I. 5 сказка о василисе золотой косе,

I.5   СКАЗКА О ВАСИЛИСЕ  ЗОЛОТОЙ  КОСЕ,
НЕПОКРЫТОЙ  КРАСЕ  И ОБ  ИВАНЕ - ГОРОХЕ.
(Афанасьев, 560, т.3, стр. 321)

С полной версией книги  можно ознакомиться, пройдя по ссылке:
http://www.scribd.com/doc/75867476



Сюжет этой сказки – двухгодичный, с четырьмя полугодичными циклами. Это вариант сюжета сказки о похищении (Василисы – Весны - жизненной силы). В сказке два Мира: Мир Василисы и Мир Змея. В каждом из Миров свой 12-ти месячный мифологический календарь. Выделенные пронумерованные события выстраиваются в цепочку по этим условным месяцам. Переход из одного Мира в другой Мир означает переход событийной цепочки в другую календарную плоскость. Начало сюжета привязано к началу апреля в плоскости Мира Василисы. Цепочка событий заканчивается свадьбой также в апреле по возвращении героев из Мира Змея.


КАЛЕНДАРНЫЙ  ХРОНОТОП:

Царство Василисы.
\0. Жил был царь Светозар. Два сына и дочь Василиса. Хранил он её в тереме. Скучно ей было.  \1. Пришло время и послал царь гонцов к соседям, чтобы приезжали сватать его дочь. \2. Попросилась она погулять. Отпустил её отец в сад. Гуляли девушки да и забыли про неё.  \3. Вдруг налетел Вихрь и унёс Василису за три царства (день Ивана Купало). \4. Приехали званные гости, увидели, что нет Василисы.  И разъехались по домам. Только два её брата решили отправиться на её поиски. \5. Едут они год. \6. Едут два. Подъезжают к стране Змея. Встречают старичка нищего. Бросают ему копеечку. Он признается, что Василиса здесь.

Царство Змея.
\7. Подъезжают братья к Дворцу на серебряном столбе с разноцветным навесом крышей (осенние листья, Домовина).  Узнала их Василиса. Встречает. Предлагает спрятаться. \8. Вдруг прилетает Змей на коне-вихре. Встреча с братьями. \9. Бой, Смерть двух братьев. Победа Змея. Братья в глубоком рву. \ 10. День тоскует, не ест Василиса. \11. Второй день голодает, печалится Василиса. \12. На третий день покушала. И лаской выведала у Змея, что победит его Иван-горох от горошинки.

Царство Василисы.
\13. Тосковала мать Василисы о детях, о Василисе и двух её братьях. Вышла к колодцу в сад. Выпила ключевой водицы да и проглотила с ней горошинку (в начале мая время посева гороха\3\: 6 мая день Горошника!). \14. Стала горошинка разбухать и родила царица сына, Ивана-гороха. \15.  В 10 лет стал взрослым. Стал выспрашивать о сестрах-братьях. Рассказали ему о её похищении и о том, что братья тоже ушли и пропали (ложное похищение, пропажа). Решил он отправиться на их поиски. Снарядили его в путь-дорогу. ( Сжигание куклы с первыми зернами нового урожая гороха на купальском костре - как отправка в иномирье посланца за похищенным. В древности был обычай – посылать через сжигание на костре человека к предкам в иномирье с просьбой или с каким-то срочным заданием \I.4\. Иногда для этого используется река: куклу топят в глубоком омуте, В Румынии глиняную куклу, которую топят в реке при вызывании дождя, называют Муму). \16\. Едет он день. \17. Едет другой.  \18. К ночи подъезжает к лесу,  а там избушка на курьих ножках, по ветру поворачивается.  В избушке той старушка. Обещает он ей молодильной водички и она показывает ему дорогу к Змею.

Царство Змея.
\18. Покатился Иван-горох туда, куда Солнышко скатывается. Встречает старика-нищего, дает милостыню, тот показывает ему дорогу (плата  за вход, древнегреческий аналог - Харон у входа в Аид).  \19. Подъехал Иван-горох к Дворцу. Узнала его Василиса. Предлагает скрыться.  \20. Испытание брата.  Иван-горох выпил два ведра воды, сломал стулья. Изготовление кузнецом посоха железного пятьсот пудов. \21. Прилетел Змей. Стали они биться с Иваном-горохом и одолел его Иван. (В это время, а это Новый Год в реальном мире, в деревнях разжигают костры с "живым" огнём, бросают в него кусочки хлеба, кости птиц, лошадей, различные части утвари, оружия – все для Героя, сражающегося с похитителем. Т.к. костёр – место прямого соединения через Огонь с иномирьем, где в это время идет сражение со злом)  \22. Награда кузнецу. \23. Награда старику-нищему: Иван делает его царем вместо Змея. \24. Живая и мертвая вода. Оживление братьев. Змеиная водица  старушке в избушке (для омоложения). Возвращение по Лебединой Речке (к северному созвездию Лебедя: т.е. двигаясь на север! Гусиная дорога - Млечный путь - по которому отлетают гуси.) в своё царство.

