Стихи разных лет

1.               
 Мне подарила природа             
 Редкое свойство крови –
 Выживу без кислорода,
 Но задохнусь – без любви.

2.
 Словно в сердце кольнула игла,
 Словно где-то пропела труба… 
 Просто женщина рядом прошла,
 Просто рядом прошла судьба.

3.
 Стихосложенье - акт любви,
 Светла любовью найденная строчка.
 А нет любви - и музу не зови:
 Стиха не будет. Будет (нечто другое)

 4
 Я шифрую стихи, укрывая грехи.
 Ты прости меня, Господи Боже!
 Да и что за грехи? Лишь стихи. Но стихи
 На грехи так порою похожи.

 5
 Бог триединый, верю, есть.
 Жизнь не прожить, совсем не веруя.
 Но, атеист, свою имею веру я:
 Я верю в Разум, Совесть, Честь.

6. 
 Милых женщин имена
 Слаще мёда и вина.

7.
Рощи, зелёные пущи.
Утро встречая в пути,
Факелом жарким ревущим
Алая «ЯВА» летит!

8.
Славное лето!
В дымке рассвета
Милой, желанной черты.
Небо алеет.
Всех мне милее,
Радость, любовь моя, - ты.
Счастье – без края.
Знаешь, родная,
Кругом идёт голова.
Видеть мне любо
Вспухшие губы,
Те, что всю ночь целовал.


9.Радиограмма на нис «Проф.Штокман»
по случаю дня рождения жены и мамы.

Всё так. Гольфстрим, 
Увы,  не Крым:
Мрак, волны ярятся.
Но ты лови –
Тепло любви –
Шлём в море Баренца.
Жену и мать
Нам обнимать
Лишь в сновиденьях.
Весёлой будь,
Нас не забудь
В свой день рожденья!

10.            
Казалось, что просто дружили,
Но вдруг увидать довелось,
Как сыпется в руки чужие
Бесценное золото пышных волос…

11.
По извечной мужской практике -
Нужно ехать. Значит - в путь.
На Кавказе или в Арктике
Позабудешь как-нибудь.
Память не бери в дорогу.
Что прошло - не уберечь.
Пусть растает понемногу
Аромат тревожных встреч.

12.
Ринутся в небо моторы –
И уж забыт без труда
Тот, чья дорога – в просторы
Арктики. В ночь. Навсегда.

13.
Ты ушла. Словно рана раскрыта...
Как немного успел рассказать…
Маргаритка! Марго! Маргарита!
Полыхавшие счастьем глаза…
Тротуар со следами твоими,
Тайный знак на высоком окне
И в легенды вплетённое имя –
Только это оставлено мне.
Что же делать с такою судьбою?
Сдаться церкви? Иль выйти в раскол?
Не сумею забыть, что с тобою
Мне уже не пройти по Тверской.
Нет тебя. Отцвело, отзвучало.
Твоё имя. Но верится мне:
Всех начал и прозрений начало –
Камергерский. Огонь на окне.

        *   *   *
Мне уже - не двадцать. И не тридцать.
Нет того, весёлого и дерзкого.
Жизнь прошла. Ушла. Не повториться
Встречам на Тверской, у Камергерского.
         
         *   *   *

14. А.К. 1955.               
На долгие годы, в иные края
Я взял с собой имя твоё.
Ты – совесть моя, ты – юность моя,
Недолгое счастье моё.
Проносятся годы, состарюсь и я,
Но сердце, не старясь, поёт:
Ты – песня моя, ты – гордость моя,
Ты – юное сердце моё.
 
        х х х

15. А.К. Вместо "валентинки" 2011.

Давняя встреча. Зима. Ленинград.
Хмурое небо. Мороз и ненастье.
Парки. Узоры чугунных оград.
Храмы. Музеи. И молодость. Счастье.

  Обдирала нас жизнь, словно липку. 
  Но ведь помним мы "жизни зарю"!
  Грустноватую, каюсь, улыбку
  Я тебе в этих строчках дарю.

