О кладах. Примеры поисков из истории

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

 
О кладах. Примеры поисков из истории.

Много археологических памятников и кладов обнаружено на основании устных легенд и преданий. Обычно местным жителям известны находящиеся в их районах курганы, городища, гроты, подземные ходы и т.п., связанные с каким-нибудь поверьем или легендой о зарытых сокровищах. Поэтому, наиболее частый сюжет таких преданий – зарытые клады. Причем обычно рассказывают о бочонках с золотом или серебром, зарытых разбойниками. Большой популярностью пользуются подземные ходы, железные сундуки, дубовые гробы и т.п. Очень часто, по указанию местных жителей, находят скрытые в лесу городища, подземные ходы, иногда и клады с золотом.

Любопытные примеры кладоискательских раскопок приводит А. Амальрик в своей книге «В поисках исчезнувших цивилизаций» (Москва, 1959 г.):

1. История относится к ХV веку: «Известный венецианский дипломат И. Барбаро, записки которого дошли до нас, в 1436 году предпринял путешествие в г. Тану (генуэзская колония в устье Дона), где прожил 16 лет. «Там, - пишет Барбаро, - встречается весьма много искусственных земляных насыпей, - без сомнения, надгробных памятников… Этого рода курганов здесь бесчисленное множество, и утверждают, что в одном из них зарыт богатый клад».
В 1437 году семеро купцов собрались в доме венецианского гражданина Бартоломео Россо в Тане и заключили между собой письменное условие о разыскании клада. «Курган, к которому стремились желания наши, имеет около 50 шагов в вышину и вершина его образует площадку, посреди которой находится другой небольшой холм с кругловатой маковкой в виде шапки. Разыскания свои мы начали с подошвы большого кургана. Сначала представился нам грунт земли столь твердый и оледенелый, что нельзя было его разбить ни заступами, ни топорами… Сначала, к общему удивлению, нашли мы слой чернозема, потом слой угля, потом слой золы в четверть толщиною, потом слой просяной шелухи и, наконец, слой рыбьей чешуи». Прорыв ход и не найдя сокровища, они сделали еще 2 траншеи и дорылись до слоя «белого и столь твердого, что легко было вырубать в нем ступени, по которым удобнее было таскать носилки. Углубившись на 5 шагов в гору, нашли мы наконец несколько каменных сосудов, из коих иные наполнены были пеплом, угольем и рыбьими костями, а другие совершенно пустые, а также 5 или 6 четок, величиною с померанец, из жженой глянцевитой глины, весьма похожих на те, которые приготовляются в Мархии для неводов. Сверх сего нашли мы в кургане половину ручки серебряного сосуда в виде змеи». Клада компаньоны так и не нашли».

2. «Надо сказать, что и в область легенд и преданий проникли аферисты и фальсификаторы. В конце ХIХ века два досужих дельца купили в Швеции старинный документ, указывающий местонахождение зарытых двенадцати бочонков с золотом в России, в Рязанской губернии. Собрав кое-какие средства, кладоискатели отправились в Россию и предприняли раскопки. Золота они, конечно, не нашли, но сумели продать свой «секрет» какому-то русскому гвардейскому офицеру. Одураченный гвардеец тоже вырыл несколько ям и, также ничего не найдя, кроме нескольких вещиц из железа, которые тут же бросил, уехал в Петербург. Через несколько лет, производя археологические разведки на Оке, археолог В. Городцов узнал от местных жителей об этой золотой авантюре, посмотрел подобранные ими железные вещицы, которые выбросил гвардеец, и тоже предпринял раскопки. Городцов нашел то, что искал. Он обнаружил на этом месте городище раннего железного века».

Сказания об эльфах, карликах и тому подобных темных силах иногда связываются с бесчисленными рассказами о страшных домах, которые хозяева и жильцы покидают из-за того, что в них заводится нечистая сила.
М. Орлов в своей книге «История сношений человека с дьяволом», приводит несколько подобных историй:

1. «Эта история случилась 15 декабря 1558 года. Однажды колдун указал, что видит какую-то даму, очень богато одетую и разукрашенную золотом и драгоценностями, и что дама эта держит в руке факел и стоит она около какой-то колонны. После этого колдун посоветовал, чтобы сделали раскопки в погребе этого дома, около поставленного там столба, и что там непременно отыщут в том месте клад. Когда начали рыть, вдруг поднялся жестокий вихрь, который вырвался через отверстие погреба, ударил в соседний дом и сорвал с него часть кровли, которая и обрушилась в погреб. На следующий день колдун, которого известили о происшествии, объяснил, что клада больше на том месте уже нет, что этот вихрь был не что иное, как злой дух, уносивший клад».

