Шарлиз Терон. Женщина из кремня и печали

  Шарлиз Терон приехала в Москву второй раз. Первый раз она вместе с Марком Уолбергом привезла фильм «Ограбление по-итальянски». Сейчас в ее миссию входит представление фильма о необычном персонаже  Хэнкоке, который хочет быть героем,но не хочет жить по общепринятым меркам.

На интервью Шарлиз пришла минута в минуту. Внешне простое, но очень элегантное черное платье, туфли на высоких каблуках, идеальный макияж, ни грамма лишней краски, со стороны кажется, что его вовсе нет. Делаем комплимент. Она отвечает: «Мне очень повезло с моей ассистенткой, (речь идет о сосредоточенной девушке, обвешанной, словно пулеметными лентами, разными  make-up приспособлениями, кисточками, пуховочками и так далее, которая на пресс-конференции постоянно пребывала в зоне досягаемости актрисы), она ; замечательная и к тому же профессионал в своей области». Шарлиз позволяет себе небольшую дозу улыбки, которая необходима для хорошего зачина.
Мы устраиваемся в заранее разведанном уютном уголке, на душе спокойно, актриса в хорошем настроении, хоть и говорили в кулуарах, что она устала после длительного перелета. Но Шарлиз вдруг делает резкое движение в сторону нашего фотографа: «No smoking», все присутствующие мгновенно вспоминают главный пункт райдера актрисы ; вокруг нее не должно быть курящих людей.  И этим, - идеально правильным образом
жизни, - Шарлиз напоминает спортсменку. И не только этим. Если посмотреть на нее внимательно, видно как она собрана и сосредоточена, как выверены ее движения, в каком безупречном  тонусе находятся ее мышцы,  - все в ее облике свидетельствует о той волевой неустанной работе, которая имеет место в ее жизни каждый день.  На некоторых фотографиях Шарлиз похожа на роденовскую статую, высеченную из единого куска мрамора.

«Вы привезли фильм о Герое. О Герое неординарном, необычном, к тому же и Ваша героиня не так проста, как кажется на первый взгляд, что значит для Вас быть героем? Часто ли вам встречались такие люди? Может ли женщина быть героиней? И еще нам хотелось бы, что бы наш разговор превратился в историю Вашей жизни, что Вас формировало, что помогало или мешало на пути к успеху?

Шарлиз слушает долго, внимательно, искренно, склонив голову чуть-чуть на бок, не отводя глаз от собеседника. Потом столь же внимательно слушает переводчика. Наступает довольно длительная пауза. «Знаете, о некоторых моментах моей биографии я не хотела бы говорить, не потому, что я стесняюсь, просто об этом уже слишком много сказано. Вы напишите об этом от себя. Хорошо?  Обо всем другом ; ради Бога....»

