Сказка о времени

(Из сказочного сборника "Кукушечка")   
         

      В тот день старейшина племени долго всматривался в даль. Он ждал, когда там, у самого горизонта, поднимется в небо серое облако пыли из-под гулкого топота лошадиных копыт, и тогда, случится что-то неведомое.

       Также он слышал звонкий смех юной Лайтынгуль. С самого утра только и слышно было её задорное щебетание. Она, как утренняя птичка, не находила себе места и то чесала гривы строптивым степным лошадям, то подбегала к своей бабушке Бекей, чтобы просто её обнять, то начинала петь, да так хорошо, что её голос летел по ветру к самому солнцу.

       Бывают такие дни, когда чего-то ждёшь. Ещё точно не знаешь чего, но это неведомое чудо обязательно произойдёт сегодня.

       - Лайтынгуль! – позвала её бабушка. – Ты вплела в свои косы алые ленты? Быть скорой свадьбе!

       Лайтынгуль подбежала к бабушке Бекей.
       - Ты же знаешь, что ни за что не пойду замуж так рано, - ответила она, смеясь.

       И только она проговорила эти слова, как вдали и впрямь поднялось пыльное облако, сквозь которое различались, мчащиеся к их стану, лошади, осёдланные всадниками.

       Бабушка Бекей проводила внучку в юрту подальше от глаз незваных гостей.

       Впереди всех был Сейдахмат, сын старейшины кочевого племени степных волков. Он так легко держался на своей лошади, что едва придерживал её за узду, а ещё он был молод и красив.

       - Приветствую тебя, бабушка! – обратился он к Бекей. – Слышал, у тебя внучка красоты неземной. Так не прячь её. Затем и примчался в ваше племя, чтобы увидеть.

       - А разве я прячу? На мою Лайтынгуль каждый день любуются люди. Кого хочешь спроси в нашем племени. Чтобы просто смотреть, не спрашивают позволения, - ответила старушка.

     Сейдахмат задумался:
     - А ты не так уж и проста, бабушка Бекей. Привёз я тебе и Лайтынгуль дорогие подарки. Несите всё сюда, к юрте моей невесты! – крикнул он другим всадникам.

     Бабушка Бекей лишь улыбнулась в ответ, покачав головой. 
     - Какой скорый! – послышался звонкий голос Лайтынгуль. Гордая красавица вышла из юрты, лёгкой усмешкой сверкали её глаза.

     - Разве тебя кто-то звал? – спросила она Сейдахмата.

     И только он посмотрел на юную Лайтынгуль, как вся спесь его канула в бездну. Он не мог оторвать своих глаз от красавицы. Как слуга, Сейдахмат поклонился ей в ноги и высыпал из кожаного мешка золотую чешую сверкающих монет, а сверху положил множество связок лисьих шкур.

     - Так это из-за меня было убито столько лис? Ни за что я не смогу принять такую жертву, - ответила Лайтынгуль. – Пойди по нашему племени и раздай по связке лисьих шкур в каждую юрту.

     Сейдахмат так и поступил. С приветствием он подходил к каждой юрте и дарил по связке лисьих шкур. Лайтынгуль смотрела ему вслед и удивлялась себе. Нежность проникала в её сердце к этому человеку. «Вот, явился. Зачем? Зачем он пришёл в моё сердце?» - думала она.

     - Вот, Лайтынгуль, - обратился к ней Сейдахмат. – Я раздал людям все лисьи шкуры, как  ты и велела поступить. Ничего, Лайтынгуль, для тебя я добуду другие.

     Он смотрел на юную красавицу с такой нежностью, что она опустила свой взгляд.

     - А теперь ты, верно, ждёшь благодарности? – сверкнув глазами, спросила она.

     Лайтынгуль не понимала, отчего она так жестока. Ведь душа откликается счастьем, но голос… Он будто сам по себе и не желает слушать сердце.

     - Не мучай его, - тихо проговорила бабушка Бекей. – И не давай потешаться над ним другим твоим соплеменникам. Кто знает, быть может, завтра он станет твоим мужем? Сегодня ночью спроси ветер, он ли твой суженый? Вспомни о кургане юной Гульджамал…

     И когда пришла ночь Лайтынгуль решила обратиться к ветру. Она поднялась на самую вершину кургана  красавицы Гульджамал, легенды о которой ходили в этих краях испокон веков, и расплела свои косы. В руках Лайтынгуль трепетали алые ленты. И как только она закрыла глаза, то услышала дивный голос, идущий из чрева кургана:
     - Отчего ты не веришь сердцу своему, Лайтынгуль?
 
