Ульмеруги Ulmerugi

 
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Rugii.PNG
 http://www.proza.ru/pics/2009/05/22/513.jpg   http://www.novgorod.ru/images/1383.gif
http://www.proza.ru/2011/03/09/838      http://www.proza.ru/2011/03/14/434

Россия для ряда финно-угорских народов до сих пор Венемаа, Венейя и т.п. Финно-угры тысячи лет соседи содружества венедов, из которых в конце античности выделялись крупные общности славян и антов со своими властителями. К примеру, королём Божем 4 века у антов.Или видным соратником Аттилы Онегесием - влиятельным у славян в 5 веке. Велика вероятность, что союзниками венедов у берегов Балтики (Сарматского океана) были именно Ulmerugi (Ульмеруги). Они уступили готам земли у низовий Вислы, где недалеко возникает Гданьск. Но явно из истории не исчезли. Хотя и потеряли столь привлекательное для всяких географических привязок - Ulme. Хотя бы Илмеру-Ильменю это бы вполне подошло.

Факты нередко прямо говорят сами за себя.
Иордан на основе ряда источников в первой половине 6 века о народах Скандинавии и начальной истории готов сообщал:

«С внешней стороны от них находятся остроготы, раумариции, эрагнариции, кротчайшие финны – наиболее низкорослые 57из всех обитателей Скандзы, а также похожие на них виновилот; светиды, известные в этом племени как превосходящие остальных [величиною] тела, хотя и даны, вышедшие из того же рода, – они вытеснили герулов58с их собственных мест, – пользуются среди всех племен Скандии славой по причине своего {24} исключительного роста. Однако статностью сходны с ними также граннии, аугандзы, евниксы, тэтель, руги59, арохи, рании.
   Над ними был немного лет тому назад королем Родвульф60. Он, презрев свое королевство, укрылся под защиту Теодериха, короля готов, и нашел там то, чего искал.
   Все эти племена, превосходящие германцев как телом, так и духом, сражались всегда со звериной лютостью. (============== этот отрыв скандинавов, особенно готов, от германцев крайне германофилам не нравится: П.З.).
   
{25} С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее, как бы из утробы, [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы61с королем своим по {26} имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей62, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза63. Вскоре они продвинулись оттуда на места ульмеругов64, которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем, и, сразившись [с ульмеругами], вытеснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов65, присоединив и их к своим победам.

   Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига66, то он постановил, {27} чтобы войско 67готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум68.
   Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться.
   Говорят, что та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала ее недосягаемой, соединив вместе и то и другое.
   Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого [пребывания], {28} хотя слышно это издалека.
   Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку69, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов 70и, завязав сражение, добиваются победы.
   Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем71, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения; о том же свидетельствует и Аблавий72, выдающийся описатель {29} готского народа, в своей достовернейшей истории. С такими предположениями согласны и многие из старших писателей; однако Иосиф73, правдивейший рассказчик анналов, который повсюду блюдет правило истины и раскрывает происхождение вещей от самого их начала, опустил, неведомо почему, сказанное нами о началах племени готов. Упоминая лишь о корнях их от Магога74, он уверяет, что зовутся они скифами и по племени, и по имени75.
(++++hi omnes excisis {23} rupibus quasi castellis inhabitant ritu beluino, sunt et his exteriores Ostrogothae, Raumarici, Aeragnaricii, Finni mitissimi, Scandzae cultoribus omnibus mitiores; nec non et pares eorum Vinoviloth; Suetidi, cogniti in hac gente reliquis corpore eminentiores: quamvis et Dani, ex ipsorum stirpe progressi, Herulos propriis sedibus {24} expulerunt, qui inter omnes Scandiae nationes nomen sibi ob nimia proceritate affectant praecipuum. sunt quamquam et horum positura Grannii, Augandxi, Eunixi, Taetel, Rugi, Arochi, Rauii, quibus non ante multos annos Roduulf rex fuit, qui contempto proprio regno ad Theodorici Gothorum regis gremio convolavit et, ut desiderabat, invenit, hae itaque gentes, Germanis corpore et animo grandiores, pugnabant beluina saevitia.(============== этот отрыв скандинавов, особенно готов, от германцев крайне германофилам не нравится: П.З.).


   {25} Ex hac igitur Scandza insula quasi officina gentium aut certe velut vagina nationum cum rege suo nomine Berig Gothi quondam memorantur egressi: qui ut primum e navibus exientes terras attigerunt, {26} ilico nomen loci dederunt. nam odieque illic, ut fertur, Gothiscandza vocatur. unde mox promoventes ad sedes Vlmerugorum, qui tunc Oceani ripas insidebant, castra metati sunt eosque commisso proelio propriis sedibus pepulerunt, eorumque vicinos Vandalos iam tunc subiugantes suis aplicavere victoriis.

 ubi vero magna populi numerositate crescente et iam pene quinto rege regnante post Berig Filimer, filio Gadarigis, consilio sedit, ut {27} exinde cum familiis Gothorum promoveret exercitus. qui aptissimas sedes locaquae dum quereret congrua, pervenit ad Scythiae terras, quae lingua eorum Oium vocabantur: ubi delectatus magna ubertate regionum et exercitus mediaetate transposita pons dicitur, unde amnem traiecerat, inreparabiliter corruisse, nec ulterius iam cuidam licuit ire aut redire. nam is locus, ut fertur, tremulis paludibus voragine circumiecta concluditur, quem utraque confusione natura reddidit inpervium. verumtamen hodieque illic et voces armentorum audiri et indicia hominum depraehendi commeantium {28} attestationem, quamvis a longe audientium, credere licet. haec ergo pars Gothorum, quae apud Filemer dicitur in terras Oium emenso amne transposita, optatum potiti solum, nec mora ilico ad gentem Spalorum adveniunt consertoque proelio victoriam adipiscunt, exindeque iam velut victores ad extremam Scythiae partem, que Ponto mari vicina est, properant, quemadmodum et in priscis eorum carminibus pene storicu ritu in commune recolitur: quod et Ablavius descriptor Gothorum gentis egregius {29} verissima adtestatur historia, in quam sententiam et nonnulli consensere maiorum: Ioseppus quoque annalium relator verissimus dum ubique veritatis conservet regulam et origines causarum a principio revolvat. haec vero quae diximus de gente Gothorum principia cur omiserit, ignoramus: sed tantu Magog eorum stirpe comemorans, Scythas eos et natione et vocabulo asserit appellatos, cuius soli terminos, antequam aliud ad medium deducamus, necesse est, ut iacent, edicere.)


По подробным комментариям к тексту Е. Ч. Скржинской (она создала один из блестящих образцов научного комментирования текстов) отмечается
http://www.alanica.ru/library/Iordan/iordan.htm#note74


62 Готы отправились с острова Скандзы на трех кораблях, о чем Иордан сообщает ниже, в § 94. Три корабля, на которых разместились переселенцы, как бы указывают на разделение готов (совершившееся впоследствии, когда готы передвинулись к Черному морю) на три особых племени: остроготов, везеготов и гепидов.
63 Готы дали название Gothiscandza той местности на южном берегу Балтийского моря, где они высадились, приплыв на трех кораблях с “острова Скандзы”. Вероятнее всего, это было побережье близ дельты Вислы, к которому давно вели морские пути с противолежащих берегов. Про часть готов, а именно гепидов, так и сказано у Иордана (Get., § 96): они осели на острове, образуемом Вислой (Висклой). Название “Готискандза” объясняется либо как “Godaniska” (в дальнейшем Гданьск), в связи с Коданским заливом, упомянутым Помпонием Мелой (Mela, III, 31, 54), либо как “Gutiskandja”, что значит “готский берег”. Последнее вероятнее (ср. L. Schmidt, S. 196).