16.            
Покатились звёзды странно,
И разорвано кольцо…
Вновь царевны Несмеянны
Снилось юное лицо.

17.
Летом Саяны – не Крым. Нет!
Еле бредём сквозь тайгу.
Ночью напомнят костры мне
Алый пожар твоих губ. . .

18.
Под рванью одежд
Вериги надежд,
Надежд и отчаяний,
Встреч и прощаний
Навстречу судьбе
Несу на себе.
И чётки прощаний
Я рву всё отчаянней,
Я знаю – мне не сберечь
Свинцовые чётки прощаний,
Серебряный гул ожиданий
И медяки, истёртые, встреч.

19.
Я так необдуманно много
Поставил на звонкое имя...
...Иная легла мне дорога
   И ею прошёл я - с другими.


20.
Татьянин День. Метёт зима.
И улица качается.
И я почти сошёл с ума.
И праздник – не кончается.
Шли через улицы, мосты
Вдвоём с "моей Татьяною",
И были улицы пусты,
И был любовью пьяный я.
Валился снег, Москву беля.
Любовь была – ни слова резкого.
Мы шли всю ночь вокруг Кремля,
Тверской, вдоль Камергерского.
И я подругу целовал,
Валясь в завалы снежные,
Терял, искал, шептал слова –
Несказанные, нежные…
     Где та зима? Где та Земля?
     Шторм. Океан. Светает.
     Следы чужие у Кремля
     Метелью заметает.

 21.
  Мне уже не двадцать. И не тридцать.
  Нет того - весёлого и дерзкого.
  Жизнь прошла. Ушла. Не повториться
  Встречам на Тверской у Камергерского.

22.
Зимой жесток
Владивосток:
ВетрА, мороз
Секут до слёз.
В промозглой мгле
На корабле,
Так  скуп уют
Сырых кают...
Всё – "против". "За" -
Твои глаза.
Я столько лет
Ловлю их свет!

23.
Тысячи миль по морям - с тобой,
Тысячи вёрст по России - к тебе.
Вот - что стало моей судьбой,
Вот - за что благодарен судьбе.

24.
Лучше не помнить бы, как
Юга пьянящи лучи…
Дай угадать мне твой знак,
Ангел мой светлый в ночи.
Можно прожить без  любви –
И не любя, не кляня –
Легче ль с пожаром в крови?
Ах, не жалейте меня –
Я не обижен капризной судьбой,
Мне повезло – удалось обрести
Остров надежды. Общенье с тобой –
Ясный огонь на вечернем пути.

25. Упражнение на «р».
Горло - словно скрутило арканом,
В сердце – сбой. Память зло теребя,
К пароходам, портам, океанам
Безнадёжно ревную тебя.
Рвётся в душу ревнивая память,
Я рычу, расстоянья кляня.
Годы, встречи, моря - между нами,
И опять ты уйдёшь! Без меня.
Коротки наши встречи – прощанья
На причалах случайных портов.
Я не жду от тебя обещанья –
На любовь не дают паспортов.
Наши звёзды сложились так странно,
И, хоть судьбы, поверь, сплетены,
Мы по-прежнему в разные страны
Вновь уходим из лучшей страны.
Проклиная моря, не готовы
Мы решиться оставить моря,
Закрепить на приколе швартовы
И на берег свезти якоря.
Календарь тратит дату за датой…
Так каким же молиться богам,
Чтоб на гребне прилива когда-то
Мне примчаться к тебе в Зурбаган?
      Весь мир – поган. Мил –Зурбаган.
      Мчусь в Зурбаган – к твоим ногам!

26.
 Чтоб давней печали
 Исчезла печать,
 Дай бог, на причале
 Тебя повстречать!.

27.
Ничего нет слаще к чаю –
Поцелуя невзначай.
Я в тебе души не чаю –
Позови. Хотя б на чай.

28.
Третий – лишний. Такое не скрыть.
Лучше баб на бульварах "кадрить"!
«На троих» за углом пить вино!
Но тебя мне забыть – не дано.

