Рецензия на казачьи сказки

Научно-исследовательской работа.

Особенности жанра «казачьих сказок» красноярского писателя В.Замятина (проблема традиции и новаторства жанра)

Глава 1.1 Казачий фольклор как явление русской национальной культуры.

     В казачьих сказках отразился окружающий мир. Постараемся увидеть в них особенности быта, нравов, обычаев казаков.
Чтобы понять традиции и новаторство В. Замятина в использовании жанра казачьей народной сказки, обратимся к истории казачьего фольклора как явлению  русской национальной литературы.

     Во-первых, следует отметить воспитательную направленность казачьих сказок: в них отразились моральные нормы, написанные нравственные законы.
 
     Итак, в народных казачьих сказках мы находим изображение окружающего мира, отражение в них особенности быта, нравов обычаев казаков. Исследователи находят в них сходства и различия  с русским народными сказками.

     Каждый член казачьего общества должен был знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. Вот основные заповеди казачьего общества:

• «Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее».
• «Будь прост, но не подобострастен, доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово – слово народа твоего!»
• «Всем служи честно, будь законопослушен».
• «Люби все, что с ранних лет ты впитал в плоть и кровь в казачьей семье, чти традиции и обычаи своих предков».
• «Пуще благ и самой жизни ставь казачью волю! Помни: воля не своеволие, лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильны».
• «Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, он скор и справедлив!»
• «Будь свободен душою, но страсти держи в оковах».
• «Никогда не воюй со слабейшим, а только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив! Победив его рукою, победи его милостивым и милосердным сердцем».
• «Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть».
• «Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а, вступивши, служи ему всем сердцем, всем помышлением».
• «Соблюдай правила и обычаи народа своего. Никогда никого не поучай, но объясняй и советуй, когда  у тебя спросят. Тогда станица – любое казачье общество станет тебе домом, отцом и матерью твоими». [6].

     В казачьих сказках большое значение предается семейному воспитанию казаков. Это воспитание трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности.
С малых лет родители приучали детей рано вставать, одеваться, помогать по хозяйству, выполнять простейшие действия по самообслуживанию. С семилетнего возраста на казачат возлагались посильные работы – уход за домашней птицей, прополка сорняков, уборка во дворе и доме.  В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.

    Старшие учили детей добру, благожелательности.
В казачьих сказках герои  учат различать, добро и  зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека  со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в  сердце». Адрес

     Казачьи сказки формировали способности правильно оценивать жизненную ситуацию.
Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.
Казачьи сказы призывают к послушанию, так как из послушного всегда выйдет разумный человек,  хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного - верхогляд, вор, обманщик, насильник. В сказке «Суженная» мы читаем: «в те времена родительское слово было крепкое. Как батяня сказал, так оно и будет…» [4,стр.79].
Казачьи сказки в то же время учили жить своим умом, сочувствовать людям. Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора. Детям прививали навыки почитания корней родства. Близкое родство считалось до пятого колена.  Уже к шести годам ребенок знал почти всех близких родственников, проживающих в станице. Посещения родственников в праздники, помощь в преодолении трудностей закрепляли у детей не только родственные узы, но и  воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков. Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как  вести себя с врагами, при встрече с опасным зверем в лесу, обучали, как развести огонь в дождь. Матери и бабушки обучали девочек ведению домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали уступчивости, ласковости. Родители строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия считалось проявление чувств в присутствии старших. Разводов в казачьих семьях практически не было.
В казачьих сказках можно встретить и элементы религиозного воспитания так, в сказке про сестрицу Аленушку, мы читаем о том, что в доме висят иконы. В этой же сказке Аленушка засыпает долгим сном и не может проснуться. Тогда казак, что станет ее избранником, увидел, что на Аленушке креста нет. Нашел казак крест, прочитал молитву и надел крест на Аленушку, тогда «вздохнула та вроде как облегченно. Румянец на щеках заиграл. И то славу Богу!» [4, стр.56].

