Река Времени - День поэзии-2003

Река Времени – День поэзии-2003

г. Воронеж
2003

© Коллектив авторов, 2003.
© ИА «Река Времени», 2003.

ДОБРЫЕ ТРАДИЦИИ НАШИ

Ну вот, дорогие друзья, слава Богу, дожили мы до третьего уже "Дня поэзии".

По-прежнему предпочтение отдаем непрофессиональным поэтам, художникам. Ведь им труднее всего заявить о себе: то не знают, как это сделать, то не оказывается нужного человека рядом, то просто стесняются, не умея оценить свое творение.

По-прежнему очень разнородна авторская компания: пастух и плотник, юрист и журналист, кандидат наук и аспирант; по возрасту это тоже большой разброс - от четырех лет до восьмидесяти.

О нашем самом юном авторе хочется особо сказать. Прежде, чем включать его творчество в сборник, пришлось множество сомнений устранить. Но ситуация такова, что первое стихотворение Коли Большакова можно поставить эпиграфом ко всему нашему "Дню Поэзии".

А произошло все так. Ехал Коля с мамой в автобусе и плакал, что-то у него не получалось. Тут самолет возник на улице Космонавтов. Коля отвлекся от своих печалей и стал его рассматривать. Мама задала вопрос: "Ты рад, что самолет увидел?" Коле всего 3,5 года, он совсем не выговаривает букву "л" и "глотает" окончания слов. Он подумал, заулыбался и на весь автобус продекламировал:

- Счастье моё,
Что есть самоё...

Хотел сказать "самолёт", а получилось "самоё" - моё самоё, я сам. Так малыш произнес сокровенные слова каждого из нас.

По-прежнему считаю наш сборник "День Поэзии" уникальным явлением для Воронежа.  Я, как издатель, даю всем возможность бесплатно опубликовать два-три своих стихотворения. При этом финансирование выпусков "День Поэзии" осуществляется только за счет информационного агентства "Река Времени". Сборники в торговлю не поступают, потому что тиражи у нас не такие уж большие, их едва хватает для того, чтобы раздарить авторам, их друзьям и близким, также мы отдаем наши альманахи на различные презентации поэтов, на поэтические сборы и фестивали, а еще дарим нашим преданным читателям.  Ведь агентство "Река Времени" существует уже почти десять лет, и за этот срок у нас собралось очень много добрых друзей. Для них и стараемся, хотим напомнить лишний раз, что не только на деловых и материальных отношениях держится мир. Есть в нем место духовным нитям, тем тоненьким ниточкам, которые связывают наших авторов и наших читателей.

По-прежнему приглашаю всех желающих в наш альманах. Если вы пишете стихи или у вас есть интересная графика, приходите к нам или присылайте свои работы по адресу:

394000, г. Воронеж, пр. Революции, д. 43, оф. 410. Альманах "Река Времени".

Не забудьте рассказать о себе и укажите способ быстрой связи с вами. Телефон наш (0732) 55-24-68.
Мы уже выпустили несколько именных сборников. Вы можете также приносить свои рукописи для издания.

С уважением, главный редактор Екатерина Мосина.

___###___

НИКОЛАЙ БОЛЬШАКОВ

Юному поэту три с половиной года.

***
Счастье моё,
             что есть самоё...

___###___

ВИКТОР БАТРАЧЕНКО

Летом издал свой сборник "Следы росы на паутине" в агентстве "Река Времени".  Хорошая получилась книжечка. Живет в Воронеже, работает в школе.

***

На листок, на обрывок салфетки,
На тетрадку - мне все подойдет,
Я стихи выпускаю из клетки,
Из грудной, на свободу, в полет.

Подарю, отошлю, почитаю,
Разойдутся они по рукам,
Позабудутся быстро, я знаю
Цену им - грустноватым стихам.

По характеру - стойкий прагматик,
Не надеюсь на громкий успех.
Мне восторга от творчества хватит,
Я пишу для себя, не для всех.

На листок, на обрывок салфетки
Лягут строки. Процесс завершен.
Я их выпустил, словно из клетки.
Счастлив. Вымотан. Опустошен.

***

Мальчишка, проявив геройство,
Однажды ящерку поймал.
Он целый день ее устройство
Самозабвенно изучал.

Она просилась на свободу,
Но он ее не отпускал,
Совал ее в огонь и в воду,
В коробки разные пихал...

Но вдруг над ним нависло что-то,
Он глянул вверх и обомлел -
Тиранозавр зубами щелкал
И вниз внимательно смотрел.

***

Святых судить, виновных поощрять,
Ниспровергать, чтоб снова возвышать,
Как загнанных коней, богов менять,
Народ любить, себя не забывать,
Златые горы щедро обещать,
Корить, прощать, обманывать, лукавить
И на авось все время уповать -
Как тяжело царям в России править!

___###___

СВЕТЛАНА ГАНЖА

Инженер-мелиоратор. После выхода на пенсию стала писать стихи.  Живет в Воронеже. Композитор Т. Шипулина написала несколько романсов на слова Светланы Сергеевны.

        Романс

А нынче осень на земле.
Похолодало.
Не розы - астры в хрустале
И грустно стало.

Кружился, падал желтый лист
Пылало пламя.
Один, как брошь, янтарно чист
Завис на раме.

Звездой заглядывал в глаза,
В мой дом унылый.
И мелким бисером слеза
Засеребрила

А осень, золотом звеня,
Брела по свету,
Пыталась мне поддать огня
Да мочи нету.

