3. 1 орегон и ареопагитики

III.1    ОРЕГОН  И  «АРЕОПАГИТИКИ»



С полной версией книги  можно ознакомиться, пройдя по ссылке:
http://www.scribd.com/doc/75867476



В настоящей главе мы воспользуемся методом ориентированных триад (см. Приложение-4) для переформулировки одной из религиозно-мифологических теологий (христианства) и выявления в её положениях основной кодовой структуры, которая лежит в основе всех её построений и обрядовой практики.
Одним из предшественников неоплатонизма был, как мы уже об этом говорили выше, Филон Александрийский, который пытался элинизиро-вать монотеизм Библии (или иудаизировать греческое языческое много-божие). Такие попытки в терминах и понятиях развитой греческой фило-софии объяснить христианский теизм предпринимались с самого начала появления и распространения христианства. Сюда относятся и учение Оригена \О Началах, II.30\ и труды Дионисия Ареопагита \О небесной иерархии, II.31\ и трактаты великих учителей христанской церкви Григо-рия Нисского, Иоанна Дамаскина, Григория Богослова и Василия Вели-кого и др. 
Одна из первых попыток дать систематическое изложение христиан-ского вероучения  в рамках платоновской философской доктрины была предпринята Оригеном (примерно 231 г.)
Согласно Оригену, Вселенная включает в себя три сферы: небесную, земную и преисподнюю. Так, говоря о сущностной природе Сына божия (Христа), он указывает на то, что Христос есть (Премудрость\ Сло-во\Свет) \II.30,стр.100\. О двух других ипостасях Ориген не дает развер-нутых определений, кроме того, что Отец - источник и творец всякой бла-годати и всего сущего, а Св. Дух –  освящающая сила и излияние славы и что она нуждается в Сыне для своей реализации \смотрите Рис. III.1\.
Ориген, как и апостол Павел, подразумевает Слово, как существо жи-вое: «Сей есть Слово, существо живое» \II.30.стр. 57\, Он говорит о веч-ном, непрерывающемся рождении Сына Отцом, как порождение сияния от света. Сын есть Образ Отца невидимого, сияние от славы (огня), образ Его ипостаси (качества, атрибута). У Оригена есть интересное размышле-ние о связи\взаимоотношении Св. Духа, Отца и Сына.  Так, на странице 60, он приходит к выводу, что если рассматривать Отца как истину, то сын – образ этой истины, излияние которой в тварный мир происходит посредством Св.Духа. Формально, здесь он выделяет триаду (истина\ излияние\ образ).
Он говоря о Боге-Отце, что Бог есть всецелый ум и источник этого ума \II.30, стр.50\. Т.о. Ориген пытается сказать, что мы, не зная сущно-стей Бога, можем предполагать только об отношениях Сына и Отца по-средством Св. Духа. Если отец источник сущности, то Сын – образ этой сущности, копия, излившаяся посредством Св. Духа.  Бытие, по Оригену, и есть нерерывный процесс самоизлияния сущностей в самих себя, не тождественных себе.
Так, рассуждая о действии Божием, он пишет об источнике мощи, о мощи, как субстанции,  и о действии этой мощи – как о зеркале, образе Отца. Из этого сразу выделяется триада (источник\мощь\действие).
На Рис.III.2 мы записали рассуждения Оригена в терминах ориенти-рованных триад. Ориген приводит сравнение: (учитель\знание – духовая сущность\ученик). По Оригену, Отец рождает Сына и источает Св.Дух. Он – источник, из которого рожден Сын и исходит Св. Дух \II.30, стр.68\. Сын, в отличие от Отца (который есть всё Сущее),  действует только на разумные существа \II.30стр. 72\, он есть Свет (истины, правды),  в кото-ром видит себя Отец, как в зеркале.  Действие же Св. Духа простирается только на святых (или живущих в добрых делах и пребывающих в Боге) и он представляется как материя света, исходящая от Отца-источника в Сына-образ, сущность, смысл (истины, правды). Таким образом, Ориген ввел иерархию в Троице, и косвенным образом, многобожие.