29.
Не бей меня по роже,
Тем более – ногами !
Не однолюб, быть может,
Я всё же – моногамен.

30.
 Песенка акванавта.
Слушай, любимая, слушай –
Чтобы запало в душу,
Чтоб полюбила, узнав ты,
Что за народ – акванавты,
Парни, что в ночь, в непогоду
Лихо уходят под воду,
Жар и озноб барокамер
Трогают парни руками.
Слушай, любимая, слушай,
Но не тревожь себе душу:
Там, под водою, не страшно.
Страшен лишь друг вчерашний,
Тот, что в любую погоду
Мутит хорошую воду.
Слушай, любимая, слушай:
Пусть тебе вылечит душу
Эта нехитрая песня,
Слёзы утри, засмейся!
Сердце под ноги бросаю!
Хочешь – иди босая,
Или – в уличном гаме –
ПО сердцу – сапогами!
Брось нашим бедам счёт ты
К чёрту! Какие счёты!
Слушай, любимая, слушай!

31.
Свистят норд – осты,
Ревут зюйд – весты.
И, хоть не прост ты,
Здесь виден весь ты.

32
Лежим на дне мы
В глухих глубинах.
Не будьте ж немы,
Сердца любимых!

33.
Песенка американского акванавта.
Уходим под воду – куда-то за сто,
Друзей  и подруг покидаем.
Прощайте, прощайте! Осенним листом
На скучное дно опадаем.
Ни всплыть, ни уйти. Нам покинуть нельзя
Железную эту обитель.
Эй, там, наверху! Не продайте, друзья!
Любимые, не разлюбите!
За деньги! За славу! И к чорту слова –
«Наука», «сознание долга».
Мы – как укротители в пасти у льва,
И трюк наш опасный – надолго.
Порой вспоминаем цветы на лугу,
Манящие запахи трав  мы…
А нам не уйти – здесь нас стерегут
«Кессонка», наркоз, баротравмы.
Да что там «кессонка»! Нет, дело не в ней:
Режим и надёжен и долог.
И к чорту наркоз. Но намного страшней.
Сошедший с ума физиолог.
Он в смесях напутал. В режимах наврал.
Забыл и Приказ, и Уставы…
Вдруг – паника, крики, объявлен аврал!
Нам крутит «кессонка» суставы….
Ни всплыть, ни уйти. И.спасти нас нельзя –
Посмертно получим медали.
Эй, там, наверху! Не продайте, друзья!
Прощайте! Прощайте! Продали.

34.
Клеветали: соблазнила!
Ошибались: лишь дразнила.
Поиграла - и забыла:
Не любила. Не любила.

35.
И вновь - дорога. Лес и горы.
И нет покоя. Вечный бой.
Одна отрада - разговоры,
Увы, заочные, с тобой.

36. Гимн городу
В Геленджик приехав из столицы
Как-то вдруг, случайно, налегке,
Думал я: недолго будет длиться
Жизнь моя в заштатном городке.
Не случайно многие народы
Устремлялись в здешние края!
Редким многоцветием природы
Вскоре очарован был и я.
Прелесть этих мест познав,я вскоре
Полюбил и разлюбить не смог
Эти горы, воздух, лес, и море,
И припавший к бухте городок.
Довелось мне побродить по свету.
Но теперь, полвека здесь прожив,
Знаю я: на свете места нету
Лучше, чем мой город - Геленджик!

37. Две "валентинки" 2010-го года.
Нам не вернуть ушедшие года.
Жизнь, ускоряясь, катит под уклон,
Мелькают люди, страны, города...
Но светит мне надёжная звезда:
Я в Женщину, как в юности, влюблён.

            х х х
38.
Вот чудесная картина
В День Святого Валентина.
Бухта. Яхты. Рестораны.
Русский. Мова. Иностранный.
Горы слева, горы справа.
Это чудо - Балаклава.
Здесь я буду каждый вечер
 Ждать с тобой, как первой,встречи,
Чтоб тобою любоваться...
Словно нам поныне - двадцать!