Холодным пологом дождя
День затянуло...
Свечу, что я зажгла грустя,
Совсем задуло.

***
Не торопи, не подгоняй сентябрь.
Дай синью неба всласть налюбоваться,
Рябине поклониться словно встарь
И с кленом по-язычески обняться
Не торопи, не подгоняй, сентябрь
В душе и сердце буйство поздней цвети
И лета бабьего немыслимая ярь
Уводит вдоль тропою на рассвете
Не торопи, не подгоняй, сентябрь
Дай мне дослушать песнь великой тайны
И дочитать любви моей букварь,
Где мой герой остался безымянным
Не торопи, не подгоняй, сентябрь.
Еще ведет звезда лиловой астры
Сгорит, тогда и в колокол ударь!
Предупреди, предупреди, Звонарь,
Чтоб скрыться мне от участи несчастной.

***
Ожидание

Уж заполночь… А я ещё не сплю.
Всё слушаю и слушаю… молчанье.
Душа полна величьем ожиданья,
И потому я радостно скорблю.

Соната Лунная, она звучит во мне.
Таинственной волной накрыла, захлестнула.
Позёмка за окном. Метель в стекло задула…
А я с Бетховеном… Я словно на Луне…

Средь лунных гор и в лунной тишине…
В божественных просторах мирозданья
Ловлю ответное короткое дыханье…
И лёгким ветерком в лицо пахнуло мне.

___###___

АНАТОЛИЙ БРИЦ

Уникум города Воронежа, человек-оркестр, человек-театр. Сам сочиняет музыку и слова, пишет стихами и прозой, создатель собственного монотеатра "Бурлеск".

***
Это он не вернулся из боя

Как разрезы - траншеи легли
В наших душах по поводу смерти
Не духовной, а тленной. Спасти не могли.
Всё не верили в это. Поверьте.

Он певцом своих песен слывёт -
Стенька Разин двадцатого века.
Наш Владимир Высоцкий с пластинок поёт
Про нелёгкую жизнь человека.

Вместо сабли - гитара - мотор.
А слова все литые, как пули.
Он их голосом клал напрямую в упор
И в десятку всегда в цель любую.

Цели были смелы, как всегда:
- Раскрывал всем глаза на запреты.
Было много нельзя: не пущать, не давать,
Запретить и вон то, и вон это.

Полуправдой запретной он сам
Был для нас запрещённым поэтом,
Был артистом театра и песни писал
Не сгибаясь, не глядя на это.

По-французски он пел. И хотел
Миру спеть. Петь для разных народов.
Что хотел, не успел. След его уцелел.
Не смотря на препоны уродов.

По двенадцать лет ждал. Всё не спал.
Вот-вот выпустят диск - грампластинку.
Не дождался. Ушёл. Белым аистом стал.
Отлетел далеко на заимку.

Он, как аист, летевший вперёд -
Впереди человеческой стаи
В смелых мыслях провёл свой парящий полёт
- Белый аист при жизни во славе.

Как разрезы траншеи легли
В наших душах по поводу смерти.
А Владимир Высоцкий - хозяин земли.
И певец он советский - заметьте!..

***
        Псевдоним

Я играю себя
в этом сказочном мире.
И в театре теней
без дверей, без кулис.
Так хочу быть другим -
не таким, как я ныне.
Но другой ведь не я -
он лишь мой псевдоним.

В этом мире другом
Без обмана и фарса,
Без тщеславной игры
Кукол - тряпочных прим.
Так приятно, друзья,
Жить и чище, и шире,
Но другой ведь не я -
Он лишь мой псевдоним.

В нем возвышенно все:
Справедливости вечность,
Торжествует добро,
Нежность, радость и мир.
Мрака нет - только свет,
Теплота и сердечность -
Тут пусть ищет меня
Мой смешной псевдоним.

Я играю себя
В этом сказочном мире.
И в театре теней
Среди кукольных лиц.
Им пример подаю
Жить и чище, и шире.
Пусть играют меня -
Анатолия Бриц!

___###___

ЛЮБОВЬ МИТРОФАНОВА

Уходят люди, каждый по-своему. Поэтасса ушла внезапно, молниеносно. Остались две даты: 1945-2003. Но стихи живы. Стихи – для живых.

***

Эх, беда, беда, не ходи за мной,
Эх, беда, беда, беда, разведу рукой.
Эх, слеза, слеза, не катись на грудь,
Всё равно судьбу нам не повернуть.

Эх, любовь, любовь, я прошу, вернись,
Эх, любовь, любовь, счастьем обернись,
Всё равно нам плыть среди звёзд ночных,
А покой найдём мы в мирах иных...

Пусть мечта, мечта облетит весь мир.
Пусть мечта, мечта нам устроит пир.
Принесут на стол нам букет из роз.
Мне ты подари веточку мимоз.

Эх, цветы, цветы, символов полны,
Эх, цветы, цветы, вас дарить должны.
Жёлтый цвет измен, жёлтый цвет разлук,
Ну а красный цвет – цвет любви и мук.

Ты приди ко мне в тот пасхальный день,
Из цветов полей мне венок надень.
Будет светлый день Бога величать,
Буду вечер ждать, о тебе мечтать.

Эх, рассвет, рассвет, ты зарёй взойди,
Эх, рассвет, рассвет, счастьем пробуди,
Пусть закат горит тёмным янтарём.
Отлетит пусть ночь сизым сизарём.

