Ленинградские воспоминания детства

Папа служил в Ленинградском военном округе, а жили мы на частной квартире у бабы Лизы в финском доме. Финским дом назывался, потому что имел как бы второй этаж с невысоким потолком и скошенными стенами. Там в двух комнатах жили сын хозяйки Виктор с женой Ларисой и двумя детьми.

Наша комната с печкой на первом этаже была проходная с двумя дверями, но папа дверь на хозяйскую половину забил и сделал дощатую перегородку, оклеил ее обоями. Получилась кухня и спальня. Круглым  боком  печка-голландка обогревал комнату, а в кухне на ее плите готовили еду. У окна стоял небольшой стол и два стула.

Свой  шестой год жизни я провела в одиночестве  (не считая кошки Мурки), сидя на столе и глядя в окно. Папа с мамой уезжали рано утром, когда я еще спала, а приезжали вечером и выпускали меня погулять. На плите оставляли еду. Мне было грустно и обидно наблюдать за гуляющими хозяйскими детьми.

Вначале была договоренность с тетей Ларисой и она заходила покормить меня и разрешала недолго погулять. Но скоро мама с ней рассорилась и я опять сидела взаперти одна.

Радиоприемник «Москвич» был постоянно включенным, и я слушала все подряд от новостей и бодрящих оптимистических  советских песен до слащавого стариковского голоса «Здравствуй, дружок. Сегодня я расскажу тебе сказку про...».  Больше всего мне нравилась оперетта и радиоинсценировки. Позже во взрослой жизни читая то или иное произведение я часто думала: «Где  я это уже слышала?». Было смутное ощущение дежавю.

Запомнилась генеральная стирка летом во дворе. На костре  в мыльной пене кипел котел с бельем. Длинной палкой белье вылавливали и складывали в корыто для полоскания. Потом оно трепыхалось на веревках и пахло сначала хозяйственным мылом, а потом солнцем.

Тот неудачный год начался с ДТП. Морской офицер на машине сбил маму. Сотрясение мозга, ушиб левого локтя. Месяц на больничном. Офицер приезжал с женой, каялся и просил не возбуждать уголовного дела.

Яркое детское впечатление – лежащая целыми днями в кровати мама. Не она, а я ее кормила, пододвинув стул к кровати.

Еще одно яркое детское воспоминание – походы в баню с папой.
До болезни  мама купала меня в корыте, заранее предварительно вымыв в тазике мои волосы. Косы были ниже попы и требовали особого ухода.  Папа сказал, что мы едем в баню в номер с душем.

Не знаю точно, где располагалась эта баня (вроде рядом с каким-то вокзалом), но это было НЕЧТО! Это не баня, это дворец! У входа на ступеньках лестницы располагались   лежащие каменные львы, в центре зала фонтан, отдельно фонтанчики для питья, газированная вода с сиропом у тетеньки в белом переднике, прилавки с разными банными причиндалами.
 
Папа разделся до трусов и стал неумело мыть мне голову, волосы путались. Косы не смог заплести. Посадил в раздевалке на скамью, велел одеваться  и пошел мыться в душевую. А после бани какое счастье! И газировка с малиновым сиропом и тульский пряник! Баня – это праздник!

Позже мы с мамой  всегда мылись в общем моечном зале с небольшим бассейном для детей в центре. Помню, как расхватали детей из бассейна, когда в него вошел мальчик  весь в крапинках от зеленки. Корь, ветрянка?

На ноябрьские во время парада случилось ЧП – на несколько минут замедлилось прохождение колонны, за которую отвечал папа (заглох БТР). Ну, слава богу, не старые времена, врагом народа не объявили, но из рядов советской армии  срочно демобилизовали.

И мы уехали в Казахстан.


Рецензии
"...стариковского голоса «Здравствуй, дружок. Сегодня я расскажу тебе сказку"
Это голос Николая Литвинова.
А мне этот голос нравился, такой ласковый и вкрадчивый, настраивал сразу на таинтственный лад. Вот здесь он читает "Колобок":
http://video.yandex.ru/users/allforkids/view/491/user-tag/николай литвинов/#

Владимир Байков   04.03.2012 14:42     Заявить о нарушении
Точно, это он - голос из моего детства.

Калмыкова Татьяна Викторовна   05.03.2012 00:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.