2. 1 сюжетный хронотоп одиссеи гомера

II.1   СЮЖЕТНЫЙ  ХРОНОТОП  “ОДИССЕИ”  ГОМЕРА
 


С полной версией книги  можно ознакомиться, пройдя по ссылке:
http://www.scribd.com/doc/75867476

или если пройти на Яндексе по ссылке:




В рамках предложенного выше метода получения структурного хронотопа для русских волшебных сказок \II.31\  в настоящей главе получим пространственно-временной, календарный хронотоп для текста приключений Одиссея \II.24\, записанных ещё три тысячи лет назад. Если в мифе выделять сюжетную цепочку событий связанных только с основным героем, то многое, о чем мы говорили в начале первой главы применимо и к мифу. В нем также можно выделить ориентированное пространство таких событий, в котором действуют как закон Зелинского, так и три основных закона построения сюжета, которые мы использовали для построения календарного хронотопа сказок. Подходя к событиям в эпосе, как к событиям в сакрализованном, мифологическом пространстве с фиксированными ориентированными двеннадцатимесячными календарями, рассматриваемыми ниже, мы можем весь текст  повествования “Одиссеи” расписать следующим образом.
Начало повествовательной цепочки событий фиксируется  направлением от центра древнегреческого мира (Дельфы) до Трои (где находился главный культовый центр Ареса, бога войны). Согласно нашему событийному календарю это направление на условный март-месяц. Март (Арес-Марс) фиксирует начало отсчета. Такая привязка пространственно-событийного мифологического  календаря  покажет не только время, но и примерное направление (место) конкретного события повествования в пределах разработанной древними греками мифологемы. Это позволяло грамотному греку, знающему свои мифы и посвященному в тайны своих мистерий, прекрасно ориентироваться  в топографии родной ойкумены.
Ограничимся пока только приключенческой частью повествования, основными событиями морского путешествия Одиссея \II.24\.
 



КАЛЕНДАРНЫЙ ХРОНОТОП:
\0. Отъезд Одиссея на 12 кораблях из Трои (март).\ 1. Остров киконов. Убийство всех жителей. Бегство. Буря на море.\2. Безымянный остров. Буря.\ 3.Остров лотофагов. Потеря памяти от лотоса (напиток забвения).\ 4.Остров Коз. \ 5.Остров циклопов. Ослепление Полифема. Оскорбление Посейдона. \6. Возвращение к кораблям у острова Коз. \ 7. Остров Эола (Эол - отец 12 детей: 6 сыновей, 6 дочерей ).  Зефир - западный ветер. Отправление в Итаку, сон, зависть соратников, открытие ветров, миновали Итаку. Возвращение к Эолу. Оскорбление  Эола.
\ 8. Остров лестригонов-великанов. Гибель 11 кораблей. \9. Остров волшебницы Кирки (дочери Гелиоса). Звери, желуди.  1 год в гостях у Кирки. Появление Гермеса. Смерть Эльпенора. \10. Одиссей в Аиде (северная страна киммерийцев,  страна вечной ночи). Прорицания Тересия. Одиссей узнает причину бедствий – месть Посейдона за сына, циклопа Полифема. \11. Вовращение на остров Кирки. Похороны Эльпенора. Частные предсказания. \12. Остров Сирен. Песни о Трое.
\13. Сцилла. Гибель 6 спутников. \14. Остров Гелиоса ( Солнце, сын Зевса). Буря. Голод. Нарушение запрета и убийство быков Гелиоса. Бегство с острова Гелиоса. Ветер Земфира, буря. Гибель последнего корабля и соратников, нарушивших запрет и убивавших быков. \15. Южный ветер Нот. Харибда.


               ( см. изображение в начале странички )             

Рис. II.1.А   Хронотоп сюжета «Одиссеи»

\16. Остров Калипсо.  7 лет потери памяти.  Зевс, Афина  и Гермес расколдо-вывают Одиссея.
\17. Гнев Посейдона, буря, крушение плота Одиссея. \18. Остров царя Алкиноя (феаков). Победа Одиссея в спортивных соревнования.  \19. Возвращение  Одиссея  на Итаку в сонном состоянии.
\20. Гнев Посейдона на феаков за нарушение запрета и помощь Одиссею. Одиссей и Афина. Превращение Одиссея в старика. Дары, спрятанные в пещере.