ДОЧЬ АФРИКИ

«У каждого своя Африка», - говорит Шарлиз, за этими словами скрывается боль, радость, нежность, ужас, комплексы, первые победы. Она родилась в ЮАР, а точнее, в городке Бенони. Суровый край. Те, кто романтизируют Африку, в ней просто не был. Страна, в которой «алмазные войны» перемежались с  военными восстаниями, а рост инфекционных заболеваний, таких как СПИД,  лихорадка Эбола, гепатит С, до сих пор
остается очень высоким. Кому-то Африка запоминается умопомрачительными рассветами над Нилом, диковинными животными и тоскливыми, ошеломительными  пейзажами, кому-то ; вылазками повстанцев, голодом, дикарскими по жестокости ритуалами и жуткой антисанитарией.
Так вот, 7 августа 1975 года в семье фермеров родилась девочка. Родители разводили скот и страусов. Жили они по меркам той страны и того времени очень даже неплохо. Ни в чем не отказывали единственной дочке. Все было бы славно, если бы не пристрастие отца к алкоголю. И было оно настолько мощным, что в конце концов, стало побудительным мотивом для страшной истории, перекроившей сознание нашей героини.
В 13 лет мать отправила Шарлиз в интернат в Йоханнесбург. Подальше от отцовских вспышек гнева. Но даже эта ссылка не помогла Терон избежать того, что было ей написано на роду. Драма, о которой сегодня она старается не вспоминать,  выжгла на ее сердце кровавое клеймо. Тогда об этом писали газеты, кричали телеканалы.  А  для 15-летней девочки  произошедшее показалось концом света.
Когда Шарлиз было 15, ее мать – Герда Терон застрелила отца из охотничьего ружья. Защищаясь. И защищая свою дочь, которую отец хотел застрелить. Суд ее оправдал, но для Шарлиз это стало мучительным воспоминанием на долгие годы: «Я проживала этот день снова и снова и так на протяжении многих лет. Я пыталась разобраться в себе.  Смерть близкого человека – это безумие, в которое ты впадаешь, с опасением потерять самого себя. Сначала я должна была понять: могу ли я принять этот факт, что моя мать убила моего отца, но вспоминая, те скандалы и побои, которые нам приходилось от него сносить, я поняла, это должно было произойти, смерть одного из нас была запрограмирована...»
Осознав неотвратимость произошедшего, Шарлиз  решила, что должна научиться с этим жить.  То есть, не дать победить этому ужасу себя. И у нее получилось. Сейчас, когда время потопило боль, загнав ее на самое дно души, она вспоминает отца добрыми словами: «Несмотря на пристрастие к алкоголю, он был хорошим человеком, добрым, я бы даже сказала, щедрым. Мог поделиться с человеком последним, что у него было, всегда помогал тем, кто его об этом просил. На все мои день рождения он делал мне удивительные подарки: то лошадь, то машина, представьте себе, в 14 лет у меня уже была собственная машина, водить он меня научил с 9,    чуть позже, когда мои интересы стали более женственными, он дарил мне разные украшения. В то же время, что касается душевных проявлений, он был замкнутым, не припомню, пожалуй, ни одной ситуации, когда мы с ним сели бы на кухне просто поговорить...».

  СУМЕРКИ ПЕРЕД РАССВЕТОМ

После смерти отца в семье Терон наступили тяжелые времена. Все долги его компании по наследству достались матери.  Были заложены дом, имущество, конкуренты убеждали Герду  Терон продать бизнес, но  она проявила стойкость. И победила. «Тогда мама и стала для меня чем-то вроде жизненной модели, личностью, которой я хотела бы со временем стать. Мне нравилась ее жизнестойкость и нежелание идти на позорные
компромиссы».
«В юности, когда я не раз оказывалась на самом краю, меня посещало чувство, точнее, уверенность, что я во что бы то ни стало должна ЭТО преодолеть». О преодолении Шарлиз Терон знает все. Она 12 лет занималась классическим балетом. За этими словами стоит каторжный труд, боль в мышцах, жесткий распорядок дня, железная самодисциплина. «Так вот откуда у вас такая осанка», - говорю я. «Да, балет ; замечательная вещь. Изо дня в день, ты выстраиваешь свою жизнь, каждый новый день похож на предыдущий, но в то же время, он приносит тебе толику чего-то нового,маленькую победу, преодоление себя».
Вот так день за днем, кирпичик за кирпичиком Шарлиз выстраивала свою жизнь. Но она была не одинока. Всегда и во всем ей помогала мама ;  «Мы с мамой были скорее подружками, нежели мамой и дочерью. Я принимала от нее все, - и ласку,  и затрещины. Она умела внушить мне, что правильно, а что нет, в то же время, все мои желания для нее были законом. Если я желала научиться играть на гитаре, значит мама возила меня за несколько сот миль от дома на уроки, мне взбрело в голову поступить в художественную школу,
пожалуйста, мама дважды в неделю отвлекается от дел по хозяйству и везет меня в далекую художественную школу. Все, что касалось моего образования, для нее было священно».
   
