Памяти русских скоморохов

   Как подсказывает нам Википедия, слово «скоморох» пришло на Русь из Византийской империи, и, скорее всего, означает «мастер смеха». Очень может быть, но большое количество скоморохов и повсеместное их распространение, подсказывают, что корни этого искусства в народном творчестве славян, и только название скоморохов, возможно, иностранное.
   Скоморохи иногда жили осёдло, при дворе князей и знати, но чаще выступали на ярмарках. Много этим не заработаешь, и достоверные сведения говорят о том, что ватаги скоморохов занимались разбоем и грабежом на дорогах и воровством на ярмарках. Понятно, что отношение к ним было далеко неоднозначное.
   До наших дней дошла пословица: «Поп от Бога, - скоморох от чёрта». Это не про грабежи. Это о противостоянии скоморохов и церкви. Дело в том, что после церковной реформы Никона, скоморохи в своих сатирических песнях «глумах» довольно смело и удачно критиковали новообрядческое духовенство за его корыстолюбие и далеко не святой образ жизни. Ханжество и греховность новых попов особенно было заметно во время после реформы. И скоморохи в своём народном творчестве это высмеивали весело и понятно для людей. Это не могло вызвать ответной реакции. На скоморохов начались гонения со стороны государства и церкви. Скоморохам пришлось объединяться в крупные ватаги, до ста человек и более, чтобы противостоять гонениям. Но тут они уже стали представлять реальную угрозу деревням и даже городам. И всё более походили на обыкновенные разбойничьи шайки.
   Развязка наступила в середине шестнадцатого века. Скоморохов начали уничтожать планомерно и повсеместно. Отдать их в рабство помещикам не получилось! В отличии от осёдлых крестьян, они ничего не понимали в сельском хозяйстве. При первой возможности пытались сбежать, и как работники были практически бесполезны помещикам! Вот тут и произошло то, что вероятно Вас удивит. На север Руси, где зарождалось товарное производство, скоморохи пригодились в качестве бесплатной рабочей силы. В зарождающихся мануфактурах и на приисках, где на небольшой площади работало много людей, и где их легко было не только охранять от побега, но и контролировать, заставляя работать, скоморохи пригодились. Тем более, что трудовые операции были намного проще, чем в сельском хозяйстве, и обучить каторжан работе было вполне осуществимым делом. Так начали на Руси появляться каторги, где вместо наёмной рабочей силы применялся подневольный труд каторжников – воров, должников, убийц и скоморохов.
    Дело начало процветать и развиваться. Требовалось всё больше людей. Но большинство населения было осёдло занято в сельском хозяйстве и являлось собственностью помещиков. Нехватка каторжан привело к настоящей охоте на бродяг. Скоморохи исчезли стремительно быстро, а с ними и весёлые песни и пляски на базарной площади. Россия многое потеряла…
   Как сейчас представляю – ватага веселых мужичков пританцовывает вприсядку, охлопывая себя ладошками, и весело поёт:
   « У-па-у па- у попа рыжая коса
      Хрррест висит на толстом брюхе
       Ниже пояса-яса!»  ;
    Великолепный, шикарный образ! Прямо чувствуется, как «словесная лапша», которую долго, нудно и монотонно вешали на уши в один момент освобождает душу и видно истинное положение вещей. Скоморохов очень не хватает в нашей жизни, где привычно обманывают народ, сохраняя серьёзное выражение лица. А Вы как думаете? Если случайно, Вы помните хоть пару строчек из репертуара скоморохов, можете, при желании, прислать их мне, или начните собирать народное творчество сами. Можете просто прислать эти строчки как рецензию к этому произведению. Если смогу, я попытаюсь их опубликовать. Песни скоморохов того стоят!


Рецензии
По реке плыл пароходик, трубы видно из осок. Раком попадью поставлю - дам ей сахару кусок.

Аркадий Уйманов   16.11.2013 11:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и частушку :-)
Хотя, судя по пароходику, это уже более современное произведение. Мне опять в длительную командировку скоро ... Как приеду - хочу разобрться, откуда есть слово "Частушки". Это от слова часть, части чего то или от слова часто, в быстром ритме...
Рад Вашему визиту. С уважением.

Шаварагет Габре   16.11.2013 14:41   Заявить о нарушении
Подумал ещё. В этом маленьком тексте упоминается ещё и сахар. Сейчас он общедоступен, а в девятнадцатом веке ещё был весьма дорог. Продавался в виде сахарных голов, и далее специальными щипцами кололся на маленькие кусочки. Был много дороже мёда. Парадокс, но были времена, когда кусочек сахара грамм 150 - 200 мог оказаться вполне приличным бартером, даже и для попадьи.

Шаварагет Габре   19.11.2013 19:03   Заявить о нарушении
Да здесь о многом можно поразмыслить.
На сайте, посвящённом матерным частушкам, я вычитал, что широкое распространение они получили лишь в девятнадцатом веке. Когда пароходы уже ходили. До этого времени эротический фольклор существовал в основном в виде сказок и пословиц. Если учесть, что промышленный переворот в России начался в середине ХIХ века, то вполне логично и широкое распространение эротики в культуре. Огромные людские массы покидали родные пажити и обживались на новом месте. Выбор сексуальных партнёров значительно расширился. Кстати, тогда же началась эпидемия сифилиса, с которой справились уже при советской власти. Вышепреведённое стихо повествует о традиционной жадности православного духовенства и об отношении народа к РПЦ.
У Вас в текста ошибка. Никон проводил свою реформу не в 16, а в 17 веке.
С уважением.

Аркадий Уйманов   19.11.2013 19:52   Заявить о нарушении