Объединяя  в группы события,  происходяшие в пределах каждого  условного месяца  получим следующий ряд сопряжений.
Март: (0), отплытие из Трои \ (12), сирены поют о Трое.
Апрель: (1), убийство части киконов \ (13), убийство  части экипажа Сциллой.
Май: (2), неведомый островок, буря \ (14), остров Гелиоса, буря, месть Зевса.
Июнь: (3), лотофаги, напиток забвения из лотоса \ (15), Харибда, река забвения Лета в календаре Мира Аида, (16) Калипсо, потеря памяти.
Июль: (5), ослепление циклопа Полифема и его призыв к Посейдону о мести \ (17), Посейдон  из мести бурей топит плот Одиссея и раздевает его.
Август: (6), Остров Коз  \ (18), Остров Алкиноя (феаков), богиня Ино,
Сентябрь: (7), Остров Эола (ветров), буря, непопадание на Итаку, возвращение Одиссея к Эолу \ (19), возвращение Одиссея на Итаку.
 Для предварительной проверки правильности составления хронотопа событий в “Одиссее” можно рассматривать, как аргумент следующие соображения. Согласно основному мифу, остров циклопов (5) и остров Алкиноя \остров феаков; событие (18)\ были соседними (“Одиссея”, песнь 6, стих.5), что доставляло немало хлопот феакам \II.23, стр. 148\. Несмотря на то, что в тексте “Одиссеи” они разделены большим промежутком времени и колличеством событий, в полученной нами структуре событийного хронотопа они все-таки оказываются рядом! 
Это и есть проявление заложенной в данном тексте циклизации сюжета. Причины такой циклизации – в календарном принципе формирования хода повествования в эпосе, мифе, сказке.
Следующие события группируются по три: (Сцилла\остров Гелио-са\Харибда); (Эол\ Итака\Эол) и (феаки\Итака\наказание феаков). Здесь важен момент возвращения Одиссея к Эолу после развязывания мешка с ветрами. Если на первом событийном витке Одиссей на Итаку не попада-ет (проплыл мимо Итаки), то на втором событийном витке этому моменту соответствует приезд на Итаку сонного Одиссея (неполное его возвраще-ние), и неполное возвращение феаков на свой остров – их Посейдон пре-вратил в Скалу. Аналогичной группой событий можно считать эпизод с Киркой (события 9-11): (Кирка\Аид\Кирка). Таким образом сгруппиро-ванные по тройкам события делят событийное поле на три части (Гели-ос\Итака\Аид). Это и составляет основную триаду в рассматриваемом куске текста. Согласно вышеприведенной систематизации цепочка собы-тий (событийный хронотоп) разбивается на три сектора. В первом весен-не-летнем секторе всё группируется вокруг Гелиоса-солнца, сына Зевса. И характеризуется периодом плаваний и рискованных авантюр. Во втором секторе (лето-осень) события группируются вокруг бога ветров Эола и Посейдона. Время пиров, праздников, даров и спортивных игр (см. выше анализ мифа о Тесее и учреждении им истмийских игр в сентябре: время посещения острова феаков и участие Одиссея в спортивных состязанииях - тоже сентябрь! – событие 18.). К третьей группе событий (зима) отно-сятся посещения мира предков (Аида), обращение в животных, сон, время пророчеств и гаданий.

     Совпадение по хронотопу событий в различных мифах (здесь: совпадение времени спортивных игр в мифах об Одиссее и Тесее) не случайно, а отражение устойчиво бытовавшей религиозно-обрядовой традиции.