  ПРЕОДОЛЕНИЕ СУДЬБЫ

На фоне экзотической африканской природы Шарлиз выглядела человеком, который постоянно с чем-то боролся. «Это такой край, в котором нужно постоянно быть начеку, вы, европейцы, этого не поминаете, ЮАР, это страна ловушек, на каждом шагу тебя могут обмануть, подловить, ограбить, ладно ограбить, убить могут, ни за что...». В то же время Шарлиз гордится своей родиной, когда однажды журналист в разговоре с ней назвал ЮАР провинцией, она вспылила: «Вы называете провинцией край, в котором творилась история, в
котором жил и работал Нельсон Мандела, в котором говорят на 26 языках, где человек и природа ; единое целое...». 
Сильная страна порождает сильных людей. Шарлиз впитала это с молоком матери: «Если ты демонстрируешь свою слабость, то рядом обязательно найдется кто-то, кто этим воспользуется...», - любила часто повторять Герда Терон. Благодаря матери, в 16 лет Шарлиз победила на конкурсе красоты в Йоханнесбурге. Так для нее началась карьера фотомодели. Она поехала в Милан, примерять на себя баснословно дорогие  платья, пытаясь  вырваться в лидеры на очередном этапе гонке жизни. «И опять преодоления, - самоограничение в смысле еды, борьба с лишними сантиметрами», - говорит Шарлиз  морщась, все эта модельная идеология, «чем худее, тем лучше» ей не по душе.
«Я с детства привыкла контролировать себя, держать в рамках свои чувства и мысли. Это не значит, что я душила в себе эмоции, нет, но ты живешь среди большого количества людей, и то, как они будут тебя воспринимать, зависит, прежде всего от тебя самого. Поэтому я всегда старалась выглядеть спокойной и уверенной в себе, это основательно повышает твои шансы на успех. В модельном бизнесе это все может пригодиться, безусловно, но в то же время, здесь это приобретает какой-то гипертрофированный вид, нужно абсолютно переделать себя,  чтобы прийтись ко двору».
В конце концов модельный бизнес ей осточертел, и она решила вернуться в балет, для чего стала брать уроки в знаменитой балетной студии Нью-Йорка "Thed Joffrey Ballet". В недалеком будущем Шарлиз видела себя солисткой кордебалета, но...  Судьбе было угодно преподнести ей еще одно жизненное потрясение. Серьезная травма колена навсегда закрыла ей дорогу в балет. «Вы даже не представляете, что это значит, потратить столько лет на то, что стало твоим образом жизни, а потом вдруг раз ; и все обрывается. Ты понимаешь, что это для тебя завершилось навсегда. Я смогла выбросить пуанты и пачки только совсем недавно...».
"Когда рушится мечта, ты будто уменьшаешься в размерах, а мир наоборот вырастает и как бы нависает над тобой. Ты понимаешь, сколько условностей и божьих случайностей могут перекроить тебя раз и навсегда". Шарлиз мечтала связать свою жизнь с танцами. Не срослось. Тогда она не понимала, что такими окольными путями судьба ведет ее к главному Предназначению. Через боль и потери, несбывшиеся мечты, суровый модельный бизнес и страх, что плохое никогда не закончится. Но она понимала, все, что ей остается, - это терпеть и преодолевать эти препятствия.
«Знаете, один мудрый человек сказал мне однажды: высший пилотаж – это когда ты достигаешь такого уровня мастерства, что начинаешь преодолевать не препятствия, а свою судьбу.  Тогда уже целый мир любуется на тебя».

