Искушение. 2. Взрослая дочь

               Прошло семь лет. За эти годы в жизни семьи Новиковых произошли разительные перемены. Не стало главы семьи, нашего друга и любимого мужа Эмилии. После командировки в  Афганистан  Сергей умер от ран,    полученных от осколков разорвавшейся бомбы.

               В доме поселились мрак и уныние. Вечерами не  зажигался свет. Только в детской комнате горела настольная лампа, Вероника учила уроки или читала книгу,  Не стало слышно шуток, песен, смеха. Если ранее  подруги любили собираться вместе, устраивать различные вечеринки, то теперь постепенно они отошли от  Эмилии, нашли себе более веселые компании.

               Новикова стала сторониться друзей, которые с видимым участием и жалостью ей советовали «не падать духом, не вешать голову». Ей нравилось оставаться одной в квартире и предаваться воспоминаниям о Сергее.  Порой Эмилии чудилось , особенно в первые месяцы,  что муж где-то рядом, в соседней комнате, или прошел  на кухню. Иногда она представляла, что муж уехал в очередную командировку и скоро возвратиться. Одинокая в своем горе, женщина не хотела существовать в   реальной  жизни.

               Лишь Наталья Котлярова не бросила свою подругу. Она упорно, изо дня в день,  пыталась достучаться до  Мили. Стремясь всегда, быть рядом с ней, на работе  и  дома.

               В больнице Новикова оставалась прежней, всеми  уважаемой медсестрой, педантично выполняющей указания врача. Наталья следила, как она проводила  больным очередные процедуры, опасаясь, что подруга , вдруг,  перепутает лекарства. Но все выполнялось без малейших ошибок. Котлярова успокоилась.

               Но однажды, задержавшись у подруги, чуть дольше обычного, Наталья неожиданно для себя, поняла, что Миля старается избавиться от нее. Та, сначала ненавязчиво, потом явно, прилагала все усилия выпроводить ее из дома.

               В первую очередь у Котляровой возникла мысль,  что у подружки завелся кавалер. Но, понаблюдав внимательнее, убедилась, что мужчин здесь не бывает.
Сложившаяся ситуация обеспокоила Наталью..Своей тревогой она поделилась с матерью. Та сразу же вспомнила случаи из жизни жителей своей деревни и посоветовала дочери не бросать подругу в беде, чаще ходить к Эмилии, звонить ей, а главное, серьезно поговорить с ней, объяснить, чем может завершиться ежедневное беспокойство  покойного.

               Настойчивость Натальи смогла пробить стену отрешенности от живого мира. Постепенно переключила внимание Мили на подрастающую дочь. Таким был первый год после смерти мужа. Последующие стали возвращением к жизни семьи Новиковых.

               Веронику воспитывали в строгости. По установленному распорядку дня девочка просыпалась, завтракала,  шла в школу, учила уроки, помогала по дому, ходила на секции и кружки, в десять часов ложилась спать. В  общем, день был заполнен до отказа. Отклонения были изредка и только по решению матери.

               Дочь росла, взрослела, менялись интересы, но мама упорно не хотела замечать этого. Для нее Вероника оставалась по-прежнему маленькой, хотя в этом году она    училась уже в одиннадцатом классе и планировала поступить в педагогический институт.
   
               Без ведома мамы, девушка никуда не ходила. Если Вероника возвращалась с дискотеки после одиннадцати, то разгорался большой скандал, с последующим запретом   на   что-то. Наталья часто спорила с Милей по этому поводу. Она считала, что девчонкам нужно доверять, помогать им в принятии решения, а не навязывать свое.

               Вот и сегодня, за чаем, они ведут неторопливую беседу о своих детях.
       - Они с моей Софьей вместе на танцы бегают. Та остается до закрытия клуба и ничего с ней не случается. Все вместе идут домой.
       - Вот подожди, выскочит замуж или родит в девках. А какая сейчас молодежь пошла? Насмотрятся фильмов, и творят, бог знает что, — возразила Эмилия.- Им  еще учиться  надо,   специальность приобретать.