64 Ульмеруги (Ulmerugi), о которых Иордан сообщил, что они “сидели на берегах Океана”, обычно рассматриваются как руги с островов, островные руги, так как слово “holmr”, “holm” означает “остров”. Ульмеруги жили близ Балтийского моря (Океана) на островах в дельте Вислы, откуда и были вытеснены пришедшими туда готами.(=========сидели тогда по берегам океана и "жили близ Балтийского моря (Океана) на островах в дельте Вислы" - явно не одно и то же; готы победили ульмеругов у низовий Вислы, но не победили всех ульмеругов. Да и явно вовлекли хотя бы женщин поселений ульмеругов в свой дальнейший этногенез. И уже вместо "чисто" готских имён Бериг, Гадариг появляется Филимер с именем, тяготеющим к формам типа Илмер или Владимир. П.З.)


65 Вандалы у Иордана всегда Vandali, но у Тацита — Vandilii, у Плиния — Vandili, у греческих авторов — ;;;;;;;; ================= здесь и далее греческие тексты см.: по источнику: П.З.) или ;;;;;;;;. Так и у Прокопия: вандилы в числе ;;;;;;; ;;;; (Bell. Vand., I, 22) или в числе ;;;;;;;;;;; (Bell. Goth., IV, 5, 5). В данном случае имеется в виду северное расселение вандалов между Вислой и Эльбой до второй половины II в., когда вандалы продвинулись к верховьям Эльбы. Дион Кассий называет Исполиновы горы, с которых течет Эльба, Вандальскими (Dio Cass. Hist. Rom., 55, 1, — “;;;;;;;;;; ;;;”).
66 Здесь названы имена трех из пяти первых готских королей, память о которых сохранилась в предании, отразившемся в рассказе Иордана. Короля Берига относят приблизительно к середине I в. н. э. Имена двух его преемников неизвестны; четвертым королем был Гадариг, пятым — сын его Филимер, при котором готы — ко второй половине II в. н. э. — появились на нижней Висле. Слово “pene” (“iam pene quinto rege”) не значит, конечно, “почти”, так как не может быть “почти пятого короля”, но указывает на древнюю историю племени, когда им правил “едва только пятый король”.
67 Слово “exercitus”, переводимое нами как “войско”, означает, собственно, всю мужскую боеспособную часть племени, которую сопровождают “familiae” — здесь в смысле обоза с женщинами, детьми, стариками и имуществом.
68 Ойум (Oium) — название той области, в которую пришли готы, передвигаясь с нижней Вислы на юг. Земли, называемые пришельцами на своем языке Ойум, находились в пределах Скифии, за рекой, в соседстве с которой расстилались болота и омуты. Слово “Ойум” близко готскому Aujom, что значит “страна, изобилующая водой”, “речная область”. Тот же термин мелькнул у Иордана при определении острова в устьях Вислы — “Gepedoios” (§ 96); автор указал, что так называли это место гепиды на своем родном языке. До сих пор старое немецкое слово “Au” или “Aue” определяет местность, окруженную водой, обильно орошаемую реками.
Весьма важно хотя бы наметить, где находилась область Ойум, чтобы попытаться установить, где впервые осели готы, придя на юг, приблизившись к Причерноморью. Существенно указание Иордана, что место перехода готами реки было окружено топями и омутами. Вероятно, он даже не представлял себе, какая именно это была река. Принимая во внимание повторение Иорданом (Get., § 39) сообщения, что готы с Филимером жили в Скифии у Мэотиды, естественно предположить, что они пересекли Днепр, тем более что часть готского племени прошла в Таврику. Труднее согласиться с предположением, будто готы пересекли Припять и Пинские болота, и вместе с тем в их предании никак не отразилось такое крупное событие, как переход через Днепр (а его они перешли несомненно, так как продвинулись в Крым). Невозможно также разделить мнение Г. В. Вернадского, что готы пересекли Днепр в том месте, на котором впоследствии вырос Киев, и пошли на восток, где у Донца и Оскола (или “Оспола”) встретили спалов — часть аланского племени, — с которыми и сразились (см. G. Vernadsky, Ancient Russia, р. 104—105, 114—115). Представляется наиболее вероятным подразумевать под готским “Ойум”, названным Иорданом (Get. § 28) “желанной землей” (“optatum solum”), древнюю греческую Гилею на левом берегу нижнего Днепра и его лимана. Hylaea (;;;;;) названа еще Геродотом (Hist., IV, 18, 19, 21, 55, 76), который рассказал, что к востоку от Борисфена (;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;; ;;;;;; ;;; ; ;;;;;) на единственном участке всего северного приазовского и причерноморского побережья тянулся прекрасный лес (IV, 18, 1). Ширину его в направлении к северу можно определить в 40 км, длину с запада на восток — в 140 км. Теперь там раскинулась степь, но в античное время, в средние века и даже в XVIII в. еще был густой смешанный лес. Готы, переходившие Днепр с большими затруднениями из-за болот, могли пересечь его в каком-либо месте против Гилеи, там, где вдоль левого берега Днепра, иногда сливаясь с ним, течет река Конка. Может быть, это была область так называемого Великого Луга, где бесчисленные протоки и мелкие озерца образуют обширное болото (см.: Ф. А. Браун, Разыскания в области гото-славянских отношений, стр. 224). Преодолев его (где-то около нынешних Берислава и Каховки?), готы имели возможность двинуться на юг, к Перекопу. Может быть, они перешли Днепр ниже, но опять же не минуя Конки: “в своем течении она раздробляется на множество островов и так называемых плавней, покрытых и до сих пор почти сплошным лесом...” (И. Е. Забелин, Заметка о древности днепровского Олешья, стр. 1 — 3). Характер этих мест объясняет и причину оседания части племени либо на островках, либо на правом берегу. Не это ли обстоятельство послужило в дальнейшем поводом к тому, что готы стали жить двумя самостоятельными частями: восточные, остроготы, заняли левобережье нижнего Днепра, западные, везеготы, — его правобережье? Третью, совершенно обособившуюся часть составили готы, ушедшие в Таврику; от них позднее отделились готы-трапезиты (тетракситы Прокопия), передвинувшиеся на Таманский полуостров.
69 Можно почти с уверенностью сказать, что река, которую готы перешли (“emenso amne”) на пути в Ойум и в Причерноморье, была Днепр. (Ср. предыдущее примечание.)
70 Спалы (Spali) — племя, на которое напали готы, когда пришли со своим вождем Филимером в область Ойум. Название “спалы” перекликается с названием “спалеи” (“Spalaei”), записанным Плинием (Plin., VI, 22), который относил расселение племени к реке Танаису; но особенно название “спалы” сближается с названием “споры” (;;;;;;), упоминаемым Прокопием. Последний относит имя споров к склавенам и антам вместе: “имя же как у склавенов, так и у антов было вначале одно — и те и другие исстари назывались спорами” (;;; ;;; ;;; ;;;;; ;;;;;;;;;; ;; ;;; ’;;;;;; ;; ;; ;;;;;;;; ;;. ;;;;;;; ;;; ;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;, — Bell. Goth., III, 14, 29). Прокопий пытается уяснить себе этимологию этого имени; по его мнению, оно происходит от наречия “;;;;;;;;”. В соответствии с широко распространенным в средние века приемом (например, в “Этимологиях” Исидора Севильского в VII в.; ср. толкования Иорданом племенных названий гепидов и герулов-элуров. Get., §§ 94—95, 117) он опирается на внешнее фонетическое сходство между словами “споры” и “;;;;;;;;”, “спорадически”, и делает поэтому следующий вывод о значении самого этнического названия: так как ;;;;;;;; значит “рассеянно”, “случайно”, “там и сям”, то “спорами” являются люди, которые “населяют землю, рассеянно раскидывая свои жилища” (;;; ;; ;;;;;;;;, ;;;;;, ;;;;;;;;;;;;; ;;; ;;;;; ;;;;;;;), “благодаря чему они и обладают громадной областью — им принадлежит большая часть того [левого] берега Истра”. Таким образом, если “спалы” Иордана и “споры” Прокопия совпадают, то, следовательно, готы, продвигаясь на юг, пересекли земли, населенные предками славян. В VI в. споры (по Прокопию) жили к северу от Дуная; раньше же, когда готы, перемещаясь к Понту, прошли через земли споров, последние жили, судя по словам Иордана, где-то на левобережье Днепра: ведь готы сразились с ними, перейдя реку (“emenso amne”) и вступив в область Ойум. О венетах и о спорах можно говорить, как об одном племени или как о группе племен, носящей либо первое, либо второе название, так как и венеты (по Иордану) и споры (по Прокопию) являлись общими именами для двух позднейших славянских разветвлений — склавенов и антов. Прокопий, неясно представлявший себе области северо-западного Причерноморья, не пытался установить, где именно обитали названные им древние споры. Говоря тут же (Bell. Goth., III, 14, 30) об обширной земле, которой владеют племена, расселяющиеся ;;;;;;;;, “рассеянно”, он имеет в виду современных ему склавенов и антов. Но в сочетании с беглым намеком Прокопия на общее древнее имя склавенов и антов (всего их “народа”, ; ;;;;), краткое, но важное замечание Иордана о спалах на нижнем Днепре приобретает для истории и археологии северного Причерноморья большое значение.

