3. 2 о догматике

III.2   О ДОГМАТИКЕ



С полной версией книги  можно ознакомиться, пройдя по ссылке:
http://www.scribd.com/doc/75867476



«Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность дово¬дит те-бя до сумасшествия.
- Нет, достопочтимый Фест, …, я не безумствую, но гово-рю слова истины и здравого смысла.»
                \ Деяния, гл.26 \

В отличие от Платона и неоплатоников Плотина (III век) и Прокла (V век), св. отцы церкви - капподокийцы (Василий Великий, Григорий Бого-слов и Григорий Нисский) утверждали невечность материи, идей и чело-веческих душ, как сотворенных богом, и не могущих существовать вне его \II.45\. С их точки зрения, Всевышний не просто демиург-устроитель Вселенной, но – Творец, творящий её по своей воле и произволу. Из этого видно, что капподокийцы были не просто антиплатониками, но и в резкой оппозиции к неоплатонизму. Они понимали, что античность и защищае-мое ими христианство – две различные культурные традиции, друг к дру-гу несводимые.
При внешней их схожести и триадичности, при одном методологиче-ском подходе к познанию мира через разложи¬мость его образа на отдель-ные понятия-сущности и признании двумя методологиями его иерархич-ности – это принципиально различные мифо¬логемы об изначально Су-щем. Если античная философия исходила из тезиса, что в основе всего лежит неопределимое и неопределен¬ное Оно, Единое, Безличностное, создающее Мир из хаоса, упоря¬дочивая его, но остающееся к нему равно-душным, то христианский единый Бог – прежде всего имеет личностное, мужское начало, это Сверхличность, из своей собственной субстанции творящая всё по своему произволу и во благо этому твори¬мому.
В рамках Православной письменной традиции Слово имеет са¬мостоятельную, самодостаточную ценность, и поэтому само по себе явля-ется субстанциальным. В Новом времени, с появлением худо¬жественной литературы, слово стало всего лишь знаком определен¬ной информации, многозначным и перестало иметь категори¬альный характер. Соблюдая точность при произнесении молитвы, мы тем самым придаём слову сущ-ностное значение. Чего не требуется при чтении современного текста. Но и в этом случае в тексте присутствуют устойчивые, повторяемые, харак-терные именно для данного автора, данного исторического периода, дан-ного языка, со¬четания. Важными для анализа типа сознания автора текста явля¬ются сочетания наиболее значительных слов, имеющие для  автора рассматриваемого текста  «категориальный» характер.
В таких исследуемых текстах выявляются категории различного уровня: доминирующие, значительные, вспомогательные … в раз-личных сопряжениях (устойчивых сочетаниях-связях). Одни в виде би-нарных сочетаний (грех / добродетель), (страдание / тер¬пение)… Или в устойчивых триадах. Так, в работе \II.1\ предпри¬нята попытка выявления особенностей мировоззрения и структуры религиозного сознания у про-топопа Аввакума в рамках метода кон¬тект-анализа, где выявлено нали-чие в текстах устойчивых групп сопряжений доминирующих категорий типа (грех/ добродетель/ воздаяние) или (истинная вера/ таинство/ ми-рянин), или устойчи¬вая триада (Христос/ священство/ Грядущее Божье Царство) и т.д. Для вспомогательных категорий также выявлены устой-чивые группы сопряжений, типа (личный выбор/ свобода воли/ дело) или (акивный труд/ религиозная деятельность/ спасение) и т.д.
Предлагаемый в настоящей книге метод календарного хронотопа для субстантивного анализа текста позволяет вскрыть тонкую внутреннюю структуру бинарных и триадных сопря¬жений выбранного текста (струк-туру сопряжений диад и триад, со¬пряжения сопряжений) в их динамике (развитии), т.е. внутренний  код текста.
Впервые такой анализ был предпринят ещё Гегелем (правда, для нужд протестантской историософии) в работе «Философия Духа» \II.2\, а в применении к рассматриваемой проблематике в работе \II.3.\, истинный смысл которых, на наш взгляд, до сих пор неоце¬нен. Выше мы останав-ливались более подробно на работе Гегеля и отметим только, что суб-станциональная триадология, развитая Гегелем, позволила выявить онто-логи¬ческие связи и внутреннюю структуру, становление и развитие ос-новных ка¬тегорий, составляющих категорию «Дух», как самодостаточ-ных субстанций, в процессе их диалекти¬ческого саморазвития.
В работе Лосева \II.4\ элементы субстантивного ана¬лиза были исполь-зованы при исследовании проблематики эстетики позднеантичной куль-туры начала новой эры (от Филона Александ¬рийского до Плотина).
Главное отличие христологических и евангелических текстов от тек-стов художественных произведений Нового времени - в наличии четко выраженных в первых текстах бинарных и триадных сопряжений катего-рий и их высокочастотное проявление. Это связано со стрем¬лением хри-стианских авторов таких текстов максимально точно воспроизводить оп-ределенные канонические текстовые структуры из Евангелия или Библии. Наличие таких структур (существование которых интуитивно ощущает каждый верующий!)  и отличает ду¬ховную литературу от художествен-ной.
В художественных текстах наличие огромного количества кон¬кретного бытового и событийного материала, авторских ремарок или ссылок затрудняет выявление таких структур и делает их практически недоступными для системного анализа. Только мифологические тексты (Леви-Строс) и тексты народных сказок (Пропп) ещё доступны для ис-следований и вскрытия в них какой-то сверхструк¬туры внутренних свя-зей. К этому разряду можно отнести и религиозные тексты. Сказки, ми-фы,  священные писания, жития, литургические тексты написаны в раз-личные исторические эпохи и содержат в своей структуре сведения о раз-личных типах сознания их авторов.
Для примера, рассмотрим православный символ веры (Никей¬ско-Константинопольский ) с позиций субстантивного анализа тек¬ста.
Выстроим тест Догмата:

Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия, Единород¬наго, Иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша.
Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотив-шагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася.
Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, страдавша  и погребенна.
И воскресшаго в третий день по писаниих.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца.
И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго про-роки.
И во едину святую соборную и апостольскую Церковь.
Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвым.
И жизни будущаго века. Аминь.

В рассматриваемом тексте выделены ключевые, субстантивные сло-ва-категории, из которых выстраивается в онтологической (причинно-следственной, хронологической) по¬следовательности следующий внутри-текстовой линейный хроно¬топ:

Верую во единаго Бога Отца Вседержителя,\ невидимым \ ви¬димым\ Твор-ца небу и земли\.
Нас ради человек \ во оставление грехов \ и нашего ради спасе¬ния.
И в Духа Святаго, \ и Животворящаго, \ Господа истиннаго\ Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.\ сшедшего с небес, и воплотив¬шагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася.
И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия, Единород¬наго, Иже.\ Бога истинна от Бога истинна\ единосущна Отцу, Им же вся быша.\ Света от Света,\ от Отца рожденного прежде всех век \ рождена, а не сотворена,\ Распятого же за ны при Пон¬тийстем Пилате, страдавша  и погребенна.
И воскресшаго в третий день по писаниих.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И во едину святую соборную и апостольскую Церковь.
\И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца.\.
Исповедую едино Крещение.
Чаю воскресения мертвым.
И жизни будущаго века. Аминь.

