Рождение стрекозы

Я приметил эту светловолосую малышку несколько дней назад. Она прибегала на берег речушки, загорелая, босоногая, забиралась на небольшой плот, привязанный за старую ольху металлическим тросиком, и долго что-то разглядывала в глубине.
У меня был отпуск, который я решил провести со стариками-родителями. Много гулял по родному городку, вспоминая, как мы когда-то любили набережную этой реки. По дороге, не знавшей ещё асфальта, гоняли на велосипедах, буксуя в песке или разгоняя на брызги лужи. И тогда на реке толпились плоты. Запах мокрой коры и речной свежести всегда напоминал мне детство.
Что видела в водной глубине маленькая девочка? Какие фантазии рождались в её кудрявой головке?
-Ты кого там высматриваешь, русалку?
-Нет, там живёт маленькое чудовище. Оно растёт там уже второй год. Только я не знаю, как его зовут.
Редко современные дети интересуются живой природой,  особенно водяными обитателями. Такую кроху я легко бы представил с котёнком или щенком…
-Давай посмотрим вместе, может быть, я знаю, что это за чудовище?
Она доверчиво ткнула пальчиком в глубину. Вода выглядела довольно прозрачной, хотя течение слегка смазывало картину. Хорошо виднелось песчаное дно, густо заросшее водными растениями, сновали жуки-плавунцы. У самого берега ползали ручейники, слепившие себе домики из кусочков листьев, коры, песчинок или крохотных раковинок. Этот природный материал прекрасно их маскировал, если они замирали на месте. У поверхности сновали водомерки и мелкие рыбёшки, хватавшие упавшую в воду мошкару. Но девочку интересовало что-то другое.
-Вот страшное, крупное, бурое, косматое. Оно сейчас лежит на дне. У него большие глаза, на спине рюкзачок, лапы в волосах. Что это?
-Да это же переколомина! Это личинка крупной стрекозы-коромысла. Я завтра принесу сюда ведро без дна, и мы хорошо её разглядим. Течение не будет мешать. Договорились?
Девочка кивнула головой и убежала. А я сам долго разглядывал подводную жизнь и вспоминал, как в детстве мы рыбачили, используя для наживки личинок ручейников, переколомин и комнатных мух.
В памяти звучала грустная песня:
Куда уходит детство, в какие города?
И как найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?
Эта родная речушка, эта маленькая девочка со своим «чудовищем», затронули в моей душе давно забытое, щемящее чувство нежности и утраты чего-то забытого, невосполнимого, но очень дорогого…
На другой день я разыскал на чердаке дома большое ведро без дна, при помощи которого в детстве мы разглядывали подводную жизнь. Взял театральный бинокль и отправился на речку. На всякий случай захватил ещё с десяток шоколадных конфет для юной дамы.
«Дама» уже лежала на плоту и опять разглядывала своё чудовище.
Я осторожно зацепил за сучок дужку ведра, опустил его в воду. Когда муть осела, в нём, как в окне, прекрасно было видно дно и его обитателей. Вот всплыл подышать жук-водолюб, крупный угольно-чёрный, а нижняя сторона жука блестит серебром - это запас воздуха. Вот личинка жука-плавунца с огромными челюстями. Когда личинка хватает добычу своими серповидными челюстями, её не оторвать, может схватить даже кусочек материи, если его течением пронесёт мимо, такая хищница. Вот пескарик шарится на дне в поисках пищи, хочет вытащить из донной мути красную личинку мотыля.
Мы бросили в воду несколько крошек хлеба - сразу собралась рыбья мелочь и расхватала даровое угощение.
За всё время наблюдения наше чудовище не покинуло камышинку, а задумчиво сидело на ней.
-Что-то оно грустное какое-то,- сообщила девочка.- Не ползает совсем.
Я пригляделся внимательно.  Похоже, личинка совсем выросла, скоро выползет на поверхность, о чём и сообщил собеседнице, предлагая ей конфету.
-Я у незнакомых дядев конфеты не беру,- гордо ответила она.
-А я уже тебе знаком, мы вместе наблюдаем за твоим чудовищем.
-Нет,- строго сказала девочка,- нельзя. Мама заругает. Мне пора домой.
 И умчалась. Я ещё посидел у водяного окна, в бинокль разглядывая дно. Да, скорее всего завтра переколомина выползет на поверхность, очень крупная стала. На следующее утро я первым пришёл к окну в водяной мир. Личинка медленно ползла вверх по камышине. Высунувшись из воды, прицепилась покрепче своими коготками и замерла, словно опять уснула. Я посмотрел по сторонам: моя маленькая исследовательница природы явно запаздывала. Обидно, если превращение произойдёт без неё: два лета она глаз не сводила со своего чудовища.
Становилось жарко: солнечные лучи грели переколомину, но она по-прежнему не подавала признаков жизни.
-Что там?- прозвенел детский голос.- Моё чудовище проснулось?
Девчушка заглянула в ведро.
-Но его там нет, его рыбы съели?
-Смотри, оно вылезло и греется на солнце.
-Оно же умрёт без воды. И что ему есть?
В это время на спинке личинки появилась продольная трещина, она росла и зашла на глазастую голову чудовища. А между огромными глазами появилась вторая трещина, соединившаяся с первой. Её края разошлись,  из расщелины появилась грудь будущей стрекозы. Трещина становилась всё больше и больше. Из огромной щели показалась голова стрекозы.
-Смотри, смотри,- звенел взволнованный голосок девочки,- она свой комбензончик снимает!
Висевшее вниз головой насекомое изогнулось и снова уцепилось ногами за камышинку. Из старой шкуры с трудом вытянулось длинное брюшко
Да, это явно молодая стрекоза, но у неё вместо крыльев «рюкзачок», как выразилась моя маленькая приятельница. Это толстые, мягкие, клейкие пластинки. Постепенно складочки на пластинках стали расправляться. Но это происходило медленно, очень медленно. Девочка сбегала домой пообедать, а я, как маленький школяр, всё сидел на плотике и терпеливо следил за удивительными изменениями, происходившими со стрекозой.
Кровь из тела стрекозы расправила крылья, они растянулись, затвердели и окрепли. Девочка восторженно захлопала руками:
-Моё чудовище превратилось в красавицу. Она была заколдована злой феей. Смотри, какая она стала прекрасная. Она сейчас полетит!
Крылья стрекозы встрепенулись, задрожали, словно потрескивая. Она поднялась в воздух над плотиком, над осокой, сделала круг и исчезла из глаз. Затем мы снова увидели её намного выше. Стрекоза словно попрощалась с нами - своими преданными поклонниками. Осталась только сухая шкурка на камышинке с трещиной на спине.
 Мы с девочкой доели конфеты, мы ведь теперь были хорошо знакомы.
-Ты не уноси ведро, - серьёзно сказала она.- Я всё равно буду и дальше наблюдать за теми, кто живёт в воде. Это так интересно!
-Хорошо,- согласился я
И моя светловолосая малышка умчалась к маме. И я пошёл к маме. К своей.


Рецензии