71 Это — существеннейшее свидетельство Иордана; он даже указывает свои источники: 1) песни-сказания, 2) сочинение историка Аблавия. Готы пришли на юг с Вислы, через область Ойум и места расселения спалов. Отсюда — из области спалов — готы продвинулись к берегам Черного моря, быть может, они остановились где-то на его побережье западнее Крыма. Далее (Get., § 39) Иордан говорит, что готы с вождем своим Филимером поселились около Мэотиды. Предположение, что Иордан, черпая сведения в древних народных песнях-сказаниях, заимствовал эти песни из сочинений историка Аблавия, неверно. Судя по тексту, Иордан пользовался двумя отдельными источниками: устной традицией — народными песнями и сказаниями — и письменной — трудом Аблавия.
72 Аблавий (Ablabius) — писатель, произведение которого не сохранилось. Его имя упоминается только Иорданом. Последний с особенным уважением относился к Аблавию, характеризуя его труд как “достовернейшую историю” (“verissima... historia”). Сведения, содержавшиеся в сочинении Аблавия, были очень ценны для истории готов, так как они относились к их древнейшему прошлому, едва ли хорошо известному даже людям IV в. Из Аблавия черпались данные о событиях II—начала III вв., когда готы продвинулись с севера в области Северного Причерноморья. Если бы удалось найти произведение Аблавия в недрах какого-нибудь архива, в составе какого-либо позднейшего труда, или хотя бы уловить фрагменты того, что он когда-то создал в виде “Истории”, — а счастливые находки могут случиться и в наши дни! — то это, несомненно, внесло бы много нового и уясняющего в сложную и изобилующую пробелами историю южнорусских степей и черноморского побережья. Действительно, Иордан называет Аблавия именно в связи с этими территориями; в § 28 говорится “о крайней части Скифии” (“extrema pars Scythiae”), о той, которая прилежит к Понту; в § 82 говорится о побережье Понта в Скифии (“limbus Ponti in Scythia”); в § 117 — о племенах, живущих около Мэотиды (“iuxta Maeotida palude inhabitans”).

73 Иосиф Флавий — еврейский писатель (род. в 37 г. в Иерусалиме, ум. в 95 г. в Риме), писавший по-гречески. Свидетель взятия Иерусалима Титом в 70 г., он жил затем во времена императоров Веспасиана, Тита и Домициана в Риме. Главные его труды — “Иудейская война” (с приложением к ней автобиографии) и “Иудейские древности”. Иордан мог читать “Иудейскую войну” в латинской обработке IV в. Надо думать, что интересовали его и “Иудейские древности”, где излагается история еврейского народа от сотворения мира до 65 г. н. э. В этом произведении Иордан мог прочесть, что “Магог [сын Иафета] управлял теми, которые были по нему названы магогами [греки же] прозвали их скифами” (Antiquitates, I, 6, 1). Иордан подчеркивает правдивость сообщений Иосифа Флавия.
74 Магог — библейское имя. В Библии им назван второй сын Иафета при перечислении потомства трех сыновей Ноя (Быт., 10, 2); в заключение перечня говорится: “От них распространились народы по земле после потопа” (Быт., 10, 32). Кроме того, в Библии же именем Магог называется некая земля, в которой царствовал Гог (Иезек., 38, 2 и 39, 6). В средние века считалось, что в далеких восточных странах есть царство Гога и Магога, враждебное всему христианскому миру. В предыдущем примечании приведен текст из “Иудейских древностей” Иосифа Флавия, который ставит знак равенства между “Магогом” и “скифами”. Иероним это повторил: “Магог— Скифы” (Lib. hebraic. quaest. in genesin, 20, 2). Но Иероним — писатель начала V в., — несомненно, вкладывал в понятие “скифы” (“Магог”) иное содержание, чем Иосиф Флавий — писатель I в. Под магогом — скифами Иероним подразумевал современных ему гуннов. Такое объяснение держалось и позднее: в начале VI в. архиепископ Кесарийский Андрей в комментарии к Апокалипсису писал, что библейские племена Гог и Магог — те же скифские племена, “которые мы зовем гуннскими” (MPG, 106, col. 416). Вместе с тем Иероним не рассматривает готов как представителей племени магог и сомневается, прав ли Амвросий (ум. в 397 г.), его современник, в комментарии на книгу Иезекииля (“De fide”, II, 17), приписывая имена Гога и Магога не скифам, а готам, “недавно неистовствовавшим в нашей стране”; “наоборот, — продолжает Иероним, — все ученые скорее привыкли называть готов гетами, чем гогом и магогом”. Однако в VII в. Исидор Севильский писал: “Магог — от коего, как полагают, ведут свое происхождение скифы и геты”; и еще: “древние называли [готов] чаще гетами, чем готами” (Isid. Etymol., IX, ;, 27 и 89).

75 В разъяснение того, каким образом готы (или геты) называются скифами “и по племени” (et natione), “и по имени” (et vocabulo), можно привести толкование Исидора Севильского, нелепое, как большинство толкований этого авторитетнейшего для западного средневековья писателя. Он сообщает, что скифы и готы происходят от Магога, сына Иафета; сами готы — скифского происхождения (“Gothi Scythica probantur origine”), потому что имя “готы” не очень отличается от имени “скифы” — стоит только изменить и отбросить букву: “demutata enim ас detracta littera Getae quasi Scythae sunt nuncupati”. А последний слог имени Магог, будучи слегка изменен, указывает на название “гот”. Так посредством излюбленной Исидором Севильским игры слов и кажущегося их фонетического сходства доказывается тождество скифов и готов (Isid. Goth. Laud., с. 66; Isid. Etymol., IX, I, 89). Ср. издание Момсена, стр. 61, прим. 1.
http://krotov.info/acts/06/iordan/iordan06.html
Всё здесь относительно справедливо. Но народы Скифии связывались и с библейским «князем Рош» (Рос) http://www.proza.ru/2011/03/18/207; http://www.russika.ru/termin.asp?ter=1909 ; http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111120.htm ; http://traditio.ru/wiki/; http://traditio.ru/wiki/ Эпическая память индоевропейцев в Махабхарате и т.д.
Иордан отметил ульмеругов сидящими по берегам Океана. Птолемей за четыре века до него указывал контролирующими Венедский залив Сарматского океана (Балтики) венедов. Готы победили часть ульмеругов у низовий Вислы. Но они явно не победили всех ругов. Иордан отметил каких-то рогов, вошедших в 4 веке в державу Германариха.  http://www.proza.ru/2010/08/13/1047 Уроги известны по событиям 5 века севернее Чёрного моря http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2315 ; http://www.proza.ru/2009/04/02/495 и т.д.


