Первый выход на аудиторию. Браво!

                ПЕРВЫЙ ВЫХОД НА АУДИТОРИЮ. БРАВО!   ©

                Живое слово не умирает.

Не удивлю никого, если скажу, что любой пишущий человек (автор художественных произведений) понимает, что, рано или поздно, ему (ей) придётся выйти со своим детищем (или подборкой) на читательскую аудиторию, т.е. на сцену. Популярность, а тем более уважение, любовь народа крайне редко приходят только от прочтений рукописей или книг. Необходимо живое авторское воспроизведение.
И, опять же, не секрет, что первые выходы на любую аудиторию наиболее волнительны и трудны. Задача, действительно, сложная – дать духовную жизнь произведению (произведениям). К счастью, существуют различные своды советов, назиданий, опубликованные и неопубликованные на данную тему, к которым неравнодушна и я сама. Но, одно дело прописные истины незнакомых, хотя и великих ораторов, писателей и актёров, другое – опыт и знания знакомых нам людей, а главное – свои собственные. Иными словами, руководствуясь вторым, я пришла к некой золотой середине, которой и придерживаюсь теперь. Буду рада, если мои советы помогут преодолеть робость, скованность, неуверенность, угловатость, страх перед большой аудиторией, психологический «ступор», нервозность, чрезмерное волнение и т. п. – крайне нежелательные проявления не слабости натуры (природы), а лишь непривычки к концентрации на себе повышенного внимания большого количества людей.
Итак, первый (второй, третий) выход на сцену (любую, в том числе и импровизированную). Что следует помнить:

1.   Начало и конец – самые главные моменты выступления. Начало выступления – не подход к микрофону или поднятие со стула, оно начинается с предварительной подготовки и внутреннего состояния (психологического, духовного). Первое, что необходимо сделать для наиболее удачного и запоминающегося выступления – определить 5-10 стихотворений, наиболее сильных (разумеется, отредактированных) по воздействию на аудиторию. В этот список должны войти неоднородные произведения, например, стихотворение о природе (о текущем времени года), философское, лирическое, патриотическое и др. Это нужно для того, чтобы была возможность выбрать, может быть, в последний момент, именно то (те), которое интересно (-ны) и важно (-ны) для данной читательской аудитории.
Все выбранные стихотворения необходимо наговорить на диктофон, затем внимательно прослушать, определить изъяны чтения (они есть у всех на начале), и исправить. Только тогда, когда вы сами будете придирчиво удовлетворены своим чтением, с вас «сойдёт» часть сценического волнения.
Выбранные стихотворения следует при случаях читать вслух, и себе и другим. Хорошо, если вы посещаете какое-либо литературное общество, где все читают и обсуждают свои и чужие произведения, и это в порядке вещей.

2.   Следующий этап подготовки – внутреннее состояние.
Не стоит себя искусственно «накручивать», это только прибавит волнения.
Не считайте недели, дни, часы до выхода к читателю. Это не самый важный момент в жизни. Задавайте себе вопросы, которые можете услышать из аудитории, если их не зададут в этот раз, они могут прозвучать в любой другой. Если вы хороший (-ая) поэт (-есса), они обязательно будут. А главное – отвечайте на них, поскольку это и часть вашей репутации, и избавление ещё от нескольких процентов волнения. Подберите подходящие к подобному случаю афоризмы, байки, выражения, короткие, но точные и остроумные притчи, они могут пригодиться. И произведения и афоризмы и т.п. запоминаются те, которые пригодны для жизни, которые привычно цитировать и подходящи к месту и событиям.
Нервозность, скованность или волнение появляются часто не от того, что вы не так выглядите, не умеете долго и хорошо говорить (держать аудиторию), не того возраста, слишком серьёзно к выступлению относитесь и т. п., а от неуверенности в качестве и силе произведений, оттого, что вы создали свой внутренний образ себя – поэта (-тессы), а другие, почему-то, этого не видят и не отдают должное, от желания повышенного внимания, с одной стороны, и страха неоправдать этого внимания, разочаровать или разочароваться, с другой.

3.   Следующий этап подготовки – внешность.
Не буду побуждать посетить салон красоты, хотя и это бывает нелишне, и, всё-
таки, не стоит суетиться. Простота, опрятность и изящество – именно это советуют все успешно выступающие. Сознание того, что вы хорошо одеты, специально для этого случая, повысит уверенность в себе. Одежда, как утверждают они же, то же оружие. Не забудьте только несколько раз её предворительно надеть куда-либо, чтобы, читая, чувствовать себя комфортно и привычно. Если вы – поэтесса и будете читать не исключительно лирические стихотворения, одевать укороченную юбку не стоит – мужчины, в этом случае, ваши серьёзные, ёмкие и сильные философские стихотворения не воспримут серьёзно. Если вы не на празднике, не стоит одеваться ярко или авангардно – запомнят вашу внешность, а не творца и его произведения.

4.   Выход на аудиторию.
Придти лучше заранее, это нужно и для того, чтобы привыкнуть к помещению, не причёсываться перед читателями, заранее определить своё место, может быть, пройти к микрофону (к столу и т.п.). Хорошо, если есть возможность немножко понаблюдать за появляющимися любителями литературы (искусства в целом), вы увидете,  что они такие же люди, как и вы, и пришли и вас послушать и других, и просто потому, что интересно.
Не наедайтесь перед встречей с читателями, у вас будет пресыщенный, равнодушный вид. Лучше поесть за 1,5-2 часа до этого. Но и не приходите голодным (голодной), на лице появится взгляд хищника, выглядывающего из кустов.
Не подходите (до выступления) к тому, кто волнуется не меньше, чем вы сами, сконцентрируйте всё внимание на том, кто уравновешен и привычно спокоен.
В место сосредоточения внимания, до выхода к микрофону, лучше не садиться (не становиться), сядьте или встаньте (если это не ваша презентация) в аудитории. Выходить лучше оттуда, у вас будет время подойти к микрофону или пройти в центр до того, как на вас сойдётся внимание всех присутствующих.
Ни в коем случае не выходите с громозкой сумкой, чемоданчиком и т.п. Чтобы вы затем не прочитали, впечатление будет испорчено.
Не бойтесь яркого освещения, если оно вам мешает читать, отодвиньте микрофон или отойдите чуть в сторону (пересядьте).
Обязательно возьмите на сцену с собой листы с текстами стихотворений, даже если отлично их помните, всё может случиться: и провал в памяти, и просьбы почитать ещё.
Если вы на сцене не один (не одна), сконцентрируйте внимание на себе: скажите что-то предварительно. Если у вас нет отработанных движений, при чтении лучше не двигаться.
Не начинайте читать, если в помещении шумно, дождитесь тишины.
Если регламент времени ограничен, прочтите короткое стихотворение. Лучше произнести мало, чем оказаться в положении, когда ведущий оборвёт на полуслове.

Закончив читать, поблагодарите всех. Если есть время, скажите что-нибудь. Здесь как раз пригодятся: афоризм, короткая притча, выражение к месту. Произведение, вряд ли, кто-нибудь запомнит дословно, а вот последнее выражение, афоризм запомнятся и будут ассоциироваться в памяти с вами.

                (2011)
Весь публикуемый здесь материал является авторским. При использовании ссылки на автора и авторскую страницу обязательны.    


Рецензии