В стране последнего негуса. Предисловие

   
    Свою книгу «В стране последнего негуса. Воспоминания журналиста» (М.: Издательство Гном и Д, 2007. – 541 с. с илл., ISBN 978-5-98422-045-3) я издал чрезвычайно маленьким тиражом - 200 экземпляров, которые быстро разошлись. Оказалось, что интерес к этой книге превзошёл мои ожидания, вот почему я и решил «переиздать» для читателей портала «Проза.ру» все 40 глав этих воспоминаний.
    
    Из аннотации: «Дневниковые записи, путевые очерки, экскурсы в историю и легенды, политические заметки и комментарии, лирические и бытовые зарисовки, стихи и фотографии – все эти жанры гармонично сливаются в единое увлекательное повествование о библейской стране, где московский журналист и поэт Вадим Розов жил и работал почти 5 лет.
    Побывав во владениях последнего негуса, потомка царя Соломона и Царицы Савской, любознательный читатель откроет для себя не мало интересного и неожиданного: будучи издавна объектом научных исследований, Эфиопия всё ещё остаётся «неизведанной землёй» для широкой читательской аудитории.   
    Путешествуя вместе с автором, любитель экзотики и приключений окунётся в интригующую атмосферу быта и нравов не только коренных жителей, но и своих соотечественников, работавших в этой африканской стране, полной загадок и непредвиденных происшествий».

    От автора

    Признаться, я уже вёл переговоры с издателями, когда вдруг все мои планы рухнули. В Эфиопии произошла революция, и мой подход к решению творческих задач, связанных с предполагаемой книгой, в одночасье оказался неприемлемым.
    Традиционные дружеские отношения с императорской Эфиопией отныне нужно было «переосмысливать» в свете так называемых «прогрессивных преобразований», начавшихся в стране после свержения монархии. Всё, уже написанное и заготовленное, нужно было переделывать, приводить в соответствие с новой политической конъюнктурой.      
    Время как бы вновь потребовало продемонстрировать «пионерскую» готовность всегда быть… конъюнктурщиком, дабы соответствовать ремеслу «работника советско-партийной печати». О, нет! На такое я уже не соглашался! Я окончательно понял тогда, что на журнализме в наше «бурное» советское время с его идеологическими установками вряд ли приблизишься к берегам Иппокрены, где обитают музы. (А ведь я, в конечном счёте, мечтал служить именно этим «мыслящим» дочерям Зевса!). Одним словом, я забросил свою книжную затею… И вот получается, что вернулся к ней… спустя три десятка лет! Груз воспоминаний давит?..
    Так что же на сей раз я осмеливаюсь предложить читающей публике? Прежде всего, хочу не предвзято рассказать постсоветскому читателю, интересующемуся историей и культурой чужих народов, о стране последнего негуса; как она, эта страна, представлялась мне в пору моей работы там в качестве заведующего эфиопским бюро Агентства печати Новости.
    Более того, рассказ мой даёт возможность в какой-то степени познакомиться с бытом и нравами, царившими в советской зарубежной общине. Почти все её представители выступают в этой книге лишь под инициалами или даже под другими именами. Я делаю это сознательно, поскольку рисую своих героев, основываясь исключительно на своих тогдашних, сугубо субъективных впечатлениях, которые вполне могли быть ошибочными.
    Наверно, если бы эта книга создавалась исключительно по законам мемуарной литературы, мне пришлось бы давать оценки событиям и людям, а также своим  собственным суждениям и поступкам, исходя из сегодняшних моих представлений. Но дело в том, что я намеренно никого и ничего не исправляю и не переосмысливаю, то есть сохраняю всё так, как оно виделось мне в «первозданное» время, запечатлённое большей частью в дневниках.
    И если где-то я рассказываю о ком-то с иронией, это не значит, что я хочу представить свою собственную персону  в более выгодном свете, чем своего «героя». Уверен, что в его глазах я ничуть не лучше и не хуже, чем он – в моих.
    Работая над этой книгой, мне не раз хотелось отказаться от её документальности. Какое было бы облегчение: растекшись мыслию по древу, целиком отдаться во власть воображения и  выдумки! Но эта книга в своей основе – «non-fiction»! А сей жанр не позволяет отходить от правды конкретной действительности, что, между прочим, создаёт особые трудности в писательском деле.
    И потому я прошу читателя: не занимайтесь, пожалуйста, идентификацией персонажей моего повествования. А тот, кто вдруг узнает себя в ином «законспирированном» мною  «герое», должен оставаться «твёрд, спокоен и угрюм»: стоит ли  придавать значение всяким там схожестям и намёкам! Следуй примеру, скажем, благоразумных городничих и им подобных, узнавших себя в известных произведениях. Не лезли же они в бутылку! Что касается меня, то я всегда старался следовать именно этому правилу, даже когда узнавал о содержании далеко не безобидных «воспоминаний» обо мне, то бишь прямых доносов.
    Итак, уважаемый читатель, - в дорогу! Попутешествуй вместе со мной по африканской стране, интересной во всех отношениях! Эта книга, по существу, продолжение той, что вышла в свет в 2002 году под названием «В поисках экзотики». Чего-чего, а в «Стране последнего негуса» этой самой экзотики, в прямом и ироническом смысле, предостаточно!
    «Мэлкам мэнгет!» - как сказали бы в Эфиопии. – «Счастливого пути!».

(Продолжение - "Дороги, которые мы выбираем". Гл.1)




 


Рецензии