Письмо к Татьяне М

   Милая Татьяна! Мне захотелось не коротко ответить Вам на вашу рецензию, а поговорить от души.

   Моя статья «Нельзя ставить детям двойки!» вызвала не столько негативную реакцию, сколько недопонимание. Кто-то посоветовал не реагировать так импульсивно на телепередачи. Но меня волнует не режиссерский антураж, а то, что проблема  наказания детей двойками считается совершенно естественной, само собой разумеющейся. Кто-то высказался однозначно в пользу наказаний с доводом: меня наказывали, и я стал человеком; только так и нужно воспитывать. Установка на подавление другой личности – это явный комплекс, скажем так, собственной духовной несвободы. В ваших словах о школе чувствуется боль от соприкосновения с негативными сторонами школьного быта.  Скорее всего, это результат возникших когда-то личностных конфликтов с кем-то из преподавателей или учеников. Просто Вы натолкнулись на  людей – носителей зла. Виновата не школа, а конкретные особи. Вот об этом мне и хочется поговорить в первой части письма.

   Школы у нас, как и все остальное, разные. И нельзя сказать, что наше школьное образование является одним из самых отстающих в мире, скорее наоборот. К его несомненно положительным качествам относится серьезная многопрофильная образовательная база. Идет постоянный поиск новых методик для облегчения процесса освоения материала. Сомнительным можно назвать авторитарный принцип обучения. Это, с точки зрения многих, недемократично. Но вложить в учащихся большое количество знаний можно только с помощью авторитарности. Если только она не переходит в деспотизм. А это, опять-таки, зависит во многом от конкретных людей. Люди – вот главная проблема. Как сейчас принято говорить – «человеческий фактор», о который разбивались  всевозможные утопии. Никакие указы и законы эту проблему решить не в состоянии. Появится в руководстве личность – быть развитию. Сидит во главе бюрократ – начинает попахивать болотом.

    То же касается и преподавателей. Все они – люди, разные люди. Талантливых, увлеченных профессией, болеющих душой за вверенных им детей, всегда меньше, чем ремесленников. Ремесленники – это не плохо, это – добросовестные трудяги, несущие, по мере сил, знания, не причиняющие вреда. Вред причиняют те, кто не по призванию, а по воле случая стал учителем. Дети их раздражают, умения поладить с ними не хватает, своя судьба кажется неудавшейся, и на  судьбу чужих детей им глубоко наплевать. Они-то и вызывают резкую критику и даже ненависть ко всей школе оптом.

  Обратимся, наконец, к главным нашим героям – детям. Опять тянет «открыть Америку» постулатом, что все дети разные. Их объединяет одно – они познают мир и учатся приспосабливаться к нему. Как будет происходить процесс приспосабливания, зависит, во многом, от нас, педагогов. Можно выбрать разные пути воспитания. Например, зная, что мир жесток, приучать к жестокости с детства – мол, помогаем таким образом выжить в будущем. Ну и что получим? Неужели выживание человечества заключено в агрессивности, в умении кусаться? Думаю, что не так много людей проголосует за эту «звериную» (извините меня, звери) позицию. Если ребенок в семье окружен теплом и заботой, то жесткость нашего воспитания может просто его сломать. Если домашняя обстановка неблагополучна, то в школе еще раз он, ребенок, убедится, что зло – это то, что надо. Давайте расплодим таких монстриков, которые всю жизнь в добре будут видеть или слабость, или фальшь.
    Так чему учить? Ответ однозначный – добру и красоте. Среда выживания – не школа, а вся жизнь. Жизненная стойкость – не в агрессии, а в силе духа, в человеческом достоинстве. Много ли останется собственного достоинства, если тебя все время прилюдно будут тыкать носом в твои недостатки? Да еще – в детстве, когда так сильна вера в то, что ты хороший? Нет – доказывает учитель – ты не хороший. Неправильно решил задачу – двойка! Грязно написал – двойка! Физические наказания, слава Богу, в школах запрещены, а психологическое избиение – пожалуйста, только приветствуется. Дети-то ко всему привыкают, все принимают. Они верят взрослым. Даже в концлагерях дети воспринимали действительность как норму и играли в виселицы и сжигание в печах.

    Если мы хотим воспитать достойных людей, то с детства должны уважать достоинство маленького гражданина. Уважать!  Талантливый педагог – это всегда лидер, умеющий создать из детского сообщества особый единый организм. Не силой, а любовью. Сформировать тот идеал, который не исчезнет всю жизнь – у кого-то в яркой форме, у кого-то в тоске по этому идеалу.

   Возможно, мои рассуждения вызовут желание возразить, привести примеры неблагодарности, злых выходок в ответ на добро. Отвечу так: каждый случай требует индивидуального рассмотрения, выявления первопричин негативной реакции. Чаще всего хулиганство – это защитная реакция. От чего или от кого? Вот и задумаемся над этим. Когда поймем, то недоброжелательность нетрудно «вылечить».

   Важно помнить, что чем дальше мы уходим от детства, тем ярче видим его. Счастливое детство – это не истасканный лозунг, а корень добра и душевного равновесия в человеке. Раны и ранки детства, как не выдернутые занозы, саднят всю жизнь, ломают психику человека подчас кардинально.

  Так повторю главный вопрос: зачем тыкать детей  носом в их недостатки? Какая от этого польза?


Рецензии
Вы совершенно правы. У нас почему-то нет строгого отбора кандидатов в будущие учителя, мне кажется, что будущих учителей и врачей надо тщательно обследовать на профпригодность и достойным платить достойную зарплату. Учитель должно звучать гордо, только чиновникам от образования это безразлично.
Дети очень разные, но на уроках, грамотно, интересно построенных дисциплина не нарушается. Вы ещё раз правы, неуважение к личности ребёнка источник конфликтов, самодурство, диктат, нерешенные проблемы и комплексы самого учителя не способствуют нормальному образовательному процессу.
С уважением, Татьяна.

Татьяна Мартен   18.03.2011 16:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.