Следующее интересное совпадение: согласно событийному календарю момент посещения Одиссеем царя Алкиноя и соревнования, в которых участвовал Одиссей,  совпадает с  временем Дельфийских игр (усл. сентябрь). В тексте “Одиссеи” в этом эпизоде даже перечисляются основные виды соревнований: бег, борьба, прыганье, кулачный бой, метание диска. Нам представляется, что такая буквальная привязка текста к годовому мифологическому календарю и явилась мотивацией появления эпизода спортивных соревнований в тексте. Других мотивов (и причин длительного сохранения этого эпизода в устной традиции), по нашему наблюдению, нет.
И, наконец, отметим, что момент убийства быков Гелиоса (событие 14 на Рис. II.1.А) по нашему событийному календарю повествования попадает на месяц май. Относительно Пелопонесского полуострова это соответствует направлению на остров Крит (древнегреческий культовый центр Гелиоса-быка. Сам этот культ был занесен из Египта, который находится в том же географическом направлении от Микен).
Отметим также, что три события, связанные с посещением циклопа Полифема \безымянный остров (4) – остров Полифема (5) -безымянный остров (6)\, выделяет Полифема, как носителя хтонического препятствия, пожирателя людей. Близко к этому эпизоду и событие  (17) – месть По-сейдона за ослепление сына Полифема. С другой стороны, посещение Одиссеем острова лотофагов (3) с выпиванием сока из настоя лотоса и пребывание Одиссея на острове Калипсо (16) совпадают по календарю Мира Аида с моментом перехода  через реку забвения Лета и с месяцем Гипноса (июлем) – сына Никты (Ночи). Эти события лежат на оси пере-хода весна\осень (см. в Приложении-3, древнегреческий календарь).
Аналогично на оси перехода осень\зима находится событие гибели почти всех кораблей \погибло 11-ть из 12-ти кораблей\, разрушенных и съеденных гигантами-лестрогонами (8). Но именно с этим месяцем связано окончание года. Переходу  зима\весна соответствует момент отплытия из Трои (событие \0.) и посещение острова сирен (песни сирен о Трое, событие \12.). Т.о. по тексту в эти моменты событийного года приносились человеческие жертвы хтоническим силам. Гибель корабля в случае (событие \14.) связана не с природными силами, а с нарушением запрета убивать быков Гелиоса. Такое деление годового круга на три основные сезона с жертвоприношениями при переходах между ними \II.21\ – особенность древнегреческой (средиземноморской) культовой традиции.
В смысле диалектики развития категорий, можно видеть, что оппозиция (отъезд\возвращение) из Итаки диалектически проходит следующие фазы в процессе повествования: (не попадание на Итаку (7)\, неполное возвращение на Итаку (19)\, окончательное возвращение (25)).
      Заметим, что эпизод основного предсказания Тересия (событие \10.) попадает на усл. январь (святки), что и по современным поверьям – самое  оптимальное время для таких гаданий.
Не случайными являются и моменты появления в тексте основных богов, принимающих участие в судьбе главного персонажа “Одиссеи”. Так, Борей появляется в апреле, Циклоп Полифем (сын Посейдона) в августе, Эол  (октябрь), Кирка (дочь Гелиоса) в декабре \раньше она не может появиться, т.к. по тексту она кормит обращенных в свиней путников желудями, а они созревают к ноябрю\ и в феврале; Аид (в январе?);  Арес (в марте); Гелиос (в мае); Нот-южный ветер (в июне!), Посейдон (июль, август, октябрь, декабрь-январь). Кстати, декабрь у греков так и назывался - Посейдоний). Главные инициаторы интриги Зевс и Афина появляются в тексте: Зевс (в июне-утопил корабль и осквернителей быков Гелиоса, \ в июле-освободил Одиссея от Калипсо (16)); Афина (апрель, июль, август, сентябрь и дальше),
Курсивом мы выделили месяцы в мифологическом календаре  Мира Зевса, посвященные данным богам.
При анализе системы сопряжений мы использовали следующие древнегреческие мифологические и культовые календари:

 Рис. II.1.В. Календарь Мира Зевса.
\1. Арес (март, необузданность, жажда крови)   
\2. Афина (апрель, премудрость, природа)
\3. Афродита (май, красота и любовь)
\4. Гера (июнь, красота, браки, рождение)
\5. Зевс (июль, ум, закон, порядок)
\6. Гефест (август, огонь, землетрясения, ремесло)
\7. Гестия (сентябрь, домашний и очищающий  огонь, свадьбы )
\8. Аид (октябрь, мир усопших, подземный)
\19.Демерта (ноябрь, плодородие земли)
\10. Артемида (декабрь, покровительница  животных, охота).
\11.Посейдон (январь, воды земли, моря).
\12.Апполон (февраль, свет излучающий,).

Рис. II.1.С. Календарь Мира Аида.
\1.Преисподняя (край непогребенных душ).
\2Харон (река. Стикс ). \3\ Цербер.
\3. Минос (судья погребенных).
\4.Персефона (край неутоленных душ и духов растений).
\5.Геката (развилка дорог в Тартар или Аид).
\6.Маниа (маны-домовые, рай праведных).
\7.Река Лета (остров блаженных, забвения).
\8.Никта (Гипнос, Танатос, Ночь).
\9.Аид (огонь очищения).
 

Вернемся к эпизодам, связанным с волшебницей Киркой. В первом эпизоде (декабрь) она выполняет роль Артемиды (охотницы, покровительницы животных и скота), которой приносятся жертвы в начале декабря,  а во втором эпизоде (после возвращения Одиссея из Аида) она выполняет роль Апполона - Феба \ близнеца Артемиды \, который покровительствует февралю и способен предсказывать будущее \из-за этого его качества было основано в Дельфах (на северо-востоке (!) от Афин) посвященное ему святилище для предсказаний \…
      Календарь Мира Зевса совпадает с зодиакальным календарем, если последний развернуть “назад” на 48 суток.  Если воспользоваться табли-цами Мирового круга \II.27\, то получим следующие интересные совпа-дения, касающиеся календаря Зевса и зодиакального календаря. Так как одному зодиакальному месяцу соответствует 2160 лет, то мы получим, что 3456 лет тому назад (в 1456 г. до н.э.) на 1 января приходился первый год эры Водолея, который ассоциируется с богом Посейдоном, как храни-телем подземных вод. Тогда на 1-ое октября (или день осеннего равно-денствия) попадает Скорпион – символ Аида (трехглавого Цербера с ядо-витым драконьим хвостом \II.23\), а на 1-е июля выпадает знак Льва (сим-вол Зевса, что совпадает с ус. месяцем Зевса). То есть, можно утверждать, что календарь Мира Зевса (древнегреческий календарь Гомера) каким-то образом связан с более древним (индоевропейским) зодиакальным кален-дарем.

