К Истокам или Новое знакомство с драконами

Мы боимся необъяснимых, научно и логически необоснованных явлений и, чтобы было не так страшно, называем их «сверхъестественными» либо « паранормальными». И сразу успокаиваемся, свято веря в силу слова, как будто после такой классификации явление перестаёт быть загадочным и невероятным. Мы живём в эпоху железобетона и стали, когда вера в сказочных персонажей считается нелепой, а память ушедших в небытиё поколений, их верования, фольклор считаются досужими вымыслами необразованных дикарей, которые боялись собственной тени, поэтому им везде мерещились духи, привидения, чудища. А ведь любой страх и его дальнейшее воплощение имеет определённую первопричину.
Наши пращуры истово верили в своих богов. Некоторые северные старославянские племена чрезвычайно почитали владыку подводного мира Змея, называя его Ящером и считая главным виновником закатов и восходов солнца – поглотителем светила. Надо заметить, что Ящер по народному поверью не был враждебен солнцу, возвращая его добровольно. Языческие капища Ящера имели правильную круглую форму, символизируя собой солнечный диск. Чтобы задобрить это грозное божество, в жертву приносились чёрные куры, а иногда даже молодые девушки. Сразу приходят на ум драконы, которые нынче в фэнтезийных книгах, да и раньше в былинах, сказках были чрезвычайно падки до девичьей красы. Понятия «Змей» и «Дракон» можно считать родственными и отождествлять с одним и тем же мифическим персонажем, богом, духом, потому что в древних мифах и сказаниях их образы настолько тесно переплетены, что иногда невозможно разобрать, где заканчивается первый и начинается второй. Известная, искушенная в эзотерике и мифологии особа Елена Блаватская отмечала в своей книге «Тайная доктрина», что Змея-Дракона можно считать одной сущностью.
Но если брать географическую принадлежность, то родиной драконов следует считать Китай. Именно там была найдена ваза с изображением дракона, насчитывающая более 8 тысяч лет и это самое раннее известное упоминание о драконах.
Существует устоявшаяся классификация драконов, по которой можно их условно поделить на восточных и западноевропейских, причём европейские драконы – традиционные носители злого, сатанинского, а восточные наоборот – безобидные существа, которых по силам обидеть любому злому человеку. Европейские драконы алчны, иногда питаются людьми и крадут красивых девушек. Восточные – добры и благодетельны, а во Вьетнаме даже служат образцом нравственного совершенства.
Но не только китайцы и европейцы обожествляют драконов. На самом деле по известности этот мифический персонаж не уступает никакому другому мифическому существу на всём земном шаре. В культуре Древнего Египта змея считалась священным животным и была весьма почитаема. Самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске. К югу от Египта кушитские и мероитские представители королевской крови украшали свои короны царской эмблемой – коброй, а глиняная посуда местного производства была сплошь и рядом украшена изображением крылатой змеи. О необыкновенном звучании духовых труб из высокогорной страны Тибет написано много, но мало кто акцентирует внимание на том, что священные трубы тибетских монахов украшены изображением змей. А в соседней стране Непале имеется статуя, возлежащая в водном бассейне на ложе из змей. Местные её называют «Спящий Вишну».
Секта иезидов имеет свой храм в Ираке возле города Шейх-Ади. Это важный центр паломничества многих тысяч кочевников-иезидов, которые высоко чтут змей и считают их самой могущественной в мире силой. Вполне закономерно, что главные ворота храма украшает рисунок змеи. В Бахрейне тоже стараются не отставать от своего северного соседа, и именно там были найдены тысячи могильников, содержащие забальзамированные останки змей. Возраст древних захоронений составляет примерно 4 тысячи лет.
В честь змей индейцы Северной Америки в прошлые века сооружали змеиный холм — огромное земляное сооружение в виде извивающейся змеи, а древние майа поклонялись богу в виде пернатого змея по имени Кукулкан. Их близкие по культурному развитию соседи ацтеки в своей древней столице Теночтитлан украшали священные места головами пернатых змей. Да что там говорить – по всей Центральной Америке в изобразительном искусстве и архитектуре преобладали змеиные мотивы и это легко можно увидеть в остатках культурного наследия, которое дошло до наших дней.
Знаменитые афиняне утверждали, что своё происхождение они ведут от человека-змея. Да и, судя по мифам, одно из проявлений Зевса было змеиным, а Дионисий мог появляться на глаза людей в короне из змей или вообще в обличье змеи.
