Религия и религиозно-мистические учения

1999 - 2000 г.г.
Раздел доклада на конференции РАН "Футурологический конгресс:
Будущее России и Мира - 2010 г.)

ДРЕВНИЕ УЧЕНИЯ И САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ

1. Древнеегипетские (О загробном мире - книги Пирамид, Саркофагов, Мертвых; Гермеса Трисмегиста - Изумрудная Скрижаль, Божественный Пимандр);
2. Ведические древнеиндийские (Шрути - Веды, Смрити - Махабхарата Рамаяна, Бхагават-Гита);
3. Древнекитайские (Даосизм - Дао-де-дзинь, Дао-Дзан; Конфуцианство - Пятикнижие, Четверокнижие, И-Цзин, Шу-Цзин, Ши-Цзин, Ли-Цзи, Чунь-Цу);
4. Зороастризм (Авеста - Садэ-на, Занд-на));
5. Буддизм (Типитаки, Трипитаки);
6. Дзен-Буддизм;
7. Ламаизм (Ганджур, Данджур, Бардо-Тходол, Тантризм);
8. Иудейство (Танах, Талмуд - Мишара, Гемара);
9. Еврейское учение Каббала (Книга Еноха, Сефер Ецира, Сефер Зогар);
10. Христианство (Библия - Католицизм, Православие, Протестантизм);
11. Мусульманство (Коран - Суннизм, Шиизм);

Для большинства людей религия – область веры в то, что было сказано Пророками, посланниками Бога. Возникновение и эволюция религиозного познания предстает перед нами в виде своеобразного дерева религий. Его ствол, уходящий корнями в далекое прошлое человечества, еще в эпоху существования палеоантропов, представляет собой поток текущей из прошлого в настоящее эзотерической информации о прошлой и будущей эволюции Природы и человечества. Источником этой информации является взаимодействующий с полями Вселенной геном человека, в котором заключено экзобиологическое “послание”. Главная часть “послания”, вероятно, сосредоточена в спейсерных, интронных и мобильных областях генома, где предполагается монтаж голографических программ хромосомным голографическим биокомпьютером. Крона дерева религий – ветви конкретных господствующих религий, возникших в соответствующее время человеческой истории, в определенном месте и с определенной целью. Структура дерева религий следующая:
1. Основанием, питательной почвой дерева религий (свыше 150 тыс. лет назад) служат древние верования палеантропов в Духов Природы, что было запечатлено в наскальных рисунках и остатках их жилищ;
2. Ствол и корни дерева религий (8 - 150 тыс. лет назад) – время расцвета религий працивилизаций, существование которых подтверждается остатками древних сакральных манускриптов: Книги сокровенной мудрости Мира, манускрипты Куи-Те и др.;
3. Нижняя часть кроны дерева религий (2 – 8 тыс. лет назад) – этап зарождения, расцвета и угасания языческих религий древних локальных цивилизаций: Междуречья, Греции, Рима и Китая;
4. Верхняя часть кроны дерева религий (2 тыс. лет назад – настоящее время) характеризует этап возникновения и господства монотеистических религий: иудаизма, христианства и ислама. Более древними, сохранившимися до настоящего времени, ветвями, являются политеистические религии: буддизм, джайнизм и ведические учения: брахманизм, индуизм, кришнаизм и др.;
В сохранившихся сакральных текстах и устных преданиях даны сведения о рождении и развитии Вселенной, Земли и человека, их дальнейшей эволюции. Наиболее научными являются древние первоисточники (Книги Куи-Те, Веданты, Гермеса Трисмегиста и др.), являющиеся носителями древних знаний працивилизаций. Более поздние монотеистические религии, имеющие в своей основе прогрессивные для своего времени Учения, в дальнейшем были приспособлены к институту священнослужителей и неоднократно переписаны.
В гимнах Веданты рождение и эволюция Вселенной описывается следующим образом:
- Существует духовный (информационный) мир, в котором находится изначальная духовная планета, символизирующая первый цикл эволюции этого мира. Другие планеты – информационные структуры, описывающие последующие циклы эволюции. Их населяют информационные сущности, прошедшие все стадии материальной эволюции;
- Периодически в информационный мир вносится Хаос в виде первичной материи. Изначальная информационная сущность (Господь) последовательно погружается в виде своих полных экспансий вначале в первичную материю, создавая Вселенные, затем – в каждую из них, сотворяя разнообразие и живых существ и, наконец, в каждый атом и сердца живых существ;
- Материальная эволюция протекает по пути усложнения материальных форм. Затем происходит уничтожение Вселенной и в информационном мире рождается новая духовная планета, являющаяся информационной структурой прошедшего цикла эволюции;
Живому существу отводится огромная роль в космоэволюции. Имея свободу выбора, оно проходит стадии минерального, растительного и животного царств через человеческую форму жизни к Богочеловеческой. При этом постепенно происходит слияние Мысли, Слова и Дела, что позволяет Богочеловеческой форме жизни существовать и творить в рамках законов эволюции Вселенной.
Человек, как переходная от животной к Богочеловеческой форма жизни, обязан повышать свой уровень СОЗНАНИЯ. Индивидуальности, не успевшие за время природного цикла пройти все ступени эволюции СОЗНАНИЯ, уничтожаются и повторяют этот путь в следующем цикле материальной эволюции.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНИХ И ТЕОСОФИЯ