             Рис. III. 1                Рис. III. 2

Далее, Ориген рассуждает, что если Отец есть сила Божия, то Сын – действие этой силы, её результат. \Святой Дух можно рассматри-вать как смысл  этой силы.\  По Оригену, истиный Бог – Отец. Он ещё не пришел к мысли о единосущности и единстве трех ипостасей Троицы, на которой настаивали век спустя последующие христианские теологи.
Согласно Оригену, в грешниках Св. Духа нет. Св. Дух обладает бла-годатью, которая производится Отцом и устраяется в мире сем Сыном. По Оригену, все существа имеют бытие - от Отца, разумность - от Слова (Сына), святость - от Святого Духа. Принявшие в себя  Св. Духа (нравст-венно перерожденные - преображенные) через него способны к воспри-ятию Христа (Сына). Ориген считал, что существуют три степени участия в Св. Духе: (премудрость\ знание\ освящение) и при достижении осо-бенной праведности и чистоты возможно бытие, достойное Бога (свя-тость).
В учении Оригена о разумных существах  описываются только шесть чинов (видов) бесплотных существ: ангелы, начальства, власти, блажен-ных престолов, господства, славные силы. Сюда же относятся и огненные херувимы \II.30стр. 83\. Эти разумные существа населяют небеса. Отпав-шие из ангельского чина, впавшие в грех населяют землю и составляют род человеческий. Впавшие в злобу переходят в преисподнюю.
По Оригену, иерархия чинов и сущностей порождается тем, что всё сущее (как видимое, так и невидимое) характеризуется: (мерой\ родом\ достоинством).
В субстанциональных  качествах все существует в трех формах: бес-телесной, невидимой телесной и тварной.
Ориген утверждал также, что в Св. Духе после явления Христа пре-бывают все разумные твари и это отличает христианскую эру от ветхоза-ветной, когда дар духовного осмысления, дар Св. Духа являлся только избранным (пророкам). Дальше идет рассуждение о противоречии души и духа, о том, что «съестся тело душевное, восстает тело духовное» \II.30.стр.145\. В дальнейшем он поддерживает триаду Апостола Павла (дух\душа\тело), в некоторых моментах даже отождествляя христиан-ский дух и платоновский ум \II.30.стр.149\.
Другой первохристианский богослов св.Григорий Богослов (380 г.) в своём известном трактате «Пять слов о богословии» \II.16 \, рассуждая о сущностях Троицы  характеризует Отца, как:  Сущее, Первопричина, Еди-ное, Первосвет (Первообраз), Благо, Несотворенное (нерожденное). Для Сына (как ипостаси Троицы) он приводит характеристики из Писания: Слово, Путь, Истина, Жизнь, Свет, Премудрость, Сила, Сияние, Образ, Сый (Единосущий), Господь, Рожденный (несотворенный). О Святом Ду-хе автор утверждает, что как Бог это: Исходящая из Отца Сущность, Единосущность, Предваряет, Свидетельствует, Возводит, Сопутству-ет, Возносит, Преемствует, Ум Христов, Дух истины, Дух свободы, Дух освящающий, Дух благотворящий и пр.
Однако главное, что доказывает св. Григорий Богослов – это едино-сущность всех трех ипостасей, равных во всем, кроме того, что: Отец – нерожден и несотворен; Сын – от Отца рожден, несотворен; Св. Дух – от Отца исходит. Автор уже не утверждает, как Ориген, что Сын и Св. Дух действуют только на разумные существа. Здесь  утверждается уни-версальная (как для тварного, так и для нетварного мира) Троица. Здесь  Св. Дух действует во всех верных (но в разной степени).

На Рис.III.3 в рамках формализма ориентированных триад приводится формула диалектического развития категорий (сущий\ сущность\ суще-ство), (первопричина\ предварение\ образ) и, например, категории рожде-ния: (несотворенный\ исходящий\ рожденность).






                Рис. III.3.

Автор \II.16\ приводит и свой список иерархии небесных чинов, от-личный от списка Оригена: ангелы, архангелы, престолы; господства, начала, власти; светлости, восхождения, умные силы (умы, вторичный свет, уже способный просвещать тварный мир). Упоминаются в тексте и серафимы, но не в перечислении чинов.
Одной из основных работ, лежащих в основе любой церковной ие-рархии и в основании учений о Церкви Христовой, безусловно, является работа Дионисия Ареопагита (примерно IV век) «О Небесной иерархии» \II.17\. Представление автора этой работы о том, что иерархия земной Церкви отражает небесную иерархию умных Сил легло в основание уст-роения собрания верующих во Христе. Согласно «Ареопагитикам» в зем-ной Церкви, как и в небесной иерархии, существуют три уровня чинов, служащие для (очищения\ просвещения\ совершенствования) верных. Каждый из уровней в свою очередь делится на три соподчиненных чина. Итого - имеется девять основных чинов. С другой стороны, трехуровне-вое деление связано с необходимостью пройти полный литургический цикл:
а) очищение (катарсис) связано с покаянием и освобождением от греха;
б) просвещение связано с воспоминанием о Символе веры, о св. Пи-сании и о чуде воскресения Христовом;
в) совершенствование приводит в результате созерцания, познания священной истины, приобщения к делу Христовому - к преображению. 














