Начало

                Часть вторая
                НАЧАЛО

      Когда же все началось? Трудно ответить, мысли разбегаются, прыгая по датам и событиям. В голове каша-сумбур.
     Может в 83-м, когда сбегая от опеки тещи оказался по воле судьбы с молодой женой в Москве. Или же раньше, когда заканчивал заочно институт, когда колбаса и масло были по талонам, а за водкой давили насмерть в очередях…
     Да!..  Во времена правления «Миши меченого» дров  было наломано немало. Но зато какие громкие кооперативы, словно грибы после урожайного дождичка, повылазили: «Гласность», «Ускорение», «Доброта и Забота»! Народ в эйфории – СВОБОДА! Наконец-то дождались! Афганцам бывшим - льготы налоговые. Вперед! Дорога широкая - места всем хватит! Ну как тут не зарегистрироваться, если фортуна сама обнимает.
   - Мы вас поздравляем  как одного из первых воинов-интернационалистов, пополнившего ряды предпринимателей нашего города! – председатель малого совета районной администрации пожал мне руку.  - С чего начнем?
  - Как с чего! Конечно, с леса,… чем же еще в Сибири можно оперативно и без особых хлопот и затрат заниматься?
     И мы начали! Лес косили налево и направо:  экспорт, госстандарт, баланс - коротье, не брезговали ничем. «Бабло» косили тоже немерено, которое почему-то в этой стране просачивалось, как песок сквозь пальцы. Держишь в руках кучку большую, вдруг - раз… ветерок какой-то дунул, смотришь на ладони, а они – пустые.
     На смену кооперативам пришли ООО, ОАО, АОЗТ и т.п. Так и переродился наш кооператив «Ускорение» в громкое, солидно звучащее: «Акционерное Общество Закрытого Типа». Во как! Мы даже умудрились взять миллионный кредит в банке и на первом этапе приватизации выкупить в центре города помещение, бывшей парикмахерской, под офис. Солидно! Чиновники  городские, да и «бандиты» местные «за падло» не считали поздороваться за руку. Уважение!
     Только мало кто знал (кроме жены никто, наверное), что почти два года директор, пока не начали поступать первые прибыльные деньги, не выбрасывал в мусоропровод, а сдавал пустые бутылки, чтобы купить двум своим малолетним пацанам булку хлеба. Курил «Приму», а окурки в баночку складывал.
     Кое-кто в верхах наконец-то спохватился, хаос и бардак в правовых актах стали потихоньку исправлять, но… никак не в пользу новоиспеченных «хозяев». Мало кто из первых бумажных корабликов остался на плаву. В основном выжили те, кто тихой сапой прибился к тихому берегу. Те, кто полностью сменил оснастку, набрал новую команду и… заскользил по огромным богатым просторам России, собирая в свои сети неплохой улов.

     Неожиданно раздался звонок, и я, открыв дверь своей квартиры, увидел на пороге улыбающегося Колю Круса и незнакомого кавказца.
     -Здравствуйте!
     -Здорово, коль не шутите. Проходите, с чем пожаловали? – Я вопросительно взглянул на гостей.
     -Вот, познакомься,- Николай представил своего друга, –это Якуб.
И где он их только находит? Я поражался предприимчивости своего соседа по дому. То знакомит с директором леспромхоза, у которого имеются свободные лесофонды, то с командиром воинской части, где на списании есть ну очень уж дешевый… танк! Водителя личного для меня нашел, готового работать почти бесплатно на своем «жигуленке». Со своим непоседливым характером сам он работать не хотел. Он не фигурировал ни в одном из документов, нигде официально не числился. Он был профессиональный посредник, но посредник высшей квалификации, который любил иногда посидеть со мной за столом, попить кофе и поиграть в карты…
     - Здравствуйте! – радостно затряс мою руку вошедший кавказский орел. - Я вас так долго ыскал, ыскал, – затараторил он на своем тюрском наречии.
     - И зачэм же ты мэня, даракой, ыскал? – не утерпел я  подыграть ему, ломая язык.
     - В Омске был, в Иркутске был, сказалы суда езжай, там весь лес. Спасыба вот Коля помог, ух как харашё, что его случайно встрэтил.
      Ну, это-то как раз и вряд ли было случайностью. Я бы очень удивился, если бы он не встретился Коле. Отправив Колю в магазин за бутылкой водки, я принялся доставать из холодильника различные, в основном дачные, разносолы. Мне тоже хотелось показать кавказцу, что наше сибирское гостеприимство не хуже их кавказского.
      Я поднял руку, призывая к молчанию:
     – Сейчас выпьем за встречу, закусим грибочками, а рабочие разговоры – потом.
 Конечно, я хитрил. У подвыпившего человека проще выведать его истинные намерения. Но и спаивать, боже упаси, никого не собирался. Хотя не обошлось без небольшого парадокса. Я- то человек непьющий, Николай из-за болезни тоже не употреблял спиртное. Так что водочку уничтожать пришлось в одиночку Якубу, который вначале был категорически против такой пытки. Хотя после третьей рюмки его уже так не угнетало собственное положение.
      Во время застольной беседы я узнал массу полезной информации для собственного развития. В частности, что Якуб Якубович Якубов живет высоко в горах, обожает Сергея Есенина и что созданный им кооператив имеет название «Березка». Хотя некоторые из его земляков березку видели только на картинках. Что его родной брат-мулла является  святым человеком, потому что совершил два хаджа в Мекку. И много еще значительного и не очень о жизни и развитии кавказского бизнеса.
    - Нам нужен лес, пиломатериал, тарная дощечка и т.п. – Якуб захлебывался от подогретого водкой восторга.   - Да я! Да мы! – ему не хватало слов. – Да я же буду самым уважаемым человеком в своем районе, мы же с братом сможем осуществить свою мечту – цех консервированных фруктов открыть.
 
