Как простой шиномонтажник инженеров Камаза сделал

Как простой шиномонтажник инженеров Камаза сделал

  ( «шиномонтажник»- человек занимающийся «переобувкой» машин, то есть сменой резины с «летней» на «зимнюю», ремонтом покрышек и камер, правкой дисков.)
  Провидение подкидывает нам очень познавательные встречи и людей, общение с которыми доставляет истинное удовольствие. Более того от этих, казалось бы простых работяг, научаешься неким истинам. Одна из них « НЕ ДУМАЙ, ЧТО ТЫ САМЫЙ УМНЫЙ, НАЙДЕТЬСЯ УМНЕЙ ТЕБЯ».
     Мой знакомый шиномонтажник А….., вообще из той породы очумельцев (очень умелые руки), с неким нелинейным алгоритмом мышления, коими так богата Россия.
   Например, некий дядя построил вертолет способный взлетать и садиться, и вообще самостоятельно передвигаться. Очень легкий кстати, сообщение о нем было в 90е года в моделист-конструкторе. Однако фото по странному (разуметься) стечению обстоятельств, не приложили. Вся фишка в том, что сей аппарат имел силовую конструкцию, то есть мотор от обыкновенного мотоцикла Урал (2 цилиндра, 32 лошади, история которого уходит в далекие 30 годы в Германию). А все «научные» издания и вумные мужи с пеной у рта уверяли, что для поднятия такого летельного аппарата нужон мотор под 100 кобыл. Чувак просто не знал теорию и построил вертолет.
    Но вернемся к моему шиномонтажнику. В свое время он здорово «уел», как меня, так и инженеров «Камаз Мастера»(а многие имеют 2 высших технических образования!). Ну, я то понятно, еще не ученый был особо, хотя мой путь конструкторской деятельности поначалу был такой, как и у большинства очумельцев, потом, понятно дело приобщился к вумным инженерным книгам, и уверовал в классическую науку.
   Существуют два подхода к конструкторской деятельности. Один это официальный по книгам и расчетам, теория то бишь.(как же великий Энштейн сказал «скорость света ограничена!». А мы лохи все это схавали). То есть в этом случае механик по картингу* все делал как положено с чертежами, расчетами и консультацие и изготовлением деталей на суперпупер станках, ведь НТЦ Камаза было под боком и все автоспортсмены в нем же и обитали. То есть если надо было изготовить шестерню или сменить ряд соотношений, то занимали этой работой специальных людей. Это нормальный путь, присущий многим городским командам.
 (*в моем случае тренер-механик, сразу видна обратная связь, ведь каждый мотор в те совковые годы готовился индивидуально под каждого чела и тип вождения)
   А вот деревенские и поселковые ребята наличие крупных заводов с высокоточным оборудование не отягощены и выживали в соответствии с условиями. Их мышление и формировалось в полном соответвии с окружающей средой, то есть находились необходимые обходные варианты. Например, там где городской умник, шел и заказывал изношенную звездочку, деревенский очумелец просто покупал звездочку с другого мотоцикла и присобачивал к ней посадочную часть изношенной звездочки. Поскольку я представитель на первой стадии картинговой карьеры, был из рабочего поселка, то и мой путь конструирования был именно таким. Это позднее я мутировал в городского умника. Помниться наши городские ребята очень удивлялись этим инженерным изыскам. А что? Главное работает. А то, что по идее резцы не должны брать закаленную сталь, про то мы даже особо не думали. И большинство токарей (многие деревенские) тоже особо не парились, просто затачивали резец под особым углом и усе!
   Но это подход к главному событию, как простой шиномонтажник уделал хваленных инженеров Камаз Мастера.
   Случилось это в ту пору, когда я уже достиг пика картинговой карьеры и мои ребята стали призерами России. (см. ст.» Бумажные тигры»). Многим окружающим спортсменам и начальничкам это не нравилось, ибо вел я себя достаточно некультурно. Врывался в кабинеты, открывая двери ногами и гневно уличал тогдашнее руководсво в торговле запчастями для моей команды. (Было дело, сдавали поршни, кольца, целые моторы какие невинные люди по сравнению с теми монстрами которые пришли позже). За что и бывал три раза изгнан, но поскольку основные результаты давали мои парни, то опять принят был обратно. Мои ребята просто отказывались ехать.