       - Ты вспомни нашу молодость. Помнишь? Мы после восьмого класса на танцы бегали.
       - Тогда восьмой был, как теперешний девятый,— вставила  Миля.
       - Ну и что. Приходили домой далеко за полночь. Конечно, мама ругалась, но на танцы отпускала, ежедневно приказывая не терять голову. Подожди, — вспомнила Наталья прошлогодний случай, — Ленка, Машки Поповой, помнишь ее, из параллельного класса. Так вот, ее дочка никуда не ходила, а на экзамены не попала, родила и сейчас нянчится с малышкой. Так что, зря она ее около своей юбки держала — не уберегла, не углядела. Кто ее знает, откуда беду ждать. Лучше уж поближе к девчонкам быть, чтобы они ничего не скрывали от нас.

               - Верочка рассказывает мне о делах в школе. Так, в общих словах. Спрашивали, не спрашивали, за это четыре поставили, и за это — пять. И все. Иногда о каком-нибудь диспуте  в  школе.
      - Не все она тебе рассказывает,— проронила Наташа.
      - Не знаю. Может, не о чем. Вообще-то, она никуда особо не рвется. В библиотеку и домой. Больше книгами интересуется, чем танцами. Телевизор смотрит. А теперь видик ей на день рожденья подарили. Кассеты не успеваю покупать.  Ладно,  недорого.

      - Рано ты ее в монашки записала. Насидится дома, когда замуж выйдет. Что ты ее около себя держишь? Как она будет самостоятельно жить, если сама не может принимать решение. Оставь ее в покое, дай хоть немного свободы. Тебе самой о себе давно пора побеспокоиться, — перевела разговор Наталья. — Ты еще молода. Не пора ли забыть Сергея и замуж выйти. Его ведь не вернешь, а жизнь продолжается. Более того, не стоит на месте.

      - Мне что, мужа у тебя отбить? — со смехом спросила Миля. — Или еще у кого-нибудь? Где ты холостого,  путевого мужика найдешь?
      - Нет, Женьку моего, конечно, не трогай. Но для души заведи кого-нибудь. Годы бегут, не останавливаются. Скоро бабушками станем. Куда твой Николай Андреевич делся? По-моему он регулярно к тебе наведывался.

      - Давно не появлялся. Наверное, финансы не позволяют. Бензин подорожал, так что из города не очень наездишься. А может, кто жене сообщил. В селе все как на ладони.   Наверное,   нашлись  доброжелатели.

               Подруги еще долго бы говорили о личной жизни, о том, как поставить детей на ноги, но их прервал веселый щебет дочерей, возвратившихся с лыжных соревнований.
       - Мамочка, наша школа первое место заняла. Нам почетные грамоты дали,- перебивали друг друга девчонки.—Последнюю дистанцию я еле доползла.  На  каникулах нашу команду в театр повезут.
 
               Их дочери, Вероника и Софья, взяли от своих родителей все лучшие черты внешности и характеры. Софья, белокурая красавица, копия мамы. Такая же хохотушка, любительница рассказывать весёлые истории или анекдоты, словом, душа общества.
 
               Вероника, полная ей противоположность, не по годам взрослая и серьёзная. От матери у неё только роскошные чёрные волосы и идеальная фигура. Когда впервые видишь эту ,среднего роста, девушку, то поражают её глаза. Это синие глубокие озера, обрамленные длинными пушистыми ресницами.

               Обликом она похожа на отца: круглолица, при улыбке на щечках ямочки. У неё курносый нос и пухлые чувственные губы. Когда Вероника улыбается, показывая ряд жемчужных ровных зубов, лицо оживает, серьёзность исчезает, появляется лукавство.

