Мать-героиня

«..Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз
Гляжу, поднимается медленно в гору…»


Моему Ромашке девять лет.
Вчера учили с ним отрывок Некрасова «Крестьянские дети». На каждом неизвестном слове останавливались для разъяснения. Хворост,  шествуя, чинно, уздцы...

Дошли до места: "Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."

Я вспомнила бабушку Дуню, царство ей небесное. Родилась она в Брянской области 9 мая 1918 года. Рассказала Ромашке, что у моей бабушки было тринадцать детей. Что моя мама, она же для Ромки - бабушка Зина, была пятым ребенком в семье. И что есть у нее еще семеро сестер и пятеро братьев. И что бабушка Дуня была награждена орденом “Мать-героиня”. Орден этот выполнен в виде золотой звезды на фоне серебряных лучей. Я открыла Интернет и показала Ромке рисунок.

Ромка отстраненно воспринимал информацию, не понимая, не запоминая... Вот смотри, говорю, у твоей пробабушки Нади двое детей – бабушка Таня (моя свекровь) и бабушка Оля.

Рома хорошо знаком с этими бабушками, так как видит их каждый день.

- И больше у них нет сестер и братьев. А у бабушки Зины (моя мама) аж 12 сестер и братьев. Живут они в разных городах, кто в Надыме, кто в Новосибирске, кто в Донецке, на Сахалине, в Москве, в Брянске...

Скажу я вам, для Ромки это было открытием. Он вытаращил глаза и спросил: – Бабушка Таня и бабушка Оля – дети бабушки Нади?

Ребенок мой, пока я на работе, находится у  свекрови. А она живёт со своей мамой. И надо же, такая простая родственная связь – бабушка-пробабушка ускользнула от понимания.

Я задумалась, сколько мы тратим время на изучение карты мира, энциклопедии музыки, животных, картин, учим правила русского языка, английского,  математики... А простые, элементарные вещи, забываем объяснить детям.

Бабушка Дуня, когда приезжала к нам в гости, каждый раз в отношении  папы говорила – человек.
Она спрашивала у мамы: "Где твой человек?", "А человек-то твой не против?".

Вот и у Некрасова: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я..."

Свекровь, считала меня неграмотной, из-за использования мной в речи таких слов как "стулочка", вместо табурет, "лавка (лавочка)", вместо скамья и тп...

А дело было в том, что бабушка Дуня, после окончания Второй мировой войны, получила вместе с орденом "Мать-Героиня" и квартиру под Донецком, в селе Авдеевка (Украина). Это от туда в нашу семью мама привезла "стулочку", а я продолжила ее нести вглубь России. 

Спустя 30 лет, объясняя Некрасова сыну, я нашла корни своей "неграмотности".

Бабушка говорила на отца, не "человек", а "чоловик" (с украинского - муж), и Некрасов родившийся на Украине, воспитываемый матерью польского происхождения, (с польского cz;owiek - мужчина) привнес знания этого "человека" в моего сына.



==========================
*Звание "Мать-героиня" было установлено 8 июля 1944 года. Его присваивали матерям, которые родили и воспитали 10 или более детей. Получателям звания вручали знак ордена и грамоту Президиума Верховного Совета СССР.

*С 15 августа 2022 года  звание «Мать-героиня» присваивается женщинам, родившим пять и более детей, при присвоении звания награждённой матери выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 1 миллиона рублей.


Рецензии
Меня в самую глубину поразило вот это - "Ромашка"! красиво, удивительно и тепло. Спасибо огромное! Нати, приглашаю Вас на мой сайт - http://poputchiki.org - почему-то кажется, что Вам будет там уютно. В любом случае, мне важно Ваше мнение! Привет Ромашке!

Анатолий Образцов   11.05.2011 20:36     Заявить о нарушении
Спасибо Анатолий! :)

Нати   12.05.2011 01:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.