___###___

МАРИЯ ДВОЙМЕННАЯ

Живет в селе Лосево Павловского района, инвалид с детства. Пишет стихи и надеется издать свою книгу. Спонсоры могут связаться с автором через редакцию.

***

Была война. Четыре года.
И вот он - мир, весна, свобода.
Родные села с городами.
Земля с цветущими садами.
Людская радость, смех и пенье.
Ликует каждое мгновенье
Весь этот день девятый мая.
... А я, и глаз не поднимая,
Стою, как будто за стеной.
Зачем, вы руки, за спиной?!
Ведь вы же созданы для ласки.
Или дитя возить в коляске.
Или цветы в руках держать,
Цветы, которые лежат.
А мне они, как похоронки.
Я тихо плакала в сторонке.
Свою, родную землю эту
Ты отлюбил. Тебя уж нету.

___###___

ЕЛЕНА АЛТУХОВА

По образованию филолог, учитель английского языка, имела практику в США. Живет и работает в Воронеже.

***
По дорогам жизни

На Дороге Счастья - счастья мало.
Стать бы ветром, только силы нету.
Просто я тебя заколдовала,
И на все вопросы нет ответа.

На тропинке Света - свет - мгновенье
Стать бы солнцем, только б не обжечься.
Просто канула мечта в забвенье,
И от прошлого пришлось отречься.

На Шоссе Любви - любовь забыта.
Стать бы музой, только б не напрасно.
Просто жизни дверь почти закрыта,
И свеча надежды уж давно погасла.

***

Пускаю кровь. Ручьём бежит
Вся жизнь, застывшая во мне.
Не будет больше катастроф
И тихих песен при луне.

И нету страха, лишь печаль
склоняет голову свою...
В висках стучат одни слова:
"Тебя я больше не люблю".

Вся жизнь промчалась, как роман,
Окончив повесть ни на чём.
Моя никчемная судьба...
Она сейчас течет ручьём.

___###___

ИВАН ФИЛАТОВ

Стихи пишет давно. Сейчас на пенсии. Живет в Верхнехавском районе.

***

Ты такая - не знаю какая:
Не похожая на других,
И земная, и не земная,
Я не видел ещё таких!
Ты идёшь, и навстречу поклоны,
Отдают полевые цветы,
Как богине, сошедшей с иконы,
Как царице земной красоты!
Я с другими, наверно, смелее,
А с тобою застенчив и глуп,
И хочу целовать, и робею,
Не целованной святости губ!
Ты такая - не знаю какая...
Есть ещё ли такие где.
Ты, как белая лилия в мае,
В тихой речке на чистой воде.

***

За прудом, где боярышник красный,
Вы когда-то ответили: "Нет!".
А сегодня сказали мне: - Здравствуй,
Дорогой и любимый поэт.
Я стихи твои часто читаю,
В них я вижу свой образ всегда,
И нередко тот пруд вспоминаю,
Где тебе не сказала я "да".
...Отстучали копытами кони,
Пронеслись молодые года.
Ни о ком теперь сердце не стонет,
Прогорело в нем все навсегда.
И печально, но что-то вот радует,
То ли вспомнил я юность свою...
А снежинки на голову падают,
Седину прикрывая мою.

___###___

ВИТАЛИЙ ЗЕНИН

Молодой инженер-керамик, музыкант. Живет в Воронеже.

***

Ступая нежно по траве
Босыми осторожными шагами,
Боясь вдруг наступить на камень,
Или помять цветок, прижав его к земле.
Неслышно, словно тень луны,
Крадешься Ты через поляну.
Туда, где день за днем упрямо
Зеленый жук сидит на валуне.
В его глазах Ты - странное созданье,
Скользящее среди цветов и трав.
И, позабыв про свой угрюмый нрав,
Он погружен в Твое очарованье.

***

Я вижу среди суеты людской,
Среди камней, нависших надо мною
Улыбку, окрыленную мечтою,
И взгляд, наполненный теплом и красотой.

Твоя душа - дыхание весны -
Чиста, свежа, наполнена цветами.
И, может быть, Твоими нежными устами
Со мною говорит дитя Любви.

Твое движенье - гладь морской воды.
И сможешь Ты по ней пройти наверно.
Ты знаешь - Я люблю Тебя безмерно.
Ведь Ангел мой - конечно это Ты.

___###___

АЛИНА МОСИНА

Ее профессия - литературный редактор. Живет и работает в Воронеже.

***

Из открытого окна
проезжавшего авто
ты махнуло мне рукой,
ярко-рыжее пальто.
И колеса, зашипев,
вмиг ускорили свой бег.
Не увидел то никто,
лишь один вчерашний снег.

***
Чайный круговорот


Чайная роза
          в чашке с заваркой,
Я жду закипания
          огромного чайника.
Пишется проза
         в домике с аркой,
Слышны завывания
         кипящего чайника.
Чайная роза -
         и мне уже жарко.
И снова стенания
         раскаленного чайника.

***
Фантазии зимнего леса

Я подсматривала за плясками
Голых чудищ в зимнем лесу,
Поцелуями их да ласками,
И за елкой, пустившей слезу.
Все деревья любились раздетые,
Развалившись на мягком снегу.
Девять месяцев - и многодетные
Будут семьи в таежном кругу.