Близким по структуре к рассмотренному календарю можно считать и древнееврейский лунный религиозный календарь \II.28\, который начинается с месяца авив (нисан, март). В день полнолуния этого месяца (15 нисана) празднуется Пасха  (первоначально это был день жатвы, а впоследствии считался днем исхода из Египта). Ровно через 6 лунных месяцев, после Дня очищения, празднуются Кущи (15 афаним, сентябрь). За 45 дней до Пасхи отмечается начало месяца адар (1-е февраля по лунному календарю). В древнегреческой традиции именно этот день посвящался Апполону (Фебу).  В применении к позднейшей православной традиции к этому дню приурочивалась Масленица (за 7 недель до Пасхи). Т.о. Масленицу можно также рассматривать и в связи с Дельфийскими  мистериями (праздниками света), посвященными Апполону. 
Заметим, что в тибетском календаре к этому дню (к окончанию первого полного лунного месяца после зимнего солнцестояния) приурочивается  начало Нового года и празднуется день очищения от духов старого года (сжигаются куклы-муляжи) и пр. Так что в обрядовой традиции Масленицы возможны и дальневосточные элементы.
Нужно отметить, что календарный год в древнееврейском лунном календаре начинался с 7 месяца афаним (или тишри, сентябрь). Подчеркнем, что на 50-тый день после еврейской Пасхи (после седьмицы) отмечался день Закона (Моисея). Одну из календарных триад в рассматриваемом календаре составляют (День Закона\ День очищения\Шебат (январь)). Вторая триада  (Пасха\ День тувалкаин (элул, Ильин день),\ День Храма (25 кислев, Ханука,)).  Если сравнивать с древнегреческим календарём, то добиблейский праздник тувалкаин (день Каина, меди, кузнецов) совпадает с Днём Гефеста.

Календарь Мира Аида \Рис. II.1.С\ восстановлен по “Энеиде” Вергилия \II.25\. Он девятимесячный, содержит 40  дней в условном месяце и не привязан к лунным циклам. По представлениям греков, такой календарь определял особую тягучесть подземного времени, замедленную интенсивность хтонических сил. Мы выбрали календарь из другого литературного источника, чтобы показать его эффективность и для рассматриваемого случая. С другой стороны, для первоначального анализа текста мы  \из самого текста\ составили предварительные календари, менее подробные, но согласующиеся с приведенными, используя выявленные выше оппозиции. Т.е. для предварительного анализа текста достаточно самого текста  без привлечения внетекстового материала. 
В “преисподней” тень (отяжеленная при жизни душа человека) в течение 40 дней ждет погребения тела , во время которого ей дают монетку для оплаты Харону за перезд через Стикс и лепешку – для Цербера. Толпа перевезенных теней дожидается суда \жеребьёвкой\ у Миноса. После суда часть теней, ещё не успокоившихся от земной жизни душ, страдающих о земной жизни, попадают к Персефоне, которая имеет возможность выходить в марте на поверхность Земли и помогать по просьбе умерших  живущим на Земле (4). Между событиями (5) и (6)  успокоившаяся тень, следуя своей судьбе, или по решению Персефоны или Гекаты, попадает либо в дворец Аида (6), либо в Тартар \переход в другую полуплоскость\. За дворцом Аида находится река Лета, переплывшие которую попадают на остров блаженных (остров Забвения).
 
В плане изучения позднейших заимствований элементов мифа об Аиде в русских волшебных сказках невидимость Аида и Персефоны для посещающих Аид героев связана с тем, что Аид обладал золотым волшебным шлемом, делающим его невидимым (шапка-невидимка) и медными сандалями, мгновенно перемещающими его в любое место (сапоги-скороходы) \II.23\. Эти волшебные средства он каждый год передавал Персефоне, когда в начале марта она выходила на поверхность к Деметре. Это делало её невидимой для Цербера.