Для дальнейшего анализа полезно использовать следующие графиче-ские элементы для записи упорядоченных диад и триад. В диады и триа-ды сопрягаются только разнородовые категории типа (он / она / оно).  Появление однородовых пар например ( она / она) указывает на  наличие более сложной структуры (… /она/…)-(…/она/…) и т.д.
Используя субстантивные значения выделенных слов и элементы графического представления сопряжений субстанциональных категорий, рассмотренных выше, мы можем представить структуру рассматриваемого текста основного православного Догмата (Символа Веры) в следующем графическом виде, представленном на Рис.III.2.4.
Из него видно, что сопрягаемые диады и триады категорий разделяются на:
Доминирующие (Бог Отец/ Дух Святый/ Сын Божий),
Три значительные триады (сущее/ творец/ жизнь) и (дух жи¬вотворящий/ истина/ исхождение); (истина/ единосущее/ свет).
И четыре вспомогательных (по терминологии работы \II.1\) триады.
       При развертывании этой структуры всеобщие категории (домини¬рующие) конкретизируются через общие категории (значительные), кото-рые в свою очередь формируются совокупностью вспомога¬тельных кате-горий (более частных, ограниченных) и т.д.  Такое нисхождение от все-общего к об¬щему и затем к частному отражает динамику саморазвития катего¬риальной структуры текста  (в гегелевском смысле).      
      Заметим, что категория земля  из третьего дня Творения (море\ земля-остров\ растительность) подразумевает камень, остров среди воды. По-этому мы подразумеваем мужскую ипостась этого субстанциального по-нятия. Нужно отметить, что сотверения острова среди первозданного океана вторит индоеропейскому мифу о творении.
      
 
В основе рассматриваемых текстов лежит структура основной хри-стианской триады (дух / душа / тело)  \II.6\.  В графической за¬писи, в приложении к календарно-церковному годовому циклу ос¬новные триады (основной графический элемент) представляется следующим образом (см. Рис III.2.1 и Рис. III.2.2).































 
   Рис.III.2.1   Рис.III.2.2                Рис.III.2.3

   Рис. III.2.4. Триадная структура основного христианского  Догмата   
Чтобы уточнить особенности структуры, например, категории Бог- Отец, можно рассмотреть структуру христианизированного вари¬анта Ветхого Завета (Книга Бытия) \II.7\:




