Rugii
From Wikipedia, the free encyclopedia
  (Redirected from Rugi)
Jump to: navigation, search
"Rugians" redirects here. For the Slavic tribe, see Rani (Slavic tribe).
 
 
Settlement areas of the Rugii: Rogaland, Pomerania (since 1st century), Rugiland (5th century); R;gen (uncertain)
The Rugii, also Rugians, Rygir, Ulmerugi, or Holmrygir (Norwegian: Rugiere, German: Rugier) were an East Germanic tribe, who in the 1st century lived at the southern shore of the Baltic Sea in what is now Pomerania, and in the 5th century lived in a kingdom in what is now Austria, which at times was a client of the Hun empire. Rugii also lived in Norwegian Rogaland, yet the connection to the continental Rugii is unknown. The Rugii joined the Ostrogoths in the late 5th century.
Contents
[hide]
• 1 Etymology
• 2 Rogaland
• 3 In Pomerania
o 3.1 Archaeological cultures
• 4 In Pannonia, Rugiland and Italy
• 5 R;gen, Rugini
• 6 See also
• 7 References

[edit] Etymology
The tribal name "Rugii" or "Rygir" is a derivate of the Old Norse term for rye, rugr, and is thus translated "rye eaters" or "rye farmers".[1] Holmrygir and Ulmerugi are both translated as "island Rugii".[1]
[edit] Rogaland
Rogaland or Rygjafylke is a region (fylke) in south west Norway. Rogaland translates "Land of the Rygir" (Rugii), the transition of rygir to roga is sufficiently explained with the general linguistic transitions of the Norse language.[1] Scholars suggest a migration either of Rogaland Rugii to the southern Baltic coast, the other way around, or an original homeland on the islands of Denmark in between these two regions.[1] None of these theories is so far backed by archaeological evidence.[1] Another theory suggests that the name of one of the two groups was adapted by the other one later without any significant migration taking place.[1] Scholars regard it very unlikely that the name was invented twice.[1]
[edit] In Pomerania
Further information: Early history of Pomerania
 
 
The Roman empire under Hadrian (ruled 117-38): the Rugii inhabit a region corresponding to modern Pomerania (northern Germany and Poland)
The Rugii were first mentioned by Tacitus[2] in the late 1st century.[1][3][4] Tacitus' description of their contemporary settlement area, adjacent to the Goths at the "ocean", is generally seen as the southern coast of the Baltic Sea, the later Pomerania.[1][3][4] Tacitus characterized the Rugii as well as the neighboring Goths and Lemovii saying they carried round shields and short swords, and obeyed their regular authority.[1][3][4] Ptolemaeus[5] in 150 AD mentions a place named Rhougion (also transliterated from Greek as Rougion, Rugion, Latinized Rugium or Rugia) and a tribe named Routikleioi in the same area, both names have been associated with the Rugii.[1][4] Jordanes[6] says the Goths upon their arrival in this area expelled the Ulmerugi.[1][4] and makes other, retrospect references to the Rugii in his Getica[7] of the 6th century.[1] The 9th century Old English Widsith, a compilation of earlier oral traditions, mentions the tribe of the Holmrycum without localizing it.[1] Holmrygir are mentioned in an Old Norse Skaldic poem, H;konarm;l,[8] and probably also in the Haraldskv;;i.[1]
Many Rugii had left the Baltic coast during the migration period. It is assumed that Burgundians, Goths and Gepids with parts of the Rugians left Pomerania during the late Roman Age, and that during the migration period, remnants of Rugians, Vistula Veneti, Vidivarii and other, Germanic tribes remained and formed units that were later Slavicized.[9] The Vidivarii themselves are described by Jordanes in his Getica as a melting pot of tribes who in the mid-6th century lived at the lower Vistula.[10][11] Though differing from the earlier Willenberg culture, some traditions were continued.[11] One hypothesis, based on the sudden appearance of large amounts of Roman solidi and migrations of other groups after the breakdown of the Hun empire in 453, suggest a partial re-migration of earlier emigrants to their former northern homelands.[11]
[edit] Archaeological cultures
The Oxh;ft culture is associated with parts of the Rugii and Lemovii.[4] The archaeological Gustow group of Western Pomerania is also associated with the Rugii.[12][13] The remains of the Rugii west of the Vidivarii, together with other Gothic, Veneti, and Gepid groups, are believed to be identical with the archaeological Debczyn group.[9]
[edit] In Pannonia, Rugiland and Italy
In the beginning of the 4th century, large parts of the Rugii moved southwards and settled at the upper Tisza in ancient Pannonia, in what is now modern Hungary. They were later attacked by the Huns but took part in Attila's campaigns in 451, but at his death they rebelled and created a kingdom of their own in Rugiland, a region presently part of lower Austria (ancient Noricum), north of the Danube.[14] The Rugii of Rugiland were led by king Feletheus, also called Feva, and his wife Gisa.[14] Yet other Rugii had already become foederati of Odoacer, who was to become the first Germanic king of Italy.[14] Feletheus' Rugii were utterly defeated by Odoacar in 487; many came into captivity and were carried to Italy, and subsequently, Rugiland was settled by the Lombards.[14] Records of this era are made by Procopius,[15] Jordanes and others.[1]
Two years later, Rugii joined the Ostrogothic[16] king Theodoric the Great when he invaded Italy in 489. In Italy, they formed their own client[16] division and disappeared with the Ostrogoths.
[edit] R;gen, Rugini
Uncertain and disputed is the association of the Rugii with the name of the isle of R;gen and the tribe of the Rugini. Though some scholars suggested that the Rugii passed their name to the isle of R;gen in modern Northeast Germany, other scholars presented alternative hypotheses of R;gen's etymology associating the name to the mediaeval Rani (Rujani) tribe.[1][4]
The Rugini were only mentioned once, in a list of tribes still to be Christianised drawn up by the English monk Bede (Beda venerabilis) in his Historia ecclesiastica of the early 8th century.[1][17] Whether the Rugini were remnants of the Rugii is speculative.[1] The Rugini were also associated with the Rani.[17][18]
[edit] See also
 