В трактате Цицерона (римский писатель 1 в. д.н.э.), “О государстве” приводится любопытный фрагмент, посвященный учению греческого философа-стоика Посидония о девяти мировых сферах в иерархии Космоса, которые проходит душа человека после смерти для нового перевоплощения \II.26\. Если привязать эту модель к календарю  Мира Аида, то получим в порядке предложенной выше нумерации следующие названия (и сущностные характеристики) условных месяцев Мира Аида \Рис. II.1.С \: Луна (Селена); Гермес (Меркурий); Афродита (Венера); Гелиос; Арес(Марс); Зевс(Юпитер); Кронос(Сатурн); Ночь(Никта, Звезды); (Первоогонь, Небо\Земля). Все порождается от любви Неба и Земли – двух крайностей. Земля в центре всех сфер, а Небо  внешняя сфера. Между ними остальные семь сфер.
Легко убедиться, что эта классификация совпадает с делением Аида у Вергилия. С другой стороны, такая классификация соответствует представлению греков о растущей иерархии богов, где Первоогонь порождает Никту (Ночь), которая порождает Кроноса, из которого рождается Зевс и т.д. Более разработанную версию этого вопроса  (в христианский период) мы рассмотрим ниже, при анализе “Божественной комедии” Данте Алигьери.
Мы так подробно останавливаемся на мифологических календарях раннего эллинизма, а не на греческих культовых календарях периода Гес-сиода и Гомера потому, что сохранившиеся тексты “Одиссеи” и “Иллиа-ды”  -  переработаные в 1 в. до. н. э. в соответствии с тогдашними, более поздними представлениями о мире (Александрийские списки).
Накладывая приводимые календари  (Рис. II.1.В и Рис. II.1.С) на событийный хронотоп (Рис.10) “Одиссеи” мы легко найдем  множество интересных параллелей и сопряжений.

Многие выявленные особенности в тексте “Одиссеи” можно объяснить, если представить, что в пределах отдельного эпизода происходит наложение соответствующих ему по хронотопу событий из различных календарей (Мир Зевса, Мир Аида, Мир Посейдона, реальный Мир), возможность появления которых мы выявили выше при анализе русских сказок.
Так, легко установить, что события “сон у нимфы Калипсо” и “опьянение лотосом”, достаточно разделенные в тексте друг от друга, но оказываюшиеся близкими по событийному календарю (по структурному хронотопу), связаны с совпадающим с ними условным месяцем бога Гинозоса (усл. июль) в календаре Мира Аида. Но именно Гипнозос отвечал за сон, усыпление, забвение, которые и происходили в этих событиях.
Появление истории с циклопом Полифемом может объясняться тем, что в календаре Мира Посейдона  на это время года выпадает месяц, посвященный третьему, младшему циклопу - сыну Посейдона, (по другим версиям – он помощник у Гефеста – ус. август - в кузнице).
Читая “Одиссею” мы обнаруживаем  эпизод “Души женихов в царстве Аида”, где об использовании такого календаря прямо говорится: ”Вереницей неслись души женихов следом за Гермесом по мрачной дороге. Он вел их всё дальше, мимо вод седого Океана (север), мимо врат бога солнца Гелиоса (восток), мимо страны, где живут боги сна (Гипнозос, юг), мимо скалы Левкады (запад, вход в Аид)”.  Т.е., души убитых женихов совершили полный календарный круг в Мире Аида. С другой стороны, в этом абзаце фактически дается и краткий пересказ всего сюжета путешествия Одиссея. Это довольно интересный метод составления сюжета легенды: видеть различные мифологические календари и выбирать подходящий эпизод, соответствующий данному ус. месяцу \II.21\.
Основываясь на таком предположении, можно даже подсчитать среднее событийное время путешествия Одиссея. Так, согласно тексту он провел 7 лет у нимфы Калипсо, 1 год у волшебницы Кирки, и по событийному хронотопу  фактически затратил на приезд в Итаку 1,5 условных года. Итого – 9,5 условных лет.
Если достоверны последние хронологические исследования событий, связанных с Троей \II.2, стр.267\, то Троя была захвачена ахейцами в 1210 го-ду до н.э. Но уже около 1200 г. до н.э. вся материковая Греция, все ахейские города (кроме Афин) были завоеваны северо-восточными дорийцами, при-шедшими с железным оружием (у ахейцев оно было всего лишь бронзовым).  Согласно тексту “Одиссеи”  сам Одиссей (которому активно помогала и ко-торого охраняла именно Афина) вернулся на Итаку тоже через 10 лет, то есть, к моменту вторжения дорийцев. Получается, что гибель “женихов”  (а их бы-ло 116 принцев и знатнейших людей из всех городов Греции \II.1, стр.486\) символически отражает гибель всех ахейцев от руки оскорбленного их изме-ной во время похода победителя Трои. Если вспомнить, что в лунном месяце 29,5 дней, то цифра 116 соответствует ровно 4 лунным зимним месяцам. Без-лунные дни не учитываются.
Читая дальше, мы обнаруживаем, что перед убийством женихов зал был специально вымыт; скамьи покрыты новыми покрывалами (как перед ритуалом жертвоприношения); для гостей были заколоты и приготовлены коза, овца, свинья и корова  \II.21, стр.497\ – жертвенные животные всех четырех зимних богов...  Комментарии, как говорится, излишни. Не случайно после этой расправы сам Одиссей вынужден был опять отправиться в новое путешествие в поисках народа, не знавшего весла, чтобы поставить там жертвенник Посейдону.
Ещё одно замечание относительно имени бога Ареса.  По своим качествам (весенний свет, неистовость, похотлитвость, жар, вспыльчивость, неукротимость, пылкость, гневливость) он очень похож на славянского Ярилу (буй-тура, бога-молодца), покровителя яровой ржи. Его праздник  отмечался в конеце  апреля (ус. май) и связан с временем посева ржи в Причерноморье. Только ему скифы приносили человеческие жертвы (первое полнолуние после весеннего равноденствия, во время которого начинался высев ржи). Арес, как творец всякого плодородия (символический Кабан, Бык), впоследствии стал и богом войны (Марсом).  Для малоазийских греков это время было сдвинуто на более ранний срок (конец февраля, март). На это время приходится и время сватовства. С другой стороны, материковые греки предпочитали озимые высевы семян, которые заканчивали до Деметры (конец октября). Именно в этом месяце Одиссей прекращает свои блуждания по морям (которые начались в месяц Ареса).  Не здесь ли причина войны? Ведь Елена  (Прекрасная) - из-за которой началась война – в мифологической традиции считалась покровительницей растительной природы. Не за хлебную ли монополию из бассейна Черного моря шла война? Заметим, что ближайшие соседи греков - египтяне высевали только озимые (весной, и это  был период года с декабря по февраль.  А с мая месяца начинался двухмесячный период засухи и наступления пустыни!). В Греции по отношению к Египту сезоны смещены как раз на треть года из-за различий в климате. Это, кстати, и проявляется в различии их календарей (см. Приложение-3).