     - Ты ли говоришь со мной, Гульджамал? – чуть испугавшись, спросила Лайтынгуль.

     - Это я! Но разве моя судьба не искупила ошибки других юных дев, тех, кто жили в этих краях после меня? Послушай, Лайтынгуль. История моей жизни, которую тебе рассказала бабушка Бекей, - не сказка. Я насмехалась над тем, кто был дорог моему сердцу. Но оно разрывалось на части всякий раз, когда я не видела Омиржана больше одного дня. Зачем я так поступала?! Ах, зачем я так поступала! И сегодня не смогу ответить на этот вопрос. Только знаю, что я одна виновница нашей разлуки. Помоги, Лайтынгуль, мне встретиться с ним! Помоги!..

     Лайтынгуль гладила колышущиеся травы кургана.

     - Не печалься, Гульджамал. Только скажи, как помочь?

     - Ах, если бы я знала, Лайтынгуль, - прошептали ей травы.

     Всё стихло. Тогда Лайтынгуль подняла руку, в которой колыхались на ветру её алые ленты. Ночь была полнолунная и небо сплошь усыпано звёздами! Закружилась Лайтынгуль, посылая к полной луне свою дивную песню:

Вот две ленты алые,
Косы распускаю я,
Ветер дует мне в лицо,
Закружу его в кольцо!
Ночью лунной стану звать,
Попрошу его назвать
Имя друга моего
И дороги все его.
Пусть их ветер соберёт!
Путь один ко мне ведёт!
Ленты по ветру летят,
Лягут на сердце, не спят!
Ты проснёшься от огня,
Жар любви зовёт тебя!..

     Лайтынгуль отпустила алые ленты, похожие на две огненные стрелы, и ветер подхватил их и понёс на своих невидимых крыльях.

     А наутро бабушка Бекей сбилась с ног, разыскивая внучку. Она нашла её спящей на вершине кургана Гульджамал. 
 
      - Просыпайся, Лайтынгуль! Сейдахмат покидает наше племя. Так хотя бы простись с ним, ведь ради тебя одной он проделал этот путь. Не будь жестокой, внучка!

     Лайтынгуль не знала, что сказать Сейдахмату на прощание. «Что ж, если так решил, пусть поступает, как знает, – подумала она. – Быстро же решил он расстаться со мной, значит, и любовь его такая же короткая, как прошедший день». И только она хотела поправить свои косы, как вспомнила прошлую ночь. Волосы её были распущены, а алые ленты исчезли.

     Тогда Лайтынгуль, как быстрая козочка, сорвалась с места и побежала навстречу к Сейдахмату. Она встретила его печальный взгляд. Он должен был сказать ей о многом.

     - Ещё вчера я думал, что стоит поклониться в ноги твоей бабушке Бекей, бросить к вашим ногам все подарки, и ты легко станешь моей. Но как только увидел тебя, сразу полюбил. А потому возвращаюсь к своему племени. Не могу я видеть грустный взгляд своей любимой, когда она смотрит на меня. Твои лучистые глаза, Лайтынгуль, всегда должны дарить людям счастье.

     В это мгновение Лайтынгуль увидела, как выбиваются из-под одежды Сейдахмата наружу кончики алых лент.

     - Откуда они у тебя?! – воскликнула Лайтынгуль.

     - Не знаю. Когда проснулся, они лежали на моей груди. Только не проси меня вернуть их обратно.

     В тот самый миг юная Лайтынгуль поняла, что сказка любви на этот раз сбывается, и юная красавица Гульджамал уже видит, как вдалеке ей навстречу идёт Омиржан, она тянет к нему руки, он торопится заключить свою суженую в объятия вечности…

     - Если уедешь, Сейдахмат, то забери и меня с собой, и бабушку Бекей, - сказала ему Лайтынгуль. – Без тебя мои глаза и вправду никогда уже не будут светиться от счастья.

     Он протянул ей свою руку и почувствовал тонкие пальчики Лайтынгуль, которая улыбалась ему, как самый светлый рассвет в его жизни.

     Она же слышала за спиной счастливый голос красавицы Гульджамал, которым говорили степные горькие травы, колышущиеся от самого лёгкого дуновения ветра. «Омиржан!!! – слышался в шёпоте ветра нежный голос. - Вот и я! Сколько лет разлучали нас! Сколько долгих-долгих лет! Но теперь целая вечность лежит у наших с тобою ног и одна дорога!..»   
               
               


Рецензии