               Подружки прошли в детскую комнату, а их мамы продолжали сидеть за чашкой чая у телевизора. Прошло совсем немного времени, как из комнаты показалась Вероника. Она торжественно прошествовала по направлению к трельяжу. За ней вышла Софья.

               Родители сначала на них не обращали никакого внимания. Но вот раздался громкий смех, и они повернули  головы на голоса  своих дочерей. Посреди зала, оглядывая себя со всех сторон в зеркальном отражении, стояла Вероника. На ней ловко сидел испанский костюм, в который когда-то наряжалась её мать.

              - Ты, посмотри, Миля, как Вероника на тебя похожа,- воскликнула удивленная Наталья.
              - Что ты, что ты! Она похожа на своего отца, только волосы мои.
              - Нет, копия ты в молодости. Да, она у тебя красавица.
              - Внешностью наших детей Господь Бог не обидел, еще бы им счастья  дал,-промолвила Эмилия.
   
              Она смотрела на крутящихся у зеркала девчонок и впервые согласилась с подругой, что их дети выросли . Не только выросли, но и повзрослели. А я всё ещё считаю Веронику маленькой, думала она,  совсем невеста и парень ,наверное, есть. Не может быть , чтобы её никто из мальчишек не приметил. Сама-то в восемнадцать лет замуж выскочила. Едва успела медицинское училище закончить. Сергей пришел из армии и сразу же поженились.

              - Мам, можно я это на новый год одену. Мы в классе договорились: на ёлку все придём в карнавальных костюмах.
              - Отчего же нельзя, конечно, можно,- согласилась Эмилия.- Только от него одно платье осталось. Да, ладно…Что-нибудь придумаем. Вместо накидки, пожалуй, твой красный шарф с люрексом подойдет. Ещё гребень понадобится. Ты им кукол причесывала. Может быть, ещё лежит среди старых игрушек. Поищем…

              - Соня, а ты какой костюм придумала? –Спросила она у дочери Натальи.
      - Я не придумывала. Просто вспомнила, что в прошлом году, на свадьбе Оксанки, мамка цыганкой наряжалась. Сполосну кофту, юбки, шали и облачусь. Бусы есть. А если вы ещё свои мне добавите, то вообще «отпад» будет. То есть , я хочу вам сказать, что благодарна буду,- сразу же поправилась Софья, зная ,что тётя Миля не любит такие словечки. Девушки ушли к себе в детскую, громко обсуждая предстоящий бал-маскарад.

      - Ты, помнишь тот год, когда Женька нас возил на новогоднюю ёлку в РДК?- тихо спросила Наташа, глядя вслед уходящим девчонкам.- Мы тоже все в костюмах были. Тот карнавал остался у меня в памяти на всю жизнь.

     - Сергей нас фотографировал всех вместе,- произнесла Эмилия.- У тебя фотка цела?
     - В альбоме. Настроение у всех было отличное. Как же, как же! Я хорошо помню, ты весь вечер танцевала с тореадором. Мы так и не узнали, кто это был,- улыбнулась Наташа.

     - Я , ведь, тогда увлеклась им .Он мне ещё долго снился,- призналась женщина.- Теперь дело прошлое, но если бы тогда я была одна, без мужа, то его бы не упустила.
     - Да, ладно. Скажешь тоже… Мальчишка. Ты на много старше была. Вряд ли , что у вас получилось бы.       
             - Не знаю… - протянула Миля, - вон Пугачиха вышла за своего Филю. Она насколько старше его...

     - Это Пугачева. Нашла, с кем сравнить. Денег много, и вот бесятся. А ты на себя посмотри. Аллочка только о своей внешности думает. А ты в то время думала о муже, дочери, доме, корове, и только потом о себе. Так что не сравнивай. Не в твою пользу. Без маски он на тебя и не взглянул бы. Опустись на землю.