   39. Одиночество в гостинице.
     Постель - квадратом (два на два),
     Светла, изящна ткань гардин...
     А ночь ползёт едва - едва:
     Здесь нет тебя. Я здесь - один.

 40.
 Тост на серебряной свадьбе моих
 друзей Тамары и Иосифа Левиных.

Эй, тамада, вино скорей разлей!
Есть тост к событию. Хочу им поделиться.
"Отмечен грустью каждый юбилей,
Хоть веселы в застолье лица.
Но я не буду грустный лить елей:
Есть юбилей, мы будем веселиться.
Споём, друзья! Споём повеселей!
И поцелуй, как в юности, пусть длится.
Друзей семьи разноплемённый рой
Принёс и поздравленья и добро
И взялся молодых усердно славить.
А я вопрос поставлю на ребро;
Я молодым желаю серебро
На золото неспешно переплавить."

  И ведь переплавили!   

41. 2012
Душу рвёт мне вновь и вновь
Каждое свидание.
Запоздалая любовь -
Счастье. И страдание.

42. 2013
"Мы теперь уходим понемногу..."
Прошлого смутные тени -
Всё, что осталось теперь:
Скудный актив обретений
И - бесконечность потерь.

43. 2013
Мир твой добр и чист, и светел
Потому, что помнишь ты:
Есть с тобой на этом свете
Книги, музыка, цветы.

44. 2013
Над собою навзрыд хохочу
И, конечно, нисколько не лгу,
Говоря: постоянно хочу.
...Но, увы, очень редко - могу.

 


  445. Магистрал незавершённого венка сонетов

      Вдруг день наступит - и сорвёт в дорогу
      Позыв известный - к перемене мест.
      А ветер странствий сеет вновь тревогу,
      И всходит над форштевнем Южный Крест.
      Мы курсом южным движемся, дружище,
      В далёкие чудесные моря.
      И будут волны глухо биться в днище
      Под нами до исхода октября.
      Я жизнь морскую издавна люблю:
      Судьбу свою вверяя кораблю,
      Готов годами по морю скитаться,
      Давно готов к превратностям любым...
      ...И только бы с надеждой не расстаться,
         Что не забыт я где-то. Что - любим.

    
         1. В океан!
      Вдруг день наступит - и сорвёт в дорогу
      В какой-то час тебя, в какой-то миг...
      Куда дорога - к славе иль к острогу?
      Кто знает это? Кто судьбу постиг?
      Там, в мрачной Балтики волнах свинцовых,
      Начало счёту долгих дней и миль.
      Там предвкушеньем впечатлений новых
      Вдруг поутру предстал уютный Киль.
      Уют... Покой... Умытые поля...
      Прекрасная, проклятая земля,
      Где прорастали Гиммлеры и Герцы...
      Под маяков надёжный благовест
      Прошли Ламаншем в океан. А в сердце -
      Позыв известный - к перемене мест.

         2. Канарские острова.
      Позыв известный - к перемене мест -
      Источник радостей, тревог, печали...
      Какие бы невзгоды не встречались,
      Он вёл мужчин - от жён и от невест.
      В погоне за жар-птицей золотой,
      Дворцы оставив, корчились на нарах
      Испанцы на захваченных Канарах,
      И вырубали в скалах Крест Святой.
      Немногим доводилось внуков нянчить -
      Испанцы гибли в схватках и гуанчи.
      Нам проще всё же. Из краёв чужих
      Вернёмся мы к любимому порогу,
      Детей обнимем, милых жён своих...
  ... А ветер странствий сеет вновь тревогу.
         