Но ещё интереснее будет то, что в некоторых мифах полуострова Юкатан рассказывается, что первопоселенцами здесь были люди-змеи. Они приплыли на лодках с востока во главе со своим вождем Ицаманой (Змеей Востока) - великим лекарем, который мог лечить наложением рук и оживлял мертвых. Упомянутые люди-змеи на заре человеческой цивилизации заботились о людях, привнося в их быт новые знания, которые они (люди-змеи), по тем же преданиям, получали от Змеев-Драконов.
Общепризнанным литературным эталоном-воплощением европейского дракона в литературе принято считать драконов Толкиена. Драконы у этого писателя разные – летающие и нет, огнедышащие и лишённые способности испускать огонь. Они мудры, хитры, удивительно сильны и алчны.
После Толкиена каждый писатель пытался отойти от общепринятых канонов и живописать дракона так, чтобы он был уникален и неповторим. Например, известный английский писатель Терри Пратчетт изобразил в своём романе «Стража!Стража!» болотного ящера по имени Эррол, который летал задом наперёд, используя реактивную тягу изо рта. Также следует упомянуть огромных японских ящеров, из которых самым знаменитым можно считать Годзиллу.
Также фантастами широко используется приём «очеловечивания» драконов. В романе Гордона Диксона «Дракон и Джордж» человек по имени Джим Экерт попал из реальности в сказку, вселившись в тело дракона. Джоан Бертин в книге «Последний повелитель драконов» описывает людей- оборотней, способных превращаться в драконов. В романе Анджея Сапковского «Меч Предназначения» ведьмак Геральт встречает мудрого золотого дракона по имени Виллентретенмерт («Три черные птицы»), который способен принимать любую форму, но предпочитает становиться человеком и вести чисто человеческий образ жизни.
В фольклоре практически каждого народа мира присутствуют аллегорические персонажи, в роли которых выступают животные. Для художественного эффекта их характерные черты поведения в естественной природной среде приравнивают к свойствам человеческого характера. На выходе получаются устойчивые сочетания – трусливый заяц, хитрая лиса, упрямый осёл, которые заставляют этих персонажей в сказках вести себя соответствующим образом. Вызывает недоумение, почему Дракона-Змея зачастую ассоциируют с мудростью, ведь никаких предпосылок к этому нет?
И, тем не менее, устойчивой связью с мудростью, обладанием божественными силами, пропитаны все легенды и предания самой глубокой старины о змеях и драконах. “Легенды всех народов и племен, цивилизованных или диких, указывают на однажды бывшее всеобщим верование в великую мудрость и хитрость Змий. Они “чародеи”. Они гипнотизируют птицу своим взглядом, и даже сам человек очень часто не может противостоять их очаровывающему влиянию...” (Е.Блаватская, “Тайная доктрина”).
«Древние статуи часто изображают бога (Эскулапа) держащим чашу, вокруг которой обвивается священная змея. Но ассоциирование змеи с врачеванием - очень древняя традиция; и стоит отметить, что и по сей день символом профессии врача является змея, обвившаяся вокруг чаши, хотя это и связано, скорее, с лечением магией, а не с научными средствами медицины» (А.Элфорд, “Боги нового тысячелетия”).
Древняя божественная сила Дракона-Змея настолько велика, что он в силах участвовать в процессах мироздания, и выходит, что на заре человечества, ещё до появления человекоподобных богов, именно он был самым главным Творцом Вселенной. «К востоку от Центральной Америки, на острове Гаити, сохранились легенды о змеях, восходящие ко времени начала творения. Туземные вудуистские племена верят в бога по имени Дамбалла Ведо, который изображается в виде змея. Дамбалла Ведо почитается как Великий Змей, Создатель Вселенной, Неба и Земли. Согласно любопытной легенде вуду о Потопе, Змей залил Землю водой, но затем появилась Радуга, и Змей взял Радугу себе в жены под именем Айида Ведо» (А.Элфорд, “Боги нового тысячелетия”).
Вполне закономерно, что в некоторых мифах Дракон-Змей выступает не только создателем земной тверди и необозримой Вселенной, но и главным «скульптором» самого человека. «В мифах ацтеков в Центральной Америке описываются сцены сотворения человека богом в виде пернатого змея Кецалькоатля, а помогает ему Женщина-змей Чихуакоатль» (А.Элфорд, “Боги нового тысячелетия”). Как можно заметить, в самых ранних мифах Дракон-Змей олицетворяет Добро, Порядок, Свет и несёт в себе созидательную силу. Но с течением времени устоявшийся стереотип меняется в противоположную сторону и Дракон становится олицетворением Хаоса, Тьмы, Мрака и с ним, как наиглавнейшей деструктивной силой, неистово сражаются положительные герои и новоявленные боги «очеловеченного» облика.