***

А сегодня я видела,
        как смеялись цветы.
Мне никто не поверил -
        не поверишь и ты.
Я открыла окно
        и впустила их смех...
Вот, не веришь и ты,
        хоть доверчивей всех.
Золотистым ручьем
        смех ворвался ко мне,
Он собрался в парчу
        и повис на окне.

***

Лучиком рыжим коснулся волос...
Как без тебя мне сегодня спалось?
Снилась тайга и седые леса,
Рыжее солнце, твой смех и глаза.
Снились драконы пестрый платок,
И чье-то сердце у каменных ног.
Шествие с лентами, чьи-то слова:
"Завтра увидимся в три или два..."
Камень растаял и гулко упал,
Рыжее солнце скатилось со скал.

___###___

ЗИНАИДА ТЕРСКИХ

Этой женщине никогда и никто не сможет дать ее годы, а между тем, это самый почтенный наш автор. Зинаиде Павловне 80 лет.

***
        Волна

Однажды, свежести полна,
В пески прибрежные
Большая двигалась волна -
Витки мятежные.

Волна меня приподняла
Над галькой серою,
И, как ребенка, обвила
Кипенью белою...

И откатилась, отбыла
В свои владения,
Но долго я в плену была
Того мгновенья.

Катились к морю кружева
Ажурной пены,
Плескалось море... Я ждала,
Чудес, наверно?

А чудеса, когда их ждут,
Вокруг витают;
Глаза друзей, глаза подруг
Тепло сияют!

Прошли года. Они полны
Забот, волнения...
А мне все снится шум волны
Прикосновения...

Зачахнет мир от суеты
И словопрения
Не будь на свете красоты,
То - суть прозрения!

___###___

АЛЕКСАНДР БОЛДЫРЁВ

Автору 50 лет, живет в селе Елань-Колено Новохоперского района. Стихи прислал почтой, сопроводив подробным письмом, вот цитата: "О себе я не распространяюсь, хотя некоторая "экстремальность" жизни сковывает чувства - с 16 лет парализован. Образование получал на дому: периодика, классика, искусство, поэзия...  Публикации были во многих журналах и газетах." Готова книга стихов, но нет средств для издания. Ищет спонсоров, адрес в редакции.

***

Утро

                В. Максимову

Кочетовка! Кочетовка!
На рыбалке пред зарей
были мы. И вдруг стозвонко
пробудилось... Боже мой!

Голосисто, переливно
взвилось ввысь: "Ку-ка-ре-ку!",
в переводе на цивильный:
"Куйте радость на веку!"

Кочетовка! Кочетовка!
Парни - будто кочета,
каждый праздник потасовка,
после буднего труда.

За рекой прошли комбайны, -
красногруды кочета,
в бой вступая генеральный,
под названием страда.

И едва красноголосцы
возвестили: "День воскрес!",
как из бункера, из солнца
хлынул жаркий хлеб небес...

***
Медовый Спас

Над Еланью вечером
звездным пахнет клевером,
лунною антоновкой,
с молодой оскоминкой.

Из ковша созвездия
золотистый каплет мед.
Спас медовый настает,
праздник благоденствия.

Дымари - на полочке,
сеточки - по гвоздичкам,
мед стоит в кладовочке.
Гости завтра будут к нам.

Будет рыба жариться,
тут и раки сварятся.
Малосольные огурчики:
для раздумчивой закусочки.
А с арбузом рядом мед, -
и в разлив, и в виде сот...

Это - завтра... А пока
манит свежестью река:
устремиться в лоно вод, -
отрешиться, от забот.
Плыть и плыть, расправив длани,
в звездном блеске и сверканьи...

И мечтать - о небывалом,
что зовется идеалом...
И грустить о том, что мимо,
что уже недостижимо...
Вдаль несет Елань-река
и Мгновенья... и Века...

***
Утренняя молитва

Да святится - это небо,
и земля под ним в цветах!

Да святится - свежесть хлеба
в трудовых людских руках.

Да святится - в небе птица,
корень сахарный в земле.

Все на свете - да святится,
что еще на свет родится.

Зайчик солнечный резвится
пусть на письменном столе!

***
Мольберт на полу


Девушка пишет ногою картины,
в туфельке дырку проделав для кисти.
И возникают дворцы и руины
на загрунтованном в тон оргалите.

Зеленоглазая, словно Венера,
так же красива и так же безрука.
Нравится многим полотен манера,
и покупают за "баксы" без звука.

Руки, отъятые волею рока,
где-то бытуют в другом измеренье:
в море глубоком и в небе высоком
ищут подобие и продолженье.

Краски являются ей и сюжеты,
ритму прибоя ажурному вторя.
Кистью лаская поверхность мольберта,
мнит она рыбой себя кистеперой.

Ищет ответ на вопрос, восходящий
в сферу большого, святого искусства,-
зернышко счастья, как в мире знобящем,
вырастить нежною силою чувства?

___###___

ГАЛИНА НОВОТОЧИНОВА

Работает библиотекарем в селе Ендовище.  Тематика ее стихотворений разнообразна: и тонкий лирик, и мягкий юморист, и едкий сатирик - все присутствует в ее творчестве. Поражает пронзительная боль за негативные явления наших дней.