2. «Однажды в Магдебурге компания из 10 человек узнала о том, что в некоторой башне зарыт клад. Кладоискатели заручились подробными сведениями, в каком именно месте зарыто сокровище, где и как, и в какое время надо его откапывать. И вот когда кладоискатели принялись за работу, башня обрушилась и всех их задавила насмерть».

3. «Капеллан собора Богоматери в Париже в компании с несколькими знакомыми посредством каких-то волшебных операций узнал о местонахождении клада в одной местности близ Парижа. Но когда они начали рыть этот клад, поднялся страшный вихрь, обрушил какую-то стену, и их всех передавило и перекалечило. Сам почтенный капеллан был так изувечен, что на всю жизнь остался хромым».

4. «Какой-то патер в Нюрнберге отыскал клад, то есть его местонахождение, «при помощи сатаны». С этим вышла та же самая история. Как только он дорылся до ящика, содержащего клад, страшный вихрь развалил дом – и кладоискатель был задавлен развалинами».

5. «Иногда черти пускают в ход и разные другие способы запугивания кладоискателей. Однажды компания кладоискателей только что было приступила к рытью клада, как вдруг раздался страшный вопль, как бы исходящий из уст человека, подвергаемого колесованию. Кладоискатели были так перепуганы, что побросали свои лопаты и пустились в бегство, а за ними по пятам гнались все время черти и нещадно били их, провожая таким образом до дома, где они жили. Черти ворвались даже в самый дом и подняли там такой рев и грохот, который жильцами дома и соседями был принят за грозу».

6. «В Неаполе около города есть пещера короля Салара. Проводники обычно доводят путешественников до какого-то рва, а дальше идти отказываются, объясняя это тем, что кто идет дальше этого рва, тот уже назад не возвращается. Однажды до этого рва довели местного аббата, француза и немца. Проводник предупредил их, но они стали над ним насмехаться, взяли каждый по зажженному факелу и начали спускаться в тот ров. Проводник не пошел с ними, а сказал, что останется там, где был, и будет ждать их возвращения. Он очень долго ждал их, но так и не дождался. Через несколько дней после этого было дознано, что три погибшие путешественника были колдуны, что они спускались за кладом и погибли жертвами своей жадности, которая побудила их войти в связь с нечистою силою».

7. «Известна история кладоискателя, тоже духовного лица, которого дьявол соблазнил искать клад, указав место, где он зарыт. Кладоискатель дорылся до какого-то сундука, около которого лежала страшная черная собака. Но едва нечестивый патер подошел к этому сундуку, как немедленно вместе с ним провалился сквозь землю. Свидетелем этого происшествия был один из друзей погибшего кладоискателя, которого он пригласил с собою, но который не принимал прямого участия в деле и потому был пощажен при катастрофе».

8. «В одной эльзасской деревне в саду одного из местных жителей проявился клад и проявился весьма странным и чудесным образом. Хозяева того сада видели, как из земли выступал какой-то сундучок. Хозяева сразу догадались, что в этом сундучке должен быть клад. Но как только они подходили к таинственной шкатулке и протягивали к ней руки, она тотчас же опять уходила в землю. И эта проделка повторялась несколько раз».

9. «На острове Мальте был один человек, из рабов, который утверждал, что владеет силою вызывать демонов и заставлять их открывать и указывать самые сокровеннейшие вещи. Двое мальтийских рыцарей, узнав об этом рабе, взяли его с собою и повели в какой-то замок, где, по их сведениям, должен был находиться клад. Раб-колдун произвел заклинания. Демон явился, раскрыл какой-то камень, и из отверстия его выступил большой сундук. Но едва раб протянул к нему руки, как сундук снова спрятался в скалу, и эта проделка повторилась несколько раз. Колдун, наконец, оставил свои попытки и откровенно признался своим спутникам, что он совершенно ослаб и обессилел и что ему нужно бы чего-нибудь выпить, чтобы подкрепить силы. Ему дали чего-то, и он вновь приступил к тому камню. А рыцари оставались в некотором отдалении и ждали, что будет. Через несколько времени им послышался какой-то подозрительный шум. Они бросились к тому месту, где был заклинатель: они нашли его мертвым и распростертым на земле, а все тело его было сплошь покрыто крестообразными надрезами, как бы сделанными ножом. Рыцари отнесли его на берег моря, привязали к его ногам тяжелый камень и бросили его в море. Тем их приключение и окончилось».