Ancient Germanic culture portal

• List of Germanic peoples
[edit] References
1. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s Johannes Hoops, Herbert Jankuhn, Heinrich Beck, Dieter Geuenich, Heiko Steuer, Reallexikon der germanischen Altertumskunde, 2nd edition, Walter de Gruyter, 2004, pp.452ff, ISBN 3-11-017733-1
2. ^ Tacitus, Germania, Germania.XLIV
3. ^ a b c The Works of Tacitus: The Oxford Translation, Revised, With Notes, BiblioBazaar, LLC, 2008, p.836, ISBN 0-559-47335-4
4. ^ a b c d e f g J. B. Rives on Tacitus, Germania, Oxford University Press, 1999, p.311, ISBN 0-19-815050-4
5. ^ Ptolemaeus II,11,12
6. ^ Jordanes, Getica, IV,26
7. ^ Jordanes, Getica, L,261.266; LIV,277
8. ^ Skj, B I,57
9. ^ a b Johannes Hoops, Hans-Peter Naumann, Franziska Lanter, Oliver Szokody, Heinrich Beck, Rudolf Simek, Sebastian Brather, Detlev Ellmers, Kurt Schier, Ulrike Sprenger, Else Ebel, Klaus D;wel, Wilhelm Heizmann, Heiko Uecker, J;rgen Udolph, Reallexikon der germanischen Altertumskunde, Walter de Gruyter, p.282, ISBN 3-11-017535-5
10. ^ Andrew H. Merrills, History and Geography in Late Antiquity, Cambridge University Press, 2005, p.325, ISBN 0-521-84601-3
11. ^ a b c Mayke De Jong, Frans Theuws, Carine van Rhijn, Topographies of Power in the Early Middle Ages, BRILL, 2001, p.524, ISBN 90-04-11734-2
12. ^ Magdalena Ma;czy;ska, Tadeusz Grabarczyk, Die sp;tr;mische Kaiserzeit und die fr;he V;lkerwanderungszeit in Mittel- und Osteuropa, Wydawn. Uniwersytetu ;;d;, 2000, p.127, ISBN 83-7171-392-4
13. ^ Horst Keiling, Arch;ologische Funde von der fr;hr;mischen Kaiserzeit bis zum Mittelalter aus den mecklenburgischen Bezirken, Museum f;r Ur- und Fr;hgeschichte Schwerin, 1984, pp.8:12
14. ^ a b c d William Dudley Foulke, Edward Peters, History of the Lombards, University of Pennsylvania Press, 1974, pp.31ff, ISBN 0-8122-1079-4
15. ^ Procopius, Bellum Gothicum VI,14,24; VII,2,1.4
16. ^ a b Hans-Werner Goetz, J;rg Jarnut, Walter Pohl, Regna and gentes: the relationship between late antique and early medieval peoples and kingdoms in the transformation of the Roman world, Brill, 2003, p.68, ISBN 90-04-12524-8
17. ^ a b David Fraesdorff, Der barbarische Norden: Vorstellungen und Fremdheitskategorien bei Rimbert, Thietmar von Merseburg, Adam von Bremen und Helmold von Bosau, Akademie Verlag, 2005, p.55, ISBN 3-05-004114-5
18. ^ Joachim Herrmann, Welt der Slawen: Geschichte, Gesellschaft, Kultur, C.H. Beck, 1986, p.265, ISBN 3-406-31162-8
 This article contains content from the Owl Edition of Nordisk familjebok, a Swedish encyclopedia published between 1904 and 1926 now in public domain
http://en.wikipedia.org/wiki/Rugi


Часть ругов явно тяготела к словено-русам, что русская Википедия трактует как «Смешивание ругов с руссами»

+++ В X веке этноним руги был перенесён западноевропейцами на жителей Киевской Руси. Есть частные предположения, что в IX веке племя русь с Рюриком пришло в Приильменье с острова Рюген, или из мест, где жили руги.
Самое раннее упоминание о ругах-славянах содержится в «Раффельштеттенском таможенном уставе», изданном около 905 года для взимания торговых пошлин с купцов от ругов и богемов (чехов), желающих торговать в Баварской Восточной марке на Дунае. Современный историк и филолог А. В. Назаренко считает, что ругами именовались купцы из Киевской Руси.[9]
Продолжатель Регинона, рассказывая о миссии епископа Адальберта в 961—962 годах в Киев, называет княгиню Ольгу королевой ругов (reginae Rugorum) и неоднократно именует русских ругами. Английский священник Роджер в своей «Хронике» конца XII века, описывая события в Англии в 1-й половине XI века, пишет об одном знатном изгнаннике: «бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией.»[10]
Ведомости о ругах (киевских русах) проникли также во Францию, что было связано с женитьбой французского короля Генриха I на Анне (1051 г.), дочери Ярослава Мудрого. Сообщая об этой свадьбе, Гийом Жюмьезский, автор истории норманов, писал, что Генрих женился на дочери короля ругов. Некоторые авторы полагают (например Г. Ловмянский) что эти сведения были получены им от русов из окружения Анны.
В современной популярной литературе под влиянием сочинений XIX века [11] ругами называют также полабских славян, населявших в средние века остров Рюген и прибалтийское славянское Поморье от Эльбы до Одера. В синхронных источниках жителей Рюгена называли ранами или руянами, а все отождествления славян-руян с ругами делаются в рамках частных предположений без документальных подтверждений.
http://ru.wikipedia.org/wiki/


Мне уже приходилось отметить.