     Христианские мотивы мы находим и в таком сравнении: «стоит Аленушка перед ними, как свеча тихая  да светлая» [4,стр.57]

     В сказке «Суженая» казак с радостью видит впереди церковные купола, и думает:  «доеду до станицы, в церкву схожу, и  попрошу Господа дать мне встренуть свою суженную»[4,стр.81] Аленушка спрашивает казака: «Как тебя звать – величать? за кого мне богу молится.»[4,стр.57].


                Глава 1. 2Своеобразие стиля казачьих сказок

     Следует отметить, что в казачьих сказках много юмора, забавных историй, некоторые сказки по сюжету похожи на анекдоты.

     Особое внимание при рассмотрении казачьих сказок нужно уделить языку этих произведений

     Особые диалектные слова (приложение) В казачьих сказках, как и в других жанрах казацкого фольклора, прежде всего бросаются в глаза диалектные слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его ярким, красочным, эмоциональным. Некоторые из этих слов очень часто использовались писателями и стали понятны широкому кругу читателя. Так, Михаил Шолохов в своих произведениях часто использует диалектные слова, характерные для говора казаков.

     Итак, приведем примеры подобных диалектных слов:

Гуртоваться – собираться в стадо, сплачиваться, объединяться.
Гэть – долой, вон.
Дебёлый – упитанный, плотный, толстый.
Зоревать – спать, досыпать на рассвете.
Кохать – заботливо растить, холить, лелеять.
Кочет – петух.
Кубыть- может быть
Курень  - жилище казаков.
Погодь – подожди.
Рушник – полотенце.
Теперича – сейчас.
Чикиляет - идет
Худоба – рогатый скот.
Шкодить – вредить, причинять ущерб.

      Следует отметить также что слова такого рода стали не только использовать писатели в своих произведениях, но их используют обычные люди  и в повседневной речи.
Говорящие фамилии

      Особую роль в казацких сказках играют говорящие фамилии - собственные имена, фамилии и прозвища людей  могут указывать на разные качества человека:  характер, внешность, поведение, способности, привычки. Они очень схожи с «уличными» фамилиями. Многие из них передавались по наследству, а многие приобретались в течение жизни:
Вот примеры  когда происхождение фамилий связано с родом деятельности предков (Бортников, Коваль), с различными названиями  животных и птиц (Волков, Сорокин, Усачёв, Селезнёв, Дроздов, Баранников)

      А вот «уличные»  фамилии и семейные прозвища:

• Скаженные (странного поведения, буйные, крикливые);
• Лобаны (внешний признак, большой лоб после перенесённой );
• Гагареевы (подобие птицы гагары);
• Сорочеи (болтливы, как сороки);
• Хаджимахины (от клички коровы);
• Стенвалы (сильные);
• Хомухи (от  слова хомут);
• Белбараны (от белых баранов);
• Руденко – Ломаки (всё ломали).

     Людей, заслуживших почет и уважения, в казацких сказках называют по имени и отчеству или только по отчеству. А тех, кого призирают,  зовут грубо: Ивашка, Мотька, Поранька, Нюська.

     В казачьем фольклоре часто используются народные пословицы и поговорки. Вот некоторые примеры, которые встречаются в сказках.
Правда в народе говорят: «суженную конем не объедешь»[4,стр.87].
«Не накормить коня сухопарого, не наделить человека бессчастного»  [4,стр.13].
Фольклорные присказки используются также часто:
«разбежалось мое счастье по кустам да по веточкам» [4,стр.9].
«сидит горюн горюном» [4, стр.9].
«злата - серебра»[4,стр.83].
«жил – был казак по имени Игнат»[4,стр.89].

     В казачьих сказках можно встретить сравнения, близкие по происхождению к народной жизни, так в сказке «Суженая» добрая девиц Маруня «сказала, будто колокольчиком прозвенела».

     Народные приметы также отражены в казачьих сказках, например: «Взял он сухую палочку и бросил в воду. Покружила – покружила и камнем на дно пошла. Запечалился Кузя: и что ж такой злосчастный [4,стр.9]

     Гиперболы, литоты, характерные для народной сказки вообще, украшают и казачьи сказки. Вот пример использования литоты: «Горе – Злосчастие тонешенько, чернешенько, голова у него малым - малешенька, с наперсточек будет, туловище не спознать с соломиной, лычком связанное, подпоясанное…»[4,стр.17].