***
Святки

У метелицы руки устали,
Всю неделю взбивала перину,
Новый Год приглашая в гости,
На морозе белила холстину.
Серебром вышивала накидки,
И на землю небрежно бросала,
А дороги да тропы лесные
Снежным пухом своим укрывала.
Украшала деревья и хаты,
Будто свадьбу готовила чью-то.
И деревья от края до края
Все по царски одеты, обуты.
Вот и святки. Невесты гадают,
Каждой хочется знать свою долю,
На кольцо обручальное скоро ль
Им менять свою девичью волю?
И бросают девчата сапожки,
Зажигают у зеркала свечи,
Ожидают, колдуя на картах,
Долгожданной, единственной встречи.

***
Детство

Был серый день. Стоял ноябрь.
Холодный ветер грыз всех до костей.
Прохожие, скользя по липкой грязи,
Спешили, кто с работы, кто с гостей.
На тротуаре, в куртке не по росту,
Окоченев, с табличкой на груди
Сидел ребёнок и следил устало
За кружкой, что стояла впереди.
А в кружке было в той совсем немного
Народом в спешке поданных монет.
Хозяину, похоже, хватит только
На пару пачек с фильтром сигарет.
Ты чей, ребёнок? Кто ты и откуда?
Как звать тебя? Ребёнок лишь молчал.
Глотая слёзы, брошенные наземь
Он деньги с грязью в кружку собирал.
Да сколько их, таких уж вот детишек
Сидят на тротуарах по стране:
Бесправных и голодных, босых, нищих.
Не по своей, по чьей тогда вине?
Кто виноват в растоптанном их детстве? -
Ответить на вопрос я не берусь,
Но знаю точно -
Рядом с этим детством
С рукой протянутой
Застыла наша Русь.

___###___

АЛЕКСАНДР ПОЛОВИНКИН

Знаком нашим читателям по сборнику "День поэзии-2002". Работает плотником.  Живет в поселке Олымский Курской области.

***
Старый русский

И быстрый снег, и резкий ветер -
Вновь непогода за окном...
А где-то есть на белом свете
Земля, обильная теплом.

Растут там кофе и бананы,
И ананасы, и батат.
И лакомятся обезьяны
Всей этой всячиной подряд.

Я ж достаю из поддувала
Картошку, больно обожжась,
Но рад вот этому немало.
Ну надо же, ведь испеклась...

И ломтиками нарезаю
Я сало, проглотив слюну...
Холодненькое, я-то знаю,
Мне по душе не одному.

И достаю хлеб из буфета,
И нарезаю на свой стол.
И водки нашей, нет секрета,
Я наливаю граммов сто.

Бежит тепло по телу жгуче,
Хмелеет голова моя.
Хочу сказать на этот случай:
Ну, чем не старый русский я.

Ведь мне не нужно опасаться
За жизнь свою на склоне лет.
Не нужен пистолет стреляться,
Тем паче, и бронежилет.

Хрустит картошка, сало тает
Во рту... да что уж говорить,
Я вновь сто граммов наливаю...
А почему не повторить?

И пусть там снег и резкий ветер...
Но здесь в домашней тишине
Я позабыл про все на свете
За зимней вьюгою в окне.

***

Ты вышла замуж... Сколько лет
Прошло с дождями и снегами...
Но до сих пор тебе я вслед
Тянусь душой, как звездный свет:
Давай останемся друзьями.

И нет ответа. Ангел мой,
Ведь ты не ведаешь доныне,
Как берегу я твой покой
В полуденный час и ночной,
Волнуясь чувствами своими.

И где б ты даже ни была,
Хоть за лесами, за морями,
Ты не держи на сердце зла,
Судьба, коль счастья не дала:
Давай останемся друзьями.

Есть у меня мечта одна,
Как клад сокрыл ее глубоко.
И если сбудется она,
То вновь ко мне придет весна,
И я не буду ждать с тревогой.

И потому чуть светел я,
Что есть надежда за горами,
И пусть она струей ручья
Плеснет тебе, любовь моя:
Давай останемся друзьями.


___###___

АЛЕВТИНА СКАБЕЛИНА

Живет в Санкт-Петербурге. С берегов Невы приветствует наш День Поэзии.

***

Поле Чудес

Пусть богат ты, как Крез,
            или беден, как мышь,
Жизнь у каждого -
        Поле Чудес.
Не предскажешь судьбу,
                да и не подглядишь -
Будешь с выигрышем ты
                или без.

Бег по кругу. Что ждёт - не дано угадать.
В суете забываем, что ищем.
Уж не ждём, что на нас снизойдёт
                благодать:
Будет день, значит будет и пища.

Ты прости нас, Господь, за суетность сует!
Чтоб могли мы подсудно ответить,
Помоги нам понять, что есть тьма,
                что есть свет?
Мы твои ошалелые дети.

Нас несёт круговерть. Кто-то пан,
                кто пропал.
Убыстряется скорость движенья.
Якубович, хоть ты придержи барабан,
Дай нам времени на размышленье!

Мы устали от тяжести бренных оков,
Рады каждому доброму слову.
Жаль, что Поле Чудес лишь в
                стране дураков,
Да ещё в развлекательном шоу.

***

      Полдень в Саякской степи

Жара!
Невыносимая жара!
Кажется солнце
огненным маятником
По небу мается,
Ищет хоть тучку,
Хоть облачко малое,
Чтобы укрыться.
И, не найдя, солнце падает
В изнеможении на землю
Без зелени,
Как бубен, звучную.
Земля, как женщина в отчаяньи,
В немом молчании
Столбами пыли, словно руками,
Тянется к небу,
Моля пощады,
Судьбу ругая...
Жара!
Невыносимая жара!

