Познание мира

     Сборник "Мещёрские рассказы". Глава 1 "Наша матушка-природа". Раздел "Друг человека"

     Человек родился! Заботы членов семьи теперь только о нём. И надолго. Пока не вырастет, пока не выучится, пока не встанет на ноги, пока своей семьёй не обзаведётся, пока…

     Познание реалий мира родившимся человеком началось ещё в матери. Что будущая мама ест, что пьёт, чем лечится, курит ли и вообще чем дышит – всё отразилось на этом маленьком, ещё не появившемся на свет человечке. Что-то повлияло на его будущий разум, что-то – на физическое состояние, что-то – на внешность. Но в любом случае, впервые оказавшись на свободе, он начинает познавать открывшийся для него мир, в котором предстоит провести ему всю свою начавшуюся жизнь.

     В доме – игрушки-зверушки, цветочки на ползунках и распашонках, живой кот, а то и собака, рыбки в аквариуме, попугайчики в клетке, растения на подоконниках – это только крохотная часть того, что есть на самом деле за стеной дома. Там, куда этого маленького человечка пока вывозят гулять в коляске. Где его укрывают от ветра, дождя или снега.
На улице начинается огромный и прекрасный мир со всеми его неожиданностями, которые приходится познавать каждому до конца жизни. Мир, к которому приходится постоянно приспосабливаться, постоянно испытывать всё на себе.
 
     Мир, в который надо вживаться, становясь его неотъемлемой частицей, и, познавая мир, стараться делать его более комфортным для существования, как для самого себя, так и для всех себе подобных.

     Вот тут-то, на природе, на травке, на пляжном песочке, в купальном лягушатнике растущий человечек набирает сил, здоровья и полезных для себя знаний. Любая погода, пасмурный или солнечный день, мороз или жара – ко всему начинает привыкать малыш. И всё становится сносным и терпимым. Ведь у природы нет, как говорится, плохой погоды. Закалка, тренировка, правильное питание – что ещё надо для роста здоровенького человечка? О! Много и много чего. Нужны одежда и обувь, нужно внимание взрослых, постоянное обучение всему. Потом, когда он немного подрастёт, станет разумным, сумеет сам себя обслужить, сам что-то мастерить и помогать по дому, по хозяйству – приходит самое время учить вашего ребёнка и правильному поведению на природе.

     Вот развоевавшаяся ребятня набрасывается на такие редкие во дворе кусты сирени, на поросль клёнов и ясеней. Тонкие длинные прутики, в которые превратилась дворовая растительность, разбрасываются по всему двору, по подъездам, валяются под ногами на тротуарах. Значит, не объяснили малышне, что и зачем растёт на земле и почему нельзя ломать прутья кустарников и деревьев. Если и дальше так пойдёт, если ни дома, ни в детском саду, ни потом в школе, ни родители, ни воспитатели, ни учителя не научили вашу дочь или вашего сына доброму отношению ко всему растущему на земле – будет беда. И это касается не только растительности.

     Посмотрите на состояние ваших лестничных клеток и лифтов. Перила, подоконники, сами окна, стены и потолки, почтовые ящики, двери, кнопки пультов. Приятно посмотреть? Не всегда. Неуважительное отношение ко всему окружающему, к результатам чужого труда, а стало быть, и к другим людям, детский вандализм – всё это – продолжение того, чему своевременно не научили ребят. Или научили не тому, что надо. Вот и любуемся результатами своего равнодушия, равнодушия своих соседей. Воспитание у детей любви к тому, что их окружает, в первую очередь – любви к природе, к её растительному и животному миру – не менее важное дело, чем только забота о развитии способностей ребёнка.

     Важно, конечно, чтобы ребёнок всегда был сыт, обут и одет. Важно, чтобы он кроме школы интересовался бы музыкой и рисованием, компьютером и спортом, танцами и чтением книг. Но не менее важно, чтобы он рос Человеком. Да, Человеком с большой буквы. Человеком, которому не всё равно, грязно или чисто в подъезде дома, нет или есть зелень во дворе, бегают или нет по улице бездомные собаки, сломаны или нет лавочка на автобусной остановке или ручка на входной двери. Правильное и своевременное привитие ребёнку не только полезных знаний, но и полезных навыков, уважительного отношения к людям, к их труду, ко всему, что всю жизнь его окружает – не менее важная задача.

     Познание мира новым человеком продолжается всю жизнь. И от того, чему он обучится от более опытных людей, не обучится, или обучится сам и на своих ошибках, – многое в этой жизни зависит. И надо, чтобы его жизнь была бы так же прекрасна, как прекрасен мир, в который он пришёл, в котором живёт. Живёт не один.

     2004


Рецензии