     В сказки казаков естественным образом вплетаются песни, частушки. Они являются своеобразным дополнением казачьей сказки или параллельной деталью сюжета:

          «Калина-малина в саду расцвела.
          Не в ту пору маменька меня родила.
          Обращусь младёшенька я кукушечкой,
          Полечу я к маменьке во зелёный сад.
          Полечу я к маменьке во зелёный сад.
          Сяду я во садике – буду куковать.
          Своим кукованием сад я засушу,
          Горькими слезами терем затоплю.
          А калина- малина рано расцвела,
          Не в ту пору маменька меня родила».


          Глава 2.1 Идейное содержание казачьих сказок В. Замятина.

       Заметные сходства с казачьими сказками мы можем найти и в казачьих сказках красноярского писателя В.Замятина.

       Во-первых, это следование православной традиции утверждение моральных ценностей заложенных в христианских заповедях. Герои В. Замятина постоянно обращаются к богу, за поддержкой, за советом. Это верующие люди, которые выполняют религиозные обряды, моляться, свято чтут религиозные символы - крест, икону и т.д.

       Подтверждение сказанному мы можем найти в каждом произведение в Замятина например, в сказке «Сморщенная горошина» главный герой стремиться спасти живую душу, он помогает раненному голубю, называя его «пичюшкой Божией». После этого, как пишет автор, «по воле Божей» сняли с Юшки навет. Когда Юшка попадает после много дневного перехода в незнакомые места и не может найти верную дорогу он много кратно креститься и к нему прилетает голубка, юшка думает: «голубка та и не птица была вовсе, а душа родительская в птицу Божию превращенная. Спасать она его прилетала» [1,стр.11] .

       «Сказ о казаке Пиме» пропитан христианскими мотивами. Главный герой- это ратный человек по прозванию Пима, ни кто не знает, откуда он появился, какого роду – племени, но все замечают его нательный крест, не деревянный, как у всех, а серебряный. Задачу сражаться с недругами, укреплять острог Пима и другие казаки воспринимают как православный долг. ПИМА отличается не только своей стойкостью, но и сосредоточенностью: «Пима вместе со всеми стойко держался, только крест свой изредка в кулак сжимал и шептал что–то, вроде помощи у Господа просил. А главное после того бодрее служить стал, духом вроде покрепчал. Хотя лихо всякого да трудов немереных у казаков не убыло»[2стр.14].
Семья, любовь, даруются Пиме, как награда за его правильную жизнь. Автор замечает: «Любовь- дело хорошее, богу угодное» [2,стр.15].

       Жизненные испытания рассматриваются, как проверка человеческих качеств. Автор пишет: «Господь ведь не зря спытанье человеку дает, а чтоб крепче духом он становился. Вот Пима наш и нес иной Крест, Божий, нелегкий.»[2,стр.16].

       Христианские мотивы мы находим и  в «Сказе про Стеньку и Федула». Стенька, находясь в плену, сквозь решетку видит дух святой, который завет его в царстве небесное. Но Стенька чувствует на себя ответственность перед государем Алексеем Михайловичем, посланником которого он себя считает, поэтому должен он показать силу своей христианской веры. В плену Стеньку не сломили не голод, не побои, не поддался он искушению жениться на красавице, а в обмен веру «басурманскую» принять. Впоследствии стойкость героя была вознаграждена: ему удалось бежать из плена и обрести свое счастье.

       Казачьи сказки В.Замятина близки к жанру казачьего фольклора и выражениям чувства глубокого патриотизма, любви к сибирскому краю, «Красному Яру», «Томскому городу», главная цель казаков – охрана и обустройство своей родины. В сказе о казаке Пиме, казаки защищают острог Енисейский, отбиваются от нашествия «кыргызов». Когда поручили казакам сопровождать царский обоз, отправившись в опасный путь, «поручились казаки круговой порукой, поклялись в верности  друг другу и тронулись в не легких путь»[2,стр.15]. В сказе про «Стеньку и Федулу» Стенька вместе с другими казаками, защищает Красный Яр и «родимый Томский город», должен он «твердость руки московского царя показывать»[3,стр. 10].