«В самых ранних Космогониях Мира не встречается ни “Творения тьмы”, ни “Дракона Зла”, побежденного Солнечным Богом. Даже у аккадийцев Великая Глубь - водная Бездна или Пространство - было месторождением и обителью Эа, Мудрости, непознаваемого беспредельного Божества. Но у семитов и позднейших халдеев бездонная глубь Мудрости становится грубой Материей, греховной субстанцией, и Эа превращается в Тиамат, Дракона, сраженного Меродахом, или в Сатану в астральных волнах» (Е.Блаватская, “Тайная доктрина”).
«...все божества славян участвуют в борьбе главного бога Перуна со Змеем. Перун ведет борьбу или со Змеем, или со Змеиным царем...» (Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун, “Тайны богов и религий”).
«Что же касается Индры, героя индийской мифологии, то главным его подвигом считается победа над огромным чудовищем - змеем Вритрой, пленившим воды всех рек и вызвавшим страшную засуху на земле. Все, даже боги, в страхе убегали, заслышав шипение дракона, заградившего речные русла и свернувшегося в девяноста девять колец. И только Индра, с помощью ваджры - оружия, выкованного божественным мастером Тваштаром, поразил чудовище...» (В.Пименов, “Возвращение к дхарме”).
В наши дни устоявшееся в умах воплощение мирового зла – Дьявол, также наделён многими чертами, которые были присущи Дракону-Змею.
А как насчёт реального воплощения дракона? Что ж, подобное вещественное «доказательство» имеется. Это древнейшие животные – динозавры, чьё внешнее сходство с драконам не вызывает сомнений в связи с характерными «змеиными» чертами. Правда, немного странно – динозавры жили примерно 65 миллионов лет назад, в то время как появление ветви австралопитеков и человека произошло 15 миллионов лет назад. Откуда тогда могли взяться мифы о драконах, если единственные ископаемые, напоминающие их хоть немного внешним видом, давно вымерли? Конечно, существует версия, что первобытные люди могли находить останки динозавров и передавать по наследству информацию об огромных змеях, которая со временем трансформировалась в мифы о драконах. Но версия выглядит несостоятельной сразу по нескольким причинам. Например, останки динозавров, которые не надо целенаправленно откапывать, можно найти только в пустынных районах Средней Азии, в то время как мифы и сказания о драконах распространены по всему земному шару и имеются даже у эскимосов. К тому же, как известно, мир динозавров был многообразен и некоторые особи были довольно миниатюрны, в то время как другие были прямо таки громадных размеров, но, несмотря на это, в мифах разных народов дракон имеет практически идентичный внешний вид. Да и как могли наши прародители так точно реконструировать внешний вид по разрозненным останкам, ведь палеонтология как наука начала формироваться только в 18 веке и даже при нынешних передовых технологиях учёные-палеонтологи иногда затрудняются реконструировать внешний вид по ископаемым останкам?
Но вернёмся к устоявшемуся стереотипу «мудрый змей». Как мы рассмотрели выше, считать виновными в этом динозавров безосновательно, несмотря на определённый уровень их социального развития. Как известно, среди учёных бытует мнение, что некоторые виды динозавров обладали коллективным самосознанием, образовывая коллективные группы – стада. Само собой напрашивается вывод, что для такой организации нужны как минимум средства общения и зачаточные знания о методах воспитания подрастающего поколения, чтобы оно смогло безболезненно акклиматизироваться в уже сложившемся социуме. Но всё это не даёт оснований называть драконов-змеев мудрыми и приписывать им обладание некими исключительными знаниями. Или даёт?
Динозавры вымерли 65 миллионов лет назад в результате чудовищного природного катаклизма. Учёные установили, что это было падение гигантского метеорита, который сокрушил земную твердь в районе современной Мексики. В результате климат стал изменяться, наступил так называемый «ледниковый период» и динозавры, не в силах приспособиться к изменившимся климатическим условиям, стали вымирать. Поражает воображение мизерность срока, за который это произошло и в этом свете заслуживает внимания новая теория. В результате исследования некоторых видов пресмыкающихся было установлена прямая зависимость пола новорождённого потомства от изменения температуры окружающей среды. Это позволяет предположить, что выжившие после падения метеорита динозавры смогли дальше продолжать своё существование, но вследствие рождения однополых особей их эволюционная ветка стала быстро вымирать.
