Разный статус

   Из цикла "Библейский сезам"

  "Официально" у еврейского народа две праматери - Лия и Рахиль, жены Иакова. Но сыновей у него было двенадцать, ставших родоначальниками израильских колен. И рождены они четырьмя женщинами,- двумя женами Иакова и двумя их служанками.
  В древности существовал обычай:если госпожа оказывалась бесплодной, она могла велеть мужу войти к служанке и зачать с ней ребенка. Во время родов она должна была обхватить роженицу за поясницу, как бы помогая ей рожать. Это называлось "родить ребенка на колени". Рожденный младенец таким образом признавался ребенком госпожи.
  Лия, сама родив четверых сыновей, на какое-то время вдруг оказалась бесплодной. Рахиль вообще долгое время не могла забеременеть. И, завидуя Лие, велела Иакову войти к своей служанке. Та родила от него одного, а затем и второго сына.
  Казалось бы,Лие не стоит обращать на это внимание, ведь своих сыновей она родила сама. Но между сестрами соперничество за благосклонность мужа было столь велико, что и она решила проделать то же самое, велев Иакову войти к своей служанке. И та в конечном итоге тоже родила двух сыновей. Обе же жены его вдруг стали плодоносными:Лия родила еще двух сыновей, а Рахиль, наконец, разрешилась первенцем - Иосифом, который стал любимым сыном Иакова.
  В общем, обновление и прирастание клана закончилось благополучно. Лия "на завершение" родила еще и дочь.
  Но, думается, все благополучно выглядело лишь внешне. То, что дети родились от матерей с разным статусом, не могло не отразиться на детях, на их  воспитании и самоощущении. Может быть, разное отношение Иакова к детям не так бросалось в глаза, когда семья жила в Месопотамии и особых потрясений не испытывала. Но вот Иаков возвращается в родную землю и готовится к встрече с Исавом. И что он делает? Боясь, что Исав может напасть на него, он впереди выставляет служанок с детьми, затем Лию с потомством, и только потом - Рахиль с Иосифом. Так он определил свои приоритеты, кто для него более важен и ценен.
  Разумеется, менее "ценные" этого не забыли и отомстили отцу, продав его любимца в рабство.
  Иосиф простит их, когда, спустя многие годы, они придут в Египет за хлебом. Но в сущности двенадцать колен так и не станут чем-то единым и по-настоящему кровным не только по крови, но и по духу. Библия изобилует примерами их взаимной вражды и междуусобных кровавых конфликтов. Даже во времена обшеизраильского царства времен Давида и Соломона.
   Наверно, этот антагонизм тоже был одной из причин того, что "исчезнувшие колена" растворились бесследно. То, что не сцементировано крепкой привязанностью, рано или поздно превращается в пыль.
  Что касается матерей - служанок, то иные раввины в своих комментариях называют их наложницами, другие - даже женами.
  Поднимают их "авторитет"?


Рецензии