       Как и в казачьих сказках, в произведениях В.Замятина, важное место занимает семья, так в сказке «сморщенная горошина» главный герой Юшка, постоянно вспоминает о своем отце, которого не заслуженно обвинили в предательстве. Отец «пусть и норовом крут, да сердцем честен был»[1,стр.6] Главное моральное качество казаков это сохранение чести. В конце концов, Юшка понял, что зря от отца отрекся. Автор приводит своего героя к счастливому концу: Юшка нашел себе верную подругу, стал жить на большой сибирской реке, стал детей растить в строгих казачьих традициях. «Внукам наказывать стал, помните и чтите родителей своих, они того заслуживают. А еще слушайте старых воинов. Кто смерти в очи смотрел да не дрогнул - жизнь по - особенному понимает, а потому недоброму не научит»[1,стр. 12]. А когда настало время Юшка благословил в поход своих детей, так как «воины пока еще нужны, от ворогов родину стеречь» [1,стр. 11].

       В сказе о казаке Пиме мы встречаем рассуждение о том, что казак должен уметь жену выбирать,  вот и Пима нашел свою вторую половину, и «пошли у них детишки ладные да смышленые. Весело стало в доме Пимы»[2,стр.15]. После гибели Пимы его жена надела серебряный крест на младшего сына, и с тех пор передается эта памятка от поколения к поколению. Автор от характеристики одного героя переходит к характеристике людей сибирской земли, замечая, что люди это не многословные спокойные и терпеливые «лямку государеву тянут исправно и не ноют. От их дел по душам людским добро расходиться, аки круги по глади водной. Для людей живут, по совести, да не ждут особливой благодарности, почести не требуют»[2,стр.16].

       Что же отличает произведения В.Замятина от типичной казачьей сказки? Наверное, это соединение жанра сказки с жанром притчи. У писателя в заключении всегда есть место для авторского слова, которое является выражением моральных убеждений. Такое заключение имеет назидательный характер, выражает стремление автора передать мудрость наших предков новому поколению. Приведем примеры заключительных слов «вот и весь сказ. Да хранит господь Вседержитель всех людей державных что отечеству нашему служат верой и правдой!»[2,стр.16]. «Сказ про Стеньку и Федулу» заканчивается авторскими рассуждениями о том, что в жизни надо надеется на свои силы, как это делал Стенька, а не на удачу как Федул. «Каждый сам по себе жизнь строит, с людьми мосты наводит. Бог любит упорных и неугомонных.  Лежал бы Стенька на печи охал да стонал - ни чего бы хорошего не получилось, выходит, душа первее плоти»[3,стр.12].

       Сказы Владимира Замятина сопровождаются историческими пометками в которых сообщается, какое событие положено в основу сюжета, когда происходило действие, есть указания на то что было с прототипом героя, и что не вошло в рассказ, кроме того, В. Замятин сообщает читателю, в каких документах или исторических книгах можно найти сведения о данных события. Приведем пример: «В основу сюжета сказа положены реальные события, случившиеся со Стенькой Замятиным. О них можно прочитать в Славянской энциклопедии историка Богуславского. Сибирский род Замятиных берет свое начало в Томске, куда в 1629 году прибыл на службу Замятенка Иванов. В 1726 году отставной сын боярский Прокофей Замятин со товарищами Петром Свищевым и Саввой Станковским по присяжной сказке показал историку Миллеру о том, как был построен Красноярский острог».

       Примечательно, что казачьи сказы В. Замятина начинаются с посвящения, например: «Основателям города Красноярска: царю Московскому и Всея Руси Михаилу Романову, воеводам и дьякам, удальцам - атаманам, героям- казакам - посвящается»


              Глава 2.2 Своеобразие стиля сказок В. Замятина.