В  рассматриваемом хронотопе при совмещении совпадают моменты: похищение Василисы \3\ и узнавание Иваном-горохом о похищении сестры и пропаже братьев \15\; встречи со старушкой и со стариком-нищим \6\ и \18\; встречи с сестрой \7\ и \19\; бой братьев и Ивана-гороха со Змеем \9\ и \21\;

                ( см. изображение в начале странички )


Событийный хронотоп сказки.

Дом.
Радостная встреча. Свадьбы. Пир горой, мед рекой (Комоедица-Масленица).

В этой сказке есть новый и редкий момент для русских сказок – появление старушки в конце летних циклов (Лето на исходе, увядающая Природа, которой необходимо омолодиться по весне, (пункты \6. и  \18.), а также старик-нищий, встретивший героев в «иномирье» и требующий милостыню от перешедших в мир Змея. Женщина-нищенка вполне соответствует образу покровительницы рода, берущей под опеку переходящего в иной мир героя, а старик в иномирье – похож на Харона из древнегреческой мифологии, берущего плату за проезд. Герой, победив Змея, возвращается  домой и омолаживает Лето\Природу.  Такова, в общем виде, возможная интерпретация этого сюжета в рамках мифологической школы.

Отметим, что в древности в ритуальный огонь на Новый Год бросали (и добровольно бросались престарелые волхвы – обычай преждевременного умерщвления стариков) человеческие жертвы, которые затем заменили животные, а ещё позже - деревянные куклы, внутри которых прятали горшочки с письменными посланиями и просьбами. Моя матушка, родом из-под Шатска, что в Рязани, давным-давно, в пору моего детства говорила при сжигании Масленицы-посланницы: "Масленица, ты наша Посланница. Передай отцам и дедам наше посланнице!".

Правда, сегодня, большинство людей, проводящих широкую Масленицу, воспринимают Масленицу как злую старуху-зиму... Но если она - зло, то почему нужно бросать её пепел в первую борозду?

Согласно нашей интерпретации событийного хронотопа сказки, в соответствии с основной мифологемой, смысл такого ритуала в том, что в иномирье, на помощь Герою–освободителю посылался помощник – человек (обычно это был лучший из рода, самый сильный юноша или самая красивая, достойная девушка), который должен помочь Герою окончательно одолеть Противника и помочь Герою с добычей вернуться в свой мир. Такой обычай жертвоприношения существовал и у кельтов и у даков, и у фракийцев. Отголоском этого обряда и может быть священный купальский или святочный (на зимний солнцеворот) огонь \ I.4, стр.129\.



I.6     БАБА -ЯГА  И  ЖИХАРЬ
(Афанасьев, т.1. № 106, стр. 169)

Приведем ещё один пример, иллюстрирующий детали построения цепочки событий сюжета сказки и построение календарного хронотопа. В рассматриваемой сказке прослеживаются отголоски магических ритуальных обрядов, совершаемых в годовом цикле. Основные герои – оборотни,  способные в определенных условиях (время, место, ритуал) быть посредниками между миром живых и иномирьем: (Кот, Воробей, Жихарь (домовой) – в этом мире, Баба-яга, и её три дочери – в иномирье). Особенность ритуальных обрядов в том, что они должны совершаться молча (молчаливая еда, немая вода, живой огонь). Предполагается, что в ритуале духи иномирья и совершающий ритуал соприкасаются непосредственно, но друг друга не видят, пока не обозначат себя словом, либо запахом, либо цветом. Моменты соприкосновения: условный май (родительская суббота - Ирий день, Вальпургиева ночь), Иван Купала (летнее солнцестояние), День оборотня (август),  Дмитрова  суббота (ноябрь), Святки, Сре-тенье, март, 1 апреля, Масленица. Местами соприкосновения могут быть вода, подземелье, костер (печь, очаг)..  Огонь, как основное место реального соприкосновения и взаимовлияния живого мира и мира духов. В рассматриваемой сказке можно проследить все эти основные особенности древних магических ритуалов. 

ХРОНОТОП:

Мир Жихаря.
\0. Жили Кот, Воробей и Жихарь.  Пошли Кот и Воробей дрова рубить.  Наказали Жихарю не разговаривать с Бабой-ягой. Спрятался он за печкой ( печь – место, куда может прилетать нечисть через дымоход и огонь). /1. Прилетела Баба-яга. Захотела взять ложку Жихаря. Он пожадничал и выдал голосом себя.( Яга прилетала отведать ритуальной пищи на духов день-майскую родительскую субботу). Схватила его Яга и полетела к себе (нарушен запрет на молчание во время ритуала). \2. Позвал он на помощь друзей. Прибежали Кот и Воробей и отбили Жихаря (как оборотни, они имеют непосредственный контакт с нечистью. Период весенней активности оборотней). \3. На другой день было то же самое (это время – ночь на Ивана Купала). \4. Опять отбили Кот и Воробей Жихаря (середина августа, День оборотней: волчьи выходы, время  летней активности оборотней). \5. Третий раз прилетела Яга. И опять схватила жадного Жихаря (сентябрь. первая растопка печи.  Именно в это время и возможно проникновение Яги в мир.).  \6.Звал друзей Жихарь, но слишком далеко они были. Не успели  прибежать на помощь. Унесла Яга Жихаря к себе, в свой мир (Октябрь. Растительный дух, дух жизни унесён из этого, реального мира).

