участников прибыли. Что делать? Двое были не здоровы. Я вообще была освобождена от физкультуры еще в школе по причине повреждения мениска в колене. Делегировали меня, так как у меня был спортивный костюм и подходящая обувь. Побежала, следуя нашему лозунгу. Угадала и побежала за Владимиром Савельевым, хорошим ориентировщиком оказалось. За нами побежали еще двое. Он, как истинный джентльмен, поджидал нас у каждой точки. И мы все вместе отметили все пункты на карте. А уж к финишу я прибежала первая. Подружки вручили мне букет "Один в поле воин" - одна ромашка в окружении пушистых комочков осенней травки. Так я была чемпионом по спортивному ориентированию.
 
А уж нормы ГТО сдавали все без исключения. И бегали и прыгали, и плавали, и стреляли. Были и зимние нормы и летние. Никто не роптал. Все бежали, и мы бежали готовые к труду и обороне.

Были отработки на благоустройстве города и родного цеха и предприятия. Брали обязательство отработать 32 часа. И набирали эти часы в нерабочее время. Приходили с детьми и благоустраивали скверы и улицы. Мыли стены и окна в цехе. Все это сплачивало коллектив. Никто не сомневался в необходимости этих мероприятий. Так надо и все тут.
А какие были праздники. Устраивали концерты своими силами. Были у нас и певцы, и чтецы, и артисты - комики. По-моему все любили наши выступления и ждали их. К каждому празднику выпускалась стенгазета яркая, красочная, содержательная. На праздники 1 Мая и на Октябрьский все дружно ходили на демонстрацию. Все также приходили с детьми. Колонны были украшены шарами, цветами и флагами. Все  пели песни. Чувствовался праздник.
В общем, жить было хорошо, жить было весело.

О времени перестройки надо говорить отдельно. Это время хаоса, безденежья и всеобщего дефицита. Но несмотря ни на что, у нас существовал островок света, добрых отношений, и мы также жили, не озлобившись на безобразия, происходившие в стране.

Прекратила свое существование Коммунистическая партия, комсомол, отменили социалистические соревнования, и больше не стало Ударников коммунистического труда, не стало Праздничных демонстраций и стенгазеты. Все делили дефицит.
 
А работа - она есть работа. Это святое. Планы научно - исследовательских работ, их выполнение и отчеты. Море вредных продуктов. Таинственных и неизвестных. Как тогда, так и сейчас.

И еще я ушла не пенсию, влившись в ряды других пенсионеров нашего научного подразделения. Нас каждый год приглашают на праздник Пожилых людей и на День химика. Мы посещаем свои лаборатории, встречаемся с молодым коллективом и гордимся их научными достижениями.   



 


Рецензии
Милая Нина, какие важные по значимости слова ВЫ написали! Не забыть того, что было. Жили честно, искренне. Делали своё дело. Спасибо ВАМ. Может я не права?
С благодарностью,

Нина Радостная   06.08.2014 19:30     Заявить о нарушении
Так и жили, Ниночка! Что тут выдумывать. Это уже история. спасибо большое на добром слове, Нина!

Нина Бочкарева   06.08.2014 21:22   Заявить о нарушении