       Казачьи сказки В. Замятина по своему стилю близки к произведениям подобного жанра устного народного творчества.

       В них мы встречам присуши казачьему фольклору слова: «соседи-станичники», «братья-казаки», «непогодь», «зазря», «дюже», «прохарчиться», «хочь», «из огня да в полымя», «глаголить», «любы-голубы подруги» «вот и весь сказ» «оженился», «важное учинил», «токмо» и т.п.

       В произведениях В. Замятина встречаются характерные для фольклора присказки:  «живут по чести по совести», «молодо-зелено», «звали-величали», «какого роду племени», «судьба-злодейка».

       Нередко встречаются и пословицы: «Жизнь прожить - не поле перейти.» «Мир, хочь и худой, лучше доброй ссоры», «белка, бывает, и то с ветки срывается», «умереть легко, а жить трудно», «Что посеешь то и пожнешь», «не острие сабли счастье ищет».

       В.Замятин в своих сазах достаточно часто использует просторечную лексику: «насмешки строить», «можа», «посередь неба», «загодя», «без провианту», «предки евонные», «рыбалить хаживали», «убег», «работать не в моготу».

       Все произведения В. Замятина пропитаны словами, благодаря которым создается картина жизни наших далеких предков. Подтверждение этому мы видим в строках: «Тем временем пришел царев указ направить посольство к Алтын-хану в Мунгальскую землицу. Велели воеводы атаману Лаврову собрать дружину сподручную. Тот и отобрал лучших казаков: Савку Кожевника, Гришку Березкина, Микитку Пюрю, да еще семерых служивых вместе со Стенькой», «Отправились они к сыну Алтын-хана, а как приехали в его улусы на Тесь - реку, то напали на них злые да неверные воинские люди…»[3,стр.4]. «Только посягнули на их мирную жизнь злые вороги. В памяти дедов не сохранилось: то ли турки это были, то ли немчины, то ли шведы»[1,стр.3]. «В то лето Господне дворянин московский Андрей Онофриев, сын Дубенской, по цареву указу набирал рейтаров, копейщиков и казаков для острожного становления в Тюлькиной землице. А вскорости, получившие от воеводы, Хованского – князя, наказную память, двинулся в путь дружина Дубенского. На жалованье в ней три сотни казаков состояло. А во первых рядах – атаманы-удальцы Астраханец, Кольцов да Остафьев.»[2,стр.13].

                Заключение

      Рассмотрев казачьи сказки В. Замятина с точки зрения своеобразия жанра, мы можем сделать следующие выводы.

      Во-первых, произведения сибирского писателя близки к жанру фольклорной казачьей сказки  своей идейной направленностью. В них утверждаются те же человеческие ценности: патриотизм, служение государю и отечеству, соблюдение определенного кодекса чести (мужество, смелость, верность и т.п.), уважение к семейных традиций, сохранение памяти о предках, забота о детях.

      Во-вторых,  казачьи сказки В. Замятина написаны стилизованным языком, который передает речь наших предков, среди которых были казаки.

      В-третьих, следует отметить, что произведение В. Замятина соединяют в себе сказку, притчу, историческое повествование.
Автор старается передать читателям свою увлеченность истории Сибири, старается найти такие темы и сюжеты, которые имели бы воспитательное значение.

          Список используемой литературы

1. Замятин В. «Сморщенная горошина»  казачья сказка - авторская текст.
2. Замятин В. «Сказ о казаке Пиме»  казачья сказка - авторская текст.
3. Замятин В. «Сказ про Стеньку и Федулу»  казачья сказка - авторская текст.
4. Когитин В. Казачьи сказки. Волгоград, «ведо»1992. 160с.
5. Русская бытовая сказка.- Л.:Лениздат,1987-510с.
6. Громов П.Т Народное творчество Дона, Ростов-на-дону,1952


Рецензии
Отличный материал, только огорчает одно: казачьи сказки рассматриваются русскими. Это совершенно разные по стилю и смыслу сказки. Разные герои, разный менталитет, разное решение проблематики.

Александр Лещенко   02.02.2015 16:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.