___###___

КЛАРА МАЗКО

Инвалид с детства, издала девять поэтических сборников. Живет в Воронеже, остро нуждается в общении и участии.

***
Безлюдным полем, слякотной дорогой
Плетется конь, повозку волоча.
И бродит взор по серости убогой,
Не внемля посвистам бича.

Возница ловит звуки чутко,
Ухабы зная наизусть.
И на воде бесшумно утка
Передает мне эту грусть.

И ветер взмахивая гривой,
Торопит изредка коня.
И конь бежит рысцой игривой,
В осенний сон неся меня.

***

На платье тускло блещет брошь
И складки мягкие помяты.
На честном слове ты мне лжешь,
Что чувства пламенем объяты.

Как тень, заплаканным лицом
Склоняюсь к осени дождливой.
И метка мнимая кольцом
Мне быть пророчит несчастливой.

От боли болью боль не тронь
Пока с лица земли не сгину,
Пока горит души огонь
И плоть жива наполовину.

___###___

ЕЛЕНА ВОЛОТОВА

Менеджер, психолог и поэт. Имеет свою книгу. Живет в Воронеже.


***

Как Со-Вершенна...
            - Красота...
Едва... заметного
            мгновенья...
- на Фоне...
         - Лунного
                Затменья... -
- Блестит... -
           - Лиловая
                Роса...

***

Тончайших... Звуков...
        Лепестки... -
- Дрожат... На древе Мирозданья...
        - Чаруя... Хрупкое Сознанье... -
- из них... Рождаемой...
                - Души...

***
Сушат
        прежние
                Надежды

на
     балконах
                горожане,

вывернув
          их
              - наизнанку
                - рукавами...

___###___

ИРИНА ГЛУШКОВА

Студентка Бутурлиновского педучилища. Участница первого выпуска "День поэзии-2001", автор собственного сборника "Пока журчат святые родники", изданного в серии альманахов "Река Времени".


        Васильковая Русь

Если стынут морозы в снегу,
Смежу веки - мечтанья легки.
В них как будто по полю бегу,
А кругом - васильки, васильки.

Я с собою тебя позову,
Чтоб узнал и почувствовал ты,
Нежно как целовать синеву
Отразившую цвет высоты.

Чтоб жилось хорошо на земле,
Разнотравьем цвели пустыри,
И купалась река в хрустале,
Под крылом красноталой зари.

Здесь никто никуда не спешит,
Мирно шепчется с травами дрок.
И росинка святая дрожит,
И трепещет над ней ветерок.

Пляшут кудри седых облаков.
Не забудь, что добро в мире есть.
Светлый ангел из толщи веков
Мне принес эту ясную весть.

И однажды, пройдя путь земной,
Я всего лишь на миг оглянусь.
И обнимет меня тишиной
Васильковая синяя Русь.

Без стесненья и страха шагну
Я в лазурный небесный приют,
И пускай, продолжая весну,
Васильки мои песни поют.

___###___

ОЛЬГА СОЛОДОВНИКОВА

Аспирантка экологии на биологическом факультете ВГУ.

***
Красное и белое

Алое с белым - киноварь с мелом.
Кровь на снегу - заурядное дело.

Красный квадрат и белые стены.
Где-то протяжно воют сирены.

Как на ветру японские флаги.
Белая марля, красная влага.

Цвет постоянства и цвет беспредела.
Кажется, ведьма с косой подоспела...

Предсмертные хрипы в больничной палате.
На скатерти сочная мякоть граната.

Ангелов толпы на белом пороге
Душу оденут в пурпурную тогу.

Цвет вдохновенья, цвет скорби и фальши.
Напиток кровавый в фарфоровой чаше.

Багровый маяк в серебристом тумане.
Вскрытые вены в наполненной ванне.

Раненый принц на белом коне.
Клочья бумаги пляшут в огне.

На гипсовых слепках губная помада.
Кислая клюква в кусках рафинада.

Вишневый сироп на сахарной вате.
Невинная девушка в брачной кровати.

Красный крест на белых одеждах.
Цвет безупречности, цвет зыбкой надежды.

Маки и опий - два яда в одном.
Плавает лебедь в бокале с вином.

Рисует художник заката картину
В отблесках белого солнца пустыни.

Искры в глазах волков-одиночек.
На мраморе аленький вянет цветочек.

Жгучая магма из жерла вулкана
Сыплется соль на края рваной раны.

Цвет пораженья в опасной игре.
Рыба-белуга в красной икре.

Белые крысы жрут красное мясо.
Жизнь положила конец всем сеансам...

Вспышка... Конец жизни сеанса...


___###___

РОМАН ЛЕВИН

Практикующий юрист. Живет и работает в Воронеже. Участник предыдущего Дня Поэзии.

***

Посмотри на это небо,
Я дарю тебе его.
Ну, зачем ты просишь хлеба
Вместе с маслом для него.

Посмотри на это солнце,
Посмотри, оно твое.
Тебе нужен свет в оконце? -
Не слепит и спать дает.

Посмотри на эти звезды,
Забирай одну, иль все.
Что?.. Ты хочешь золотую,
Ту, что видела во сне.

Извини, я хлеб и злато
Не пеку и не кую.
Я не бог в блестящих латах...
Просто я тебя люблю.

