8. 2, Исламская революция

Ислам. Философские проблемы военного аспекта      

8.2, «Исламская революция».
       В середине второй половины двадцатого века произошло событие, значение которого еще придется переоценить мировому сообществу: исламская революция 1979 года в Иране. В советских СМИ говорилось: «так называемая исламская революция».
       Об этом термине стоит поговорить особо. Народ Ирана вышел на улицы, принял участие в забастовках, к январю 1979 года парализовавших всю страну, в основном под социальными лозунгами.
       Шиитское духовенство, руководимое аятоллой Хомейни, постепенно возглавило антимонархическое движение и пожало первые плоды социальной революции. Постепенно расширяя свое влияние на государственные органы и практически подменяя его функции, применяя физическое насилие (казни оппозиции), только к концу 1983 года теократия захватила всю структуру иранского обществ.
       Используя специально созданный «Корпус стражей исламской революции» и «Партию Аллаха», физически уничтожив не только левую, но и правую оппозицию, в том числе людей, которые только в перспективе могли бы стать противниками режима, революция стала подлинно исламской. В последующие годы, особенно после смерти Хомейни в 1989 году, власть в стране переходит в руки национальной буржуазии, тесно связанной с теократией.
       Несмотря на шариатские законы, в стране все структуры общества пронизаны коррупцией, а шариатские суды используются для решения задач межклановой борьбы, для устранения конкурентов, оппозиции.
       Руководство Ирана во внутренней экономической политике постоянно шарахается между либерализацией и национализацией по исламскому идеалу. Подобные виляния сказываются и на международных экономических и политических отношениях Ирана.
       Военный ислам, несмотря на массовые репрессии и войну Ирана с Ираком в Иране не получил достаточного развития из-за международной изоляции и мощной эмигрантской оппозиции.
       Однако все годы после победы в Иране «исламской революции» в стране отрабатывалась система военной подготовки населения по примерам Арабских Халифатов в годы раннего ислама и методов военной подготовки Вооруженных сил Швейцарии (по численности – самой многочисленной армии Европы, хотя Швейцария избегала участия в войнах в течение 700 лет).
       В мирное время, «басидж» нельзя назвать территориальными войсками в полном смысле этого слова, так как эти подразделения не вооружены боевым оружием. Но регулярная военная подготовка, большие государственные дотации на эту подготовку и, наконец, имеющиеся на территории страны многочисленные арсеналы оружия (в том числе созданные США в годы своего военного присутствия в Иране), позволяют при необходимости развернуть несколько полноценных армейских корпусов, а в мирное время – иметь под рукой у правительства подготовленный резерв для оперативного формирования подразделений «контрактников», в частности - для продолжения непопулярных боевых действий в иранском Курдистане.
       Не считая нескольких десятков дивизий Корпуса стражей исламской революции (в том числе – танковых), собственно сухопутные войска имеют 5 развернутых армейских корпусов. Ориентировочно под ружьем в Иране примерно столько же человек, как и в Пакистане и в 2 раза меньше, чем в Индии. (Еще раз подчеркнем, что в рассматриваемом аспекте «военного ислама» собственно вооруженные силы государств нас интересуют менее всего, по крайней мере, до тех пор, пока в руках исламистов, находящихся у власти, нет в руках современного ядерного оружия).

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2011/03/19/146


Рецензии
После окончания чтения главы (скопированной) захожу на неё же - чтобы прочесть рецензии (если таковые есть), как дополнение к содержанию.
Постепенно начала хоть немного ориентироваться в течениях ислама - в разных странах. Хотя, конечно же, относительно очень...

Анжелика

Анжелика Габриелян   16.04.2014 21:10     Заявить о нарушении
Анжелика, я не ожидал на эту работу таких рецензий, которые мог бы дать профессионал современной истории, особенно такой, в которой политика переплетается с религиозными течениями (что характерно для стран Ближнего и Среднего Востока), просто потому, что поместил эссе не на специальном портале, а здесь. Рецензии типа "спасибо, было интересно" Вам, конечно, ничего не добавят.
Ваш!

Станислав Бук   16.04.2014 22:40   Заявить о нарушении