Сон как текст

Когда мы спим и видим сны - это процесс. Запомненные сны -  законченный узор, рассматривая который, мы оказываемся в лесу, полном следов. "Процесс" уже ускакал,  а мы, как чингачгуки, читаем "книгу леса", пытаясь по следам  догадаться, какой зверь здесь пробежал, как давно и в какую сторону. 

Сновиденный узор следов  - совершенно особого рода, в нём образы взаимодействуют, пересекаются, перетекают друг в друга. Наше ночное я мыслит  "несфокусированными смыслами", символами, пространством допустимых движений: зыбкость образов, прихотливость сюжета, расплывчатость вопросов, многослойность ответов...

Главная особенность языка снов - в его неопределенности: одни многозначные элементы связаны с другими многозначными элементами многозначными связями, что делает его малопригодным к передаче линейных смыслов и чрезвычайно приспособленным к созданию новой информации. Которая воспринимается как сообщение из таинственного источника - ведь у каждого послания есть автор. Именно поэтому  в мифологически развитых культурах (например, шаманских) сон отождествлялся с чужим пророческим голосом  из пространства божеств. А боги, как известно, любят выражаться загадками и туманными притчами (в этом смысле библия - абсолютно сновидна).

Шаманская культура, рассматривая сон как часть "мирового узора", в который каждый человек вплетен на многих уровнях и в разных ипостасях, обладала техниками управления снами, не говоря уже о связных системах их толкований и пересказов, хотя пересказать сон так же трудно, как пересказать музыку.

Эта принципиальная непереводимость сна, делает всякое запоминание его трансформацией: пересказ  доорганизует сновидение, придавая ему отчасти временнУю и линейную композицию, при этом неизбежно сопровождаясь уменьшением неопределенности, поскольку любое воспоминание о сне - всегда лишь вариант, проекция, "одномерный текст". И кстати, не только воспоминание сна, но и любые воспоминания.

Проживая жизнь, мы пропускаем через себя несказанную ткань мира и превращаем её в текстуру смыслов, тайна плетения которых велика есть.

(с) Аманда Глумская 2011


Рецензии
" библия - абсолютно сновидна).." Это Вы бабушке расскажите перед сном.
У Вас тупиковая философия, извините,- она не вписывается ни в какие ворота. Думал, думал, но кроме таблеточки плутония Pu239 под язык ничего в голову не приходит.

Остров Бандерлогов   21.11.2013 12:56     Заявить о нарушении
Кто здесь?! о_О

Аманда Глумская 2   26.11.2013 14:33   Заявить о нарушении
Аманда, соглашусь с вами, но с позиции буквы. Сон как солнечный он, снится он или нет - это другое. След - это дело солнца. Как? Огонь переверните слово ног. Как из хвоста возникли ноги? Хотя они были у осьминога, и три сердца тоже. Просто природа даёт подсказку, а в библии этого не написано. Звук и буква, как это получилось? Тишина. Адам как А дам, первая буква.

Даша Новая   12.03.2015 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.