Мир Яги.
\7. Принесла Яга Жихаря к себе домой.(Ноябрь. Навий  день. )  \8. Велела старшей дочери испечь его в печи. Улетела. Дочка посадила Жихаря на лопату. Хотела его сбросить в огонь. Но он выставил ноги и не давался. Хотела она показать ему, как надо сидеть на лопате, а он её сбросил в огонь и закрыл дверцу (Декабрь. В деревнях изготовляли деревянную куклу-Старуху из полена (головни) и сжигали её в очаге. Говорили – сжигаем Старый Год. Сожгли куклу, не пустили Ягу к себе).

Прилетела обозленная и голодная Яга из нашего мира в свой, достала из своей печи мясо, съела, стала кататься на косточках (измазаться, изваляться, посыпать пеплом – ритуал  очищения. Хотела набраться силы, духа жертвы, обернуться в жертву, в молодца Жихаря и проникнуть в его  мир – из ритуалов жертвоприношений), и вдруг узнала, что это остатки её старшей дочери. Осерчала.

\9. Велела средней дочери изжарить Жихаря. Улетела. Средняя дочь растопила печь. И её тоже обманул Жихарь. Спалил, как и первую (Рождество. В деревнях растапливают «Рождественское полено» в образе куклы-Старухи). Опять прогнали Ягу из нашего мира. Прилетела Яга к себе. Съела жаркое. Стала кататься на косточках и обнаружила, что это останки средней дочери. \10. Велела младшей дочери изжарить Жихаря. Улетела. (февраль, сретенье. Нечистые дни. В кострах дожигают Рождественское полено. День домового. Выставляют на печку горшок с кашей для него.). То же произошло и с младшей дочкой. Прилетела Яга. Узнала про третью дочь. \11. Сама решила изжарить Жихаря (всё-таки страсть как хочется омолодиться! По народным поверьям в начале марта – день Кумахи, старухи-лихоманки.). Растопила печь, но и её также обманул Жихарь. Спалил он и Ягу в печи (ритуальный огонь в марте. Вариант - сжигание Старухи на Масленицу.).
\12. И вернулся Жихарь домой к друзьям (начало апреля, День пробуждения домового и водяного. Обманы и игры Домового. День дурака - всё списывают на него).

В сюжетах с Бабой-ягой, когда герой просит показать, как надо проходить в печь (подмена мальчика старухой), и её сжигает, прослеживаются отголоски кельтского Новогоднего обряда сжигания Старого года (полено в виде фигурки старухи), который проводится в Шотландии и в настоящее время 1 ноября (Новый год по скотоводческому календарю). Мальчик хитростью побеждает людоедку Бабу-ягу и освобождает сестричку (или сестра брата), или сам освобождается.

Если обратиться к зафиксированной в литературе традиции обрядов древней Греции, то в мифе о Персефоне и Деметре есть эпизод, когда Деметра, попав в дом смертного Келея, в благодарность за его помощь хотела отблагодарить его, сделав его сына Демофонта бессмертным и неуязвимым. Для этого она днем натирала его амброзией, а каждую ночь тайно укладывала  его в печи на огонь (очищение и передача бессмертия из иномирья – из Мира Зевса (богов)) \I.18, стр.84\. По мифологическому календарю Зевса (см. выше, в Главе II ) это соответствовало началу усл. ноября. Очень важный момент: богиня считает необходимым дать неуязвимость смертному в его мире. Это одна из немногих зафиксированных в мифах попыток представить Деметру волшебницей – помощницей (версия древнеегипетской Исиды - врачевательницы). В применении к сказке Деметра и три её дочери (сестры) –  условные зимние месяцы (Персефона – жена Аида, повелителя Мира мертвых).

В русской фольклорной традиции зафиксирован обычай «паланья» детей \I.26\, когда ребёнка раскачивали перед горящей печью. Такое «припекание» детей рассматривалось, как попытка спасти больного, или заговорённого от смерти. Это поверье бытует до сих пор.
Отлёты Яги из своего дома мы рассматриваем, как попытки проникнуть в мир Жихаря, которые фиксируются периодами активности нечисти по народному календарю.

На примере этой сказки мы попытались найти одно из возможных и допустимых в пределах данной мифологемы  объяснений определенных обрядов годового цикла. С привязкой к определенной календарной обрядовой традиции и бытующим поверьям сказка становиться более мотивированной, а  обряды  выстраиваются в глубоко продуманный магический ритуал. И восстанавливается сакральный характер народных поверий и представлений. Сохранившаяся обрядовая традиция помогает восполнить отсутствие знания исходного мифа, породившего те или иные сказочные сюжеты.

Отметим, что по сюжету сказки в июне (п.2) и в августе (п.7) оборотни (Кот и Воробей) играют положительную роль: они противостоят Яге, не пускают её в свой мир, защищают Жихаря и в результате не носят отрицательной этической окраски.


 


Рецензии