Срезы бытия продолжение

Уместно отметить, что проявление любой танматры – материальная стихия – будет включать в себя  не только ей соответствующую танматру, но и все остальные, правда, в потенциальной форме, что создает принципиальную возможность перехода одной стихии в другую. Все переходные формы материи, имеющие смешанные, проявленные одновременно свойства двух стихий, будут соответствовать в равной или неравной мере двум танматрам (например твердое аморфное вещество соответствует одновременно танматрам Апас и Притхви – земле и воде, имея свойство как твердого, так и жидкого вещества).
Наличие в какой-то материальной стихии потенциальных танматр, наряду с проявленной, дает принципиальную возможность в соответствующих условиях переводить потенциальную форму в основную, проявленную: например, металл можно расплавить, испарить, превратить газ в плазму, которая будет излучать энергетическое поле, а это поле, логически следуя нашей теории, может перейти в пространственную категорию.
Каждый переход в следующую, более тонкую стихию будет приводить ко все большему высвобождению энергии, и, как нетрудно догадаться, максимальную энергию можно получить при распаде стихии на уровне самых тонких элементарных начал – при «уничтожении материи».
Уместно добавить, что любое материальное проявление танматры означает также индивидуальное, лишь ей присущее сочетание Тамаса, Раджаса и Саттвы, как на микро, так и на макро и мега пространственных  уровнях. Беспредельная возможность проявления любого сочетания гунн на любом материальном уровне создает бесконечное качественное разнообразие в пределах каждой стихии (пожалуй, за исключением стихии пространства, поскольку эта стихия для физической вселенной элементарна – первична, а элементарность не может обеспечить разнообразие форм).
В изложенной характеристике мы использовали в качестве примера материального проявления танматр и гунн привычные, наблюдаемые стихии физического мира, но отметим, что ноуменальные матрицы могут также воплощаться и в более тонких ментально-энергетических стихиях – татвах, о которых мы будем говорить позже.
Хочется отметить, что часто встречающиеся у древних определение танматр, как тонких сутей (Хотя под термином «тонкий» в силу несовершенства перевода могло значиться и ноуменальный, идеальный) не совпадает с нашей теорией, и уместнее было бы назвать их ноуменальными матрицами.
Теперь несколько слов о Майе. Эту категорию очень трудно как-то положительно охарактеризовать, кроме как терминами «иллюзия» и «незнание». Можно сделать также еще одну аналогию, по которой Майя в собственной природе – это то, что проявляется в Абсолюте посредством массы и энергии (у индусов пракрити и шакти). В начале нашей работы мы указывали, что любой материальный объект можно теоретически разделить на энергию – то, что этот объект проявляет и позволяет ему действовать и восприниматься, и то на чем это проявление базируется – в современном представлении – на массе, поскольку без массы энергия также никак не проявляется. Так не бывает плюса без минуса и наоборот.
Про Майю древние говорили, что она ни существует, ни не существует. Это надо понимать так, что ее существование не самостоятельно, и она не существует без Абсолюта, или существует в Авьяктам – потенциальной, непроявленной форме, когда гунны находятся в полном равновесии, когда же их равновесие нарушается, Майя проявляет себя как феноменальная вселенная.
Древние индусы сравнивали наше проявленное с помощью энергии материальное настоящее, с волной, беспрерывно катящейся по глади бескрайнего океана Майи. Волна существует, как нечто самостоятельное в нашем представлении, но отдельно от океана она не существует, да, кроме того, это постоянно меняющаяся вода. Как говорил свами Вивекананда, эта волна существует лишь на том основании, что связана с именем и формой. Так океан – это Майя, имя и форма – идеальные сути Абсолюта – танматры и гунны. И действительно, отдельно от волны, с точки зрения материи, ни имя, ни форма не существуют, и в то же время именно они являются тем, что заставляют нас воспринимать волну, как что-то отличное от океана.
В заключение главы хочется ввести некоторые терминологические дополнения к уже существующим, так как термин «Бог» вызывает непроизвольное кощунственное представление, что это некий старик с бородой, сидящий на облаке и управляющий миром, как ему вздумается, а символ ОМ, употребляемый индусами и, якобы отражающий понятие Абсолюта, понятен лишь посвященным.
Исходя из нашей теории понятию «Верховный Бог» соответствует термин «Чистая реальность-сознание» а понятию «Бог-Творец» - «Законореальность-сознание».
Сказать, как именно несовершенное незнание-Майя связана с совершенным Абсоютом-Брахманом, мы не можем, тем более что причинно-следственные связи возникают как что-то вторичное из Майи. Так же невозможно объяснить для чего и почему из нее происходит мир феноменов. Это является тайной трансцендентальной истины, и открывается в особых состояниях, которым древние дали немало названий, в том числе Асампражната Самадхи, Сатори или Нирванна. Впрочем, тайна сия и закрывается с выходом из этих состояний, поскольку наше обычное сознание не способно ее ни воспринимать ни хранить.
Несомненно, трансцендентальная реальность бесконечно глубже того, что мы попытались описать, но, повторяю, здесь мы приводим лишь примерную схему на основании возможных аналогий с привычным. (Продолжение следует).


Рецензии