Любить. Страдать. Действовать

Как-то Зигмунд Фрейд написал «если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». И верно, это не модно сейчас - искать смысл и основания своей жизни. Демократическое и потребительское общество уже не просто диктует свои законы, оно искушает.
У меня есть друг, полковник в отставке, случается, мы с ним выпиваем, стреляем из пистолета, он играет мне на рояле, бывает, кидаем ножи или рубим этими ножами ложки, но главное - мы разговариваем. Отец полковника был ведущим танцовщиком нашего балета, удивительная жизнь проходила у них дома, бывало Лундстрем спал у них на полу, а Уланова пила чай на кухне. Как из этой артистической среды он попал в военное училище, полковник уже сам не может точно сказать. Да, еще его дед родом из Норвегии, полковник очень гордится этим, считает себя потомком викингов, и, действительно, он белесый и двухметроворостый.
Я люблю с ним выпивать потому, что люблю его послушать.
Один раз полковник высказал интересную мысль:
- Советское время оно, конечно... тоталитаризм там и всё такое.. Тотальный контроль за тобой. Это угнетает. Но демократия - это не просто свобода, это отсутствие контроля оттого, что ты на хрен никому не нужен...
Тогда мне это показалось занятным, а сейчас еще и верным.
Если раньше у нас был ясный выбор - подчиняться или бороться, то сейчас - свобода любого выбора. Но эта свобода не снимает ответственности за решения, а это всегда пугает, и это приводит к тому, что люди все чаще не принимают никакого решения.
Вот тут потребительское общество занимает эту территорию человеческой воли и свобода становится иллюзией.

- Ты боишься старости и смерти? - спрашивает меня человеколюбивая реклама. - Так намажь на себя этот крем, займись лайт-версией йоги, выпей этих патентованных витаминов!

Я выпиваю, занимаюсь йогой, мажу на себя крем, и, действительно, реклама-то не врет! Старость отступает, я в сорок выгляжу на двадцать пять, а в пятьдесят - на тридцать.

Только смерть не может отступить. Мы умрем. Но социальный оптимизм общества говорит мне: биология и медицина на пороге открытия бессмертия! Вот-вот будет найден эликсир вечной молодости. И мне очень хочется верить! И я верю.

- У тебя депрессия? - участливо спрашивает гуманная реклама. - Тебя бросила девушка? Больше позитива! Быть печальным - не продуктивно, выпей антидепрессантов, пройди модный треннинг, проконсультируйся у психоаналитика!

И я становлюсь похожим на экспериментального шимпанзе, у которого вживлены электроды в мозговые центры удовольствия.

Почему же мы избегаем страдания?
Жизнь есть страдание. Это одна из истин буддизма. При этом Ницше сказал "Буддизм есть единственная истинно позитивистская  религия, встречающаяся в истории". Если вы хотите радоваться, нужно перестрадать выпавшие на вашу долю страдания.
Страдать - это единственный способ осознать свое существование, это единственный способ ответить на вопросы: кто я и чего я действительно хочу?
Недаром в русском языке слово "переживать", происходящее от слова "жить", означает "волноваться", "страдать".

- Больше позитива! - говорит мне общество и отнимает истинную радость, отнимает у меня возможность жить полной жизнью, заменяет мою выстраданную истину суррогатом из книг в мягких обложках.

Я вдруг понимаю, что упускаю жизнь, что не плачу, когда нужно плакать, а поэтому разучаюсь радоваться, когда есть чему радоваться.
А упущенная жизнь не даст умереть легко.


Рецензии
"Если вы хотите радоваться, нужно перестрадать выпавшие на вашу долю страдания. " - очень мощная идея. Пожалуй, соглашусь. Нет, даже не пожалуй, а так точно и есть

Лакманова Анна   01.09.2018 08:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.