======Гетам-готам из Скандинавии надо бы встретить здесь венедов, а пришлось сражаться с Ульмеругами (Ulmerugi). Уже они вместо венедов «сидели на берегах (Сарматского) Океана». Обычно они рассматриваются как руги с островов, островные руги, так как слово «holmr», «holm» означает «остров». Основные укрепления Ульмеругов локализуют на островах в дельте Вислы. Но остров Рюген (Руян) со славянским святилищем Аркона все же вдали от этого устья. Участие ругов в истории Руси прослеживается давно и основательно.
Помня о скандинавском Хольмгарде (Новгороде), мысли об уходе части ульмеругов к Ильменю и затем на Волгу не беспочвенны. 
Только победив ульмеругов, готы подчинили и «их соседей вандалов, присоединив и их к своим победам. Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, {27 } чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум (разные локализации, вплоть до славянской ПОЙМА – низинные луга Приильменья).
Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться. Говорят, что та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала ее недосягаемой, соединив вместе и то и другое.
Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого [пребывания], {28 } хотя слышно это издалека. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы».
Филимер именем крайне подозрительно созвучен Илмеру – так называют Ильмень многие летописные списки. В итоге по созвучию слово не финское, а хотя бы индоевропейское. Напомним сведения «Иоакимовской летописи»
Об истории Иоакима, Епископа Новгородского
«D. Бастарн князь. Славенск гр. Скиф обиталище. Князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна (7), пошел к полуночи и град великий создал, во свое имя Славенск нарек (8). А Скиф остался у Понта и Меотиса в пустынях обитать, питаясь от скота и грабительства, и прозвалась страна та Скифия Великая (9).
После устроения Великого града умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал (10), правил славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.
Гардорик князь. Гунигард князь. Избор князь. Владимир. Столпосвят. Адвинда. После сего Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара (11) с великими войсками славян, руси и чуди. И сии уйдя, многие земли завоевав, не возвратились. А Вандал разгневался на них, все земли их от моря до моря (12) себе подчинил и сынам своим передал. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу, и в их имена нарек (13), и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер, а после себя Избору град Великий и братию его во власть передал. Потом умер Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть над всей землей. Он имел жену от варяг Адвинду (14), очень прекрасную и мудрую, о ней же многое стариками повествуется и в песнях восхваляется.
Е. По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который девятым был после Владимира, имена же сих восьми неведомы (15), ни дел их, разве в песнях древних воспоминают (16)».
Не превратился ли Гадарик Иордана в Гардорика и Гунигара «Иоакимовской летописи»?! Не стал ли образ Вандала этой летописи образной памятью об участии вандалов в истории славян ?! Не замещен ли Филимер образом Владимира (Старшего, сына Вандала) летописи ?! Да, сюжеты Иордана и «Иоакима» заметно различаются. Но они посвящены эпическим для этих авторов временам. И здесь существенную роль играют созвучия и символика имен. 
Где находилась область Ойум, тоже хватает предположений. По Иордану, место перехода готами какой-то реки (за которой восхищало великое обилие тех краев), было окружено топями и омутами. Готы с Филимером обосновались в Скифии у Мэотиды (Азовского моря), где хватает своих болотистых мест. Есть и предположения, будто готы пересекли Припять и Пинские болота, но в их предании никак не отразилось такое неизбежное при этом крупное событие, как переход через Днепр. Возражают и мнению Г. В. Вернадского, что готы пересекли Днепр в том месте, на котором впоследствии вырос Киев, и пошли на восток, где у Донца и Оскола (или «Оспола») встретили спалов – часть аланского племени, – с которыми и сразились (см. G. Vernadsky, Ancient Russia, р. 104–105, 114–115).
Допускается, что наиболее вероятно подразумевать под готским «Ойум», названным Иорданом (Get. § 28) «желанной землей» («optatum solum»), древнюю греческую Гилею на левом берегу нижнего Днепра и его лимана. Hylaea (;;;;;) названа еще Геродотом (Hist., IV, 18, 19, 21, 55, 76). Так это или не так, но версии стоит упоминать все. И среди них поймы Приильменья. Примерно веков через семь, после Филимера, послы от славян, чюди, веси и меря напоминали скандинавам: «Земля наша велика и обильна…»  На древнюю память уповали ?!
 Спалы (Spali), которых победили готы Филимера, тоже настораживают. Название «спалы» перекликается с названием «спалеи» («Spalaei»), записанным Плинием (Plin., VI, 22), который относил расселение племени к реке Танаису. А особенно название «спалы» сближается с названием «споры» (;;;;;;), упоминаемым Прокопием. Последний относит имя споров к склавенам и антам вместе: «имя же как у склавенов, так и у антов было вначале одно – и те и другие исстари назывались спорами» (;;; ;;; ;;; ;;;;; ;;;;;;;;;; ;; ;;; ’;;;;;; ;; ;; ;;;;;;;; ;;. ;;;;;;; ;;; ;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;, – Bell. Goth., III, 14, 29).
Прокопий пытается уяснить себе этимологию этого имени; по его мнению, оно происходит от наречия «;;;;;;;;». В соответствии с широко распространенным в средние века приемом (например, в «Этимологиях» Исидора Севильского в VII в.; ср. толкования Иорданом племенных названий гепидов и герулов элуров. Get., §§ 94–95, 117) он опирается на внешнее фонетическое сходство между словами «споры» и «;;;;;;;;», «спорадически», и делал вывод о значении самого этнического названия: так как ;;;;;;;; значит «рассеянно», «случайно», «там и сям», то «спорами» являются люди, которые «населяют землю, рассеянно раскидывая свои жилища» (;;; ;; ;;;;;;;;, ;;;;;, ;;;;;;;;;;;;; ;;; ;;;;; ;;;;;;;), «благодаря чему они и обладают громадной областью – им принадлежит большая часть того [левого] берега Истра».
 Таким образом, если «спалы» Иордана и «споры» Прокопия совпадают, то, следовательно, готы, продвигаясь на юг, пересекли земли, населенные именно славянами. А эти земли в Скифии начинались хотя бы от ульмеругов и вандалов.
Во времена Иордана славяне были заметны и на других землях.
«Между этими реками (Дунаем и Олтом: П.З.) лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы (здесь как часть Карпат: П.З.). У левого их склона (северного) , спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов.
Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. По различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север – до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же– сильнейшие из обоих [племен] – распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов.
На побережье океана, там, где через три гирла поглощаются воды реки Вистулы, живут видиварии, собравшиеся из различных племен; за ними берег океана держат эсты, вполне мирный народ.  К югу соседит с ними сильнейшее племя акациров, не ведающее злаков, но питающееся от скота и охоты».

Новиетун («Новый тын», Новый город; civitas Novietunense) – название, многократно встречавшееся в местах расселения кельтских племен. Само слово состоит из nov ios («новый») и кельтского термина dun on («укрепление», близкое русскому «тын»). В древней Галлии, на территориях племен эдуев, битуригов, диаблинтов, гельветов, нервиев (Caes., De bello Gallico), были рассеяны поселения, которые назывались «Новиодунами». Галлы же занесли это название в северную Италию, так как на правом берегу реки По, около Пьяченцы, судя по надписи 104 г. н. э. (CIL, ;;, 1147), было селение Новиодун. Самым восточным и наиболее отдаленным от указанного скопления Новиодунов был Новиодун в области племени бастарнов (сына Словена по Иоакимовской летописи), в Нижней Мезии, на правом берегу Дуная, немного выше его дельты. Теперь это городок Исакча. Также в области кельтизированного населения возник Невиодун в пределах Верхней Паннонии, расположенный на правом берегу р. Савы (собственно, на берегу ее высохшего старого русла), ниже города Эмоны (нын. Любляны), на римской дороге от Дуная к Аквилейе и в Италию.
Мнения ученых относительно местонахождения упомянутого Иорданом Новиетуна расходятся. Моммсен в указателе географических названий безоговорочно переправил «Novietunum» на «Noviodunum», будучи уверен, что имеется в виду Новиодун – Исакча на нижнем Дунае, но не Невиодун на Саве. Есть и другие мнения.
Обращают внимания на то, что Иордан ввел в свое написание букву «е» (она сохраняется во всех разночтениях, отмеченных Моммсеном), и не сопоставить ее со звуком «е» (от древней формы nevio – novio), присутствующим в названии южно паннонского Новиодуна – Невиодуна. Несмотря на некоторые искажения географических названий, Иордан тем не менее нигде в своем тексте не обнаружил склонности к изменению буквы о на букву е. Локализации Мурсианского озера (начиная с вариантов у Меотиды) посвящены внушительные статьи.
Вариант локализации славян на начало 6 века указан на карте.
Гетам-готам из Скандинавии надо бы встретить здесь венедов, а пришлось сражаться с Ульмеругами (Ulmerugi). Уже они вместо венедов «сидели на берегах (Сарматского) Океана». Обычно они рассматриваются как руги с островов, островные руги, так как слово «holmr», «holm» означает «остров». Основные укрепления Ульмеругов локализуют на островах в дельте Вислы. Но остров Рюген (Руян) со славянским святилищем Аркона все же вдали от этого устья. Участие ругов в истории Руси прослеживается давно и основательно.
Помня о скандинавском Хольмгарде (Новгороде), мысли об уходе части ульмеругов к Ильменю и затем на Волгу не беспочвенны.
 
Только победив ульмеругов, готы подчинили и «их соседей вандалов, присоединив и их к своим победам. Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, {27 } чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум (разные локализации, вплоть до славянской ПОЙМА – низинные луга Приильменья).
Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться. Говорят, что та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала ее недосягаемой, соединив вместе и то и другое.
Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого [пребывания], {28 } хотя слышно это издалека. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы».
Филимер именем крайне подозрительно созвучен Илмеру – так называют Ильмень многие летописные списки. В итоге по созвучию слово не финское, а хотя бы индоевропейское. Напомним сведения «Иоакимовской летописи»
Об истории Иоакима, Епископа Новгородского

«D. Бастарн князь. Славенск гр. Скиф обиталище. Князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна (7), пошел к полуночи и град великий создал, во свое имя Славенск нарек (8). А Скиф остался у Понта и Меотиса в пустынях обитать, питаясь от скота и грабительства, и прозвалась страна та Скифия Великая (9).
После устроения Великого града умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал (10), правил славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.
Гардорик князь. Гунигард князь. Избор князь. Владимир. Столпосвят. Адвинда. После сего Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара (11) с великими войсками славян, руси и чуди. И сии уйдя, многие земли завоевав, не возвратились. А Вандал разгневался на них, все земли их от моря до моря (12) себе подчинил и сынам своим передал. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу, и в их имена нарек (13), и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер, а после себя Избору град Великий и братию его во власть передал. Потом умер Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть над всей землей. Он имел жену от варяг Адвинду (14), очень прекрасную и мудрую, о ней же многое стариками повествуется и в песнях восхваляется.
Е. По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который девятым был после Владимира, имена же сих восьми неведомы (15), ни дел их, разве в песнях древних воспоминают (16)».