Из вышеизложенного, по-видимому, можно сделать вывод, что у истоков некоторых корреляций  и сопряжений, обнаруженных в тексте повествования “Одиссеи” лежит мифологическое представление о многомирности мифологической реальности, о сопряжении  и совпадении действительных событий с культовыми и религиозно-мифологическими.
С другой стороны, на рассмотренном примере можно увидеть, как в предлагаемом подходе обнаруживается сверхтонкая структура смысло-вых связей  в тексте и контексте. В эпосе активную роль играют два типа персонажей: Герои, которые формируют конкретные детали событийной цепочки, её внутреннюю динамику и специфику (Одиссей, Пенелопа и др.), и Боги, Чудовища, появление которых в тексте обусловлено внешними, формообразующими причинами и отределенной религиозной традицией. Именно через них  проявляется календарное деление событий, их группировка, отбор. Они задают тот внутритекстовый временной интервал, масштаб и географию путешествия Героя, в рамках которого отбирается эпическим сознанием рассказчика конкретный событийный материал.
Так, Океан расположен на севере и там можно быть только зимой. Геспериды находятся на крайнем Западе и яблоки там можно сорвать только поздней осенью. Такими опорными элементами (место и время освященных традицией мифологем\мифем) и формируется как сам внутритекстовый мифологический календарь, так и вся событийная цепочка в целом.
Таким образом, мы видим, что структура календарного хронотопа, помимо внешней формы сюжета повествования, является и своеобразным шифром культовых, мистериальных календарей, и определенной топографической картой некоего реального путешествия. По-видимому, именно так все это и представлял себе первооткрыватель Трои Генрих Шлиман, когда искал её местонахождение буквально следуя тексту “Иллиады”: используя карту древней Эллады и следуя по культовым местам Ареса.
Если посмотреть на карту Эллады, то остров Итака и в самом деле находится на крайнем западе от Микен.

* * *
После анализа календарного хронотопа и реконструкции путешествия Одиссея, описываемого в цепочке событий  \0.-\20., когда Одиссей вернулся на Итаку, рассмотрим хронотоп событий, связанных с расправой, учиненной Одиссеем над женихами  Пенелопы.

