Логарифмическая линейка

   Я всегда ждала ее , любимую бабу Дусю , а она появлялась как-то внезапно со связкой баранок на шее , с полотняным мешочком любимых "Батончиков" . С химической завивкой на начинающей седеть голове , с толстоватым носом , всегда покрытым бисеринками пота , делавшим ее лицо веселым , даже немного смешным .
   Самыми радостными для меня были дни , когда баба Дуся соглашалась взять меня погостить в город . Она жила в коммуналке в доме барачного типа на четвертом этаже вместе со своей матерью Поленькой и взрослой дочкой Тамарой . Эта городская квартира казалась мне хоромами , хотя представляла собой одну комнату с углом , отгороженным ширмой под кухню . Я любила наблюдать за городом из распахнутого окна с неизмеримой , как мне казалось , высоты : за спешащими куда-то людьми , за вереницами машин и с шумом проходящими трамваями .
   Баба Дуся работала на заводе , старуха исчезала на целый день , Тамара уходила на службу . Вечера я ждала с нетерпением , потому что с возвращением бабы Дуси дом оживал , и сразу материализовались все члены семьи . Баба Дуся , потому как стояла летняя жара и в доме не было мужчин , расхаживала по комнате в розовых панталонах , дымя неизменной "беломориной " , что-то весело рассказывала и одновременно накрывала на круглый стол . Я заранее знала , что будет обязательно чай с лимоном и шоколадное масло ( от нашей Зорьки такое не получалось ).
   Когда наступал момент моих проводов домой - а отправляли меня попутным рейсом или с кем-то из знакомых - баба Дуся начинала собирать подарки . Это были Тамарины платья , почти новые и модные , для моих старших сестер , брюки для Шуроньки , моего отца ( Поленька была хорошей портнихой ) и много всякой другой всячины . Мне как-то подарили даже ручные часы с браслетом , кругленькие - "Чайка" , но после , когда я уже училась в 8 классе . Это сейчас часы - предмет ежедневной необходимости . В то , далекое время - это была роскошь , мало кому доступная , тем более в юном возрасте . Это как мобильник для нынешней третьеклашки !
   ... И вот основной подарок - логарифмическая линейка для старшего брата . Я не знала , что это такое и никогда не видела этот предмет . Передо мной лежала продолговатая коробочка серой "кожи" , которую велено было бережно доставить по назначению . Уже в пути , сгорая от любопытства , коробочку я все-таки открыла . То , что я увидела , меня не поразило никак . Меня поразил запах , который я сразу ощутила - не запах кожи , дерева , пыли или стекла , а какой-то незнакомый , сладкий и мягкий , даже вкусный аромат . Математический прибор источать его просто не мог !
   Когда я приходила из школы ( а приходила я раньше старших ) , еще не сняв форму , я открывала заветную коробочку и вдыхала аромат "линейки" .
   Прошло много лет . Однажды в наш сельский продмаг завезли бананы . До этого в деревне никто не видел этого фрукта . Отстояв очередь , купила и я связочку невзрачных серо-зеленых некрупных плодов ( они явно были незрелые ) , ничем особо не пахнущих . А купила , потому что все покупали то , что привозили в магазин . К тому же в очереди получила совет : положить их к батарее - дозревать . И вот , когда наступил день отведать экзотического фрукта , я сняла побуревшую кожицу и ощутила запах ... логарифмической линейки ! Я не могла поверить , что наконец-то мне открылся секрет того аромата из детства . Я не знаю , где баба Дуся достала линейку ( именно достала ! ) , быть может , ее везли издалека в коробке с бананами , но запах был именно тот , неповторимый , преследующий меня долгие годы . Теперь я очень люблю бананы . Это мой любимый фрукт с запахом логарифмической линейки , с запахом детства , возвращающим меня к воспоминаниям о любимой бабе Дусе , которой давно нет , как нет и Поленьки и Тамары .
   Я храню память о дорогих людях , которых считала самыми близкими своими родными . Но уже будучи взрослой , узнала , что родства между нами не было .
   Еще во время коллективизации Поленьку сослали в сибирскую деревню , и она подружилась с моей бабушкой , по отцу , Валей . Баба Дуся подружилась с моим отцом и тетей Клавой ( вместе работали в войну на лесозаготовке ) , Тамара позже стала дружить с моей старшей сестрой ... Вот такие сложились отношения на долгие годы - годы преданной дружбы . Так могли относиться друг к другу люди , пережившие все лихолетье , не растеряв доброты , уважения и просто человеческого тепла , всегда готовые поддержать друг друга в трудное время . Эти люди навсегда останутся для меня самыми родными , пусть не кровными , но дорогими моему сердцу.
 Старший внук как-то спросил :
- Ба.., почему ты бананы любишь ?
- Потому что пахнут они логарифмической линейкой , - ответила Тимке , и не было предела его недоумению , - да и линейки такой он никогда не видел .


Рецензии
Хороший рассказ... Спасибо... Вернул в далекое детство... Заходите и вы в гости на Золотого детства блики... Приглашаю...

Станислав Климов   01.05.2020 17:33     Заявить о нарушении
Спасибо огромное , загляну обязательно .

Татьяна Штаб   04.05.2020 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.