Рис. III.2.5. Развитие структуры категории Бог-Отец в космогоническом  мифе о Творении
Православное толкование Книги Бытия дано в книге \II.12\.
Нужно отметить, что сама по себе категория Бог-Отец существует только в становлении, в развитии, в своей самореализации, без которой бессмысленно ставить любой вопрос о ней. Кроме того, здесь выделяется подтриада, определяющая более тонкую структуру категории Церковь (Апостол /святость / собор¬ное единство), которая представлена на Рис.III.2.3..
Если рассматривать календарный годовой цикл праздников, то первая часть структуры Догмата начинается с Пятидесятницы и завершается Преображением (цикл о библейских пророках: Моисей, Илия, Иоанн Креститель, апостолы Петр и Павел и соответствующие календарные праздники этого периода, им посвященные); вторая часть связана с осенне-зимними праздниками, посвященными Божьей Ма¬тери; а третья часть связана с зимне-весенними праздниками и посвящена Христу (от его Рождества, крестного пути и до Воскресения).
Упомянем, что при восстановлении главной святыни современ¬ной Москвы, храма Христа Спасителя, его закладка произошла  на Рождество Христово (1995г.), начало литургической службы и ду¬ховной жизни Хра-ма приурочено было к Пасхе/Троице (1996г.), а  открытие Храма для ве-рующих произошло на Преображение (2000г). Здесь важен элемент выде-ления этих трех временных мо¬ментов годового литургического цикла в Православной Церкви.
Отметим, что такая сверхструктура обнаруживается и для дру¬гих христианских текстов (Литургия, Таинства, учение о Церкви). 
Конечно, более детальная, более тонкая структура текста будет опре-деляться количеством выделяемых базовых слов-категорий, однако, в рамках данного обсуждения, при выявлении общей конст¬рукции текста можно ограничиться предлагаемым минимальным набором основных текстовых категорий.
Отметим, что развертывание понятий начинается с категории Сущее (Бог Отец)  и по часовой стрелке (причем по часовой стрелке в ка¬ждом круге, на каждом категориальном уровне!). Доминирующее понятие Бог Отец развертывается до категории Спасения. В этом секторе формулиру-ется (и формируется!) вся дохристианская Пре¬дистория как тварного, так и нетварного миров и сотворение Мира Богом за шесть дней: (свет\ небо\ земля\ луна-солнце-звезды (про¬пущены)\  жизнь (животные)\ человек).
В следующем секторе Св. Духа формулируется идея о вочело¬вечивании Бога Сына через излияние (исхождение) Животворящего Духа в Деву Марию; идея производства Отцом благодати в тварный мир.
В последнем секторе доминирующей триады развертывается струк-тура (в историческом, онтологическом смысле) категории Сын Божий (от рождения Исуса, крещения его во Христа, и  до его вознесения и соз-дания Церкви Христовой).
Для пояснения полученных результатов приведем краткий обзор ка-лендарного  хронотопа из другой культурно-религиозной традиции, фор-мирование которой завершилось за 1 тыс. лет до рассматриваемой хри-стианской, и проходило, примерно, одновременно с письменным закреп-лением древнееврейских Книг Бытия Моисея. Да и происходило это в регионе, близком к Ближневосточному региону. Мы говорим о древних зороастрийцах Иранского плоскогорья, космология и основные догматы веры которых были уже к 7 веку до н.э. зафиксированы в Младоавестий-ском календаре \I.58\ эпохи Ахеменидов.
Вся космология зороастрийцев, весь её космический цикл  укладыва-ется в 12 тысяч лет существования Космоса до времён очищения и преоб-ражения. Эти 12 тысяч лет разбиты на 4 равные по продолжительности исторические эпохи по 3 тысячи лет каждая.
Единый, Премудрейший бог Ахура Мазда в первую историческую эпоху (первая четверть круга I на Рис.6 ) сотворил Космос в виде его Пер-воидеи, его Первообраза, вплоть до мельчайших деталей. Это идеальный мир абстрактных понятий, «менок» всего Сущего, замысел отределяется как духовное состояние Мира. Согласно четырехсезонному делению ка-лендаря Младшей Авесты, этой эпохе соответствует сезон Зимы (ян-варь\март в юлианском календаре).
Во вторую эпоху  (весна\возрождение, область II на Рис.6) Ахура Мазда творит Космос и вещи. Творит Солнце, Луну, звезды, Небо, творит жизнь, а также  основную жизненную триаду (растения\ скот\ Перво-человека), которая завершает эту историческую эпоху. Но одновременно с Первочеловеком появляется и Анхра Майнья, злой дух, несущий смерть\угасание, жару\холод (типичный Черномор русских сказок, Вихорь Вихоревич), а также начинает проявлятся изначально существующая триада основных сущностей Друджа (зло\смерть\мрак). Таким образом, второй, весенний период завершается появлением живых существ, Перволюдей и антипода Ахура Мазды. Мы видим здесь совпадение с идеальным сказочным хронотопом, сформулированным нами во Введении к данной книге, где антигерой (похититель, виновник недостачи) также появляется в середине летнего, светлого периода годового цикла.











Рис.III.2.6  Космогонические эпохи.                Рис.III.2.7 . Зороастрийский
                календарь