Если посмотреть в целом на доступные эзотерические знания древних, то бросаются в глаза два обстоятельства. Во-первых, огромное разнообразие методов, форм, взглядов и целей Учений всех времен и народов - от мифов древности до перелагаемой на компьютерный язык астрологии. С другой стороны - глубокое принципиальное единство всех этих Учений, суть которого проста - ЦЕЛОСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР. Такой взгляд, отмечаемый всеми исследователями древних цивилизаций и приписываемый ими примитивности сознания, оказался неожиданно новым и необходимым для современности, переоткрытый под названием экологии, Ноосферы и других новомодных течений.
Следующим базисным моментом древних Учений является то, что в их основе лежит ЭТИКА - принципы взаимодействия между людьми и, вообще, между разумными живыми и, идеале, всеми сущностями Природы. Наиболее ясно эти традиции сформулированы в восточной традиции, которая излагается ниже (по В.И. Донцову и др.).
1. АХИМСА - непричинение вреда всем живым существам в делах, словах и мыслях. Высшее проявление ахимсы - самопожертвование и всепрощение;
2. САТЬЯ - правдивость, требующаяся во всех случаях, кроме противоречащих первому принципу (ложь во спасение);
3. АСТЕЯ - отсутствие стремления к обладанию чужим. Это не только требование "не воруй", но и отражение принципа иерархичности сложных систем, когда один элемент может обладать существенно отличающимися свойствами по сравнению с другим;
4. АПАРИГРАХА - свобода от ненужных (не необходимых) вещей. В широком смысле - необходимость освобождения от становящихся ненужными атрибутов своего существования по мере саморазвития;
5. БРАХМАЧАРИЯ - контроль над половым влечением. Предполагает полностью осознанное отношение к этому наиболее сильному для человека чувству. Без овладения энергией второго энергетического центра невозможно быстрое развитие психофизиологических способностей;
6. КШАМА - терпимость к другим, думающим иначе. Различие - величайшая ценность существования для человека, что надо помнить всегда, уважая чужое мнение, рассматривая его как возможность расширения собственного сознания и своих способностей;
7. ДАЙЯ - милосердие, доброта. Следует помнить, что для нашей планеты "Бог есть Любовь";
8. АРДЖАВА - простота, отсутствие высокомерия, которое затрудняет общение, а значит развитие свое и других;
9. ХРИ - смиренномудрие: отсутствие тщеславия и гордыни, затрудняющих видеть собственное несовершенство - основной стимул развития.
Приведенные выше принципы этики объединены названием "ЙАМА". Другие шесть принципов, относящиеся главным образом к психогигиене и гигиене, объединены названием "НИЙАМА".
1. ШАУЧА - поддержание тела в чистоте, ежедневные омовения, необходимые для сброса ненужной энергоинформации;
2. МИТАХАРА - "чистое" питание (ово-лакто-вегетарианство);
3. САНТОША - поддержание постоянно положительного эмоционального фона;
4. СВАДХЬЯНА - философские размышления, беседы - требование возвышенных стремлений и развитие высших ментальных и духовных способностей;
5. ТАПАС - любые самоограничения ради борьбы со своими пороками - требование, известное в религии как "покаяние", "жертва" и др.;
