Судьба Тихой заставы

Если честно, на свете есть весьма ограниченный круг вещей, способных вызвать у меня слезы. Причем, рыдания особого рода – не от боли и эгоистичной жалости к самому себе, а от искреннего сострадания, сопереживания и потрясения. Просмотр фильма «Тихая застава» напоминал следующее. Первым пришло недоверчивое сомнение (небось наснимали очередной «экшен» по военным мотивам), потом был глубокий восхищенный  вдох (впервые за несколько десятков лет в российском кинематографе появилась лента, вставшая в ряд с фильмами-легендами - «Офицеры» и «В бой идут одни старики»), задержка дыхания и полное погружение в картину и, наконец, то самое, что формирует у зрителя не «квасной патриотизм», а любовь к Родине... Это удалось фильму без набившего оскомину декларирования прописных истин о том, что война – это очень плохо, а мирная жизнь – хорошо, что враги не должны «топтать нашу землю», а молодые парни – умирать... Вызванные «Тихой заставой» чувства и эмоции формируются в сознании зрителей в личные сопереживание и понимание, которые, без всякого сомнения, являются обязательными признаками истинного произведения любого вида искусства.
Профессиональные кинокритики наверняка попытаются «алгеброй измерить гармонию», объяснить «душу фильма». Конечно, антитеза, на которой строится  произведение - от названия до структуры и логики развития всех сюжетных линий - видна невооруженным взглядом. Действие фильма четко разделяется на «до» и «после» попытки прорыва государственной границы. Впрочем, форма лишь усиливает воздействие содержания картины. Благодаря отличному сценарию, прекрасной игре актеров, великолепному музыкальному сопровождению, потрясающей операторской работе, буквально каждый кадр фильма несет зрителям множество информации – эмоции, реакции, знаки, символы, желания, порывы, мысли и стремления.
Хочется сказать, возможно, об одном из главных достоинств картины. В последние десятилетия российский кинематограф, казалось, навсегда утратил такое «советское качество» как целомудренность. Что говорить о кинопроизводстве, если в данную секунду большинство людей всерьез задумалось о  значении этого слова?.. В массовом сознании успешно работают шаблоны: если армия – значит дедовщина, молодые парни – думают о девках и попойках, охрана границы между Таджикистаном и Афганистаном – а кому вообще это нужно? Скептически настроенный зритель возразит: но ведь все это есть, зачем лакировать действительность... Никто не спорит - есть, и каждый житель России об этом знает... Но зритель так привык, что его регулярно окунают в неприятное, что перестал ощущать запах. «Почувствовать разницу» можно лишь в процессе сравнения и сопоставления настоящего и конъюнктурного кино.
...И еще раз о слезах. Изложенное в фильме было бы менее трагично, если бы не основывалось на реальных событиях. Но 13 июля 1993 года 12-я пограничная застава более одиннадцати часов сдерживала прорыв на территорию Таджикистана группы таджико-афганских боевиков. В неравной схватке погибли 25 российских пограничников, четверо из них были удостоены звания Героя России посмертно. Поэтому «Тихая застава» - это фильм-памятник. А перед памятником именно слезы делают тебя настоящим человеком...


Рецензии