10. «На той же Мальте было еще несколько подобных приключений с кладами. Тогдашние жители острова, мальтийские рыцари, вели беспрестанные войны с неверными, и у них скоплялось великое множество всяких сокровищ, кроме того, они очень охотно предавались изучению тайных наук, то есть, другими словами, более или менее входили в сношение с темными силами. При таких условиях среди населения острова, разумеется, могло возникнуть множество сказаний о кладах, и притом заклятых по всем правилам искусства. Отсюда и множество легенд о кладоискателях и их приключениях».

11. «Одну старуху какой-то дух уведомил о кладе, зарытом в погребе в ее собственном доме. Клад же этот, по словам духа, принадлежал какому-то важному рыцарю. Дух и внушил старухе, чтобы она отправилась к тому рыцарю и его известила об этом кладе. Старуха пошла к рыцарю, но не смогла добиться, чтобы он ее принял и выслушал. Тогда она и вернулась от него ни с чем. На следующую ночь дух снова явился к ней и настаивал, чтобы она известила рыцаря. Старуха начала было отказываться, ссылаясь на то, что рыцарь не желает ее принимать, но дух-известитель начал ее мучить и истязать, и заставил снова пойти к рыцарю. На этот раз испуганная старуха добилась аудиенции и рассказала рыцарю обо всем. Рыцарь ей поверил, захватил с собой людей с кирками и лопатами и отправился к ней в дом. Начали рыть, но в скором времени из вырытой ямы хлынуло такое громадное количество воды, что работу пришлось бросить. Рыцарь после того рассказал обо всем этом великому инквизитору, и тот, хотя взглянул на его попытку, как на великий грех, но все же дал грешнику свое пастырское отпущение, а историю эту повелел занести в летописи инквизиции.                Много лет спустя после того было решено расширить площадь пред соборною церковью. С этой целью были приобретены дома окрестных жителей, и в их число попал дом той старухи, где рыцарь искал свой клад. Когда сносили этот дом и рыли землю, то как раз и нашли тот самый клад, которого искал рыцарь. Тогда из-за этого клада начался спор между главою мальтийского ордена и монахами, владевшими собором. Каждая сторона предъявляла свои законные права на этот клад. Рыцари опирались на то, что весь остров принадлежит им, значит, им же принадлежат и все сокровища, скрытые в недрах земли; монахи, в свою очередь, утверждали, что клад, найденный на их участке земли, им и принадлежит.        Обратились к суду папы, и тот присудил клад рыцарям. А тем временем в дело вступился еще и тот рыцарь, которому клад принадлежал первоначально, как уверял дух, явившийся к той женщине, владелице дома с кладом. Он сослался на запись о своем кладоискательстве, и хотя этим не доказал своих прав на клад, но зато этим было доказано, что демон знал о том сокровище и стерег его».

12. «В начале ХVIII столетия в Страсбурге произошла история, которая в свое время наделала много шума. В то время там жил очень известный музыкант Каваллари, родом венецианец. В один прекрасный день Каваллари попросил у начальства разрешения произвести раскопки в старинном монастыре, разрушенном еще во время войн, возникших при Реформации. Музыкант объяснял свое желание тем, что в этих развалинах надеялся найти клад. Узнал же он об этом кладе от одной женщины, которая много раз видела в тех развалинах призрак старого патера, весьма почтенной наружности, в богатой, расшитой золотом одежде, который бросал перед собою целую груду камней. Женщина эта пришла к убеждению, что в развалинах непременно должен скрываться клад, и сумела заразить этою своею уверенностью итальянского музыканта. Разрешение производить раскопки ему было дано. Он произвел эти раскопки, и они увенчались полным успехом: нашли много глиняных горшков, наполненных монетою ХIV и ХV столетий».

А. Чикин в своей книге «Хотите найти клад?» (Москва, 2008 г.), приводит следующую историю: «В ХVII в. офицер португальского королевского флота Хуан Сандрес нашел древнее индейское захоронение. Оно располагалось в районе Де Прадо (20 км южнее современного Буэнос-Айреса). Почти все ценности, поднятые из земли, были конфискованы государством, и только один кубок офицер смог оставить себе. С этого момента проклятие пришло с неба к его обладателю.               
Когда кубок оказался в доме Хуана Сандреса, вскоре умерли родители офицера, затем его жена, потом все семеро детей. Пожар превратил в прах дом Сандреса, а сам мореплаватель по ложному доносу оказался в тюрьме. Через 16 лет он вышел на свободу глубоким и больным стариком. Своего обладателя дождался только дорогой, искусной работы кубок. Хуан Сандрес не долго думал и без сожаления избавился от него».

Продолжение: http://proza.ru/2011/04/09/1156.


Рецензии