Мужской реванш
О женщинах, живущих в ветхозаветный период Библия рассказывает скупо. Один - два мазка, несколько деталей - вот, пожалуй, и все, что позволил себе древний летописец. Но они столь ярки и весомы, что их оказывается вполне достаточно, чтобы перед глазами предстал живой и незабываемый образ. Это сродни тому, как по наброскам художника можно представить себе замысел всей его картины или портрета.
Две повивальные бабки-евреянки Шифра и Фуа (Пуа) спасают в Египте младенцев-мальчиков из племени соплеменников, нарушая повеление фараона - умерщвлять их. Тем самым уменьшить численность еврейского населения в Египте ( девочкам он милостиво разрешил жить).
Наверняка повитухам страшно было ослушаться (самого!) фараона. И все-таки они не выполнили его указание. А когда фараон призвал их, чтобы выяснить, почему мальчики все-таки остаются в живых, нашли отговорку, что еврейские женщины здоровее египтянок, и успевают родить еще до прихода повивальных бабок.
Неизвестно, остался ли удовлетворен их ответом фараон, поверил ли им, и что вообще стало с Шифрой и Фуей. Как неизвестно, и какого возраста были повитухи, из какого колена израилева. Но забыть этих женщин невозможною. По сути, они настоящие героини, и сознательно рисковали своей жизнью.
В Библии сказано, что поступали они так потому, что боялись Бога. Создатель Библии и не мог написать иначе, ведь и Священное учение евреев создавалось для того, чтобы показать их нераздельность со своим Всевышним. Однако ясно, что не обладай эти две скромные женщины личным мужеством, ничто бы не заставило их нарушать повеление фараона. Они поставили под угрозу собственные жизни, а если у них были семьи, то - и их.
Решительный характер вообще был характерен для женщин той поры. Очень часто - даже более решительный, чем у мужчин, которые не прочь были предоставить решение трудных проблем своей спутнице, а то и спрятаться за ее спину. Так Авраам, придя в Египет, "спрятался" за Сарру, которая даже пошла на "союз" с фараоном, чтобы Авраама не убили, положив глаз га его красавицу-жену.
Тот же трюк повторил Исаак, придя к филистимскому царю Авимелеху,и выдав жену Реввеку (Ривку) за свою сестру.
Впрочем, и Сарра, и Ревекка верховодили своими мужьями, как хотели. Авраам отдает на откуп Сарре решение судьбы Агари, Исаак смиряется с обманом Иакова, вырвавшем, благодаря хитроумному плану Реввеки, отцовское благословение, которое должен был получить Исав.
О влиянии Рахили на Иакова и говорить не приходится, ее слово в конфликтах было решающим.
Правда, о женах родоначальников двенадцати колен ничего неизвестно ( видимо, их было по нескольку). Зато "интимная" история четвертого сына Лии и Иакова - Иуды вошла в Библию отдельной главой. Конечно, прежде всего потому, что один из его сыновей - Фарес (Перец) станет родоначальником клана, в котором в будущем появится Давид,ставший легендарным царем. Однако, если бы не его бывшая невестка Фамар (Тамар_, решительность и смекалка которой заставили Иуду воспользоваться "ее услугами", Израиль не имел бы такого царя, и вообще - Давида.
Двое мужей Фамар, сыновей Иуды, умерли, третий был еще мал. И под этим предлогом Иуда отправил вдову -невестку в отцовский дом, якобы дожидаться, когда тот подрастет ( у евреев был обычай - после смерти брата на его жене женится следующий брат, чтобы сохранить имя предыдущего). На самом деле он боялся, что и этот сын умрет, если женится на Фамар.
Когда Фамар поняла, что Иуда и не собирается держать слово, хотя прошло уже немало лет с той поры, как она переселилась к отцу, она притворилась блудницей и соблазнила его самого. А в залог, что он оплатит ее услуги, взяла у него перевязь, печать и трость. Поэтому, когда поползли слухи о том, что она загуляла и даже уже беременна, а Иуда приказал вывести ее и сжечь(?!), Фамар публично предъявила взятые у него улики. Пришлось ему признать ее правоту и стать отцом двух сыновей - близнецов.
