Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 1-6

Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 1-6
Нина Филипповна Каменцева
Жизнь моя, как осенний листочек.

Роман

Глава 1.«Алмаз, бриллиант иль просто камень.
Часть 6.«Авлабари»

   
   Меня с братьями устраивают в десятую железнодорожную шко-
лу на следующей улице от нашего дома. Школа была маленькой, а
спортивный зал использовался в свободное время для грузинских
танцев. Людочку, сестру мою, устроили в школу №33, которая была
на Воронцово на улице Хетагурова, потому что Люда уже изучала
немецкий язык, а это была самая ближайшая школа с изучением не-
мецкого. А в нашей школе изучали английский язык.
   Первого сентября мы все утром пошли в школу. Очень стесняясь,
я шла без галстука. Моя учительница, Елизавета Сергеевна, позвала
меня и спросила, почему я без галстука. Мне было трудно сказать,
что меня не приняли. Я с трудом выдавила эти слова и заплакала.
Она успокоила меня и сказала, чтобы завтра я повязала галстук. Я
так обрадовалась, как будто она подарила мне жизнь. Я очень люби-
ла, как она объясняет. Особенно мне нравилось отвечать на только
что пройденный материал. Елизавета Сергеевна поражалась моей
великолепной памяти. Она очень помогала мне с чтением, оставляя
после уроков. Один раз она вошла радостная на урок и объявила, что
в классе две пятёрки по математике – у меня и у моего однокласс-
ника, сидевшего позади меня. В классе начался гул учеников. Все
кричали, что я списала у него, но она быстро успокоила их, сказав,
что я писала первый вариант, а он второй. Так этой отметкой я за-
воевала авторитет в классе и, вообще, как я поняла в конце, – уче-
ники дружат только с сильными. Одноклассники подходили ко мне,
особенно если это была трудная задача, до уроков, прося переписать
или же объяснить. Потом я подружилась с одноклассницей, которая
мне помогала по русскому языку, а я ей по математике. Из-за отсут-
ствия большого зала моя спортивная гимнастика оборвалась, но я
упросила моего отца, и он целый год платил за обучение грузинским
танцам, которые мне очень пригодились в жизни.
    Меня тянуло к спортивной гимнастике, и я попросила переве-
сти меня и моих братьев в другую школу – № 93. Она была немного
дальше, но зато там на первом этаже находился большой спортивный
гимнастический зал. В пятый класс я уже пошла в новую школу, и
мои братья, конечно, тоже. Успеваемости Саши можно было желать
лучшего, а Володя был у нас круглым отличником. Ему всегда уда-
вались все предметы, зато Сашку мы называли снабженцем: его хоть
сто раз пошли в магазин, он всегда пойдёт и принесет всё, что надо.
     Наглаженный воротничок, новая форма, красивые белые босо-
ножки; большой чёрный бант обвязывал мои светло-русые волосы.
Я посмотрела на себя в зеркало и заметила, что я как-то округлилась,
вытянулась, появилась грудь. Мне показалась, что стала красивее, и
поэтому сразу на меня обратили внимание уже новые одноклассни-
ки. Начали изучать новые предметы – историю и географию. Облада-
ющая необыкновенной памятью, я уже стала проявлять способность
к литературе, запоминала каждый куплет стихотворения за пять ми-
нут. Я даже один раз поспорила с моей одноклассницей, её звали
Лили. Она мне не поверила, но убедившись, стала со мной дружить
– наверно из-за этого – многие, многие годы, пока её семья не пере-
ехала в Ереван в Армению, так как они были армянами. Её родители
вовремя заметили нагнетание национального вопроса в Грузии. Она
была хорошо сложена: чёрные волосы, заплетённые в две косы, кра-
сивые белоснежные зубы, хорошая походка, высокие ровные ноги,
которые она всё время выставляла напоказ. Её лицо портил только
нос. Если бы не этот нос, то она была бы просто красавицей. Я знаю,
что, живя в Ереване, она даже делала пластическую операцию, но,
видно, неудачно. Нос изменился, а к лицу не подошёл.
   Занимаясь своим любимым спортом, я иногда забывала обо всём.
Я могла несколько часов проводить в спортивном зале. Моими люби-
мыми снарядами были кольца и брусья. Я летала, как птица, не боясь
упасть на пол, уже не говоря о вольных упражнениях на ковре. Моя
гибкость удивила мою учительницу по физкультуре. Она же была
тренером по спортивной гимнастике в школе и, оставив меня после
уроков, предложила перейти в большой спортивный зал. Это было
в Ваке, в самом красивом районе нашего города, достаточно далеко
от нашего дома. Надо было добираться туда с двумя пересадками.
Поблагодарив учительницу, я сказала, что моя мама не повезёт меня
туда, но она меня успокоила и объяснила, что сама будет возить не-
сколько раз. А потом покажет дорогу и научит, как добираться.
    Я стала заниматься в большом гимнастическом спортивном зале.
Хорошо помню: он находился на второй улице после ресторана Са-
картвело. Одновременно посещала занятия и в школе, очень быстро
добиваясь успехов. Через несколько месяцев мы увидели уже свои
результаты. На одном из соревнований я сдала на 1-ый юношеский
разряд. Само здание спортзала было круглым с большими окнами,
с очень высоким потолком, с зелёным ковролином. Там я занима-
лась четыре дня в неделю. Нас, детей уже из разных школ Тбилиси,
было там много. Там я подруг не имела, так как много времени уде-
ляла тренировкам, а после торопилась домой. Я запомнила только
одну грузинку, на которую все особенно обращали внимание. Она
была хороша собой: очень густые чёрные волосы, заплетённые в две
косы. Она покоряла своими упражнениями на всех снарядах, осо-
бенно ей удавались вольные упражнения на полу. Я, конечно, сади-
лась на шпагат, но так делать, как она, смертельный шпагат, не мог
никто. Она сдала на второй взрослый, и мы все мечтали тогда быть
похожими на неё в спорте. Девочка занималась давно, была хорошо
сложена. Мне хотелось познакомиться, и когда я сблизилась с ней,
хотела заговорить, но обнаружила, что она не понимает по-русски.
Я понимала по-грузински. Мы разговаривали на грузинском языке.
Я поняла, что мой грузинский недостаточен, чтобы свободно разго-
варивать друг с другом. А мне так хотелось с ней подружиться! Я в
школе не учила грузинский язык. Это был обязательный предмет, но