Не превратился ли Гадарик Иордана в Гардорика и Гунигара «Иоакимовской летописи»?! Не стал ли образ Вандала этой летописи образной памятью об участии вандалов в истории славян ?! Не замещен ли Филимер образом Владимира (Старшего, сына Вандала) летописи ?! Да, сюжеты Иордана и «Иоакима» заметно различаются. Но они посвящены эпическим для этих авторов временам. И здесь существенную роль играют созвучия и символика имен. 
Где находилась область Ойум, тоже хватает предположений. По Иордану, место перехода готами какой-то реки (за которой восхищало великое обилие тех краев), было окружено топями и омутами. Готы с Филимером обосновались в Скифии у Мэотиды (Азовского моря), где хватает своих болотистых мест. Есть и предположения, будто готы пересекли Припять и Пинские болота, но в их предании никак не отразилось такое неизбежное при этом крупное событие, как переход через Днепр. Возражают и мнению Г. В. Вернадского, что готы пересекли Днепр в том месте, на котором впоследствии вырос Киев, и пошли на восток, где у Донца и Оскола (или «Оспола») встретили спалов – часть аланского племени, – с которыми и сразились (см. G. Vernadsky, Ancient Russia, р. 104–105, 114–115).
 
Допускается, что наиболее вероятно подразумевать под готским «Ойум», названным Иорданом (Get. § 28) «желанной землей» («optatum solum»), древнюю греческую Гилею на левом берегу нижнего Днепра и его лимана. Hylaea (;;;;;) названа еще Геродотом (Hist., IV, 18, 19, 21, 55, 76). Так это или не так, но версии стоит упоминать все. И среди них поймы Приильменья. Примерно веков через семь, после Филимера, послы от славян, чюди, веси и меря напоминали скандинавам: «Земля наша велика и обильна…»  На древнюю память уповали ?!
 Спалы (Spali), которых победили готы Филимера, тоже настораживают. Название «спалы» перекликается с названием «спалеи» («Spalaei»), записанным Плинием (Plin., VI, 22), который относил расселение племени к реке Танаису. А особенно название «спалы» сближается с названием «споры» (;;;;;;), упоминаемым Прокопием. Последний относит имя споров к склавенам и антам вместе: «имя же как у склавенов, так и у антов было вначале одно – и те и другие исстари назывались спорами» (;;; ;;; ;;; ;;;;; ;;;;;;;;;; ;; ;;; ’;;;;;; ;; ;; ;;;;;;;; ;;. ;;;;;;; ;;; ;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;, – Bell. Goth., III, 14, 29).

Прокопий пытается уяснить себе этимологию этого имени; по его мнению, оно происходит от наречия «;;;;;;;;». В соответствии с широко распространенным в средние века приемом (например, в «Этимологиях» Исидора Севильского в VII в.; ср. толкования Иорданом племенных названий гепидов и герулов элуров. Get., §§ 94–95, 117) он опирается на внешнее фонетическое сходство между словами «споры» и «;;;;;;;;», «спорадически», и делал вывод о значении самого этнического названия: так как ;;;;;;;; значит «рассеянно», «случайно», «там и сям», то «спорами» являются люди, которые «населяют землю, рассеянно раскидывая свои жилища» (;;; ;; ;;;;;;;;, ;;;;;, ;;;;;;;;;;;;; ;;; ;;;;; ;;;;;;;), «благодаря чему они и обладают громадной областью – им принадлежит большая часть того [левого] берега Истра».
 Таким образом, если «спалы» Иордана и «споры» Прокопия совпадают, то, следовательно, готы, продвигаясь на юг, пересекли земли, населенные именно славянами. А эти земли в Скифии начинались хотя бы от ульмеругов и вандалов.

Во времена Иордана славяне были заметны и на других землях.
«Между этими реками (Дунаем и Олтом: П.З.) лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы (здесь как часть Карпат: П.З.). У левого их склона (северного) , спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов.
Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. По различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север – до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же– сильнейшие из обоих [племен] – распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов.
На побережье океана, там, где через три гирла поглощаются воды реки Вистулы, живут видиварии, собравшиеся из различных племен; за ними берег океана держат эсты, вполне мирный народ.  К югу соседит с ними сильнейшее племя акациров, не ведающее злаков, но питающееся от скота и охоты».

Новиетун («Новый тын», Новый город; civitas Novietunense) – название, многократно встречавшееся в местах расселения кельтских племен. Само слово состоит из nov ios («новый») и кельтского термина dun on («укрепление», близкое русскому «тын»). В древней Галлии, на территориях племен эдуев, битуригов, диаблинтов, гельветов, нервиев (Caes., De bello Gallico), были рассеяны поселения, которые назывались «Новиодунами». Галлы же занесли это название в северную Италию, так как на правом берегу реки По, около Пьяченцы, судя по надписи 104 г. н. э. (CIL, ;;, 1147), было селение Новиодун. Самым восточным и наиболее отдаленным от указанного скопления Новиодунов был Новиодун в области племени бастарнов (сына Словена по Иоакимовской летописи), в Нижней Мезии, на правом берегу Дуная, немного выше его дельты. Теперь это городок Исакча. Также в области кельтизированного населения возник Невиодун в пределах Верхней Паннонии, расположенный на правом берегу р. Савы (собственно, на берегу ее высохшего старого русла), ниже города Эмоны (нын. Любляны), на римской дороге от Дуная к Аквилейе и в Италию.
Мнения ученых относительно местонахождения упомянутого Иорданом Новиетуна расходятся. Моммсен в указателе географических названий безоговорочно переправил «Novietunum» на «Noviodunum», будучи уверен, что имеется в виду Новиодун – Исакча на нижнем Дунае, но не Невиодун на Саве. Есть и другие мнения.
Обращают внимания на то, что Иордан ввел в свое написание букву «е» (она сохраняется во всех разночтениях, отмеченных Моммсеном), и не сопоставить ее со звуком «е» (от древней формы nevio – novio), присутствующим в названии южно паннонского Новиодуна – Невиодуна. Несмотря на некоторые искажения географических названий, Иордан тем не менее нигде в своем тексте не обнаружил склонности к изменению буквы о на букву е. Локализации Мурсианского озера (начиная с вариантов у Меотиды) посвящены внушительные статьи.
Вариант локализации славян на начало 6 века указан на карте.
Важно отметить, что название типа Новгород (Новиедун) славяне у своих рубежей уже использовали. И это отчасти напоминает Неаполь Скифский.

