***

«Инновационная» микроэкономика с мультипликативным эффектом
Навязчивая и больная тема для народонаселения и власти – это ЖКХ. Об одной из важнейших ее составляющих, а именно о теплоснабжении, необходимо довести информацию и обществу, и власти через СМИ, иначе не продавливается.
 Структура региональная, ныне действующая – это городские, районные теплосети и апофеоз ГУП СК «Крайтеплоэнерго». Кстати такой структурной подчинённости  при той власти не было. Сейчас, эти естественные монополии,  живут прекраснейшем образом, в смысле материально. Причем речь не идет о операторах, слесарях, электриках и лаборантах котелен, а именно о руководстве, которое нещадно эксплуатирует наследное имущество еще той власти.   Абсолютно не вкладывая  деньги на техперевооружение  и реконструкцию котелен, и не ищет и не внедряет, и не переходит на современные котельные, способные при экономном расходование газа, выдавать большие объемы теплоэнергии. Ведь есть сейчас, выпускаемые нашей промышленностью и за рубежом, локальные котельные с более высоким КПД. Огромный комплекс жилья, административные объекты, школы, поликлиники, больницы и т.д., отапливаются монстрами гигантомании прошлых лет. При этом многокилометровые теплотрассы с огромными теплопотерями, которые затем перекладываются на потребителя теплоэнергии, оплачивающих эту бесхозяйственность, и элементарное разгильдяйство, и архаичное теплопроизводство.
Частный бизнес в силу прагматичности и рациональной минимизации непроизводственных затрат, установил в своих зданиях котлы, благодаря использованию которых сократились в двое затраты на потребление газа. И платит в 4-5 раз меньше за газ, нежели за теплоэнергию от теплосети. Неэффективная «демидовское» оборудование котелен, путем манипуляций цифрами делается высоко рентабельными.  Причем следует отметить, что в провинции – это достаточно эффективный путь оптимизации затрат. Более того, собственная котельная позволяет регулировать температурный режим в зависимости от погодных условий. К сожалению, позитивный пример экономии не возобновляемых ресурсов   не прижился в провинциальных городах  в бюджетной сфере – это детские сады, школы, много этажное жилье, больницы, администрации городов и т.д. и т.п. И тогда правительство руководствуясь здравым смыслом издает закон № 261 – ФЗ от 23.11.2009 года, который бы подвигнул региональные и муниципальные    власти, а также теплоснабжающие организации, бизнес и народонаселение, заниматься животрепещущей темой ЖКХ и тотальной системой  учета расхода и экономии ресурса.
Народонаселение откликнулось на законодательное принуждение и установило водяные счетчики, поскольку в ценовом отношении это доступно. И, конечно, почувствовали разницу и экономию в оплате за воду.
А вот с внедрением  приборов  учета и расхода теплоресурса, увы не все так просто. Государство обещало в 2009 году установить на входящих теплосетях многоэтажек тепловые счетчики из расчета 90% оплаты государственных средств и 10% должны оплатить жильцы. Однако, муниципальные власти, в силу загруженности геополитическими проблемами, проигнорировали сроки, и не включили, и не подали заявки и соответствующую документацию по техническому оснащению многоквартирных домов и социальных объектов ТЕПЛОСЧЕТЧИКАМИ.
       Следующая фаза развития событий представляется наиболее интересной для информативности руководства страны. Так жители многоквартирного дома, скинулись и в складчину, аж за 128 тысяч рублей установили в 2010 году теплосчетчик. Характерно, что в других городах аналогичные «процедуры» обходились в 60-70 тысяч рублей. Естественно приобретение теплосчетчика с проектно – сметной документацией (смех, а не документация – пара эскизов), монтажом и пуско-наладкой.  Вообще то, ценовой диапазон – это тема для работы следственного комитета.
  После установки теплосчетчика в сентябре – октябре 2010 года, жильцы платили до конца года по расчетным нормативам. А вот уже первый январский 2011 года платеж, просто ошарашил жильцов суммой на 90% выросшего теплоресурса. Люди стали сравнивать требования об оплате  за октябрь,  ноябрь 2010 года и январский. Следует отметить, что по расчетной оплате за тепло энергию без счетчика, жильцы платили 12 месяцев равными долями, а теперь же, после установки теплосчетчика оплаты должна вноситься  только в отопительный сезон. Попросту, без теплосчетчика платили 1140 рублей ежемесячно за 2-х комнатную квартиру, а после установки теплосчетчика с 1 января 2010 года уже 1980 рублей за месяц. А за февраль уже 2879рублей. А учитывая, что с 15 октября будет вновь проиндексирована стоимость теплоресурса в сторону увеличения, экономии пока не видно. И, естественно, монополист произвел перерасчет норматива тепло потребления в сторону увеличения Гкал/кв.м. на 154% и увеличил стоимость Гкал., на 13%. Вообще то, теплоэнергетики считают, что расчетные нормативы «по трубе», производятся по формуле три П – пол, потолок, палец, т.е. с огромными погрешностями в сторону увеличения и в свою пользу. Что кстати и  доказал январский счет на оплату тепло- ресурса. Ведь практика в доходах монополистов от достигнутого, никогда не будет иметь тенденцию снижения, но только необузданность роста, а как же иначе. Непрозрачность стоимости теплоресурса, подвигает естественного  монополиста манипулировать цифрами норм потребления Гкал/кв.м.  и  стоимости Гкал., для увеличения и не выпадения  доходов за оплату именно этого коммунального ресурса.