дети военнослужащих могли учить его по желанию. Так что в изуче-
нии грузинского у меня были проблемы, потому что дома тоже никто
не говорил по-грузински, и помочь было некому.
   Время бежало быстро – спорт, учёба, а также забота о братьях. Я
продолжала дружить с Лили. Она была из большой армянской семьи
и жила в большом двухэтажном доме. Её отец работал на заводе, а
вся семья имела дома цех по изготовлению шёлковых платочков и
косынок, пёстрых в цветочках. У неё было две сестры старше нас
намного, два брата младше нас, точно такие, как мои братья. Я нашла
много общего между нами: она так же заботилась о своих младших
братьях. После школы она помогала старшим сёстрам в цеху. Я тоже
иногда помогала им и слышала уже армянскую речь. Так как у меня
была хорошая память, я через несколько месяцев чисто понимала, о
чём они говорят, правда, ещё не разговаривала. Ткань – шёлк – они
резали на небольшие кусочки. У них были заготовленные рамки, они
натягивали ткань сначала с одной стороны, потом с другой. И так
все четыре стороны. У них были стеклянные инструменты, такая
трубочка в виде пробирки, как вилка с маленькими отверстиями на
концах. Туда заливалась краска, и, измерив точное расстояние, они
чертили линии. Получалось сразу пять линий, близко расположен-
ных друг к другу. Потом начинали раскрашивать уже получившиеся
квадраты. Края платков подшивались шёлковыми нитками. Я была
с детства очень любознательная, и всё новое меня интересовало. Но
конечный результат меня очень удивил, потому что мой отец имел
именно такой платок. Косынки я тоже вспомнила – покрывающие
головы азербайджанских женщин, торгующих на базаре зеленью и
овощами.
     Мама уже стала работать, и мои братья остались без присмо-
тра, так как я всё своё время распределяла между спортом, учёбой
и подругой. Они были предоставлены сами себе. Отец приходил
поздно и в основном пьяным. Он перешёл на новое место работы,
и его каждый раз угощали, а он не мог отказаться, был, наверное,
слабохарактерным. Людмила училась далеко от дома. После школы
заходила к подружкам, и мои братья оставались без присмотра. Я
также часто не бывала дома после школы: подруга, потом спорт по
субботам и воскресеньям. Семья подруги считала меня своим чле-
ном, часто в шутку приговаривая: «Как жаль, что наши мальчики
меньше тебя, а то ты была бы хорошей невесткой для нас».
   В шестом классе на уроке у меня заболел правый бок. Рядом с на-
шей школой была детская поликлиника, и меня отвели туда к врачу.
Он предположил, что у меня воспаление аппендикса, и дал направ-
ление на операцию в больницу Арамянца квартала Авлабари. На
второй день меня прооперировали. Видно, вся операция проходила
под местным наркозом: я смотрела вверх, надо мной висела большая
лампа, которая светила так сильно, что резала глаза. Я закрыла глаза,
так мне было удобнее. Весь разговор во время операции я слышала,
а особенно последние слова хирурга. Он говорил другому врачу, что
можно было и не оперировать, ведь особых проблем не было. Но эта
операция в дальнейшем плохо отразилась на моей спортивной ка-
рьере. Я отстала от сверстников на один год, а в спорте это большое
время, и я решила оставить спортивную гимнастику.
   Лёжа в больнице, я всё больше убеждалась в том, что за нами нет
необходимого ухода со стороны родителей, а случай в больнице ещё
больше убедил меня в этом. В палате, где я лежала после операции,
было шестеро детей, шесть кроватей, и около каждой кровати стоя-
ла тумбочка, холодильника не было. Было жарко, в то время конди-
ционеров не было. Все дети были прооперированы в тот же день,
что и я. На второй день врач подошёл ко мне и сказал, что можно
выпить сегодня хорошего куриного бульона, а на завтра – куриное
белое мясо с бульоном. Я очень обрадовалась, так как не ела уже три
дня и хотела сказать об этом маме, но она в этот день не пришла в
больницу. На следующий день я сказала ей, когда она пришла после
работы, что мне можно есть бульон. Она пообещала, что пойдёт на
базар, купит курицу и сварит для меня бульон, который я уже жда-
ла с нетерпением. На следующий день я уже ходила по большому
коридору больницы. И вдруг, это было к вечеру, вижу – идёт мама.
Сначала я не заметила, что она несёт. Когда она начала приближать-
ся, то, что она несла, меня привело в ужас. В руках у неё была чёрная
сетка с дырками, и оттуда выглядывала маленькая рябая чёрно-белая
курица. Её красные глаза смотрели прямо на меня, клюв и хохолок,
тоже красные, выглядывали из дырок авоськи. Мама объяснила, что
она только с базара, завтра не работает, и к 12-ти часам принесёт мне
бульон. Я просто не понимала, как её вообще пропустили в больницу
с живой курицей, да ещё в операционное отделение?!
Долгожданное завтра настало. Уже темнело, когда пришла мама,
неся в той же сетке трёхлитровую банку бульона. Про куриное белое
мясо я у неё ничего не спросила. Мама отдала мне бульон, успев ска-
зать, что его хватило бы на всю семью. Бульон был тёмно-серого цве-
та. Я, правда, с удовольствием выпила, сколько смогла, а остальное
поставила в тумбочку. Так как, я уже говорила, в больнице раньше
холодильников не было, то на следующий день бульон скис. Когда
я выливала его, то заметила там две куриные ножки, которые тоже
были непригодными к употреблению. На них торчали перья. Вчера,
из-за тёмного цвета бульона, я их не заметила. На седьмой день меня
выписали домой. За мной приехала мама. Приехав домой, я хотела
лечь в постель. Она не разрешила, сказав, что дома не лазарет.
Мне было стыдно за свою мать, и ко мне стала закрадываться
ненависть к ней – женщине, которая была некорректной, неумелой
хозяйкой, родившей четырёх детей и не хотевшей заниматься их вос-
питанием. Могло быть и пять, но один до меня скончался сразу. Мама
одевала только себя, её гардероб трескался от красивой одежды, кра-
сивых комбинаций и разноцветных чулок и туфель, изготовленных
на заказ, лифчиков. Она себе не забывала делать шестимесячные
завивки и маникюр, покупать новые украшения или парфюмерию,
особенно яркую помаду. Дети же ходили везде в школьных формах,
привезённых отцом, потому что из-за расточительства жены не было
возможности уже одевать детей.