         3. Лас Пальмас
      А ветер странствий сеет вновь тревогу...
      Стал бойким перекрёстком Санта Крус,
      Где моряки пред дальнею дорогой
      Гуляют, пьют и принимают груз.
      И мы стоим на рейде Лас Пальмаса
      И ловим в объективы мрачный храм.
      Везут баркасом овощи и мясо
      Испанцев пьяные потомки к нам.
      Укрылась в дымке зданий полоса,
      Летят над волнами цветные паруса,
      Ревёт накат призывно, неустанно...
      И мы уходим курсом зюйд - зюйд - вест
      В бескрайние просторы океана,
      И поднимается всё выше Южный Крест.
      
         4. На пути к экватору.
      И поднимается всё выше Южный Крест...
      Летит, сверкая, рыб летучих стая,
      Научными светилами блистая,
      Научных учреждений целый трест
      "Курчатов" в тропики на полигон везёт -
      Творить эксперимент воистину - глобальный
      И даже шторм жестокий многобальный
      Не остановит дерзостный поход.
      Учёные, зарядку сделав рано,
       ..................... странно
       Учёные беседы всласть ведут:
       "И все анти-течения разыщем,
       Нужны лишь станции вот тут и тут."    
      Мы курсом верным движемся, дружище! 
      
        5. Суд Нептуна
      Мы курсом верным движемся, дружище:
      Вода теплеет, в тучах - небосвод.
      И вот уже по судну с визгом рыщет
      Чертей, русалок пьяный хоровод.
      И вот Нептун на троне у купели
      Вершит свой праведный и скорый суд.
      Коль ты виновен, грешен в самом деле -
      Ни ангелы, ни черти не спасут!
      "В чистилище! Под вопли!" Красота!
      И грешника от чорта ни черта
      Не отличить. "Печать! В купель! И чарку!
      Теперь прощён ты, грешный!" Да, не зря
      Тащился долго я под солнцем жарким
      В далёкие Чудесные Моря!
 
        6. Как в юности...
      В далёкие чудесные моря
      Уходим, словно в юность возвращаясь...
      Ты, с близкими на берегу прощаясь,
      Моряк, надеждам душу отворяй!
      Как в юности - надейся на любовь,
      На дружескую верность, на удачу,
      Считай посильной каждую задачу
      И не страшись опасности любой.
      Надейся, верь - надежда не обманет -
      Прекрасный берег выступит в тумане,
      Хоть до него мы сто потов прольем!
      Не гнись в беде - удача твёрдых ищет.
      Останется семь футов под килём...
      И будут волны глухо биться в днище!

        7. Бухта Гуанобара..
      И будут волны глухо биться в днище,
      Лениво дни бежать. И вдруг - "Земля!"-
      Вскричит матрос, оборванный как нищий,
      Под вымпелом капёра короля.
      Победно, звонко зазвучит гитара.
      И, в ожиданьи почестей и благ,
      Кабрал над бухтою Гуанобара
      Поднимет португальский флаг.
      Он город - форт поставит на горе,
      Назвав нго Рекою-в-Январе.
      Индейцев поразит кобылье ржанье...
      А мы придём так поздно. Зря.
      И будет снова палубы дрожжанье
      Под нами до исхода октября.

        8. О море и о жизни
      Под нами до исхода октября -
      Одна вода, жестокая, морская.
      И что-то волны судну говорят,
      Округлые бока его лаская...
      На море смерть была бы мне легка.
      На дно, не в землю, лечь бы мне костями.
      "Но никогда мы не умрём, пока
      Качаются светила над снастями!"
      Мне с этой верою - легко живётся,
      Свободно в море жизнь, как песня, льётся
      И в море ты, моряк - кум королю.
      И хоть порой, бывает, грусть прорвётся,
      Я жизнь морскую издавна люблю.
    
       9. Рио-де-Жанейро
      Я жизнь морскую издавна люблю,
      В портах особенно. К чему бравада?
      Я, чтоб увидеть снова Корковадо,
      Отдал бы за крузейро - по рублю!
      На сердце Рио сладко мне залёг.
      Друзья мои! Грехи свои копите
      Для отпущенья здесь, где Искупитель
      Грехов всех наших - вот он, недалёк.
      А как роскошны бабы - кариоки...
      И можно думать, знают толк в пороке..
      Эх, были б посвободней наши сроки...
      Я что-то несусветное мелю!
      И, чтоб не слушать в будущем упрёки,
      Судьбу свою вверяю кораблю.