  В ДВУХ ШАГАХ ОТ СОЛНЦА

Когда прошла травма и шок, связанный с ней, мать купила Шарлиз билет в один конец, а именно, в Лос-Анжелесе. В «городе ангелов» она полтора года сидела без работы. Голодала. Жила в какой-то дыре под названием «Дочь фермера», где всевозможные сутенеры постоянно пытались ее «снять». Дело сдвинулось с мертвой точки в тот день, когда в злополучном банке ей отказали обналичивать чек на 150 долларов, присланный матерью. «До сих пор помню тот день, - у меня страшно болел живот (язва желудка, заработанная
в старших классах, давала о себе знать), я была голодной и страшно злой. Сотрудник банка, такой чопорный, зализанный мужчина, изучал мой чек наверное минут 30, после чего с холодной улыбкой заявил,что чек ему не нравится и обналичивать они его не будут. И тогда я поняла, что буду эту ночь мне придется провести на улице. Мне стало страшно. Я разоралась, как сумасшедшая. И в этот момент какой-то мужчина протянул мне
визитку. Как потом оказалось, это был агент по актерам Джон Кросби. Именно он помог мне всплыть на поверхность...».
Шарлиз не упоминает о том, что сегодня в нескольких десятках метров от этого банка на Аллее  Славы есть ее звезда под № 2291.  «Я выросла на ферме, и знаю, что значит взрастить урожай. На то, чтобы стать своей в Голливуде и вырастить свои плоды, я потратила  10 лет. Это было очень непросто, поверьте, в Голливуде ничего не падает с неба просто так».
На вопрос, «Чему Вас научила жизнь», - звезда фильмов «Правила виноделов» и «Адвокат дьявола», «Два дня в долине» и «Северная страна», «Хэнкок» и «В долине Эла» отвечает:  «Она научила меня тому, что нельзя прожить жизнь, будучи абсолютно белым и пушистым. Тебе иногда, как и другим, приходится совершать зло. Меня предавали, я предавала, меня обманывали, я обманывала, это неизбежно. Это ; жизнь. Поэтому то,
что ты делаешь, должно быть велико и прекрасно, чтобы оно могло оправдать твои маленькие душевные некрасивости».
Кстати, о некрасивостях. В детстве Шарлиз считала себя страшненькой. «У меня и моих родителей даже в мыслях не было, что я сделаю карьеру в модельном бизнесе или кинематографе. Потом в Голливуде я часто слышала от людей, что у меня  такая внешность, с которой мне будет трудно пробиться, стандартная, что ли... И я поняла, что нужно заходить с другого конца. Потом мне стали говорить, что я красивая, но вы ошибаетесь, если думаете, что этого достаточно для успешной карьеры в Голливуде. Я решила преодолеть «синдром Барби» и доказать, что я больше, чем просто хорошенькая куколка. Надеюсь, у меня
получилось...»
У нее получилось. И суть даже не в том, что она изуродовала себя до неузнаваемости, воплощая на экране роль маньячки Эйлин Вуорнос, в фильме «Монстр», за что вполне справедливо получила своего "Оскара". Суть в том, что она показала всему миру, насколько она сильна. Сильна в самоотречении своей природной красоты, сильна в умении дистанцироваться от своей личности, сильна в бесстрашии, - кто знает, как страшно  опуститься на самое дно шахты под названием «человеческая душа». Причем речь идет о душе исковерканной, замученной, испуганной, но отважной, душе женщины, которая натерпевшись унижений и побоев, решила одержать вверх над мучителями, пусть таким страшным способом. "Роль Эйлин научила меня многому, когда мой агент принес мне этот сценарий, я испытала ни с чем не сравнимое чувство восторга и страха одновременно, какое наверное испытывает альпинист, поднявшийся на свою первую вершину".

  ЗАКОН ИМЕНИ ШАРЛИЗ

Шарлиз Терон ; женщина-парадокс: мы видим на экране каноническую голливудскую красотку «а-ля-Мэрилин Монро», но при разговоре через интонации, реплики, грусть в голосе и воспоминания о прошлом проступает сильная женщина, которая  потеряла ничуть не меньше, чем приобрела. «Меня всегда восхищали фехтовальщики. В этом опасном виде спорта очень многое зависит от твоей выдержки, а также от логики, умения предвосхитить выпад соперника, равновесия и скорости. Согласитесь, что все то же самое необходимо и в жизни вообще. Многим приходится жертвовать ради того, что в один прекрасный день твой соперник мог признать свое поражение. Туше». Иногда кажется, что она сделана из кремня, но печаль, что проступает иногда в ее глазах, напоминает о том,что перед нами живое человеческое существо.
«Есть ли какие законы, которые вы выработали сами для себя? Ваши собственные законы, которыми вы пользуетесь каждодневно?», - Шарлиз улыбается, меняет позу, выдерживает паузу. «Да, я через многое прошла, меня предавали, я предавала, меня бросали, я бросала, но для меня упоительна мысль, что через все эти неровности я пришла к тому, что занимаю сегодня довольно сильную позицию: духовную, материальную, социальную...». И еще я хочу сказать несколько слов о моей маме, - она опять замолкает, чувствуется, что эмоции начинают прорываться, но она овладевает собой, - она у меня замечательная, да, она жесткая, решительная, но глядя на нее, я понимала, что всего смогу добиться. Когда я была маленькой, она поднимала меня, ферму (после смерти отца), строила дороги, и не забывала о себе. К тому же я знаю, что чтобы ни случилось, я могу ей рассказать о себе все, она поймет. Кто-то идет к психологу, а я ; к маме...».
Если говорить о законах Шарлиз, то стоит сказать о том, о чем она неоднократно упоминала в своих интервью: «Жизнь ; многослойна, и мы должны понимать, что нельзя достичь желаемого, будучи белым и пушистым, я осознаю, что совершала зло, причиняла боль людям, но кто-то другой совершал это по отношению ко мне. Теперь я знаю, что зло тоже было не зря, я смогла достичь чего-то очень важного, что стало важнее
моих провинностей».
Личность Шарлиз состоит из удивительного сплава нежности и стальной силы, эмоциональности и самоконтроля.  Свою продюсерскую компанию Denver  & Delilah film она назвала в честь любимых собак Дэнвера и Делайлы. Свою сумасшедшую привязанность к матери она даже не скрывает. После переезда в Лос-Анджелес, она попросила  маму с отчимом приехать к ней. Первое время они жили в ее доме, а чуть позже
рядом у них появился свой дом.   Мама всегда имела для нее огромное значение. Эта невидимая пуповина все равно связывала их даже после того, когда Шарлиз стала самостоятельной и знаменитой.
"Еще я стараюсь быть честной, особенно с теми, кого люблю. Особенно, - она опять делает паузу, улыбается, как бы про себя, - особенно с моим любимым человком. Я никогда не была романтиком, и никогда не ждала от мужчин любви, о которой красиво пишут в книжках. Я знаю, жизнь - в любви, это подарок, который дается не всякому. Да и любовь, в конце концов, может быть разной. Можно просто безумно любить свою работу, и эта любовь будет заслонять для все остальное. Самое главное, четко понимать, что этот человек может тебе дать, и не ждать от него большего, тогда все будет Ок".
Шарлиз в любви - львица и монашка одновременно. Она замыкается мгновенно, как только чувствует, что человек нарушает ее внутренние каноны. Она не прощает измен и лжи, - "если мужчина мне изменяет, я это вижу, и не могу его принять после этого, у меня не получается...". Когда от нее назойливо добиваются даты бракосочетания с ее многолетним спутником - актером Стюартом Таунсендом, она не стесняясь заявляет, что выйдет за него только тогда, когда официально будут разрешены однополые браки между секс-меньшинствами.
Кроме любви для Шарлиз имеет значение справделивость. Огромное значение. Именно поэтому она борется за права животных и защищает африканских женщин от насилия. "Вы даже представить себе не можете, какие масштабы принимает сексуальное насилие в ЮАР. До определенного момента об этом не принято было говорить, а я хочу об этом говорить, я должна, особенно если никому до этого нет дела".