ХРОНОТОП  (эпизода с женихами. На Рис. II.1.А - внешняя цепочка событий):
\21.Возвращение Телемаха на Итаку. Встреча Одиссея и Эвмея. Встреча Одиссея и Телемаха.  Помощь Афины. Узнавание Одиссея. Замысел Одиссея. Одиссей узнает, что в доме 116 женихов. Превращение Одиссея в нищего.
\22.Одиссей, Телемах, Эвмей во дворце. Пир женихов. Ссоры. Сон Пенелопы и её преображение. Помощь Афины. Конец пира. Полночь. Приготовление Одиссея и Телемаха к бою.
\23.Встреча Пенелопы и Одиссея . Неузнавание Одиссея. Обещание Одиссея: “Скоро вернется Одиссей! Раньше чем год кончится, раньше чем наступит ново-луние…” Узнавание Одиссея нянькой-рабыней. Помощь Афины. Знамение Пенелопе в виде убитых гусей и орла.
\24.Утро. Знамение для Одиссея от Зевса – громовой удар по небу. Соревнование в стрельбе из лука Одиссея. Знак Зевса – гром. Одиссей и Телемах убивают всех женихов, 12 рабынь и предателя-раба. Прилет Афины в образе ласточки. Очистительное обкуривание Дворца.
\25. Встреча Одиссея и Пенелопы. Узнавание.Преображение Одиссея. Помощь Афины.
\26.Одиссей у отца Лаэрта. Узнавание, трапеза (совпадает по хронотопу с маем, месяц памяти родителей - навещали могилы).
\27.Восстание родителей убитых женихов. Сражение Одиссея с родителями. Гнев Зевса и помощь Афины.
\28.Окончательное воцарение Одиссея в Итаке.

Поработаем с цифрами, которыми так неожиданно богат этот эпизод сюжета. Во-первых, женихов было ровно 116, т.е.  число женихов в точности совпадает с числом лунных дней за 4 лунных месяца 4х29=116. Во-вторых, в тексте начало избиения женихов начинается с эпизода трехкратного убийства четырьмя героями 12 женихов: 4х3=12 (здесь три годовых сезона –весна\осень\зима - по 4 месяца), и заканчивается это побоище убийством 12 неверных рабынь (12 темных, хтонических суток в конце года). Т.о., эти цифры, по-видимому, связаны с лунным календарём, используемым греками гомеровской эпохи. Все главные события в эпизоде с убийством Одиссеем женихов-захватчиков целиком укладываются  в  “зимние” месяцы календарного хронотопа.
С другой стороны, месяц Ареса - март, месяц Вепря, Свиньи. Если учесть, что срок беременности у Свиньи - 3 месяца, 3 недели и 3 дня, - то получается также ровно 116 дней. Мы уже говорили выше, в русских сказках, о Свинье, как о зооморфном образе Зимы, таящей в самой себе плодородие будущего года. Свинья рожает за один раз от 9 до 12 поросят, что вполне могут служить числом месяцев в году.  В продолжение этой “вепрево\свинной” темы можно также напомнить и об индоарийском мифе о Боге-творце, который обратившись в Вепря, спас тонувшую от тяжести человеческих грехов Землю-остров, выталкивая её после потопа клыками из первобытного Океана \I.62\. Затрагивая этот мотив священного Вепря, мы хотим подчеркнуть индоевропейскую основу и истоки самой “Одиссеи”.
Нужно отметить, что сам момент убийства женихов по реконструиро-ванному нами хронотопу сюжета совпадает с мартом месяцем (по услов-ному календарю), т.е. с месяцем Ареса – безумного убийцы героев войн, которые он же и развязывал (вепрь, убивший Адониса; Ясон, убивающий порожденных им драконов; Кронос, пожирающий своих детей-кронидов и Уран, пожирающий своих детей-титанов) – все эти события в мифах выпадают по их хронотопам на… усл. март  месяц. Таким образом, это событие в точности совпадает с началом всего сюжета, с окончанием войны под Троей.
И здесь сразу возникает лексическое сопряжение: конец войны под Троей\ конец войны в доме с захватчиками-женихами, с которыми Одиссей поступил так  же, как в свое время с побежденными троянцами.
Если считать, что год в Древней Элладе начинался с марта месяца (с мартовского новолуния!), то победа Одиссея, которая по реконструированному хронотопу выпадает на усл. март, как раз и совпадает с обещанием Одиссея, данным Пенелопе (см. событие \22.) вернуться к концу года, до новолуния! Кстати, именно в этом событии Афина превращается в ласточку и прилетает во дворец. Но во всех европейских народных календарях именно с прилетом ласточек связывают приход весны, что ещё раз указывает на древнегреческий март месяц. С другой стороны очищение дома (событие \24.) после зимы и обкуривание его – также из весенних обрядов.
Момент возвращения\узнавания по хронотопу сюжета выпадает на месяц Афины (апрель), на главную ось переходов (событие \25.), а окончательное возвращение\воцарение (\28.) приходится на месяц воцарения на Олимпе… Зевса – на июль!
Из этих замечаний можно заключить, что календарный принцип циклизации сюжета и реконструированный на его основе хронотоп сюжета вполне удовлетворительно работают при анализе гомеровской “Одиссеи” и не противоречат общей мифологической традиции в Элладе.
Ещё в работе Шталь \I.49\ в рамках лексико-типологического анализа текста “Одиссеи” было выявлено несколько уровней бытования героя: уровень космологический; уровень богов-олимпийцев; уровень героев. Такая же триада выявлена и в топографии путешествия: то Олимп; то острова на краю мира (острова блаженных, Гелиоса, феаков, волшебниц); то события в пределах греческой ойкумены. Триада обнаружена и в отношениях богов\людей: боги; боголюди, герои прошлого; люди. Т.е., выявлено наличие по крайней мере трех поколений персонажей. Среди антигероев также выявлена эта трехуровневая иерархия: есть  хтонические чудовища и великаны - отголоски  эпохи сотворения мира (Сцилла и Харибда); встречаются и боги-волшебники; и богоподобные герои. Причудливое переплетение многовременных и многомирных сюжетов, их сосуществование в рамках одного сюжета, синкретизм  и составляет, по мнению автора, особенность мифологического сознания.
Исследовательница отмечает наличие в повествовании четкого внут-реннего ритма, циклизации, рассматривает эпос как форму развертывания сюжета мифа. Она приходит к выводу о наличии у составителя “Одиссеи” солнечного сознания, когда весь сюжет повествования выстраивается по типу “основного солнечного мифа”, по его норме и образцу, однако не обнаруживает ни источника внутреннего ритма повествования, ни закона его циклизации.
Выше мы показали, как (и почему именно так) формируется рассматриваемый нами эпос.
Если говорить об индоевропейских истоках “Одиссеи”, то можно отметить, что некоторые исследователи приходят к выводу, что эпизоды убийства женихов и соревнования со стрельбой из лука в “Одиссее” заимствованы из хеттских эпосов (малоазийские индоевропейцы) \II.36\. Индоевропейским является и ритуал сожжения Патрокла. Отметим также, что индоевропейцы предпочитали луговой ландшафт (луговые степи), которые и формировали обрядовые и ритуальные особенности. Достаточно напомнить их знаменитую ритуальную погребальную песню:

