Жизнь и мы. Взаимодействие

Недавно на телеканале «Культура» в серии передач «Академия» читал лекцию геолог с мировым именем и просто спокойный умный человек – Н.В. Короновский.
Начал он с рассказа об образовании Вселенной, галактики… Заканчивалась лекция вопросами взаимодействия человека и планеты, на которой мы живём. Без пафоса, спокойно, не утверждая ничего категорично, Николай Владимирович рассказал о возможных причинах глобального потепления. И тут же, вроде, как между прочим, отметил, что с большей вероятностью человек может погибнуть в отходах своей жизнедеятельности, а проще, в мусоре!

А ведь действительно, «отходы нашей цивилизации» становятся проблемой глобальной! И что интересно, проблема эта НЕПРИЯТНАЯ! И для глаз, и для обоняния, и как вид работы. А порождена она желанием ПРИЯТНО потреблять! В красивой удобной упаковке, сохраняющей продукт потребления надолго не портящимся…
Вспоминается наш Ломоносов, которого цитировал Короновский: «…ежели что где-то убудет, то в другом месте оно присовокупится!» (За точность цитаты не ручаюсь.) Не настало ли время задуматься об определённом балансе между постоянным желанием «присовокуплять» к себе и — своей отдачей за удобства жизни. Или проще: как умно строить свою жизнь, чтобы она нас больше радовала, чем огорчала. А то ведь и погубить может! Невзначай.
Жизнь и «мы» начинается с жизни и «я». Со множеством вариаций. «Я» и Бог, «Я» и природа, «Я» и общество, «Я» и семья, «Я» и моя половина, «Я» и я…

На сегодняшний день выяснилось, что наибольших успехов человек достиг не в том, какой он «царь природы» а в понимании, что с природой надо считаться! И человек сформулировал понятие «экология». С задачей: надо изучать «свой дом» и своё правильное поведение в нём. В перечне нашей градации это заключено в строке: «Я» и природа.
Стоп. А не является ли «общим знаменателем» во всех перечисленных соотношениях «Я» и … –  наше отношение к удовольствиям, которые мы желаем получать всегда и везде, забывая о подмеченном Ломоносовым Законе?! Закон-то этот работает всегда и при любых обстоятельствах! Правда, в данном случае он выступает в несколько видоизменённом виде: «Получил? –  Отдай!»
А отдавать неохота. Да и неприятно, если говорить о мусоре.

Попробуем несколько подробнее о соотношении «Я» и я. Здесь «Я»  – ответственная часть нашей личности, а «я» - её животная составляющая. 
Мне так приятно усесться за стол в уютном ресторане или хотя бы на кухне, за праздничным столом. Обязательно одно: за мной все ухаживают, ловят мои желания, а я только вкушаю!
Просят минутку подождать? Я снисходителен! Достаю сигарету, закуриваю. Перед этим, разумеется, выпил. Ещё немного и можно прилечь на диван. Там, кажется, сегодня интересное соревнование. В полнейшей расслабленности я буду наблюдать, как они потеют, ублажая зрителей и меня! 
Всё понятно? Моё желание получать удовольствие в еде, курении, ленивой полудрёме НЕ приведут меня к ожирению, раку лёгких, неумению ничего делать своим руками, ЕСЛИ я знаю НОРМУ в получении любого удовольствия. Но чаще происходит обратное. И всё это только потому, что мне неприятно «отдавать».

А сколько драматических ситуаций, когда у меня и моей половины единственно понятным побуждением является только «присовокупить»! С массой вариаций. Жизнь, оказывается, очень изобретательна, реализуя свой общий Закон Сохранения Личности. Оказывается, сохранять свою личность важно не только в семейных отношениях, но и в отношении к друзьям, к обществу!! Вроде бы, и не очень заметно, что я недоглядел, воспитывая свою половину или своего ребёнка своим поведением. Но! Капля за каплей… И вдруг незаметно накопленное прорывается лавиной! Крах!
То же самое можно проследить в жизни общества… Во всём! А виновник везде один – Ломоносов!!

Умники! Всё из-за них!

Рождение в жизнь – это лишь предложение человеку выбора. Между нравственной жизнью «для себя и других» (с заботами, с трудом, с ответственностью, с надеждами, с радостями, с любовью), и с жизнью «только для себя» (с «иконой» постоянного ПОТРЕБЛЕНИЯ, с тягой только к удовольствиям во всех их видах). То есть, по-сути, родившись и оглядевшись, ты решил ОБОКРАСТЬ ЖИЗНЬ!! Думая, что ты-то хитёр! Тебя не проведёшь!
На что жизнь отвечает: ты обокрал себя и ты мне неинтересен.

Жить — это значит медленно рождаться для… Сначала для понимания реального закона жизни: «получил удовольствие — отдай что-то взамен!» Что отдать? А это зависит от твоего проникновения в жизнь, от твоего жизненного таланта...!  Потом, когда реальная отдача выполнена, — рождайся для чего-то большего, чем жизнь реальная!

Приведённые здесь мысли — всего лишь тезисы для  обдумывания Закона сохранения Личности в Жизни, в решении вопроса «как жить надо?»
Как надо жить, чтобы, родившись «одним из...», сотворить Личность?!


Рецензии