                Рис. III.4                Рис. III.5

На Рис. III. 4 приводится одна из возможных формул небесной иерар-хии «Ареопагитика». Эта формула предполагает, что простым верующим покровительствуют чины низшей степени (3) в иерархии (от ангелов до начальств); духовенству, Церкви властвующей и воинствующей покрови-тельствуют ангельские чины средней (2) степени (от власти до господств); ангельские чины высшей (1) степени являются только пророкам, апосто-лам  и святым.
По «Ареопагиту» низшие чины в небесной иерархии связаны с ми-ром; высшие – с Богом; чины же средней степени связывают высшие и низшие \II.17\. Такая схема на всех уровнях  и структурах любых иерар-хий характерна для представлений Ареопагитика. Благодать нисходит от высших чинов к низшим, но не обратно. В пределах каждой триады на-чальный чин обращен к высшей триаде, завершающий чин обращен к триаде более низкой степени, а средний чин связывает крайние члены триады и, в основном, характеризует качества и специфику всей триады (как единичная, специфическая актуализация из заложенной в данной категории потенциальной множественности. См. раздел о Гегеле).
Любой чин в небесной иерархии имеет три характеристики качества: (сущность, сила, действие) \II.17, стр. 36\. Мы выделили из текста «Арео-пагитика» основные характеристики для высшей триады. На Рис. III. 5. приводится развернутая характеристика высшей триады небесных чинов, непосредственно соприкасающихся с Богом-Отцом. От него она получает посылы, его волю и замыслы оформляет  в прообразы мира \ II.17, стр.21\. Этот смысл мира, его премудрость, полученные от Отца-источника, вме-сте с очищающим огнем передается в низшие ступени чинов, как благо-дать озарения, для (очищения\ просвещения\ преображения) этих чи-нов. Бог непознаваем и ненаблюдаем миром сим, но высшие чины небес-ной иерархии оформляют его замыслы в прообразах мира сего (что может быть дано и человеку через высшие озарения).
Средние, промежуточные чины рассматриваемой иерархии узнают волю или замыслы  Всевышего через озарения  прообразов, создаваемые чинами высшей ступени. В результате этого созерцания чины средней ступени создают образы мира. По «Ареопагиту», средние чины  «будут как бы в образах представлять Ангельское благолепие…» \II.17, стр.29\. Именно средние чины (те, кто ниже Херувимов) являлись к Первосвя-щеннику (к облаченному в потир) явить высшую волю \II.17, там же\.. Средние чины – богоподражательные, формируюшие в эфирной субстан-ции копии первичных озарений. Они вливают в них мощь и животворную силу (силы), они формируют миропорядок (власти) и «устройство пре-мирного духовного владычества» \II.17, стр. 27\. Т.е. именно чины сред-ней ступени устрояют иерархию и мира, и церковного священства. Чины этой ступени созерцают и озаряются, охраняют и занимаются переуст-ройством порядка (прообраз судебной и законодательной власти).
Чины низшей ступени (прообраз исполнительной власти) занимаются управлением сообразно установленному высшими ступенями священно-му порядку, следуют сформированному образу замысла Всевышнего и осущестляют его в мире сем. Если Начальства обращены к созерцанию образа и стремятся к его точному осуществлению, то Ангелы (самый низший чин в иерархии) непосредственно связаны со своенравным, сво-бодным, произвольно поступающим и творящим  человеком, и, в силу этого, вносят элемент беспорядка и неопределенности в реализации ис-ходного замысла. Посредником, согласующим две тенденции в реализа-ции исходного божьего замысла,  выступают Архангелы (учителя, настав-ники ангелов). Далее, Ареопагит говорит, что именно чины низшей сту-пени «попеременно начальствуют над человеческими иерархиями», и над каждым из «языков» поставлен свой Ангел \II.17, стр.31\.
Благодать Св. Духа (освященное знание премудрости) духовенству даруют средние ангельские чины и эту благодать пресвитеры могут пере-давать верным. С другой стороны, эта благодать может быть передана низшими ангелами простым верующим и при обычной литургии.
Ареопагитик делает важное замечание, что очищает и просвещает ос-вященный иерарх посредством своих священнослужителей, освященных им \II.17, стр.43\. С другой стороны, Дионисий не разделяет благодати  Св. Духа и благодати от Сына. У него всё – из Отца.
По «Ареопагитикам», мир устроен по божьему подобию, иерархично. Для верующего человека иерархичное сознание естественно. Для языч-ника, демократа более характерно анархичное представление о структуре мира, релятивизм, случайная структурность.