Солнца бог! Ему на благо
Приготовь ты этот луг!
Луг никто пусть не отнимет,
Луг никто пусть не отсудит!
Пусть  на том  лугу пасутся
У него быки и овцы,
Кони с мулами пасутся.  \II.36, стр.122\

Загробный мир в виде луга-пастбища с сжигаемыми жертвенными животными индоевропейцы называли uellu (елисейские луга, луга Велеса – скотьего бога). Не отсюда ли и сюжет о королевиче Елисее, как повели-теле загробного мира, сватающегося за Спящую царевну (природу) – как сказочная версия мифа о Персефоне и Аиде? Такое пристрастие протоин-доевропейцев ещё раз напоминает о возможной прародине - луговые сте-пи Донбаса.

Выше, в анализе сказки «Гуси - Лебеди» мы останавливались на удиви-тельном совпадении в хронотопе событий  момента появления бурь в различ-ных древнегреческих мифах. В «Одиссее» это относится к весеннему сезону и событиям (\2.- буря в начале отплытия из Трои, \14. – буря возле острова Гелиоса) и осенние бури, связанные с приближением Одиссея к Итаке (собы-тия \7. – буря возле острова Эола и \19 – буря по  возвращении Одиссея.).  Это совпадает с фактом перемены направления средиземноморского муссона (этезий) у берегов Греции. При более внимательном рассмотрении этого мо-тива в «Одиссее»  и в анализируемом ниже мифе об аргонавтах обнаружива-ем устойчивое повторение оппозиции: отплытие героев весной\прибытие их в начале зимы.  Это соответствует сезонному направлению муссона-эттезия: летом он устойчиво дует с севера на юг, а зимой – с юга на север. Поэтому, летом можно спокойно плыть от Аттики к островам (большинство располо-жено на юго-востоке от материковой Греции), а зимой, при наполненных па-русах, спешить с добычей домой. Вот такой ежегодный цикл развертывания оппозиции отплытие\возвращение и возникает при анализе этих мифов. Кстати, читатель может сам убедиться, что сезонный и мифологический ка-лендари, приводимые в Приложении-3, учитывают этот серьезнейший фак-тор древнегреческой культуры (в древнегреческом пантеоне был и северный и южный ветры, и бог бурь переходных сезонов /тот же Эол/).
К сожалению, автору не удалось самому побывать в тех благословенных географических широтах, но интересно, насколько это всё соответствует се-годняшним реалиям? И даёт ли такую, достаточно подробную и правдопо-добную картину обычный, историко-географический подход? По крайней мере, писателю, севшему за разбор этих священных для него текстов, всё ви-дится именно так. Надеюсь, теперь у читателя складывается  представление, что рассматриваемый эпос - это учень подробная и точная хроника-карта-сообщение. Нужно только найти код для разгадывания и этой тайны.


Рецензии