        10. Призраки острова Горэ
      Судьбу свою вверяю кораблю -
      Скорей на запад, в море, от Дакара,
      Где жизнь в жару - такая кара,
      Что выдержит спокойно лишь верблюд.
      Остался за кормой Хороший Рейд,
      Повеяло живительным пассатом,
      Уж чуть видна прибоя полоса там,
      Где высится угрюмый горб ГорЭ.
      ...От этих скал, от этой батареи, 
      От алчности страдая и зверея,
      Пунктиром трупов метил свой маршрут
      Купец - пират до островных плантаций
      Он был, как дьявол зол, хитёр и крут,
      Готов годами по морю скитаться...

        11.
      Готов годами по морю скитаться,
      Жить долгие недели под водой,
      Взлетая - падать. И вставать-квитаться
      С ошибками, неправдою, бедой.

      ...........................
      Давно готов к превратностям любым.
         
            (Продолжение следует)

         
 
       

         
         
   
      
   
      
             .

               
,


Рецензии
Прочел Ваши стихи. В них хорошо выражено Ваше жизненно настроение, ведущие Вас по жизни стимулы. Но некоторые строки задели особенно.
Милых женщин имена
Слаще меда и вина.
Лично меня задели строки:
"Казалось, что просто дружили
Но вдруг увидать довелось
Как сыпется в руки жужие
Бесценное золото пышных волос"
Вы как будто заглянули в мои тайники.
Но есть и несогласие -Пусть растает понемногу
Аромат тревожных встреч" Этот аромат греет нас всю жизнь.
И Вы сами опровергаете - Твои глаза
Я столько лет
Ловлю их свет
Конечно настроения бывают разные.
Прочел у Вас такие строки: "И я подругу целовал
Валясь в завлы снежные
Терял. искал, шептал слова
несказанные, нежные"
и мне показалось, что есть перекличка со стихотворением Давида Самойлова
"Названья зим" наверное зимние встречи у всех, и у меня тоже, вызывают определенные переживания.
Очень Вам благодарен за приятные минуты, которые мне доставили Ваши стихи.
С уважением Артем


Артем Кресин   28.04.2012 13:09     Заявить о нарушении
Артём! Огромное спасибо за добрый и внимательный (по существу) отзыв. Самойлова я читал, но далеко не всего, так что его влияние маловероятно. Конечно, женщины уходят, а "аромат встреч" остаётся навсегда. И вообще - это стихотворение сплошное иносказание.
С дружеским приветом и благодарностью
Владиле6н

Владилен Николаев   29.04.2012 12:38   Заявить о нарушении
Владлен! если Вы поняли ссылку на Самойлова, как влияние, прошу извинить. Я хотел подчеркнуть общечеловеческую любовь к заснеженным вечерам, и вызываемыми этими пейзажами чувствами. С уважением Артем.

Артем Кресин   29.04.2012 15:11   Заявить о нарушении
Спасибо за уточнение, Артём. А что касается влияния, то у меня есть один стишок Песенка американского акванавта "Уходим под воду куда-то за сто..." с подчёркнутым влиянием Высоцкого - в ритмике "Я - Як -
истребитель. Мотор мой гудит." Но это - чтобы мелодию не придумывать.
С уважением Владилен.

Владилен Николаев   30.04.2012 12:07   Заявить о нарушении
Уважаемый Артём! Приношу свои извинения за некоторое косноязычие моих ответов на Вашу рецензию. Дело в том, что я только вчера вернулся домой после недели отдыха в Крыму. Писал Вам из Интернет клуба в Балаклаве. И был в то время, видимо, не вполне трезв. Простите великодушно.
С дружеским приветом
Владилен.

Владилен Николаев   05.05.2012 00:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.