Шестой элемент
Илья Кипятильников, преподаватель на кафедре социологии, кандидат наук,в свой выходной в загородном доме был поднят со своей мягкой белой постели весьма неприятным телефонным сообщением с содержанием: "У вас сегодня занятия". И,кандидат наук, как словно ему, с кляпом во рту, налили горячего воска в уши, заскрежетал зубами и плюясь внутренно на чертовы оковы-обязанности, на деканат,распределивший и теперь не вовремя сообщавший
сведения(совершенно не вовремя!), на свою должность.
Зеркальце, отпертое в настенном шкафчике над раковиной, выказывало черты человека ухоженного, хотя и с густой растительностью на подбородке, умного и сообразительного;маленькие птичьи глазки смотрели как-то с почти вызовом, обращая саму физиономию в подобие сказочной бреющейся груши; все черты эти проглядывали
сквозь даже морщины, вылившиеся теперь на лице в мрачную гримасу.
Кончив бриться, Кипятильников принял семь тостов с сырым яйцом. Куриное яйцо - одна из таких невыполнимых миссий,приложив силу к которым Кипятильников чувствовал себя целый день на высоте.Однако ж, очистка яиц -дело хлопотливое, и иной раз даже мастеру не удается экономно с ним справиться, так,прежде чем закусить тостами с яйцом, кандидат разбил на пол три яйца. Впрочем, это чуточку посмешило да и успокоило покамест: что
дурного в том,что кандидат наук разбивает яйца вдребезги-он не повар, которому должно быть совестно;Залил всё кофе,колумбийским,с арабикой,-уж и кандидат может позволить себе пить импортные напитки- прыгнул в нечищеные сапоги(чистить сапоги в свой выходной он счел бы дерзостью и оскорблением) и сел в прохладный от ночи седан. Сделав оборот со двора, он взял маршрут на один из многочисленных корпусов прославленного университета.
Аудитория из десяти человек была подготовлена, и этот факт расстроил его: нельзя отрицать,что он питал некоторые надежды на манкирование.
Кипятильников уселся за преподавательский стульчак и скинул верхнюю одежку, освободив серый джемпер.
-Что же вам дома не сидится.-не то шутя, не то осуждая, не то иронизируя, выдохнул в полуулыбке преподаватель.-в мой выходной.
Аудитория замерла, и те,что сидели в одном ряду, слабо повели ртами и бровями в недоумении.
-Ну,кто пришел сегодня?
Сверив список,исковеркав половину фамилий в списке и поглумлясь над этим обстоятельством, семинарист спросил:
-Ну, что у нас на прошлом занятии было?
-Спенсера задали.
-Спенсер, отлично...
-А я вот реферат готовила...
-Еще замечательней, выходите за трибуну.
Девочка в скромной серой блузке привстала и объявив тему, начала. Не успела она произнести и двух слов, как Кипятильников ее остановил:
-А вам не кажется это бредом?
-Эм...кажется.-машинально произнесла девочка.
-Ну, так зачем же говорите? Что, это у вас также в продолжении?
-Ну, в общем да.
-Нет, это не годится. Садитесь.
-А можно я еще расскажу...
-Как же вы расскажете,если основ не знаете...-развел руками,несмотря,семинарист,кандидат наук.
Девочка сомкнула в ручках исписанную стопку пергамента и скоро-тоскливо вернулась на место.
-Был у меня студент один, который под конец семестра вышел защищать реферат. Говорит:" Я так тщательно готовился, все скомпоновал". И начинает зачитывать мою диссертацию.Я, мягко говоря, был удивлен. Я бы,правда, подобрал здесь другое слово,но оно не самое приличное. У него еще лицо такое было омерзительное.-Кипятильников говорил увлеченно и с жаром и,вздохнув,еще добавил:"Надеюсь он умер".
-Нельзя так говорить.Не по внешности судят.- вступились ребята.