6. ИШВАРАПРАНИТХАНА - постоянное осознание того, что ЖИЗНЬ - наш УЧИТЕЛЬ, что цель жизни - давать нам уроки Любви и Мудрости, ведущие нас к совершенству;
В древних учениях указано, что эти принципы не нужно заучивать, а следует жить по ним, делая их частью себя.
Обобщенные взгляды древних на развитие Природы и человека, их дальнейшую эволюцию, изложены в трудах Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих и их последователей. Основными разделами теософии являются КОСМОГЕНЕЗИС И АНТРОПОГЕНЕЗИС. Мы не будем пересказывать изложенные доступным языком и опубликованные работы патриархов теософии. Приведем лишь основные выводы, полученные нами в результате исследования взглядов на эволюцию Природы и человека в религиозных и религиозно-мистических учениях.
1. Религиозное познание, представленное во-времени вначале верованиями палеоантропов в Духов Природы, затем религиями працивилизаций, языческими религиями локальных цивилизаций, монотеистическими и политеистическими современными религиями есть конкретно-историческое отражение текущей из прошлого в настоящее время эзотерической информации о развитии Природы и человека, их дальнейшей эволюции;
2. Наиболее научными являются Знания працивилизаций, сохранившиеся в древних манускриптах. Взгляды древних обобщены в теософии - науке, возникшей более 100 лет назад;
3. Религиозно-мистическое познание, являясь в противоположность рациональному научному - иррациональным (чувственным), есть вторая полноправная компонента изучения эволюции человека и окружающего мира. Отражая целостный взгляд на мир, она несет информацию о Законах рождения и развития Вселенных и человека, утверждая огромную роль человеческой формы жизни в их дальнейшей эволюции;
4. Бытие Вселенных есть вечный периодический процесс, представляющий вначале постепенную материализацию с усложнением материальных структур до максимума, затем - постепенную дематериализацию или "одухотворение" с полным разрушением всех форм. Кроме двух циклов материализации-дематериализации Вселенной - с полупериодом 311,040 трл. лет (срок жизни Вселенной) и 4,3 млрд. лет (день, ночь Брахмы) – существуют менее протяженные по времени циклы, относящиеся к Галактике и Солнечной системе;
5. Живые существа, не успевшие поднять за время циклов свое СОЗНАНИЕ до определенного уровня, погружаются в бессознательное состояние и теряют свою индивидуальность;
6. Человек, подобно представителям других царств Природы, в своем развитии должен совершить семь Кругов или Циклов. В настоящее время человек совершает Четвертый Круг. Внутрикаждого Круга он проходит семь Коренных Рас. В настоящее время человечество проходит Пятую Коренную Расу и готовиться вступить в эволюцию Шестой;
7.Человеческая форма жизни является переходной от животной к Богочеловеческой. Шестая Коренная Раса - первая ступень Богочеловеческой формы жизни;
8. К моменту утверждения Шестой Коренной Расы в результате изменения наклона оси вращения Земли, произойдет изменение всех ее параметров и планета перейдет в новое состояние, отличное от нынешнего;
9. Смыслом жизни человека является постоянное расширение своего СОЗНАНИЯ, вначале до планетарного уровня, затем - космического.


Рецензии