***

В первом чувстве, в первом слове
Чистота и простота,
Старый мир вдруг ярко-новый,
Все - любовь и доброта.

А затем приходят мысли
И их спутник - жалкий быт,
И любовь вдруг станет кислой,
Ярко-новый мир забыт.


___###___

ТАТЬЯНА ИВАНОВА

Живет на станции Графской, в юности долго жила на Дальнем Востоке. Романтичность натуры сказывается и в ее профессиях, которых много:  штукатур-маляр, охранник, секретарь - это далеко не полный список.

***
Серая лошадка Данка

Серой лошадкой по кругу бегу,
От господина уйти не могу,

Ветер мне треплет белую гриву,
Раньше была я лошадкой игривой.

Ну а теперь, что теперь мне сказать?
Сердцу разбитому участь страдать.

Разве на свет родилась, чтоб так жить?
Серой лошадкой кому-то служить?

Мне бы по полю промчаться бы вскачь!
Где ж моя воля? Терпи и не плачь.

***

Из чувств сплету большую нить.
Смотаю все в клубок.
За окнами зима лежит.
Воркует голубок
О теплом лете, о любви.
И просит: нить не разорви.

___###___

ГАЛИНА ГОНЧАРОВА

Учится в 10 классе школы № 62 Воронежа.

***
Татьяна


                ... Сейчас отдать я рада
                Всю эту ветошь маскарада,
                Весь этот блеск, и шум, и чад
                За полку книг, за дикий сад.

                А. С. Пушкин

Да, впрочем, свет всегда был слеп -
Не видит чувств, а только блеск...

А для Татьяны дикий сад
важней балов и всех отрад,
Важнее шумной суеты
то место, где живут мечты.

О, как доверчиво мила
Татьяна грустная была -
В письме всю душу излила!

Но Боже! Таня в этот раз
не ожидала жестких фраз.
Любовь отвергнута - одна
стоит печальна и бледна.

Прошли года... И муж богат,
увидеть Таню каждый рад:
Ее улыбку и наряд...

Там на балу среди гостей
предстал Онегин перед ней,
Не спит ночами... он влюблен!

Да, впрочем, свет всегда был слеп -
Не видит чувств, а только блеск...

Татьяна любит, но молчит,
хоть помнит горечи обид
и те чудесные места...
Ее любовь всегда чиста!

***
Детство


                Все мы родом из детства.

                Сент-Экзюпери

"Все мы родом из детства", -
Говорят и не врут.
На планете есть место, -
Я счастливая тут.

На планете есть место,
Где заря хороша.
Там, где кончилось детство,
Остается душа.

Все мы родом из детства.
Я не знаю преград!
Вот найти бы мне средство
Возвратиться назад!

___###___

ИЛЬЯ ГУДКОВ

Будущий врач, студент Воронежской медицинской академии.

***
Черный рыцарь

(Сага)

Над высокой над скалою
Небо серое рыжеет:
День еще один стареет,
Поседевши головою.

На утесе замок крепкий
Возвышается над морем.
Он людским пропитан горем
Таким приторным и терпким.

Черный Готфрид рыцарь смерти
В замке этом обитает
Диких пруссов он карает
За богам поклонство древним.

Истуканов он дубовых
Придает огню нещадно,
На огонь любуясь жадно,
Ищет жертв для мести новых.

А затем с дружиной бравой,
На коне своем могучем,
Чрез поля чрез лес дремучий
Он спешит на бой кровавый.

И когда шум зверств и боя
Понемногу затихает,
Как ребенок он рыдает
У холодного у моря.

Заливается слезами,
Обращаясь к Приснодеве,
Крест с плаща срывает в гневе,
И песок гребет руками.

То любовь его печалит,
Та, которой он лишился,
Та, на кой хотел жениться,
Та, что в сердце больно ранит.

Та, что уплыла когда-то,
Уплыла ему на горе
И погибла в бурном море.
О, безумная утрата!

Черный Готфрид рыцарь смерти
Ищет мести, ищет слепо,
Но не хочет видно небо
Дать покой ему на тверди.

Но однажды в день недобрый,
На брегу морском, янтарном
Был убит в бою неравном
Рыцарь смерти Готфрид черный.

Он убил немало трусов:
Им урок был славный задан,
Но был хитро в море загнан
И погиб от копий пруссов.

И вернулся снова в море,
Что любовь его украло,
То, что в гневе проклинал он
За всю боль свою и горе.

___###___

ДЕНИС ПЕРЕЯСЛАВЦЕВ

Пишет песни, с друзьями создал инструментальный ансамбль. Живет в Воронеже.

***
Ветер

Он приходит в гости по утрам,
Он врывается в дома, словно бурный поток,
Открывает окна здесь и там
И приносит в гости раскаленный песок.
Он умеет летать высоко над землей,
Он уносит печаль в запредельную даль,
Бесконечен как время над моей головой,
Он не знает, кому и когда умирать.
Собирает он пыль вдоль границы дорог,
Омывает он город холодной водой,
И никто не узнает, как он одинок,
И ему никогда не вернуться домой.
Он уйдет на закате беспечного дня,
Он распят на кресте перекрестка дорог,
Словно раненый зверь, он бежит от огня,
И с надеждой в душе он глядит на восток.

