ДВЕ РОЗЫ

               

Передо мною сборник стихов Анны Лановой, небольшая книга, она, словно птица с подрезанным крылом, не может взлететь с ладони литературного критика и вынуждена терпеть прикосновение к душевным ранам.
Любовная лирика отвергает классические поэтические формы: в ней главенствуют чувства, чувства определяют размер и ритмику строки, пульс сердца выжигает лёд и остужает огонь, автор использует свой опыт жизни: «душа сильнее любит на закате».
Поэзия – это не только рифмы, это – стихия свободного выражения мыслей, их не загонишь  в лабиринт поэтической формы. В стихотворении главным является содержание. Проза сама по себе может даже стать выше поэзии. Считаем же мы бесценными прозаические переводы поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», но эти шедевры поэтически так и не раскрыты переводчиками, такой же бесценной должна быть судьба каждого человека, его поэма о любви, если она написана по воле его души.
Мелодия памяти использует свой ритм – эмоционально-импульсивный: «На столе лежат две розы», – от этих печальных строк разрывается сердце. Но что делать? Разлука неминуемо обрывает все планы, мечты и желания, нет рядом милого человека и нет душевной соединительной нити. Страшно, когда любовь разбивается о  равнодушие, о «человека в футляре», который за семью печатями прячет свою душу. Грустно осознавать, что «замок счастья построен на песке».
Но жизнь продолжается… Трагедия притупляется, но не забывается, и героиня любовного романа не теряет надежды на встречу и не верит в неизбежность раздвигаемой временем пропасти.
Поэту, как актёру, приходится играть две роли, мысленно вести разговор с любимым, чувствуя его прикосновение и используя отдушину для излияния чувств через вязь строк, которые помогают пережить несчастье: «Судьба, ты выбрала меня, ты рифмы мне вложила в душу».
Анна Макаровна возвращает в художественный мир милые сердцу образы, оживляет их своей властью над цветом. Ведь мир остаётся живым, если в нём присутствуют оттенки света. Чтобы не чувствовать боль, сознание ищет защиту от прошлого, отгораживаясь непроницаемым барьером, но мысли проникают сквозь стену: «прошлое не надо воскрешать!», а чувства утверждают обратное.
Эта книга – искренняя повесть о любви и включает в себя интимную лирику о пережитых радостных и тягостных чувствах, размышлениях: «лучше было болеть одиночеством, чем теперь мне болеть любовью».
Но одиночество томит, вспоминаются встречи с любимым, измена, запоздалые объяснения, иронически оцениваются необдуманные действия: «ты заблудился… в моих глазах, моих прикосновеньях», но, несмотря на разрыв, желания и мечты крепнут, а когда милый рядом, поэтесса восклицает: «в галактиках других так не целуют».
В основе стихотворений лежит философское осмысление поступков, характера, жестокости бытия. Страдает избитая незащищённая душа, нагая, как и тело. Умирают на небе звёзды, умирает счастье, остаётся лишь одиночество: «не петь уж прошлогодним птицам и не вернуть ушедший май». Любовь не терпит расстояния, жизнь в разных городах вселяет грусть, и сама дорога сочувственно и образно соединяет «рельс протянутые руки».
Стихи часто приходят к поэтессе небесным знаком в забытье, в полудреме и во сне, может быть,  в это время не главенствует рассудок, и облегчённая душа не обременена тяжестью бытия, излагает свои взгляды на вечность и на мгновения жизни.
Читателя многое заинтересует в этой книге чувств. Отмечу очень сильное по нравственному содержанию стихотворение «Две Мадонны», в нём изложено единство божественной и материнской любви в православном мире. Замечательны строки о любовной дуэли, изложенные в объяснениях. Пленительна исповедь души перед любимым, даже если он никогда об этом не узнает, но чувство, перенесённое на холст письма, не меркнет, озарено картиной. Увлекает поэтическая перекличка памяти, кажется, что это незаконченная повесть с интригующим сюжетом.
Автор, используя выразительные средства русского языка, добавляет свои афоризмы и крылатые образы: «Я лекарства от любви не знаю», «Года, как кубики, сложить», «Не может греть вчерашняя любовь», «Наш роман, как туман над рекой»,  «Ведь мой не выдуман герой», «Играем взглядами, словно в теннис, а это любовь», «В несчастьях обычно плоть виновата», «Любовь уходит тихо-тихо без паровозного гудка», «Ты пришел ко мне из осени и мечту мне подарил».
В книге публикуется не только любовная лирика, но стихи о детях, фольклорные зарисовки в жанре лубочного сказа о забавных, весёлых, поучительных историях и занимательных случаях. Гражданские стихи. Миниатюры о природе, о чувствах, о людях. Мистические сценки.
Анна Макаровна как художник трепетно относится к своему творчеству. Её произведения включают в себя незавершённые этюды, наброски и выполненные по заказу души художественные полотна памяти – выстраданные произведения. Выдавая на суд читателя свою первую книгу, поэтесса надеется, что благодарный читатель выскажет своё мнение, и эта оценка поможет писательнице развить свой талант до высокого профессионального уровня.


Рецензии