Срезы бытия продолжение
О Верховной реальности можно сказать (доказательства единства Абсолюта и чистого «Я-субъекта» мы приведем в свое время), что это совершенство является Абсолютным субъектом-сознанием, где есть только блаженное всезнающее Я, и ничего вне Я нет, и быть не может (иначе пришлось бы утверждать, что есть нечто вне реальности). На этой стадии Реальность или Истина находится в своей собственной природе, и нет никакого объекта незнания или иллюзии. Реальность-Творец хоть и очень близок Абсолютной, Чистой Реальности, все же является частично запятнанным иллюзией, т. е. содержит в себе некую потенцию несовершенства или объекта. Первичным ее плодом, чем-то отличным от «Я» является принцип «Не Я» или вуалирующий принцип, в древнеиндийской традиции известный как Майя (этот термин, несомненно, имеет и более тонкие смысловые оттенки, непереводимые на европейские понятия).
Отлична ли Майя от Абсолюта, и если отлична, то не придем ли мы к абсурдному утверждению, что есть что-то вне реальности? Отнюдь нет, она и отлична от него и слита с ним, просто ее реальность несамостоятельна. Этот не совсем понятный момент можно проиллюстрировать следующим примером: Допустим, у меня имеется какое-то галлюцинаторное видение. Отлично ли оно от меня? И да, и нет. Я воспринимаю его, как нечто существующее вне меня в силу иллюзии, на самом же деле, отдельно от меня оно не существует, и если допустить факт (совершенно не допустимый применительно к Чистой Реальности), что я теряю сознание или умираю, то иллюзия исчезает вместе со мной. Так же и в идеальном случае: Майя не существует самостоятельно, но Абсолютом «осознается» (термин не совсем верен, но другого не удается подобрать), как нечто отличное от него.
Это умозаключение можно проиллюстрировать примером из книги свами Вишнудевананды «Полная иллюстрированная книга по йоге», где он аллегорично описывает процесс миропроявления с точки зрения Абсолюта, как процесс скисания молока:
1 этап – когда молоко свежее и нет ничего, кроме молока – в этом случае есть только «Я – Абсолют»
2 этап – когда молоко частично сворачивается, но еще не разделено – в этом случае внутри субъекта появляется нечто отличное от него или объект, но пока что не дифференцированный объект и субъект будут чем-то единым целым и различие между «Я» и «не Я» - минимально.
3 этап – это выпадение осадка, когда сыворотка и осадок полностью разделяются, хотя на самом деле будут оставаться частями единого целого.
Попробуем описать, чем же Реальность-Творец будет отличаться от Верховной реальности, в силу наличия Майи в первом.
И то и другое являются идеальными категориями, но если Верховная Реальность – это реальность пустоты – с материальной точки зрения, то Творец – это уже реальность чего-то, пусть даже иллюзии. Первым проявлением иллюзии являются законы. Можно привести несколько натянутое определение, что проявление материального мира – это познание Абсолютом иллюзии, которая на самом деле является им самим. Законы хоть и не являются чем-то материальным, предполагают наличие какого-то несовершенства, то есть вначале иллюзии идеальной, а на втором этапе – материальной – то есть самой материи. И действительно, что такое закон? Он является идеальным (ноуменальным) выражением относительной реальности какого-то материального объекта или явления. Мы вполне можем представить закон вне материи, но тогда должны будем предположить, что его материальное проявление потенциально, допустить же материальное явление вне закона – невозможно, так как даже полный хаос основан на каком-то законе.
С точки зрения материи можно сказать, что законы отражают степень ее совершенства и совершенствования – степень ее приближенности к собственной природе Абсолюта, если рассматривать материю в эволюционном аспекте, хотя с точки зрения Абсолютной Истины – нет никакой множественности законов – это иллюзия – и есть только один верховный закон – Чистая Реальность-сознание.
Эту видимость кажущейся множественности в эволюционном аспекте развития можно проиллюстрировать примером математики, как одним из наиболее абстрактных и менее всего связанных с материей научных предметов. Прежде всего: думали ли мы когда-нибудь, что математика – не плод нашего ума, а результат постижения того, что существует вне нашего разума в идеальном? Что не наши математические знания создали математику, а истина создает наши математические знания в процессе ее постижения. Ведь нельзя же утверждать, что во времена, когда наши предки лазили по деревьям, никакой математики не было! Просто она еще не была проявлена в сознании древнего человека, но в идеале, в ноумене, как закон, существовала всегда. Разумеется, тут речь не идет о конкретных значках, выстраивающихся в логическую цепочку – это и вправду отчасти наше изобретение – а об истине, информации, стоящей за ними.
Проследим развитие знания математики в человеческом обществе. Допустим, вначале люди знали только таблицу умножения. Истина ли это? Да, несомненно, приложимая к частному аспекту. Предположим, люди додумались до интегрального счисления. Истина ли за этим? Да, ее очередной аспект. Отрицает ли эта истина предыдущую? Нет, только значительно ее расширяет, можно так выразиться, что таблица умножения – один из кирпичиков, из которых построено интегральное счисление. В данном случае создается видимость эволюции истины вместе с нашим разумом, и каждому уровню понимания соответствует свой закон. С точки зрения Абсолюта этот процесс можно назвать счищением копоти первичной иллюзии-Майи, и все большее и большее проглядывание света через закопченное сажей иллюзии стекло нашего сознания.
Из этого примера видно, что любой, условно взятый закон соответствует определенному уровню как знания, так и незнания, но если мы согласны с тем, что запускающим началом миропроявления является первичная иллюзия, то придется согласиться и с тем , что любой закон является идеальным выражением степени незнания или иллюзии космического сознания, соответствуя тому или иному материальному явлению. Пример с математикой можно закончить выводом, что имея возможность беспредельно развивать эту науку, мы придем к такому уровню знания, где математика, как таковая, исчезнет, растворившись в первичной Абсолютной Истине.
Теперь несколько слов о потенции – или на Санскрите – Авьяктам. (Правда «Авьяктам» означает не столько «потенция», сколько «Непроявленное». Мы не совсем согласны с мнением создателей учения Санкхья, что Авьяктам является качеством Прадханы – первичной протоматерии – но это неизбежно вытекает из учения этой философской школы, об отсутствии Творящей духовной реальности и допущении наличия лишь пассивно наблюдающего духа).
На основании излагаемой теории, указывающей, подобно философии Адвайта, на несамостоятельность материи, а следовательно на ее пассивность, необходимо допустить, что потенция является качеством Реальности-Творца или Бога-Творца, запятнанного первичной иллюзией, то есть, ноуменальным, нематериальным качеством. Эту категорию можно охарактеризовать, как некую сумму всех непроявленных законов, и тенденцию порядка проявления этих законов в процессе развития материи, проистекающую из погружения Абсолюта в иллюзию.
Можно также сказать, что Авьяктам – это наше прошлое, настоящее и будущее с точки зрения материи, и поэтому, достигая определенных ступеней сверхсознания или частичного слияния со своим высшим «Я», появляется принципиальная возможность ясновидения или предсказания будущего, вытекающая из природы реальности, что как необъяснимый феномен не раз смущало умы материалистически настроенной публики. Но мы-то знаем, что чудес на свете не бывает, а есть законы реальности, правда для большинства – неизвестные. (Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №211031701850