Страх
Дверь камеры захлопнулась, и заключенный в сопровождении тюремщика пошел по полутемному коридору. Заключенный шел и уже ни на что не надеялся. Он знал, что совершил преступление, его вполне могли посчитать вредителем и даже врагом народа. Художник Иван Вепхадзе никогда не занимался политикой. Но было такое время, а именно начало тридцатых, что никто не был застрахован от эпитета "враг", "вредитель", "шпион" и тому подобное. Людей убирали ни за что, по простому доносу, а он, какникак, совершил преступление и притом тяжелое. Художник и конвоир вошли в кабинет начальника тюрьмы. Начальник не обратил внимание на вошедших, и рассматривал какие-то документы. Через некоторое время он оторвал взгляд от документов.
- Я просмотрел ваше дело, - сказал начальник серьезно, обращаясь к заключенному, - вас обвинили в хищении народного достояния, вы знаете, что вас ждет? Как вам не стыдно было совершать такое.
Чтобы читателю было ясно, в чем состояло преступление художника, скажу, что он работал в одном цеху, где делали знамена и флаги. Художник и его товарищ по работе достали неофициально ткань для знамен, и когда была проверка, у них не оказалось документов на ткань. Художник, а это был мой дедушка, и его товарищ были арестованы, и им грозило суровое наказание по обвинению во вредительстве, как говорили в то время "десять лет без права переписки", и все знали, что это значило.
- Вы же художник, и неплохой, при обыске видели ваши работы. У вас неплохие портреты. Вот возьмите эту фотографию и покажите, на что вы способны. Вам дадут все необходимое для работы. И постарайтесь, как следует.
Художник взял фото, посмотрел и понял, что от него хотят. Это было фото Лаврентия Берия, который в то время занимал пост первого секретаря компартии Грузии.
И художник написал портрет. Портрет тут же был повешен в кабинете начальника. К автору с того дня стали относиться лучше, но он продолжал сидеть и у него появилась какая-то надежда выжить. Не знаю как, но портрет увидел сам Берия. И если верить словам моей бабушки, которая любила рассказывать этот эпизод жизни мужа (сам дедушка никогда не упоминал его), Берия при виде портрета воскликнул:
- Как, и такого художника вы держите в тюрьме?! Немедленно выпустить на свободу, обеспечить, чтобы он ни в чем не нуждался и только работал.
Не знаю, так ли говорил Берия, но дедушку действительно отпустили и он перестал нуждаться. Появились хорошие заказы,дали квартиру в центре города, и его семья зажила, как говорится, нормально. Но годы крайней нужды, лишений и время, проведенное в тюрьме, наложили свой отпечаток на и без того хилое здоровье дедушки. У него начался сильный бронхит, который мог перейти в туберкулез. И вот, когда его жизнь как будто бы наладилась, не считая болезни, в один из вечеров около окон его дома останавливается машина НКВД (КГБ того времени). Когда к дому, обычно поздно вечером или ночью, подъезжала такая машина, все жильцы знали, что приехали кого-то забирать, и поэтому все были готовы и на всякий случай имели заготовленным узелок с теплыми вещами. Такой узелок был и у дедушки. Все смотрели в окно и ждали, кого заберут. Каждый надеялся, что его это не коснется. И вот стук в дверь. Пришли именно в квартиру дедушки. Неделю тому назад уже забрали его двух соседей, отца и сына.
- Собирайтесь, мы за вами - сказал один из вошедших, и, указав на узелок, который бабушка уже вынесла и собиралась дать мужу, добавил - это можете не брать, вам не понадобится.
Можете представить себе состояние моего дедушки при этих словах. Будучи человеком пугливым, он подумал, наверно, что его ведут прямо на расстрел. Машина с дедушкой уехала, свет в соседних окнах погас, и соседи с облегчением вздохнули и легли спать. В ту ночь ЭТО их не коснулось.
Через пару часов та же машина приехала, и дедушка вышел из нее, а машина уехала, никого не забрав. Дедушка был в хорошем настроении и сказал, что там, куда его повезли, сказали, что очень обеспокоены его здоровьем, и его посылают на курорт с полным обеспечением на государственной машине. Подкрепив свое здоровье, дедушка с еще большей энергией принялся за работу и из-под его кисти вышло много работ, которые внесли свой вклад в грузинскую советскую живопись, в соцреализм. Жизнь дедушки стала лучше, а работы хуже. Я не вправе обвинять во всем только власти того времени. Причин ухудшения качества работ было несколько. Кроме властей, это и здоровье дедушки и, конечно, бабушка, которая все время требовала у него денег для поддержания своих родственников, некоторые из которых в то время нуждались.
Так продолжалось до 1953 года, до того дня, когда арестовали самого Берия. С этого дня начался закат славы художника Ивана Алексеевича Вепхвадзе. Ему перестали давать крупные заказы, милиционер не отдавал ему честь, когда видел при орденах (которые тоже перестали ему давать), да и художники, его коллеги, через несколько лет начнут брать реванш за его критику художников-формалистов (как тогда называли всех художников нереалистического направления).
А вот эпизод, свидетелем которого был сам, и хотя мне тогда было всего пять лет, я его очень хорошо запомнил.
Мама привела меня с детского сада. Вхожу в комнату и что вижу. Дедушка с бабушкой рвут рисунки с изображением Берия.
- Зачем рвете,- спросил я с удивлением, так как никогда не видел дедушку рвущим свои работы.
- Иди и ты помоги рвать, - ответила бабушка, разрывая в клочки очередной портрет Берия.
И я помогал. Читатель не может представить, сколько было рисунков с изображением этой личности. А мы рвали и рвали, и не было этому конца. Особенно трудно и неприятно было рвать толстые картоны, а холст еще труднее. Дедушке даже не приходила мысль записать эти холсты. Он боялся. Он также боялся не порвать эти работы, как в свое время боялся уничтожить уже ненужные наброски этой личности. А вдруг кто-то увидит, как он рвет уже ненужный набросок и донесет куда следует. И таких рисунков набралось уйма за столько лет. Они бережно складывались и хранились. А теперь он, художник, сам уничтожает те рисунки и опять боится, что на этот раз могут случайно найти у него дома рисунок с изображением Берия, и ему может непоздоровиться. Так мы уничтожили всю дедушкину Бериниану. Но один довольно большой портрет продолжал висеть на стене в позолоченной раме. Я не осмеливался спросить дедушку, почему, уничтожив столько рисунков с изображением той одиозной личности и вычеркнув его имя из книг и журналов, что были дома, он сохранил тот портрет, который был очень хорошо написан, и который продолжал висеть на видном месте его мастерской. Портрет провисел много лет. И вот так в начале шестидесятых дедушка говорит, обращаясь к бабушке.
- Надо снять этот портрет, сегодня за ним должны прийти.
- Кто должен прийти,- спрашивает бабушка.
- Его жена и сын, я обещал отдать им этот портрет.
Действительно, вечером приехали за ним и забрали портрет, столько лет провисевший у нас дома. Я наконец решился и спросил дедушку.
- Почему ты оставил тот портрет и не уничтожил с остальными портретами Берия
- А почему я должен был его уничтожить, - в свою очередь с удивлением спросил дедушка, подняв брови, а потом добавил, - при чем тут Берия, это был портрет певца Бадридзе, который я подарил его семье.
Свидетельство о публикации №211032201066
Много лет спустя, увидя по телевизору Бадридзе, я подумал, что это показывают Берия, и не мог понять почему он поет, пока диктор не назвал фамилию Бадридзе.
Джованни Вепхвадзе 05.04.2011 00:09 Заявить о нарушении