Поднимая архивы...

Даже если бы у меня появилась возможность и желание написать обширный музыковедческий труд о тенденциях развития современной музыки и течений, начиная скажем с 1991 года в России, врядли бы у кого родилось желание копаться в ворохе имён и событий, ради того, чтобы понять и выявить ключевые имена и направления, проявившиеся за означенный период. Являясь свидетелем и участником огромного количества событий, хочется сделать акцент, вспомнив основные имена. Почему у меня возникла эта мысль вернуться в недавнюю историю?
Наблюдая оживлённые диалоги в некоторых сообществах, мне захотелось поделиться с вами некоторым объёмом информации, видимым мною под определённым углом зрения. С одной стороны я новатор, а с другой профессионал и закоренелый практик - так уж повелось.
Пока я пишу, в голове буквально бурлит поток информации, как-будто пол-гугла туда переместилось. Но для того чтобы был порядок необходимо начать с начала:

1. В России нет достойных и профессионально признанных музыкальных изданий
2. Всё что мы находим в И-нете носит локальный характер и тенденциозность ( если Москва - то о Москве, если Питер - о Питере).
3. В полемике и чатах участвуют любители и меломаны

Я прекрасно знаю братьев Бутман, неоднократно играл и беседовал с ними задолго до того, как один из них стал неофициально "министром русского джаза". Сразу оговорюсь история современных музыкальных течений началась не с них. Назову лишь несколько ключевых имён лучших саксофонистов России, признанных неоднократно на всех джазовых фестивалях до 1991 года ( естественно все исполняют Giant Steps):

1.Вадим Вядро - Рига - сегодня - US
2.Борис Гаммэр - Рига - сегодня - Israel
3.Раймонд Раубишко - Рига*
4.Владимир Вайнер - Рига - сегодня - US*
5.Владимир Колпаков - Рига*
6.Анатолий Герасимов - Москва*
7.Владимир Чекасин - Вильнюс
8.Александр Пищиков - Москва - сегодня - Germany
9.Михаил Костюшкин - С.Петербург
10.Владимир Ткалич - Москва - сегодня - US*
11.Лембит Саарсалу - Таллин
и т.д.

Я говорю о саксофонистах, потому-что имя Джона Колтрэйна - одно из самых почитаемых и признанных сегодня имён в джазе, особенно среди русских, на которое равнялись и все вышеупомянутые великолепные музыканты. С каждым из них я выступал и записывался в тот или иной период, доказательством чего будут представлены записи в нашем журнале под рубрикой "Поднимая архивы".
Всё вышесказанное касается и других замечательных русских музыкантов:

1.Пианисты, вибрафонисты
2.Ударники, перкуссионисты
3.Басисты
4.Гитаристы
5.Трубачи и другие духовые инструменты

Владимир Колпаков - Рига

Володя всегда был эпатажным человеком. Его можно понять, когда вокруг тебя дилетанты, имеется ввиду средний потенциальный уровень кабацкого музыканта. Да и кочевая жизнь тоже располагает к пьянству. Кто в то время не пил. Когда в конце июля 1991 года я собрался записать свой первый инструментальный альбом, я пригласил Володю как второго солиста. Честно говоря, я был не уверен, что он возьмётся за эту работу - денег она не сулила. Сначала он отказался и я уже потерял надежду, решив записывать трио. Неожиданно в студии появляется Колпак с саксофоном. Надо ли описывать, как я обрадовался, когда буквально хребтом ощутил его присутствие. Первая репетиция была на большой сцене ДК Железнодорожников ( в подвале, кстати тогда была и студия Apello). Звук его старенького альта тембрально звучал как виола, а музыка лилась абсолютно фирменная ( как мы тогда выражались). Исключительный саксофонист - непревзойдённый солист лучших биг-бэндов страны. Только произнося его имя, я получал респект на высшем уровне среди духовиков. Но и я старался не посрамить всеобщую славу рижских музыкантов, где бы ни приходилось выступать. Рига в то время была Меккой джаза в СССР.

Вся советская система была целеустремлена на уничтожение личности в человеке и на воспитание массового самосознания. До республик Прибалтики в то время это так не доходило, они были демпферными регионами и имели связи с Западом + портовые города. Поэтому вся совдеповская унификация совершалась с опозданием. Я ещё помню время до 1973 г. не вступила в силу реформа по объединению групп и ансамблей того времени в Риге. Каждая танцплощадка была клубом, каждый ресторан имел свой уникальный оркестр. Музыка исполнялась только западная. Потом появились бюро оркестров и пошло - поехало. Рапортички и процентное соотношение фирменных произведений к совковым 30% к 70%. В каждой точке зазвучали - яблоки в "заду" - какое чудо!


Рецензии