Географ глобус пропил. Постфактум

Премьера состоялась. Аншлаг был гарантирован, ведь все СМИ раструбили о скандальности содержания пьесы. Я стояла на крыльце театра в ожидании родителей своих студентов, чтобы вручить им пригласительные билеты, которые с большим трудом выделила зрительская часть и встречала своих знакомых из далекого прошлого, спешащих в театр в предвкушении увиденного.
- Представляешь, Наташка, я впервые в театр иду вообще, сроду не ходил в них, а тут…..
-А что тут? – спросила я Александра, бывшего когда-то другом и компаньоном моего покойного мужа.
-Да ты что? Столько трезвонят, что тут такое будет, такое будет!!!!!!! Ну, в смысле, скандальный спектакль, сама понимаешь, оставаться в стороне не хочется, мнение своё иметь-то надо. А ты тут что делаешь? Тоже, небось, любопытно?........
 
Народ не расходился минут семь, «Браво!!!!!!!!!», слышалось из разных уголков зала, с мест все встали, цветов на сцену вынесли огромное количество, кричат: «Режиссёра, режиссёра!». Вышел Цейтлин, поклон и рукопожатие всем артистам- мужчинам, объятия и поцелуи – женщинам. Я вспомнила утро, когда Борис Ильич в одном прочтении отрежиссировал поклон. Для несведущих читателей помечу, что в любом спектакле, это одна из обязательных частей, и каждый режиссёр относится к ней по-своему.
-Борис Ильич, а если зал не будет отпускать и кричать «Браво!», как быть с повторным выходом?- спросила я, понимая, что мои ребята совершенно не имеют подобного опыта, им всё нужно показать, разъяснить и отрепетировать.
Цейтлин посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: «А зачем нам куда-то уходить? У нас будет один поклон, но, его на всех хватит».
Странно, как же странно……Только что неистовые овации, а уже через 10 минут, после небольшой паузы, что разделяла зрителя от гардероба,  сталкиваешься с его величеством парадоксом.
Сложилось такое впечатление, что бОльшая половина зрителей ушла, ничего не поняв. Что это? Напрасный труд режиссёра, актёров, да и виновника всего этого - книга Иванова, которая побивает рекорды по продажам?
 А может быть красноярский зритель особенный, для него нужно всё играть и ставить ПРОЩЕ?
Я вспомнила сегодня утром стих из Св.Писания: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное»(Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25).
Какую силу нужно было иметь, а точнее сказать, не силу, а уразумение, вИденение на то, что и как дОлжно быть, чтобы отказаться от ярчайшей сцены в финале спектакля. Я не говорю здесь о том, что бюджет спектакля из-за неё, этой сцены, был увеличен более, чем на 100 тысяч, а теперь, весь реквизит и оборудование отнесли на складе... Не говорю сейчас о том, что сцена граничила с огромной опасностью для артистов, но для зрителя это было бы «гвоздём» всего спектакля, после которого многие только и говорили бы, что о гениальности сцены. Я говорю о том, как это вообще можно было воссоздать на сцене театра подобное: текла река, шумела вода, шёл настоящий проливной дождь, артисты, находившиеся в шлюпке, раскачивающейся из стороны в сторону, окатывались волнами настоящей горной реки, захлёбываясь в ужасе перед глазами зрителей, сидящих от всего этого на расстоянии нескольких метров и…………… потрясающий монолог главного героя, всё того же «героя» нашего времени, что пропил глобус……………….. И вот, от этого «гвоздя», гл. режиссёр отказывается за 5 часов до премьеры………
Разочарование, нет ничего страшнее, чем то, что труд не прочитан зрителем. Но ведь не всем зрителем, Борис Ильич. Если идеи автора романа и замысел режиссёра всколыхнули, хоть одного человека в зале, значит, труд не напрасен.

А как «Браво» кричали, как кричали!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Громче всех, наверное, это делала я. Не потому, что мне понятно всё, что происходило на сцене, не потому, что мои студенты принимали в спектакле участие, а потому, что восхищаюсь силой, что в Цейтлине, что его отказ от сцены в финале не сделал спектакль хуже, наслаждаюсь его решениями, его темпом, его видением, его МАСТЕРСТВОМ, восхищаюсь игрой Вячеслава Ферапонтова, который не один килограмм потерял вместе со своим Географом, восхищаюсь мастерами эпизода, что срывают зал, проходя по сцене троакаром, или просто произнеся коротенькую фразу, заставляя хохотать при всём драматизме происходящего на сцене, восхищаюсь необыкновенным голосом Анатолия Кобелькова, который взорвал зал аплодисментами, восхищаюсь вкладу каждого в этого ребёнка, именуемого «Спектакль», чтобы доставить удовольствие зрителю и заставить его, зрителя, ДУМАТЬ и ЖИТЬ.


Рецензии