  О ГЕРОЯХ И ГЕРОИЧЕСКОМ В ИСТОРИИ

Шарлиз Терон не читала книгу Томаса Карлейля "Герои и героическое в истории", но это не мешает ей говорить о героях в ее жизни. "Что-то не припомню таких людей, знаете, герои - это особые странные существа,изгои, которые служат обществу, но не являются частью его. Хэнкок - это вообще немыслимый персонаж, и очень важно, что моя героиня, повстречавшись с ним, испытывает страх за свою жизнь, за свои благополучный семейный мир, который она выстроила. Что же получается, она так старалась, так хотела, что у нее с мужем все было хорошо, и вдруг появляется какой-то засранец и начинает рушить все это. И что ей делать? Она принимает его в штыки, она не хочет, чтобы ее муж помогал этому человеку, а знаете почему? Потому что между ней и Хэнкоком возникает, как бы это сказать, химия, да-да, вы правы, притяжение полов. И это все усложняет. Для нее он не герой, а проблема. Я бы сказала так, герои хороши, пока они выполняют свои героические обязанности, то есть спасают мир, но в жизни повседневной с ними столько хлопот...(смеется)".
Мы спросили Шарлиз, как она относится к комиксам, а стало быть, и к их персонажам? "Исторически герои знаменитых комиксов несколько испорчены и имеют внутри себя довольно распространенные человеческие слабости, даже при том, что природа их наделила какими-то сверхспособностями.  Меня герои комиксов никогда не привлекали, но человечески уязвимая природа героя - вот, что меня заинтересовало в этом фильме.
"Кто для вас является героем в повседневной жизни?", - «В истории ; Нельсон Мандела, в жизни повседневной - угадайте?, - Шарлиз смеется, - конечно, мой любимый человек, и, - немного подумав, - моя мама, я не устаю восхищаться ею. Вы спросили меня, может ли женщина быть героиней, может, к тому же так складывается жизнь большинства из нас, что каждый новый день приносит новые испытания, и нужно быть очень сильной, чтобы победить их".
Она ни о чем не жалеет. И чувствует себя счастливой. Рядом с дорогими людьми на вершине ее собственного мира. Эта женщина из кремня и печали знает о преодолении все, она заслужила своей сегодняшний покой и свет, может поэтому судьба-искусительница так щедра по отношению ней...


Рецензии