      - Да, я это так... Мне он очень понравился. Высокий, стройный. Очень сильный. С ним так легко было  танцевать.
      - Танцевать-то, может быть, и легко, а вот как жить с ним стала бы, еще неизвестно. Своего Сергея ты знала с детства, в одной школе учились. Какие трудности пережили, когда он учился в институте, да еще работал. А у вас малышка была. Выдержал бы все это твой  Тореадор? А ваша любовь выдержала все.

      - У каждого в жизни бывают трудные моменты. Тореадор попался тебе на глаза в то мгновение, когда ваша любовь с Сергеем несколько поостыла после четырнадцати лет совместной жизни. А тут молодой, красивый. Это как картинка в журнале мод, посмотрела и отложила в сторону. Просто, в тот год Сергей был слишком занят на работе. Вы же дом купили, а его надо было обставлять, вот он и вкалывал.

      - Да, наверное, ты права, — согласилась Миля с подругой.— Просто это было красивое кино, когда на новогоднем бале за замужней женщиной ухаживает сказочный принц. Бал кончился и все исчезло...

      - Ты об этом никогда не говорила. Почему сейчас вспомнила? — спросила Наталья.
      - Не знаю. Наверное, глянула на дочь в этом костюме и все всколыхнулось. Когда-то и мы были молодыми.
      - Мы и сейчас еще нестарые, — буркнула подруга.
      - Как давно это было, — продолжала рассуждать Эмилия. — Как прекрасно это было. Как мы хорошо жили с Сергеем. Никаких забот. Я знала, что нужно по дому прибраться, сварить обед, еще какие-то женские дела сделать. И ожидать мужа с работы. Хозяйственные дела меня не беспокоили. Он управлялся с ними сам.— Она тяжело вздохнула.-  Не стало Сергея и все свалилось на меня.

     - Ничего, ты баба сильная, управишься, — убедительно сказала Наташа. — Кстати, хватит лясы точить, пора домой идти. Опять Женька возмущаться будет. Скажет, ушла на полчасика, а пропала на целый день. Стемнело уже. Да, чуть не забыла, он велел спросить: тебе отходы нужны? Если нужны, то приготовь деньги и мешки. Он привезет себе и тебе.

     - Софья,   — позвала она дочь. — Ты идешь?
     - Мам, я чуть позже. — Мы с английского переводим, — донеслись из комнаты слова и приглушенный смешок.
     - Знаю я ваш английский. Опять кавалеров обсуждаете.
     - Нет, теть Наташ, мы, правда, переводим,— вступилась за подругу Вероника.

             Котлярова,   попрощавшись,  ушла. Эмилия достала старый семейный альбом с фотографиями. Ей захотелось вспомнить Сергея, их счастливую жизнь. Но где-то в глубине души она желала восстановить в памяти прекрасные мгновения далекого новогоднего   бала-маскарада.

      Среди общей кучи снимков, сложенных в пакет под обложкой альбома, лежали фотокарточки с того Нового года. Их делал Сергей. Но среди них была одна, которую ей передали работники районного Дома культуры. На ней изображены Испанка и Тореадор, танцующие на сцене. Эту фотографию не видел никто, она не показала ее даже Наталье.

     Эмилия глядела на фотографию и перед глазами, как будто вчера расстались, встал Дмитрий. Пронзительный взгляд его голубых глаз доставал до самого сердца.
     - Почему он так затронул мою душу? — прошептала женщина. — Единственный вечер, невинный флирт, а в памяти остался на всю жизнь.

     До смерти мужа Эмилия не знала другого мужчину. Она всю свою жизнь любила соседского мальчишку, который и стал ее мужем, отцом ее дочери. Взяв в левую руку фотографию Сергея, Эмилия рассматривала оба снимка, сравнивая их.

    — Какие вы разные. Тебя нет. — Она перевела глаза на правую фотографию. — Тебя тоже нет. Но я знаю, что ты жив.  Вряд ли, мы когда-нибудь встретимся. Но почему же я не могу забыть тебя?
                ( продолжение следует)


Рецензии