Не менее решительным оказался характер Сепфоры (Ципоры), жены Моисея. Бог хотел, чтобы Моисей отдал своего первенца ему в услужение, иначе он его умертвит. Эта история напоминает историю Авраама с Исааком, но Сепфора даже и подумать не дала Моисею, не то, чтобы он успел на что-то решиться. Она взяла каменный нож и отрезала крайнюю плоть сына. И бросила к ногам Господа:"Ты жених крови у меня". И когда Тот отошел от сына, добавила:"Жених крови - по обрезанию".
Пожалуй, последним примером верховенства женщины над мужчинами была Дебора, ставшая во главе войска, сразившегося с ханаанским царем Иавиным. Главнокомандующий Варак (Барак) прямо заявил,что не пойдет воевать, если с ним не пойдет Дебора. То, что он будет подчиняться женщине, его совсем не смущало.
Но постепенно женщины стали оттесняться мужчинами на задний план и играть чаще всего подчиненную и второстепенную роль. Образы их блекнут. Даже Мариам (Мирьям), которая сыграла такую решающую роль в спасении Моисея-младенца, а затем совершила с ним Исход из Египта. И хотя она названа пророчицей, о ней практически ничего не рассказывается, кроме двух эпизодов. В первом она поет песню по поводу счастливого завершения Исхода. Во втором вместе с Аароном ругает Моисея за женитьбу на эфиопке ( куда делась Сепфора, неизвестно), и Бог наказывает ее за это проказой ( потом Моисей вымаливает у Бога прощение для нее, но семь дней Мариам проведет вне общего стана, очищаясь от болезни), а Аарона - нет. Потому что священником может быть лишь физически чистый человек.
Служение Богу - превыше всего, и эта теза все больше будет набирать обороты и укореняться в повседневной жизни многих последующих поколений. Служение Богу становится исключительно мужским занятием. Более того, возникает традиция ( скорее всего во время Вавилонского плена, когда еврейские мудрецы и законоучителя работали над Талмудом), что изучение Торы - самое главное и важное занятие в жизни. Поэтому того, кто посвящает себя этому труду, должна содержать жена, чтобы он ни на что другое не отвлекался.
Роль раввина в жизни религиозных евреев велика и сегодня. Как-то мне попалась брошюра с советами молодым, замужним религиозным женщинам. По всем проблемм им рекомендовалось обращаться к раввину, даже, - что особенно меня поразило,- в случае женских болезней. Следовало идти к раввину, а не к гинекологу!
"Цена" женщины, законы чистоты, отношения с мужем, наказание за блудодеяние и измену мужу, и многое другое определены еще в Пятикнижии Моисея ( а многие законы еще и добавлены к нему последующими поколениями видных законоучителей), и неукоснительно соблюдаются верующими иудеями и поныне. Что, конечно, не всегда стыкуется с реалиями современной жизни.
В частности, рождение внебрачного ребенка считается недопустимым. Его называют "мамзером", словно ставят на нем крест отверженного. Однако все-таки находятся смелые религиозные женщины, которые решаются на это, как преподаватель одного из израильских университетов, родившая дочь вне брака, путем искуственного оплодотворения.
Но этот случай скорее исключение. На решимость этой женщины, безусловно, повлиял ее высокий социальный статус. Большинство же верующих девушек крайне редко осмеливаются преступать общепринятые религиозные законы и традиции, и тем более пойти против раввина ( его слово - решающее) и родителей.
В Германии есть женщина-раввин ( кстати, русскоязычнвя, из Прибалтики), но в Израиле женщина никогда не была раввином и не будет и в отдаленном будущем. Сама мысль об этом израильским раввинам представляется кощунственной.
Свидетельство о публикации №211031800100