      Вот на эти-то консервированные абрикосы и персики я, видимо, тогда и «купился». Переправить в российский Дагестан лес проблем практически не существовало, тем более для нашей фирмы.
     - Прекрасно, дорогой! Давай завтра ближе к вечеру и решим все твои насущные проблемы.   Печать есть с собой?
     - Есть!
     - Очень хорошо! Я думаю все решится положительно, и завтра мы заключим долгосрочный взаимовыгодный договор. – Я поднялся из-за стола, как бы прощаясь со своими гостями. Гости мои, тоже вставая, потянулись к выходу.
     - Ой… - Якуб остановился и посмотрел на меня.  - А можно, пока не ушли, я еще грибочков попробую?
     Ему так понравились наши грузди и рыжики, что он не успокоился, пока тарелка не опустела. Я с удовольствием подарил ему пол-литровую баночку маринованных грибов.
      - В гостинице полакомишься.
     И Николай повел довольного, веселого, хмельного гостя в наш городской отель, мимоходом хитро подмигнув, как бы говор: «Видишь, какого ценного кадра я тебе подогнал…»

     Не с этого ли момента началась наша кавказская эпопея?…

     Сидя за столом в кабинете офиса, мы с доктором, моим бывшим соратником  по Афганистану, подполковником в отставке, а ныне главным врачом и учредителем нашего АОЗТ, решали важную злободневную задачу отправки лесоматериалов в город Хасавюрт.
     - Что будем отправлять?  Кругляк или обрезной горбыль?
      Возникала маленькая дилемма – круглого леса на платформу входит где-то кубов 80, а доски в крытый вагон – 50. И все это мы пытались сосредоточенно перевести в денежный эквивалент. Хоть так  хоть эдак, но получался неплохой навар.
     - А, ладно, - Николаич великодушно махнул рукой.  - Отправим и того, и того - всего помаленьку.
     В то время, пока еще всеобщего бардака и хаоса, лес мы отправляли без предоплаты. Ни при отгрузке, ни с пункта назначения. Поэтому, сильно не заморачиваясь, порешили отгрузить  четыре вагона: два с круглым лесом и два с пиломатериалом. Тем более что наш основной вид деятельности (нетрадиционная медицина) позволял обрастать друзьями (больными) во всевозможных леспромхозах, имеющих железнодорожные тупики, руководители которых всегда рады были оказать нам услуги, не требуя за них сиюминутной оплаты.
    Мы же в свою очередь красочно залепляли всем уши о скором поступлении, и именно на их тупики, консервированных витаминов, столь необходимых в Сибири, в виде абрикосов, персиков, яблок и т.п. И все, конечно же, были довольны предстоящей перспективой оздоровления и обогащения…
     Но все-таки мы с доктором поосторожничали и решили для пробы пока отправить только два вагона с обрезным горбылем, благо этим добром у нас здесь раскидывались как сырьем для дров на отопление.

      1993-й год, месяц март, город Хасавюрт, гостиничный номер люкс…
      Да! И в самом деле роскошные апартаменты! В виде двух смежных комнат, совмещенного санузла и никогда неработающего телефона, стоящего рядом с таким же, видимо для красоты интерьера, телевизором. Конечно, если сравнивать аэропортовский номер, где мы ночевали в окружении банды клопов и тараканов, вдобавок и без простыней, прилетев ночью в Махачкалу. Хасавюртовский номер-люкс - это предел мечтаний любого командировочного. Правда  при беглом осмотре, нам, и не без оснований, показалось, что последним перед нами постояльцем этих апартаментов  был все-таки М.Ю.Лермонтов в своей поездке на Кавказ. К такому неутешительному выводу мы пришли, глядя на рассохшиеся половицы, еле прикрытые полинявшим и поеденным какой-то гигантской молью ковром, и по свисавшим мрачно со стен обоям образца 1812 года…


Рецензии