   Окружающие спортсмены также были недовольны, ибо известность моя по Росси была довольна велика (в своем кругу естественно) и доставлял хлопот довольно много своим противникам. Так вот эти ребятишки были недовольны успехами и известностью. Хотя рецепт моих успехов был прост. Переходи из пилотов (водитель) картинга в тренера-механики, бери пацанчика из моей группы (а вел я до 14 лет, далее был переход в другие группы), с ним бери и его отца и вперед! В течение 2-3 лет чемпион обеспечен. Так нет же, самим все хочеться, покрасоваться на подиуме, поездить и все такое. Тут ведь как? Работа, работа, работа…а этим городские пижоны и не хотели заниматься. Проще было вытолкнуть неудобного человека. Что и случилось. Третий вылет совпал с пиком карьеры и тогда провидение прислало человека взявшего меня в механики по спортивным Окушкам (ВАЗ-11113, автомобиль ОКА). Ну и параллельно с этим делал картинг его же приемному сыну. И в общем готовил его в чемпионы (к сожалению, столкновение организованное на тренировках в Волгодонске, привело к психологическому шоку и мать стала против занятий картингом).
    В автомобиле Ока есть много уязвимых мест, невидимых в простой эксплуатации, но явно проявляющихся в спортивной эксплуатации. (Именно поэтому спорт и нужен, ибо слабые места выявляются наиболее быстро).
Одна из проблемных зон это «шток выбора передач». В просторечии «палец». Выглядит эта конструкция так: через всю коробку передач проходит длинный стержень диаметром 16 мм. Длина его примерно40 см. В него под небольшим углом ввернут «шток выбора передач»-«палец».  Именно эта фиговина и выбирает передачи, когда мы двигаем рукоятку вправо-влево, вперед-назад.
   Слабое место это резьба на штоке, посредством коей он привинчивается к тяге.(длинный стержень). Ранее это было резьба М8, то есть на диаметре 8 мм, нарезается резьба. Потом ее увеличили до М9, но все рано ломалось по резьбе. И М10 так же ломаеться (порочная конструкция).
  Встал вопрос как решить проблему поломки штока? Тут инженеры были на высоте. Измерили углы отическим угломером ввели в комп особую хитрую программу расчетов. Далее на расточном (!) станке изготовили угловатую и супердорогущую конструкцию. )по тем временам 500 рублев, ибо времени было затрачено было более чем). Такая дороговизна оказалась не с руки, и мы перешли на простую фрезерную операцию. Со временем путем коллективных наших с Михалычем усилий (его пацанчик уже ездил в команде Ока-Юниор от Камаза), мы пришли к самой простой, как нам казалось конструкции. Токарь нам вытачивал 2 трубки, далее сам Михалыч давал угол и вся эта конструкция обваривалась полуавтоматом.
   Вот про это достижение нашей конструкторской мысли я и доложил моему шиномонтажник.  Сам А….имел ОКУ и эта его конструкция явно выделялась из ряда обычных ОКУШек. Взять например «клиренс», (высота от грунта до нижней части машины, у ОКИ 17 см). У его машины клиренс был 25-30 см. Достиглось это оченно хитрым приложением всяких разных придумок, но это другая тема.
   Представте мое удивление, через недели три после того, как я гордо поведал о достижениях нашей  инженерной мысли –«бандаже штока выбора передач» их двух сваренных трубок охватывающих сам шток и тягу. Тогда нам казалось, что это все, дальше некуда. Для обычного « зашоренного» ыслителя да, но не для А….
   Сей очумелец предоставил мне на вид незамысловатую конструкцию сваренную простой электродной сваркой. Признаться, я не признал в хромировке поршневой палец от ГАЗ-21. Это было потрясение для моего тогда, как я считал, инженерного гения.
   А ..недолго думая подобрал палец подходящий по диаметру штока и тяги (они совпадают), обрезал его обыкновенной «болгаркой» (шлифмашинка с отрезным кругом), на наджаке» (эл.двигатель с укрепленными точильными кругами) придал примерный угол наклона верней трубки-половинки поршневого пальца, на нижней части бандажа, для того чтобы сверло могло взять металл пальца, просто снял верхний закаленный слой. Далее подогнав конструкцию просто обварил ее контактной сваркой. То есть никаких фрезерных, токарных работ и инженерных расчетов! Самые минимальные экономические затраты!
 Дааа…Такого щелчка по самолюбию я никогда не испытывал. И понял, что иногда надо прибегать и к этому способу мышления, как и наши очумельцы.


Рецензии