-Да ему достаточно к зеркалу подойти,чтобы понять,как к нему относятся.-задумался он на минуту.-Да вообще человек плохой во всех смыслах.
Недоуменная тишина.
-Ну да ладно. Что на лекциях проходите?
-У нас...неясно.
-Что? Дайте-ка лекции посмотреть.-та же девочка протянула ему зеленую тоненькую тетрадь.
Кипятильников, хмуря брови, листал страницы,облизывал нижнюю губу,словно перелистывал страницу и в один момент, как игла входит в ткань, остро прыснул со смеха, кряхтя и выдыхая через губы, будто пытаясь сдержать истерический взрыв.
-Мда. А лектор вам не рассказывал, какой он великий социолог?Как баллотировался в Думу, но блестяще не прошел.Он вам,может, еще и анекдоты рассказывает?
-Про пионеров. - пошутил студент с пышной русой шевелюрой.
-Я так понимаю, на лекции смысла ходить нет. Запишитесь в Национальную библиотеку, сходите на Гоголя, там платно,но ничего. На кафедру в Смольном зайдите, на кафедру.
-Эх,- вздохнул семинарист,кандидат наук, и вновь на выдохе пропел:" Что ж вы пришли сегодня? Испортили мне выходной.
Неловкая тишина.
Он привстал и начал продевать, как иглу в игольное ушко, руку в рукав.
-Позвонили мне с утра: выходной отменяется.-он говорил еще и упрекал и досадовал.-Ну да ладно...-махнул рукой Кипятильников, скривив в иронично изогнутый угол рта лицо и сузив более глаза,как бы говоря:" Вам не понять, у вас свои мелкие делишки и мелкие жизни".
И с абсолютной убежденностью,что вся почти дюжина этих студентиков ничтожные и жалкие,ничего не смыслящие не только хоть бы на сантиметр социологии, но и в самой жизни,науке не менее важной, Кипятильников скрылся в проеме двери.
Свидетельство о публикации №211032201363
Автор очень точно подобрал терминологический штамп "шестой элемент", но с первых строк поспешил с обобщением: не все люди снобы, есть и такие, которые, "отойдя от зеркала", остались при своих корнях - воспитания, порядочности, натуры. К сожалению, таких меньше. Это моё частное мнение, которое, к сожалению, совпадает с мнением Автора.
Хочу сказать пару слов по поводу Вашего замечания под рецензией "Графа Подмышкина" на моей странице, но отреагировать здесь - на странице Вашей.
Благодарю за поддержку - по основе мировоззрения и понятий чести и предательства.
На самом деле - мы на одном берегу, на том самом, где основным критерием человека является порядочность. Поэтому и литература действует на сознание людей, как вода, которая "камень точит". Мы огорчаемся, и задаём вопрос: "честная литература, имеет ли способность теперь научить читателя, указать ему его зашоренность и запущенность?" Не будем многословны - ответ мы знаем, так как сами выросли на такой литературе, почему же мы отнимаем это право у других?
Конкретно, на сомнения "Графа Подмышкина" я привел детальное разграничение функций немецких карательных органов на оккупированных территориях; немцы действительно проявляли приверженность к порядку: если есть деревня - должен быть полицай, иначе - с кого спросить? Но оппонент не стал вникать, мол это - лишнее; а это было подробным пояснением ситуации, пояснением такой расстановки сил, без понимания которой невозможно разрешить сомнения - могло ли быть именно так, как описал автор.
Боюсь, если человек тупо не желает вникать в доказательство и при этом отрицает условие, нам с Вами его не переубедить: как убеждать человека, который затыкает уши?
Благодарю Вас за понимание!
Ваш!
Станислав Бук 24.03.2011 13:08 Заявить о нарушении
Спасибо,Станислав!
Чувствую,что должен бы называть вас еще по отчеству,поскольку вам в правнуки гожусь,кажется.
Мисаил Валет-Вдовин 25.03.2011 21:05 Заявить о нарушении