Предисловие к Запискам Фая

         Предисловие к «Запискам» Фая*, написанное Мариной Граборовой.
 
     *За глаза, внутри себя и в своем кругу я называла Владимира Абрамовича Файвишевского   Фаем. К нему же лично обращалась по имени отчеству – Владимир Абрамович, поэтому в моем тексте он - В.А.
 
      Читала «Записки» Фая, и меня охватывали ностальгические чувства. Будто из другой жизни приплывали ко мне воспоминания о страстях молодости, о сейчас кажущейся немного наивной вере в чудесную таблетку или всесильную формулу. Вспоминались и молодой азарт, и витающее в воздухе 60-х годов предчувствие чего-то огромного, ощущение возможности необыкновенного прорыва.

     Смесь сумасшедшего энтузиазма с работой по 20 часов в сутки и юношеского честолюбия в предвкушении «Нобелевской» завладела и мной, 17-летней (я была лаборанткой, потом старшей лаборанткой и дипломницей В.А.), попавшей в окружение блистательных молодых умов, которые собрались в то время в НИИ Психиатрии АМН СССР.

    «Записки» - об этом  времени, о молодом упорстве, о вере в себя... И о боли от несбывшегося, от предательств, препон и лжи.

    Даже на склоне лет – а В.А. сейчас уже 80 – чувствуется эта неизбывная боль…
    Помимо воссоздания атмосферы времени, охватывающего период после «оттепели» до краха казавшегося вечным ужасного красного колосса, «Записки» интересны и рассказом об опыте одного из первых практикующих психотерапевтов в нашей стране, которым довелось, по воле судьбы,  стать Фаю. Это сейчас каждый второй здесь – психолог-практик. Это сейчас нам доступны книги Милтона Эриксона и Вирджинии Сатир, и курсы НЛП – хоть для начинающих, хоть мастер-классы. А тогда – ничего этого не было.

     В «Записках» В.А. рассказывает, какое огромное значение он придает первой беседе с клиентом, как изобретательно и успешно  он использует внушение, гипноз, медитацию, работу с образами и перевоплощениями.

    Однако давно замечено -  что бы ни делал психотерапевт, каким  бы методом он ни работал, - лечит, прежде всего, его собственная личность. Может, в этом факте больше всего сокрыта тайна психотерапии, объяснение того,  что далеко не всегда  находки большого Мастера могут быть воспроизведены последователями, а также то, что результаты разных методов психотерапии, в общем,  мало различаются по эффективности.

    По мнению Кохута, известного психоаналитика, которое я в большой степени разделяю,  нередко исцеление клиенту в психотерапии приносит восстановление или даже формирование нарушенной самости.

    В самом деле, очень многие, перегруженные проблемами и обращающиеся к психотерапевту люди, страдают от падения чувства самоуважения, даже от подавленного, глубоко спрятанного внутри  чувства стыда, от потери чувства сопричастности  с человечеством.  Кохут называет три базовые потребности, удовлетворение которых приводит к формированию здоровой самости:
1) потребность в  идеализации, т.е. ощущении себя замечательным, достойным, приносящим наслаждение самим своим существованием,
 2) потребность в уважаемом, значимом Другом, 
 3) потребность в сопричастности с этим Другим, чувство, что «Мы – одной крови».
 
    В.А. – в высшей степени наделен способностями удовлетворять все эти три потребности страждущего клиента. Так и вижу его, сидящего в кресле, попыхивающего неизменной трубкой, заряженной вкусно пахнущим табачком. Внимательно слушающий, с живыми, невыразимо прекрасными глазами (может, в них весь секрет?), острым, часто ироничным или озорным взглядом. Умеющий поднять беседу с бытовой плоскости на высоту, шуткой разрядить напряжение. Бесконечно много знающий.  Настоящий Отец по Духу, Учитель, мудрец, даже волшебник – вот каким он видится с той, другой стороны, где клиент – страдалец.
 
     И никакие гипнотические приемы и рациональные объяснения вне этого исцеляющего и покоряющего образа, уверена, не работали бы с такой силой.

   Согласна с В.А. – не важно, что ты делаешь с клиентом – может, просто плачешь вместе с ним, –  а важно, какой ты.

    И еще удивительно, как проницательно и бунтарски, в один голос с практически неизвестными у нас  в то время Адлером и Юнгом, В.А. думает и говорит о бессознательном.

    Мне хочется процитировать отрывок из  замечательной статьи Л.И. Невлера о В.А.Ф. , где хорошо передаются звучавшие в их диалогах любимые мысли В.А.:
« Не надо думать о бессознательном слишком плохо. В нем содержатся вовсе не одни только «комплексы» и постыдные желания, которые извлекают оттуда психоаналитики.

    Моя практика лечения неврозов убеждает меня в том, что в вытесненном за пределы сознания содержатся порой вещи хорошие, благословенные – память о подлинной, но скрываемой от себя истине, и то тайное знание о возможных последствиях ошибочного выбора, которые древние называли «судьбой», «роком», и то, наконец, что входит в понятие «совести», что Сократ называл «своим демоном». Помните? Он говорил, что его «демон» никогда не подсказывал ему, что надо делать, но всегда – чего делать не надо. Он умел слушать «своего демона». Слушать и слушаться. А большинство наших пациентов не умеют этого, живут с сознанием, наглухо закрытым, никогда не вырываясь в пространство общения с самими собой. И наша задача – организовать им это пространство на психотерапевтическом сеансе…»

    Сквозь «Записки»  красной нитью проходит больная и грустная тема, подкрепленная жизненными наблюдениями Фая, что каждый получает по заслугам. И что  не надо беспокоиться об отмщении, мол, «есть  Божий суд, наперсники разврата».

    Но у В.А.  это не Божий суд, а, можно сказать, самосуд – самонаказание, еще одно проявление бессознательного в нашей жизни.

    И последнее. «Записки» еще и об упорстве, верности себе, мужестве человека творческого, поставленного в условия, когда, казалось бы, все против него. Об умении найти свою нишу.    Может быть, это умение особенно важно  сейчас, в нашей российской действительности.

   Стихотворная переписка с другом, скромный кабинет районного диспансера – вовсе не экран ТВ, не трибуны съездов, не страницы газет – вполне пригодные, как оказалось, места для выращивания и сохранения себя. Такого себя, что и эпохи сменились, и властители государств и умов, а обаяние и притяжение личности – и остались, и действуют.

    В общем, «делай, что можешь, и будь, что будет».

    И вот – настоящее чудо: появляется  «стихи.ру» (спасибо всем причастным!!!), а вместе с тем и возможность многим людям из разных стран и поколений, и - кто знает?! -  может, и далеким потомкам познакомиться и пообщаться с этим прекрасным, мудрым и бесконечно обаятельным – Владимиром Файвишевским.
   
               
      
   


Рецензии