Наказы Матери

"Подожди, не уходи! -
Счастье не бывает вечным,"
Если хочешь изменить...
Ты меня сперва послушай!

Рано утром надо встать...
Сделать маленькую зарядку,
Не забудь убрать постель,
Позаботься и о тряпках....

Чтобы не разбросаны были...
Всё повесь вначале...
А потом чайник поставь...
Закипел...выпевай быстрее...

Не забудь проверить ранец...
Всё взяла из книг ты ...
Под подушку посмотри,
Может быть забыла книжки...

Ты готова, так иди...
Не забудь закрыть ты дверь...
Со школы ты придешь...
Зайдешь в садик за братом...

Так кружилась и росла...
Вымахали оба...
Я впервые в школу повела...
Я вместо мамы... одна...готовлю!

http://www.stihi.ru/2011/09/22/1208
09/21/2011

 
Продолжение романа   http://www.stihi.ru/2013/01/04/784

Начало главы №1          http://www.stihi.ru/2011/05/08/7574


 

© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2011
Свидетельство о публикации №211032000283

http://www.proza.ru/2011/03/20/283

 


Рецензии
Спасибо, Ниночка! Это первоклассная проза!!! Очень интересно читать, слова льются как музыка........... Я бы хотела иметь этот роман, если он будет или уже напечатан. Не знаю, как это возможно!)))))))))))

Света. с любовью!)))))))

Водолей 2   07.03.2013 16:34     Заявить о нарушении
Спасибо!Светлана!С праздником вас 8 марта!В этой жизни всё возможно,пошлю тебе с моей подписью,целую,Нина

Каменцева Нина Филипповна   07.03.2013 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.