Деревенские истории о птицах

Довелось мне  несколько лет прожить в красивой деревне Заречье, расположенной в чистом уголке нашего большого края на берегу протоки реки Кан. Рядом с деревней лес, много непуганых птиц, в том числе и хищников. А на любом деревенском подворье полно соблазнительной для них мелочи: цыплят, утят, гусят, индюшат. За ними их родные мамки уследить не могут, а уж хозяйке- то забот с ними сколько! Забавные и трагические происшествия почти каждый день.
       Однажды из города мне привезли семью курочек- бентамок. Они маленькие, росточком чуть больше голубя, пестренькие, шустрые. Петушок с роскошным алым гребнем и бородой, а на ножках острые кривые шпоры. Для начала новоселы дня 3 отсидели взаперти в клетке ,а затем получили «вольную». Во двор вылетели радостные, оживленно копались в земле, клевали траву и какую- то живность.  Все было в порядке, и я решила попить чайку. А когда вернулась -   то  пернатых малышей и след простыл. Обыскала подворье, придорожные заросли, посадки тыквы, картошки. Звала, но все безуспешно. Села на лавочку, приготовила бинокль и стала слушать. Петух не выдержит, все равно закукарекает. Ему,  как на корабле склянки бить, в положенные часы надо орать. Заорал. На горе в лесу в зарослях крапивы. И сейчас же поблизости появился ястреб  - тетеревятник. Это лесной волк. Птица крупная, «тельняшка» на груди, злые желтые глаза, цепкие когти и крупный клюв с острым крючком. Ярко выраженный мясоед, а тут из города курятинки свежей завезли: ешь - не хочу. Петя уже и сам понял, что попал. Мало самому буйну головушку сложить, так еще с ним 9 юных дев пропадет. Спрятались мои беглецы в кусты ни гу-гу. А еще говорят, что куры – дуры, Петька им проорал тревогу, вот они и затаились. Ястреб все ближе. Я летела на помощь через весь огород стрелой: бинокль на шее болтается,  тапки в стороны, по крапиве босиком, через поскотину и в лес. Куры с Петькой по-прежнему в засаде, с ястребом в прятки играют. Пришлось, чтобы их выгнать, палкой по кустам пошуметь. Только тогда они выскочили и вниз   на крыльях с горы летом, как настоящие дикие птицы. С того памятного дня   бентамки очень осторожно покидали пределы двора, от Петьки ни на шаг. А он бежит и на небо поглядывает: не пора ли воздушную тревогу объявлять?
        Прошло 2 недели. Мои бентамки освоились и решили, что пора яйца нести, ведь они хоть и маленькие, но настоящие куры. Стайку мои малыши не любили, она им город напоминала, а они на природе желали жить. Начали курочки по очереди исчезать на часок – другой. Чтобы выследить упрямиц, опять взяла бинокль и устроила засаду на крыше. Где только мои красавицы не наделали гнезд! На сеновале, в картошке, в крапиве, под старым корытом, под крыльцом. Пришлось принимать меры. Утром всю компанию заперла в стайке и отпустила на свободу, когда все снеслись. Постепенно они привыкли к порядку. Однако одна хитруля все – таки меня обманула. Она исчезла. Я решила, что ястреб ее все- таки поймал. Спустя 3 недели на сеновале послышался детский писк и клохтанье мамы- наседки. Слетела курица, а за ней посыпались цыплята: пестрые, рыжие, черненькие пуховички, ровно 10 штук. Гордая маман провела свой выводок перед обалдевшим Петькой. Он ее зауважал и назначил своей любимой женой. Мы ее так и прозвали Гюльчетай. Потом, когда птенцы выросли, из них получились прекрасные мамки- няньки для других домашних птиц. Они выводили фазанят, утят и даже перепелят, а также много цыплят крупных пород кур: и накормят, и согреют, и от ворон уберегут. Я бы курочкам- бентамкам памятник поставила прямо посреди двора с надписью: матери- героини.