Е.Н.Носов в одной из своих работ отметил:
«Русские хронографы и летописи второй половины XVII и XVIII в. содержат легендарную часть «О истории еже о начале Русския земли и создании Новаграда...», где сообщается о городе Словенске, который предшествовал Новгороду и находился от него вверх по течению Волхова на расстоянии «яко поприще и боле», т. е. на месте Городища.133 Нельзя исключать, что в предании о Словенске народная память в легендарной форме сохранила отзвуки реальных событий (этому не противоречат сообщения восточных географов и археологические материалы).
Что касается известного сообщения Иордана (VI в.) о том, что «Склавины живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским до Данастра, а на север — до Висклы...», которое автор новейшей монографии о названиях древнерусских городов В. П. Нерознак пытается интерпретировать как якобы первое упоминание Новгорода в иноязычных источниках, отождествляя склавен со словенами ильменскими, а Мурсианское озеро — с оз. Ильмень, то это толкование расходится со всеми имеющимися письменными и археологическими данными о расселении славян и происхождении Новгорода и уже давно оставлено специалистами. У Иордана речь идет совсем о другой территории — о склавинах, живущих между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы.134»

Понятно, что по смыслу и Неаполь Скифский оказывается в ряду предшественников Новгорода. Сообщение Иордана, что «к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов», не позволяет выводить земли венедов на Дунай – это много южнее места рождения Вистулы (Вислы).
Если так, то склавины жили на землях от какого-то города Новиетуна и озера Мурсианского (Мурсы) до верховий или даже низовий Данастра (Днестра), а на север – до верховий и даже низовий Вислы.
Хорватский Осиек (античная Мурса) на реке Драва (в 25 км от впадения в Дунай) никак к северу от истоков Вислы не попадает. Римский им¬ператор Адриан в 331 г. преобра¬зовал укрепленный военный ла¬герь Мурса в колонию со специ¬альными привилегиями, где пос¬ле получения христианством офи¬циального статуса находился центр большой епархии.  Позднее Мурса стала центром распространения арианской ереси (ариане не при¬нимали догмат о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына), которую поддерживали многие выходцы из Скифии. Рассе¬лившиеся здесь в VI в. хорватские общины основали рядом с руина¬ми Мурсы поселение с названием Осиек. Но здесь невозможно найти Мурсианское озеро.

Название Мурсианское (или Мурсийское) озеро (lacus Mursianus, Morsianus, в разночтениях Моммсен отметил еще Musianus) не встречается ни одного из известных авторов, кроме Иордана, да и он упоминает о Мурсианском озере лишь дважды. Указывает на места (в самом общем, конечно, смысле), где Германия соприкасалась со Скифией и откуда последняя простиралась к востоку. И служит указанием границы (также в самом общем смысле), от которой начинались поселения склавенов, достигавшие на востоке Днестра. В первом случае  озеро названо stagnus, что вызывает представление как бы о стоячей воде, т. е. не о реке, а об обширном водоеме, озере или пруде (но не болоте).
Во втором, сообщив о том, что склавены расселились «от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским» (§ 35), Иордан добавил, что они живут среди болот и лесов, причем для обозначения болот употребляет точное слово paludes. Да и огромный водоем Мэотиды, целое море, обычно называется Maeotis palus, ;;;;;;; ;;;;;, т. е. болото. Здесь слово palus связано, вероятно, с первым знакомством с Мэотидой со стороны Кавказа; восточные берега Азовского моря, как известно, сильно заболочены, вдоль них тянется широкая полоса плавней. Впрочем, как в античных, так и в средневековых географических описаниях Мэотида называлась не только «болотом», но и озером, и морем (Mela, I, 14, 112–113; De adm. imp. 42; ср. прим. 82). Ввиду возможности сопоставления в тексте самого Иордана терминов «lacus», «stagnus», с одной стороны, и «palus» – с другой, следует подчеркнуть, что границей расселения склавенов Иордан считал именно озеро, а не болото.
Вопрос о местонахождении Мурсианского озера интересовал ученых более трех веков назад. Например, в статье Л. Хауптмана (L. Hauptmann, Les rapports des Byzantins avec les Slaves et les Avares pendant la seconde moitie du VI s.; 1927) перечислены авторы, высказывавшиеся относительно Мурсианского озера. Первым в перечне назван ректор Утрехтского университета, филолог и историк П. Весселинг (Р. Wesseling, 1692–1764), который затронул вопрос о Мурсианском озере в сочинении «Vetera Romanorum itineraria», вышедшем в Амстердаме в 1735 г. Весселинг предполагал, что Мурсианское озеро находилось где то около «Nova civitas», в Мезии (Ibid., р. 226). Таубе (в 1778 г.) и Фесслер (в 1815 г.) считали, что Мурсианское озеро Иордана надо искать около г. Мурсы (F. W. Taube, Beschreibung des K;nigreiches Slawonien und des Herzogtumes Syrmien, III. Buch, welches die Topographie enth;lt, Leipzig, 1778, S. 10; J. A. Fessler, Die Geschichten der Ungern und ihrer Landsassen, Bd. I, Leipzig, 1815, S. 41–42).

С течением времени сформировались целые линии локализаций. Первый пример ( Карамзин, Рёслер, Моммсен), что Мурсианское озеро связано с городом Мурсой (нын. Осиек) и с болотами близ устья Дравы, известными под именем ;;;;;;;; ;;; (Dio Cass. Hist. Rom., LV, 32, 3), Hiulca palus (Aur. Vict. Epitome, 41, 5), Ulca fluvius (Ennod., Panegyr., 28). Но болота – не озеро. Да и места не севернее Карпат.
По другой версии (Сасинек, Вестберг, Готье; Нидерле), Мурсианское озеро соответствует Нейзидлерскому озеру в северо западной Венгрии.
По третьей (Шафарик, Брун, Кулаковский, Шишич, Шахматов ) , Мурсианское озеро надо искать близ дельты Дуная: то южнее ее, где лежит озеро Разелм, то севернее, где находится озеро Ялпух.
По четвертой (Л. Хауптман, Б. Графенауэр) , название Мурсианского озера сближается с названием небольшого правого притока нижнего Серета – Museus (нын. река Бузеу, Buzeu) в пределах Румынии.
Все это дотошно исследовала Е.Ч Скржинская , отметившая, что земли склавенов начинались от гепидов, которые контролировали бассейн Тисы вплоть до Дуная. И допускала, что прилагательное «Мурсианское» - вероятно, искусственно (для уточнения слишком общего понятия «lacus», «stagnus»), и добавлялось лишь потому, что пути к «болоту» (озеру) начинались (для ромеев) преимущественно от города Мурсы на Драве. Так могло появиться название Мурсианского озера – «lacus, stagnus Mursianus». Здесь в поле зрения попадало и озеро Балатон.

В глазах римлян пределы расселения (и появления) склавенов были уже широко растянуты в западно восточном направлении, почему и второй пункт западной границы склавенов – город Новиетун – также следует искать отнюдь не на нижнем Дунае, а гораздо западнее. При достаточно западном месте расположения Мурсианского озера – Балатона граница склавенов,  вероятнее всего, находилась у Невиодуна, близ Савы, ниже Любляны. Находясь на пути из южной Паннонии в Аквилейю, т. е. в северную Италию, Невиодун в представлении человека, смотрящего из Италии, мог быть сочтен за пункт, не особенно далекий от Мурсианского озера в Паннонии.
В том, что именно здесь, на этом пути, по которому прошел, например, Теодерих, появлялись склавены, разорявшие Далмацию и вторгавшиеся даже в Италию, у Е.Ч Скржинской не было сомнений. Об этом для нее свидетельствует такое достоверное сочинение, как «Готская война» Прокопия. Достаточно рассмотреть сообщаемый им под 548 г. эпизод похода Ильдигеса (Bell. Goth., III, 35, 17–22), который вел за собой большое войско (по видимому, в помощь Тотиле), состоявшее преимущественно из склавенов, чтобы понять естественность – в глазах писателя VI в. – определения западной границы распространения склавенов городом, лежавшим на среднем течении Савы (см. Е. Ч. Скржинская, О склавенах и антах, о Мурсианском озере и городе Новиетуне).
И все же Е. Ч. Скржинская справедливо не игнорировала и иные версии.

Вероятнее всего, русские корни в ругах были в начале нашей эры представлены именно ульмеругами как союзниками венедов. http://www.proza.ru/2011/03/18/207; http://www.proza.ru/2011/03/14/434 (и указанные там адреса Интернета)
..


Рецензии