По сравнению с ветхозаветным сценарием, живые существа  в зороастрийской космогонической версии появляются значательно раньше, уже в весенней фазе (2) сотворения Мира. В ветхозаветном сценарии Бог создает существа в начале осени (по этому годовому хронотопу).
В третью эпоху (6-9 тыс. лет от Начала Мира) Мазда и его 6 основных Сущностей устраивают Мир, определяют его порядок. Появляются Пер-воцари и Рай, который длятся 900 лет. Но Анхра Майнья не дремлет. Первый грех. Всеобщее грехопадение. Отход от веры. Мазда насылает на Перволюдей потоп за нарушение Порядка. Последний Первоцарь (Ийма = Ной) этого Золотого века спасает часть людей, уведя их на Запад (?!).  В Младоавестийском календаре этому времени соответствует третий, лет-ний сезон, который и завершается возрождением смертных людей. Имен-но для защиты этого нового человечества от злых девов в Мир направля-ется Митра (дух Света и Огня). С этого начинается последняя, четвертая эпоха в космогонии зороастрийцев (осень – по зороастрийскому календа-рю, см.  Рис.III.2.7 ). Среди  людей рождается первый пророк, несущий им Правду – Зороастр, который погибнет в битве в девами. Последний, тре-тий пророк, Саршьянт, рождается в конце времен, в конце 11 тысячелетия и именно он станет предстоятелем за все человечество перед Ахурой Маздой, который будет судить Космос расплавленным металлом в Кос-мической Жаре. Этим завершается космогонический цикл у зороастрий-цев.
В целом, зороастрийская версия Творения имееет  ту же структуру, что и ветхозаветная, однако в ней есть момент, который делает возмож-ным превратить ее в сценарий ежегодного творения\обновления Космоса. Это момент всеобщей гибели Космоса, его очищение, с последующим воскрешением праведных в новом цикле творения. Этой концовки нет в ветхозаветном варианте. Однако он есть в Новом Завете, в христианстве. Это позволяет допустить, что и в христианском годовом обрядовом цикле допустим  такой, космогонический контекст. После Великого поста, на Пасху происходит новое творение очистившегося Космоса. На Пятиде-сятницу в этот новый Мир сходит Святый Дух… И так повторяется еже-годно.
В согласии с этой картиной творения мира,  зороастрийский кален-дарь начинается со дня весенего равноденствия (22 марта, что соответст-вует 1-му дню первого месяца Фраваши (души предков) годового кален-даря. В христианстве этому соответствует (с учетом лунного календаря) конец Великого поста. Этот месяц начинается сразу после недели очище-ния, которой завершается старый, ушедший год. Далее идут последова-тельно месяц Аша Вахишта(Порядок) (2), Харватат(здоровье, целост-ность) (3), Тиштрья (Сириус, прилив вод, 4), Амеретат (не-смерть, бес-смертие)(5), Хшатра Варья (власть, защита) (6), который завершает лет-нее, солнечное полугодие этого календаря. Если сравнить эту часть ка-лендаря с космогоническим циклом на Рис.III.2.7, то выясняется совпаде-ние основных асуров данных месяцев с эпохами творения  и появления основных оппозиций в космогоническом мифе. Так, появление Анхра Майньи и смерти компенсируется одновременным появлением асура Амеретат в августе месяце, покровительствующей жизни. С началом борьбы Первоцарей со Злом и между собой появляется Хшатра, покрови-тель царей-воинов (сентябрь месяц).
Согласно этому календарю, с октября месяца по конец марта наступа-ет темное время года, время прихода злых дэвов, время борьбы со злом\холодом\голодом. Для этого нужен Огонь, Свет, который дает лю-дям Митра (его праздник в день осеннего равноденствия). Митре прино-сятся жертвоприношения (скот). После октября, на который выпадает месяц Митры (7), наступает месяц Апо (вода, 8). За ним, что соответству-ет юлианскому декабрю, наступает месяц Агни (Космический огонь, дух Огня, 9). Последние три месяца зороастрийского года называются соот-ветственно месяцем  Мазды (Творец, Премудрый, 10); Ваху Ману (добрая мысль, 11) и месяцем Спента Армати (земля, 12).  Все 12 месяцев у зо-роастрийцев длятся ровно 30 дней, и оставшиеся 5 (6) дней не имеют на-звания и посвящены очищению перед началом следующего Нового года. Весь годовой цикл делится на два равных полугодия с оппозицией свет\тьма, добро\зло, тепло\холод, жизнь\смерть, богатство\голод. Более того, если вернуться к сказочному календарному хронотопу, то день Всех душ (прихода их из других миров) в этом календаре как раз совпадает с Наврузом (весеннее равноденствие) и лежит на основной оси перехода. Мы уже говорили о совпадение момента появления противника Мазды (в середине летнего полуцикла) и противника основного героя в сказках.
Начало месяца Мазды (январь) в младоавестийском календаре отме-чается, как день победы Мазды\ Ваху Маны над Друджем, злым духом, что является предпосылкой для начала подготовки к новому акту творе-ния Мира (создание Первообразов Нового года, освобождение духов рас-тений, пробуждения Земли, которые начнутся к концу старого года, во время очищения).
Не напоминает ли это основную мифологему  сказок, реконструиро-ванную нами в начале первой главы в виде трех постулатов, которым подчиняются события в текстах сказки, эпоса и мифа?


Рецензии