     Другая хитрая бентамка очень поздно вывела детей: это было  1 сентября, уже на траве по утрам иней блестел. Такие поздние выводки не успевают вырасти в тепле. Без солнышка пуховички плохо развиваются , болеют, особенно им вредны затяжные осенние дожди. Что же придумать? На дощатый настил я поставила большую клетку- вольер с кормом, закрыла полиэтиленом и выпустила туда малышей с мамой. На ночь семью укутывала брезентом. Пока дети были маленькие - им хватало места, а потом стало тесновато. На ночь маму стала убирать в стайку, и оперившиеся малыши ночевали одни. Утром включала лампу, давала корм, а заботливая мама уже стояла рядом с клеткой и терпеливо ждала, когда обогреет воздух осеннее солнце. Стоило убрать полиэтилен- курочка прыгала к детям и начинала их угощать: разгребала корм, звала их. Радостные малыши, вновь обретя маму, оживленно питались, унылый сонный вид исчезал. У них словно сил прибывало от материнского присутствия. Так прошел сентябрь. Однажды под вечер курочка увела детей в стайку, ей надоела моя опека. Сама  залетела на седало и детей стала звать. Цыплята ,совсем еще малыши, тоже пытались подняться наверх. Пришлось опустить жердочку пониже. Счастливая мама всех собрала рядом,  и семья впервые за этот месяц заснула вместе. Мои морозоустойчивые питомцы гуляли на улице даже при легком морозце и прекрасно себя чувствовали. Если хочешь быть здоров - закаляйся!
   Мамки – бентамки на следующее лето помогли мне вы растить цыплят редкой древней породы – брам. На воле брамы выросли  рослые, с «шароварами» на лапах, с чистым мягким оперением.  По характеру эти куры спокойны, за хозяйкой ходят как хвостики.  Для продолжения рода этих красавцев были выбраны 3 лучших петуха: Петр 1, Петр 2 и Петр 3.
           Самый старший Петя оказался сердитым, дрался с утками, гусями, индюками. Всем хотел доказать, что он самый крутой во дворе. Черный, как ворон, со светлым воротником на шее он несомненно был хорош, но со своими скандалами и драками надоел всем хуже горькой редьки. Даже его родные жены сбежали от такой семейной жизни к другим. Остался он с одной самой преданной ему курицей. Потом эту сладкую парочку подарили на новоселье  молодоженам.
Петр 2 был самый красивый. Он почему –то получился огненно- рыжего цвета, совсем не свойственного брамам, хотя отличался дородностью, звонким голосом и исключительной хозяйственностью. Ни одного зернышка не пропустит, любого червячка найдет и все курам скормит. Около него их больше всего: своих 5 и 4 перебежчицы. Водил он свою компанию по огороду, и в лес, порыться в кустарнике, и под черемуху, где было много червей и жуков. Это и сгубило беднягу. Выследил его ястреб- тетеревятник, местный пернатый отморозок, и серьезно его покалечил. Куры успели удрать во двор, а бедный Петька уполз в кусты картошки, где я его нашла. Жаль было красавца до слез, но он так и не поправился. И остался на подворье только Петр 3, самый младший .Старшие петухи его гоняли. Он постоянно прятался в высоких зарослях крапивы со своими тоже младшими девочками- курочками. Пестренький, еще невзрачный, но очень умный и осторожный. Поел утром, позвал свою младшую группу и исчез. К вечеру вылезут из кустов, поклюют и в стайку, в самый дальний угол. Пока старший дрался, а средний экстремал бегал по лесам, рискуя жизнью, хитрый младший рос, мужал, хорошел. И вырос Петька 3 исключительно прекрасным принцем, при этом не потерял ни одной курочки. Оставшиеся от рыжего вдовы первое время держались дружной семьей, но что за жизнь без петуха? И вот начались проблемы: они разбрелись кто куда, одна к уткам пристроилась, 3 в огороде  копошились, остальные и вовсе к соседнему петуху пристроились.  Петька оказался дипломатом: угостил курочку, что к уткам  примкнула, червячком, поскреб крылом, и дама, застенчиво склонив голову, пошла за ним в крапиву. Затем Петя  вывел весь свой гарем на огород, где «окучивали» картошку принципиальные вдовы. Тактика была та же. А потом сердитая хозяйка всех выгнала из огорода. Петька увел  гарем в любимую крапиву от греха подальше.               
        Осталось разобраться с соседским петухом. Наш герой вышел на средину улицы и стал орать, словно вызывая соседа на рыцарский поединок. Тот не стерпел такого нахальства и выскочил драться. Полетели перья, выскочили зрители и давай подначивать драчунов. Но куда худосочному деревенскому петушку против нашего рыцаря со шпорами! Бой кончился очень быстро, враг бежал в подворотню, а Петька за ним. Потом он увел своих дам домой да еще военнопленную за собой прихватил. Заявился в родной двор со всей компанией, походя отлупил селезня, чтобы не вертелся под ногами. И стал полновластным хозяином двора- Петром 3. Выходит, не только цыплят, но и петухов по осени считают!


Рецензии