Теперь вернемся к формуле небесной иерархии на Рис.III.4.
Если обратиться к тексту Библии (Книги Бытия) о сотворении Мира, то в акте творения Мира выделяются три момента: сотворение материи (как вещества); сотворение жизни; сотворение разума у человека.  В про-межутках между этими моментами творения происходит создание  из со-творенной материи различных форм бытия. Здесь важно выделение мо-мента разделения, сотворения материи, оформления её, и наделения со-держанием созданных вещей (вдохнул порядок и структуру,  вдохнул жизнь, вдохнул разум). Если Вселенную сотворил Бог-Троица, то здесь можно различить, что акт творения совершает Отец (огонь-материя, Пре-мудрость общего замысла,  Прообраз), оформляет Сын (создает по своему, но согласному с Отцом волению, по Прообразу Отца, конкретный тварный образ (порождает)). Придает смысл сотворенному Св. Дух (соотносит с образом, следить за выполнением, помогает в восстановлении общего за-мысла).  «И создал Господь бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» \Быт. 2:7\. Творит Отец, создает (порождает по образу подобное) Сын, вдыхает жизнь (смысл, со-держание) Св. Дух.  Можно процитировать известные слова св. Григория Богослова: «Тогда Слово (Сын-логос), взяв часть новосозданной Земли, бессмертными руками составило мой образ  и уделило ему  Своей  жизни (дух жизни в Сыне – Св. Дух), потому что послало в него дух ». Этот дух - средние чины ангелов, которые помышляют не только о плоти (как низ-шие чины), но и о Боге. Но помышление о Боге – это уже духовность. По-этому именно средние чины покровительствуют духовенству \см. также II.12, стр. 93\.
С таким представлением о Творении  укладывается и представление о наличии отдельных посредников между ипостасями Бога-Троицы и твар-ным Миром. Например, в небесной иерархии высшие чины относятся к Отцу, средние – к Сыну, а низшая триада чинов к Св. Духу. С другой сто-роны, поскольку все три ипостаси Троицы творят одновременно и нераз-дельно, то это единство и нераздельность обеспечивает единство и нараз-дельность совокупности трех ступеней небесной иерархии и т.о. здесь не возникает ереси  многобожия.

В работе \II.29\ описываются догматические предпосылки и история становления иерархии священства в Православной церкви. В основе трехчинной иерархии духовенства (епископ\ пресвитер (священник)\диакон) лежат установления первоапостолов Иерусалимской церкви, создавших институт диаконов, и антиохийской церкви апостола Павла, введшей чин пресвитеров.  В первохристианстве всю полноту Церкви составляло собрание духовенства  и мирян. Степень благодатности понижалась от апостолов до епископов и далее: от пресвитеров, диаконов до мирян. После смерти апостолов епископы имели право рукополагать как друг друга, так и низшие чины в церковной иерархии.
Отметим, что эта иерархия непосредственно связана с догматически-ми представлениями Святых Отцов о небесной иерархии. Так что вопрос о структуре небесной иерархии не столь уж и праздный и является прин-ципиальным при выявлении различий в христианских догматиках.

В связи с проблематикой учения о Церкви, отметим, что избрание но-вого апостола на место Иуды произошло при участии всех членов иеруса-лимской общины, а после избрания Матфея он был рукоположен всеми апостолами. Так же все члены общины принимали участие в избрании первых 7 диаконов. Это важный момент в определении понятия соборно-сти Церкви Христовой.

 


Рецензии