 Тогда спрашивается, а для каких целей установили теплосчетчик?
      Ответ прост! Таким образом, естественные монополисты оболванивают народ и обманываю федеральную власть!  Народ платит завышенную цену за Гкал, чтобы руководство регионального унитарного предприятия получило завышенную заработную плату, премии и ездило на дорогих служебных иномарках, сидело в фешенебельных кабинетах  с дорогим ремонтом, на коврах, и импортной шикарной офисной мебелью, с    раздутым штатом и дорогой оргтехникой. Ведь в новой России нет табеля о рангах, просто не внедрило государство в бюджетной среде постулат, что не все могут кататься за государственный счет на дорогих джипах  и автомобилях марки «Мерседес». И за все это, почему – то должен платить народ из своей пенсии и тощих провинциальных зарплат. Закрытость и непрозрачность ценообразования тепло ресурса этого ведомства  на юге страны, позволяет надстроечным структурам  жить экономически припеваючи и ничего не делая перспективно – прогрессивного. но если корреспонденты попробуют взять интервью у регионального руководителя этого ведомства… Уж поверьте на слово,  этот руководитель расскажет о почти научно – технической революции, производимой им в этой отрасли.
       Калькуляция себестоимости тепло ресурса – это просто из области виртуальной фантастики.
       Вот так в регионах, хитро – изворотливо  и технично обходят федеральные законы.
       Проблема достаточно системная, но едва ли кто- нибудь  будет ей заниматься всерьез, ибо в некоторых краях и областях необходимо упразднить надстрочные региональные структуры и передавать в подчинение муниципалитетам. А там тоже не все так просто, у власти юристы, экономисты, но не хозяйственники, в хорошем смысле этого слова. Да и ломать уродливую систему никто не будет.
      Очень жаль, что федеральный позитивный посыл социально – экономического толка, оказался холостым выстрелом, а советская практика в экономике от достигнутого уровня доходов -незыблема!
      Ничегонеделание не дает экономической эффективности. И, совершенно очевидно, что ни федеральному центру, ни народу не нравится это воздушно – липовая  методика расчетов стоимости тепла,  имитирующая модернизацию, приводящая к социальной протестности  народонаселения, и забирающая уйму времени у высшего руководства российской власти на рассмотрение данной тематики, изучение ее проблем, для выработки конструктивных решений в этой области.  А делать то, что – то  надо, ведь груз прошлого тянет назад! Народ ропщет!
      Необходимо осветить еще один резонансно – значимый факт в реальной действительности деятельности теплоэнергетиков – это приписки. И это не голословно и не огульно, а установленный факт бытия. Более конкретно и подробно.
       Во многих многоэтажных домах постсоветской постройки, отопительные батареи и подходящие к ним трубы подачи и отвода теплоносителя, по проекту не установлены в коридоре – прихожей  и санузле. При низких отрицательных температурах, ниже 20 С и ветром на улице в этих помещениях просто холодно. Тем не менее, теплосеть производит расчет оплаты исходя из общей площади квартиры, т.е., неотапливаемые помещения включены в методику расчетов. Ученые теплотехники, считают, что это в корне не верно, ведь конвективное тепло не позволяет поддерживать температурный режим в неотапливаемых помещениях,приходится пользоваться обогревателями.
       Вроде бы простое решение для жильцов, просто подать в суд, но бороться с госсистемой себе дороже.  Как пример:
       Типовая и стандартная двух комнатная квартира общей площадью 44,2 кв. м., а отапливаемая часть помещений, оборудованная радиаторами и трубами отопления составляет 32,5 кв. м.  Предположим! Подали жильцы в суд, а в провинции жильцы многоэтажек в основном пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Пройдя мытарства сутяжничества, выиграли тяжбу по припискам. Конечно, если честно ГУП «Крайтеплоэнерго» в одночасье станет банкротом, а затем просто резко «задерет» стоимость своих услуг для жильцов. А ведь возможен и иной вариант развития событий. Судебная власть, тоже может пойти навстречу системе, а народ лишь понесет судебные  издержки из тощего кошелька.
  В заключении нелицеприятные системные выводы, на местах власти просто не заинтересованы в энергосбережение и энергетической эффективности теплоснабжения, а если же и подходят к проблеме, то поверхностно – формально и бюрократически для отписки на верх.
Амбивалентность регионального корпоративного прагматизма естественных монополий в получении федеральных субвенций и гиперболизированного увеличения стоимости теплоресурса для абонентов, при ничегонеделании по энергосбережению и повышения энергетической эффективности!

P.S.  А о компенсации жильцам в размере 90% от уплаченной суммы оплаты и речи нет, вот так нищий народ прокредитовал естественных монополистов.


Рецензии