Механизм эволюции подразумевает, прежде всего, время, во время которого происходит непрерывное видовое развитие. Мы жалеем, что испанские конкистадоры уничтожили самобытную цивилизацию ацтеков и не задумываемся о том, что могла появиться самая удивительная цивилизация, которая когда-либо существовала – цивилизация динозавров, если бы не трагическое стечение обстоятельств, которое можно охарактеризовать одним ёмким человеческим словом «судьба».
Но бог с ними, с динозаврами. Взяв во внимание все свидетельства о драконах, можно предположить, что на заре своего существования человечеству пришлось встретиться с инопланетными ящерами и именно они оставили воспоминания о себе так, что разбросанные по всему земному шару разные народности имеют такие похожие описания драконов в своём фольклоре. Именно эта версия целиком и полностью объясняет, почему драконы-змеи ассоциируются в первую очередь с мудростью.
«…это основатель. С него и ему подобных начинается весь разум в любой точке любого мира. Он приходит в мир, где жизнь готова к появлению искры разума, или в мир, где существующий разум находится на грани. Все. Он не зарождает жизнь, и он никого не убивает. Основатель только вдыхает в существующую жизнь искру разума и на начальной стадии оберегает ее» (С. Казинник «Ключевая точка»).
Как было сказано в самом начале статьи, любое событие имеет свою первопричину. В данном случае первопричина – контакт с инопланетной цивилизацией, представители которой внешним видом напоминали мифических драконов, а итог – засилье в мифологии народов мира легенд и преданий о драконах, как подтверждение произошедшего контакта.
«Мне кажется, что легче предположить, что время сгладило изложения этих часто повторяемых сказок до полной неузнаваемости их первоначальной формы, нежели допустить, что некультурные дикари могли обладать силой воображения и поэтическим вымыслом, далеко превосходящим те, которыми одарены наиболее просвещенные народы современности. Гораздо легче поверить, что эти чудесные рассказы о богах и полубогах, о великанах и карликах, о драконах и чудовищах всевозможных описаний, являются преображениями, нежели поверить, что они лишь вымыслы» (Ч. Гульд «Мифические чудовища»).
А после контакта с инопланетной расой драконов, по прошествии некоторого времени, которое может исчисляться как веками, так и тысячелетиями, драконы из благодетелей и почитаемых богов превратились в антагонистов человечества.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы Его воевали против Дракона, и Дракон и ангелы его воевали против них; но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий Дракон, древний змий, называемый Диаволом и Сатаною, обольщающий всю Вселенную, низвержен на Землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение).
И если взять все негативные аспекты деятельности драконов, которые возмутили новоявленных человеческих богов, и сформулировать в некие тезисы, то получается:
1. Драконы выступали за свободу выбора и возможность самостоятельно принимать решения, а не слепо следовать установленным религиозным канонам.
2. Драконы объявили, что каждый из них обладает индивидуальным сознанием, а религиозные догмы идут в разрез с их убеждениями о личной свободе.
Человекоподобные боги победили в этой войне и вполне естественно, что в дальнейшем пытались всячески очернить своих противников, позиционируя себя как несомненных представителей сил Порядка, а драконов – воплощениями Хаоса.
Гипотеза о древнем контакте довольно спорная и моментами прямо таки фантастическая, но она имеет несомненное право на жизнь в свете последних археологических раскопок. Аргентинские, а затем и ливанские палеонтологи обнаружили ископаемые останки змей с сохранившимися ногами. Возраст ливанских останков насчитывает примерно 95 миллионов лет, а аргентинских – 90 миллионов лет. Размер тела ископаемых змей, как оказалось, составляет около метра. Находка породила массу новых предположений, ведь до сих пор неизвестно, отделились ли эволюционно змеи от водяных рептилий или их развитие происходило только на суше.
А наш могучий, мудрый Дракон, так яростно отстаивающий свободу выбора каждого живого существа, возможно, когда-нибудь вернётся и вместе с ним свободное от религиозных предрассудков человечество смело шагнёт в будущее и кто знает, что нас там ждёт?
«В нежной и такой успокаивающей голубой выси, неторопливо, даже можно сказать по-хозяйски, озирая с высоты новые для себя окрестности, лениво помахивая перепончатыми крыльями, плыл огромный, даже с такого расстояния, иссиня-черный дракон. Абсолютно чуждый угасающему разуму этого мира» (С. Казинник «Ключевая точка»).

Статья написана специально для ФАНТАСКОП на основе материалов, полученных в открытых источниках информации.
Автор статьи – Стиганцов Эдуард.


Рецензии