Рецензия на фильм Георг

ГЕОРГ
биографическая драма
Россия, Эстония, Финляндия
Студия: "Центр национального фильма"
Автор сценария: Александр Бородянский, Мати Пыльдре
Режиссер: Пеетер Симм
В ролях: Марко Матвере, Анастасия Макеева, Ренарс Кауперс
Дистрибьютор: "Служба кинопроката и продажи прав на фильмы киностудии ЦНФ"
Премьера: осень 2007
АФИША
http://www.afisha.ru/personalpage/272790/review/209887/

http://www.georgfilm.com/


« Да я шут, я циркач, так что же?
Пусть меня так зовут вельможи,
Как они от меня далеки-далеки,
Никогда не дадут руки?».
Показали нам кумира женщин СССР. Точнее, жизненный путь Мистера Икса в кумиры, рассказанный второй женой артиста – Астой Саар, которая после развода, уединилась и не простила своего мужа, хотя очень любила его. Не понимаю только за что?
Так же как и первый муж Асты - виолончелист , Георг предаёт её всю жизнь!
Муж- музыкант во время бомбежки немцами корабля, а плыли они и Отс в Ленинград, предаёт Асту (Анастасия Макеева), и бросает её в водах Финского залива. На утро она выплывает на берег сама. Как она сумела добраться из середины моря до берега, вопрос к режиссёру. Осень, вода ледяная – Титаник таки. Либо режиссер сам это придумал, либо она такая подготовленная пловчиха?
Это предательство первого мужа, как бы подчёркивет предательства главного героя фильма Георга Отса.

Эстонский актёр Марко Матвеере с первых кадров мне показался «ваньком» с Красной Пресни. Этаким деревенским лаптем. Хотя, не спорю, режиссер-постановщик Пеэтер Симм тщательно подбирал актёра, который очень старался сыграть Георга и вообще-то не плохо справился со столь трудной ролью. Единственное покоробило, посмотрев на фотографии самого Георга Отса - здоровенного детины, пришла к мысли, что он был более воспитанный, более благородный и совсем не из крестьян. Люди старшего поколения говорили – не похож: щупленький и вычурно не подвижный, но на неумение двигаться Георга на сцене режиссер усиленно делает акцент, и это показано в течении всего фильма.
И еще, постоянно говорится о том, что пел он плохо. Просто был слух и всё.
Фильм поставлен в лучших традициях советско-эстонского кинематографа. Школа та же, несовременная, вот и это немного радует!
Радует игра матери Георга, а вот отец – да, он внешне похож на главного героя, но артист играет весьма сухо, и быстро забывается, так же как и остальные персонажи фильма, кроме, пожалуй, Цезаря, влюбленного в него «голубого друга» семьи. Который помогает ему следить за Астой – взбалмошной, истеричной, обиженной, но очень любящей его женщиной. Красавица жена, яркая личность, ревнующая мужа к его поклонницам. Сама она считает, что талантлива и из неё получилась бы блестящая актриса. Поэтому она всю жизнь завидует славе мужа, который мог бы ей помочь в этом, так как занимает высокий пост в коммунистических рядах. Но мужу откровенно наплевать на внутренний мир жены. Заставляет её сидеть в четырех стенах с детьми, которыми он не интересуется, даже забывает о дне рождении своего больного ребенка. Она же идет с ним по жизни с самого начала его карьеры. Из-за его амбиций она начинает пить и попадает в сумасшедший дом от нервного срыва. Ведь ради любви к Георгу она жертвует своим «Я».
Политическая сторона фильма затрагивает современные проблемы ЕС. Хотя впрямую об этом и не говорится, но показ истории слишком идеологизирован. Лучший друг Отса – преуспевающий гомосексуалист. И это при условии, что действия фильма разворачиваются в оккупированной Эстонии (СССР и 3-ий Рейх) В обеих империях, гомосексуализм был уголовно наказуемым деянием. Даже в Европе до «сексуальной революции», такого либерального отношения быть не могло. Это явный комплимент ЕС и заявка, что эстонское общество традиционно разделяет его взгляды. Отношение к русским, тоже весьма неоднозначно. Пугает то, что в фильме нет ни одного русского героя. О немцах также упоминается вскользь, и как бы извиняясь. Зато финнов обласкали по полной программе. Чтобы как-то разрешить такой «натяг» в сюжете, вводят активно действующего героя КПСС-НКВД.
В послевоенные годы, СССР нужно показать «любовь и дружбу между народами», вот и делают из Отса кумира не только эстонцев, а именно советских людей. Да, у него есть голос. Но разве этого достаточно? И Москва прилагает все усилия, для того чтобы он стал великим актером. Под угрозой лагерей, он подписывает документ, о том, что он отказывается от своей первой жены, ведь она живет в Эстонии с немецким офицером под кровом отца Отса. Хотя и сам кумир уже во всю гуляет с Астой, подписывает документ о сотрудничестве лишь из-за боязни расправы. Это ещё одна трусость Отса. Хотя, потом по сюжету становится ясно, что и её обманули, сказав, что муж погиб в 1941 году. Что ж, НКВД тогда неплохо работало.
Ещё одно предательство кумира Отса, показано на приеме Никиты Сергеевича, которого ужасно сыграл мне неизвестный актер. Оно заключалось в трусости Георга перед правителем. Он не стал петь по его просьбе, т.к. у него серьезно болен отец - и вроде бы благородный поступок, но он его тут же испортил, не защитил любимую женщину, жену, мать своих детей, которую обхамил расстроенный его неповиновением Хрущёв. Он снова выставляет её несостоявшейся личностью - ветряной дурой. Такой она выглядела перед его родителями, которые её тихо ненавидят за низкий классовый уровень, такой он её выставляет и перед своими друзьями и перед почитателями. Она не может более выносить унижения и подает на развод.
Кумир Отс и норковую шубку ей купил как подачку, на «весь свой гонорар от концерта», ничего себе, сколько он зарабатывал по тем временам! И эта шубка обыгрывается в последней совместной сцене. Аста остаётся в этой шубке, посреди дороги в летнем лесу. Отс выкинул её из авто, за упрек в очередной трусости.
Третья жена Отса показана мутно, только для биографической справки. Ну и для сравнения – женился сразу через две недели после развода. Она красивая, тихая, того же круга, и ребенку от неё он теперь дарит подарки и пишет ласковые письма. Славный такой, мягкий заботливый папа, ведь родители в восторге, что он, наконец, не с Астой.
Далее показан как бы трагифинал. Кумир в конце жизненного пути заболевает раком головного мозга, но продолжает работать и после операции. Наконец таки, спешит сделать что-то настоящее. С моей точки зрения, это наказание. Даже не в кино, но и в жизни так и бывает по - видимому, когда не чувствуешь боли своих близких, которых любишь. Скрытое назидание.
Действительно хорошо в картине представлено Эстонское Светское общество. Очень буржуазное, обеспеченное, не смотря на послевоенное время, но оно таким и было. Это вам не советские, голодные годы, о чем тщательно умалчивает режиссёр.
Костюмы подобраны совершенно точно к тому времени: чемоданы, шляпки, платья и интерьер квартир впечатляют – художники поработали на славу. Техническая сторона фильма: крупные планы, вставки хроники военных лет прекрасно передают эпоху.
Фильм намного лучше поставлен, чем ставит фильмы Никита Михалков – это надо признать при всех указанных минусах и недосказанностях, и я советую его посмотреть.
Не показался мне кумир кумиром, хотя фильм и приурочен к 50 – летию выхода фильма «Мистер Икс». А может следует это проверить? Посмотрите фильм.

2008


Рецензии