Гостинец от Джамшита

 Сахиба с утра у кассы. Пришла с улицы, подметала. Лезет в карман своей куртки. Раскрывает ладонь. Горсть грязных монет. Сейчас эта статья дохода Сахибы расширилась. Пьяниц больше, монеты легче. Даже червонец стал кругляшкой непрезентабельной. Вот и сорят. А Сахибе радость нечаянная. После размена спешит пополнить телефонный счет. И звонок в родной Самарканд, детям.

 Через пару минут лицо сияет. Всё в порядке. Дети здоровы, учатся. Правда, есть и неприятности. Успели картошку посадить, уже всходы появились. А тут снег выпал.

 -Шутишь, Сахиба? В Самарканде и снег?

 -И, говорю. Оурэк уже расцвел и снег.

 -Что это за оурэк?

 Показывает руками цветущие сады.

 -Абрикосы?

 -И, абрикос. Оурэк.

 -Так бы и сказала-урюк.

 Роется в затертом пакете. Протягивает горсть белёсых камушков.

 -Вкусно.

 -Что это?

 -Шоурданак,-повторяет несколько раз.-Солёная косточка.

 Легко раскрывается, внутри светло коричневое семечко. Вкусно, напоминает миндаль.

 -А синильная кислота, Сахиба? Не загнемся от деликатеса?

 -И,-машет рукой.

 Ну, что же. Раз специалист говорит, базара нет. Вернее, есть самаркандский, где продается деликатес.

 В былые годы существовал даже отхожий промысел. Сборщики ходили по улицам южных городов и собирали пудами абрикосовые косточки. Сдавали их кондитерам, те использовали в качестве заменителя миндаля.

 Ради объективности отметим. В семенах косточковых (абрикосы, персики, вишня, миндаль, слива) есть амигдалин. Его, кстати, больше всего в диком миндале. Нестоек к высоким температурам. При готовке разрушается. В пищеварительном тракте амигдалин из сырой косточки расщепляется на эфирное масло и синильную кислоту. Такая "химия" может отпугнуть. Но, оказывается, что сам амигдалин сейчас изучают для получения антираковых препаратов. Или исторические факты. В Гималаях хунзы отличаются отменным здоровьем и долголетием. А в их рацион входит не только мякоть абрикоса, но и косточки. Или у нас в Забайкалье, где до сих пор семена дикого сибирского абрикоса едят вместо семечек.

 -Сахиба, а как готовить твой шурданак?

 -И, казан, сол, мешай, мешай, долго, долго. Вынимай, солнце.

 Проста и эффективна народная технология. Никаких нано, никаких инноваций. А вкусно. И безотходно. Среда отдыхает, радует глаз и ласкает ухо. Эх, Самарканд, Самарканд. Где я не буду никогда,
                Услышу ли песню,
                Которую запомню навсегда

 И не увижу обсерваторию Улугбека. Всё, не будем о грустном. Спасибо, Сахиба, за гостинец от Джамшита. Надо самим попробовать приготовить местный шурданак. Если опять засухи не будет. А то от этих инноваций толку мало.

 P.S. Эх, Сахиба, Сахиба. Знала бы ты, почему миниатюру о твоей материнской любви в конце четырнадцатого года так внимательно читают? Не шурданак они ищут...

 P.S.S. Увы, Сахиба, ничего не изменилось и к середине шестнадцатого...

 ...и к весне восемнадцатого...

 ...и к весне двадцать первого. Многие, Сахиба, думают, что твой сын может привезти в России совсем другой подарок. А он, твой любимый Джамшит, уже давно в другой стране.

 ...и в двадцать третьем. Думаю, Сахиба уже бабушка. Дай Аллах ей увидеться со своими внуками.

 ... и в двадцать четвертом. Интересно, на каком языке сейчас общаются внуки Сахиби? Дай им Аллах не жить в атмосфере подозрений и дурных мыслей о ближнем.

 Миру-мир, с лабораторией Улугбека в каждом дворе.


Рецензии