***
Ангелы моря

Я видел как ветер
Смывает следы на песке,
И с ними уходит
Тоска о былом.
Я помню как море
Глотало закат в сентябре,
А волны шумели
И звали меня за собой.
Я воздух вдыхал
И смотрел, как плывут облака,
А вечер тихонько
Сидел у меня за спиной.
Курил сигареты,
Пьянел от глотка коньяка,
А море ласкало ладони
Соленой водой.
Я видел как медленно
День умирал в тишине,
И солнца скрывал лучи янтаря
Под водой.
Как ангелы моря
Бесшумно спустились ко мне,
И рядом сидели и пили
И пели со мной.
Я с ними по берегу
Молча ходил до утра,
Встречали рассвет
И прощались с последней звездой.
Я видел, как тлели
Последние дни сентября,
А утром вернулся домой
Опоенный мечтой.

___###___

ЕЛЕНА СЕЛИВАНОВА

Мама троих детей, педагог. Живет и работает в Воронеже.


***

Мужчина и Женщина

Мужчина - Вечность.
                Женщина - мгновенье...
Он создан из работ и вдохновенья,
Он строит мир, творит он чудеса...
А женский вклад - всего на полчаса.
Он создал дом. Содержит он семью.
А я готовлю, мою, чищу, шью.
Следы его - везде, на всех предметах,
А у меня на кухне жарятся котлеты.
И снова миг за мигом у меня работа:
Стираю, глажу, убираю что-то...
Так созидаю Вечность и его,
Сама же состою из ничего.
Но! В этом есть одна метаморфоза,
Когда шипы вдруг украшает роза,
Где Вечность открывается иная.
Тот, кто любил, конечно это знает.
Когда Мужчина только прикоснется,
Душа, как в омут, в нежность окунется.
Подарит миг он радости и света,
И Женщина заполнит всю планету!
Он пригубить позволит наслажденья,
А у нее в груди - пожар весенний.
И днем одним так долго будет жить!
Из капель памяти прекрасное творить!
Вспорхнет над миром, суету оставя...
А кто она? Да женщина простая...
И на вершине крошечного мира
родится жизнь, что Женщиной хранима,
Пушистый птенчик - наша Бесконечность.
Мужчина - миг! А Женщина - как Вечность!

___###___

ВЛАДИМИР ЛОВЧИКОВ

Поэт, музыкант и художник.  Руководит Воронежским филиалом Московского экономико-финансового института.

***
             Зеркало души

Зеркалу моей души не спится,
Отчего гляжу в него, не знаю.
В нём я вижу дорогие лица
Тех, кого не часто навещаю.

И когда я с ним веду беседу,
Мне оно порой напоминает,
Почему так долго я не еду
В дом, в котором нас не забывают.

Зеркало моей души покажет
То лицо, что помню с колыбели;
И под стук колёс мне тихо скажет,
Что не зря с тобою в поезд сели.

***

Я бегу от проблем и хлопот,
От подаренных кем-то забот.
Нет, назвать меня трусом нельзя,
Превратить хочу пешку в ферзя.

Но не эта мне выпала роль,
Пешек нет, беззащитный король.
И опять я бегу, чтоб успеть.
И не знаю, поплакать иль спеть.

Я смотрю на полёт журавля,
Для него так прекрасна земля.
Полюбуюсь на эту прекрасную птицу.
Разжимаю ладонь: будь свободна, синица.

___###___

ЕКАТЕРИНА МОСИНА

Издатель серии "Река Времени".


***
Синица

              "Синица в руках - это я"

Ох, как плохо синице в чужих руках
все журавль ей снится, что летит в облаках.

Хоть и малая птица, синица поет,
ее сердце стремится в журавлиный полет.

Но судьба его в клетке до последнего биться,
на зеленую ветку не сядет синица.

Свобода ей снится, что так хороша.
У маленькой птицы плачет душа.

Все сильнее сжимает чужая рука...
А журавль и не знает, какая тоска.


***

Белого снега ложе -
Поле спит у села.
Сердце и душу гложет
Предвосхищенье тепла.

Поле живое и дышит,
Морочат его сны,
А в норках под снегом мыши
Слушают песню весны.


***

В тишине,
       где цветы
              на бульваре,
Где к столбу
          притулилась
                скамья,
Там
   два дерева
            тянутся в паре:
Справа - ты.
Слева - я.


***
            ... Сжала руки под темной вуалью...
                А. Ахматова

Облегченно вздохнула, бледнея.
Отчего мне сегодня светло?
Камень - с сердца, а руки - с шеи.
Расстаемся с тобой мы легко.

Прошел мимо походкой твердой.
Мое сердце скатилось звездой.
Я решила, что буду гордой,
Ах, кричать так хотелось: "Постой!"

Сам вернулся. Усмешкой играя,
Поцелуй приложил к рукам.
И сказал мне: "Прости, дорогая".
И не знал, как жесток ты был сам.

Оборвавшись, сердце скатилось,
И к небу взметнулось вновь...
Чье-то зеркало где-то разбилось.
Но жива больная любовь.


Дама с горностаем

(Экспромт)
                В. Суминой

Я дама авангардная.
Я - дама Леонардова.
Я - дама с горностаем.
Я очень непростая.

Гуляя в "Реке Времени".
Устала я от бремени.
Картину вспоминаю,
"Даму с горностаем".

Мольберт в проеме у окна -
Рисует Валя Сумина.
Художник Валентина
Напишет мне картину.

Я вовсе непростая.
Я - дама с горностаем.
Я дама авангардна.
Я - дама Леонардо.


Рецензии